Здавалка
Главная | Обратная связь

Журналистика 1990-х



Ответ (Кузнецов):

Вместо однообразных партийных стали выходить качественные и массовые, государственные и коммерческие, официальные и оппозиционные издания. Уже в начале 1990-х годов появилось свыше тысячи газет и журналов разных политических направлений. В 1992 г. в стране действовало около 150 разных политических партий и движений со своими печатными органами. В числе первых появились газеты «Демократическая Россия», «Речь» (партия народной свободы), «Гражданин» (кадетская демократическая партия). Наиболее многочисленными были издания коммунистической и либерально-демократической партий. Из коммунистических можно выделить газеты «Народная правда», «Молния», «За Родину, за Сталина». С марта 1995 г. начала выходить газета компартии Российской Федерации «Правда России». Продолжали издаваться также «Правда», «Советская Россия». К середине 1990-х годов компартия объединяла в своих рядах более полумиллиона человек, имела около 120 газет, общий тираж которых составлял полтора миллиона экземпляров.

Значительную издательскую деятельность развернула и либерально-демократическая партия (ЛДПР). Кроме газет «Правда Жириновского» и «Сокол», имелись издания на местах: «Либерально-правовая газета» (Тамбов), «Елецкие вести» и др. «Новая газета» - «Яблоко», одной из главных газет демократов стали «Известия».

Наибольший тираж имеют газеты, не выражающие открыто партийной приверженности, стремящиеся к объективности суждений: «Аргументы и факты», «КоммерсантЪ», «Комсомольская правда», «Труд». Значительно представлена аграрная, женская и молодежная пресса. («Крестьянская Россия», «Нива России»; «Сударушка», «Натали», «Женские игры»). Пресса для детей и подростков («Пионерская правда», «Детская деловая газета» и «Школьная роман-газета»). Размах получают религиозные издания: «Семейная православная газета» (для семейного чтения), «Благовест» (для военных), «Утоли моя печали» (для заключенных). Возобновили выход некоторые дореволюционные церковные журналы «Духовный христианин» (основан в 1905 г.) и «Христианин» (1906 г.). Достойное место занимают литературно-художественные журналы «Новый мир», «Знамя», «Звезда», «Москва».

Появление газетно-журнальных издательских домов – одна из отличительных особенностей журналистики постсоветского периода, так как в рыночных условиях отдельному изданию не всегда удается выжить. Самыми первыми и наиболее крупными стали издательские дома «КоммерсантЪ»; «Экономика и жизнь». Крупнейшим в мире стал издательский дом газеты «Аргументы и факты».

Кардинальные изменения произошли в региональной журналистике. Издаются деловые, информационно-коммерческие, религиозные, литературно-художественные, спортивные, уфологические и другие газеты и журналы. В Красноярском крае в 1994 г. функционировало 179 газет, 16 журналов, 56 телевизионных, 20 радиопрограмм и 2 информационных агентства.

После дезинтеграции СССР структура Гостелерадио была разделена по республикам, ставшим независимыми государствами. В ведение России перешло 75 телецентров и телестудий, две государственные компании - «Останкино» и «Россия». К началу 1993 г. число вещательных и продюсерских телеорганизаций достигло тысячи. С 10 октября 1993 г. начались передачи канала НТВ, ставшего одним из лучших. Все больше проявляются специализированные новости: «Хорошие новости» на РТР, «Дорожный патруль» на ТВ-6, «Народные новости» для домашних хозяек, сатирические «Намедни» Л. Парфенова, «Итого» и «Куклы» В. Шендеровича. Важным событием стало развитие в России Интернета: в 1998 г. в русскоязычном Интернете насчитывалось уже свыше 700 периодических изданий, возрастает группа Интернет-медиа.

(Дальше по Овсепяну. Это ближе к тому, что вещала Устюжанина-2)

Под давлением масс в марте 1990 г. была изменена ст. Конституции СССР, которая признавала только за КПСС право на руководство советским обществом. Так ликвидировалось монопольное право КПСС на издание периодической печати.

В июне 1990 г. был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». Он отменил цензуру, предоставил широкие права на учреждение печатных изданий и других средств массовой информации, ввел их регистрацию как проявление новых принципов строительства журналистики в демократическом обществе. По данным Госкомпечати бывшего СССР, на 15 марта 1991 г. в стране было зарегистрировано около 1800 газет и журналов, рассчитанных на общесоюзную аудиторию. Около 850 газет выходило впервые. В их числе 233 принадлежали редакциям и издателям, 291 – общественным организациям, 124 – ассоциациям, 99 – кооперативам, 55 – совместным предприятиям, 24 – партийным организациям, 25 – акционерным обществам, 19 – религиозным организациям. Почти треть всей периодики – это частные издания .

Создание института учредителейпериодических изданий явилось важнейшим шагом в организации видоизменявшейся структуры центральной и местной прессы. Многообразие форм учредительства позволило типологически расширить систему периодической печати. Вышли в свет газеты Верховных Советов республик, издания областных, краевых Советов народных депутатов, общественно-политические и иллюстрированные еженедельные газеты, журналы и бюллетени, еженедельные издания для деловых людей с ежемесячным аналитическим приложением, еженедельники для массовой аудитории, газеты, рассчитанные на подготовленного читателя, ежемесячные издания газетно-журнального типа и др.

Новые тенденции в организации издательского дела, переход к рыночным отношениям изменили положение прессы. В особенно тяжелых условиях оказалась демократическая печать России. В наиболее выгодных – издания партийных комитетов КПСС, в руках которых были сосредоточены все материально-технические средства – финансы, бумага, полиграфическая база. И все-таки конкуренция вызвала к жизни качественно новые издания: «Независимую газету», «Куранты», «Коммерсантъ», «Совершенно секретно» и др.

Устранение монопольного права Центрального телевидения и Всесоюзного радио на эфирное время привело к существенным изменениям в структуре телевидения и радиовещания страны. На смену единой системе пришли разобщенные, не связанные общими целями 15 государственных телерадиокомплексов со своими проблемами и задачами.

Попытка государственного переворота в августе 1991 г. заметно отразилась на состоянии средств массовой информации страны. Одно из первых постановлений Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), принятых 19 августа 1991 г., касалось прекращения выпуска всех центральных и московских газет и журналов, за исключением шести газет КПСС, а также «Труда», «Известий» и «Красной звезды».

20 августа у Белого дома в Москве состоялся стотысячный митинг. Вместе с защитниками демократии на площади были и журналисты газет, запрещенных путчистами. Утром того же дня редакторы 11 независимых газет собрались в редакции «Московских новостей» и договорились выпускать «Общую газету», экстренно зарегистрированную в Министерстве печати РСФСР.

21 августа 1991 г. Президент Б. Ельцин издал указ «О СМИ в РСФСР», в котором говорилось о том, что имевший место переворот показал опасность монополизации СМИ, функционировавших на территории РСФСР. ТАСС, агентство «Новости», а также газеты «Правда», «Советская Россия», «Гласность», «Рабочая трибуна», «Московская правда», «Ленинское знамя» и другие, отмечалось в документе, вели активную кампанию клеветы против представителей законной власти, дезинформировали народ и по сути явились соучастниками государственного переворота. В соответствии с указом был временно приостановлен выпуск этих газет как изданий КПСС. 22 августа возобновился выход всех запрещенных ГКЧП демократических изданий.

События августа 1991 г. в значительной мере повлияли на политический спектр формировавшейся демократической журналистики страны. Гарантом ее стабильности в обществе явился указ президента РСФСР «О мерах по защите свободы печати в РСФСР», принятый 11 сентября 1991 г.

Перерегистрация функционировавших и регистрация новых периодических изданий и позволили представить реальное состояние структуры СМИ в последние месяцы 1991 г.

Газетный рынок в стране сложился одним из первых. У лучших изданий– газет «Московские новости», «Литературная газета», журнала «Новый мир» резко упало число подписчиков. А такие массовые популярные газеты, как «Труд» и «Комсомольская правда», потеряли по пять миллионов подписчиков. Рост цен на бумагу и распространение печатной продукции сделали нищими те издания, которые получили самую большую поддержку читателей. Последующий рост цен на бумагу, транспорт, связь, типографские расходы привел к высоким ценам на периодику. Сложилась ситуация, когда производство газеты обходится дешевле, чем ее доставка читателю.

В условиях рыночных отношений судьба большинства изданий оказалась в руках рекламодателей. «Охота» за рекламой явилась следствием экономических трудностей. Предоставленная независимость оказалась провозглашенной формально в силу непомерных расходов. Они, как и прежде, могут существовать, получая государственные дотации.

С образованием СНГ был сделан первый шаг к созданию нового сообщества – содружества суверенных наций, первый шаг в поисках путей сохранения единого информационного пространства.

КОММЕРЧЕСКИЕ СМИ

Из коммерческих СМИ прежде всего следует отметить группу Владимира Яковлева – издательский дом «Коммерсантъ». Газета «ъ» (в прошлом – «Ъ-Daily», общественно-политический еженедельник «Власть» (бывший «Ъ-Weekly»), экономический еженедельник «Деньги», еженедельник «Иностранец», ежемесячные журналы «Домовой», «Автопилот», журнал «Столица», появившийся в декабре 1998 года после пятой за свою историю смены редакции.

В основе успеха группы Яковлева – удачно и вовремя найденный контакт с новой социальной группой (предпринимателями), которая и является аудиторией его изданий.

В 1992 году вместо одной газеты появилось два издания: газета «Коммерсантъ-Daily» и экономический еженедельник «Коммерсантъ-weekly».

В новой российской журналистике есть только 3 выделяющихся «школы»: журналистика мнений (школа «НГ»), журналистика фактов (школа «Коммерсанта») и школа «МК», вариант массовой журналистики.

В середине 1997 года Яковлевым была проведена крупнейшая рекламная акция в истории российских СМИ. Вдоль дорог в столице и региональных центрах на рекламных щитах были размещены провокационные вопросы, под которыми не стояло никакой подписи: «Где жена?», «Сколько можно?», «Как с деньгами?» и «Кто здесь хозяин?». На тех же щитах не появилась реклама изданий «Коммерсанта». Жена читает «Домовой», С «Деньгами» все в порядке, а в остальном – «Все в нашей “Власти”» (новое название «Коммерсанта-weekly»).

Другая группа прессы возникла вокруг еженедельника «Аргументы и факты». Газета была символом «золотого века» российской прессы («демократической»), когда под руководством Владислава Старкова ее тираж перевалил за тридцать три миллиона экземпляров.

Главный редактор и журналисты «АиФ» опередили свое время, начав работать по принципам гласности. В результате - конфликт с ЦК КПСС и лично с Михаилом Горбачевым по поводу увольнения Владислава Старкова. Впервые в истории прессы коллектив редакции не подчинился вышестоящему идеологическому органу, встал на защиту своего редактора, что явилось предвестником краха тоталитарного режима. А через год, в 1990 году, еженедельник «Аиф» был внесен в книгу рекордов Гиннеса как самое тиражное издание в мире.

ИД «Экономическая газета» Юрия Якутина – не запятнала себя участием в российской политике.

«Московский комсомолец» выделяется тем, что ее редакции удается сочетать политическое влияние и расчет на самую широкую аудиторию. Отчасти влиятельность газеты достигается публикацией компромата и сенсаций. Выходит в Москве огромным тиражом, и никогда нельзя сказать заранее, в чьих интересах будет действовать на этот раз. Контрольный пакет издания принадлежит главному редактору «МК» Павлу Гусеву. Региональные издания газеты быстро вышли на самоокупаемость и уже начинают приносить прибыль. Газета «Совершенно секретно» в паре с «МК» представляет собой российскую реинкарнацию «разгребателей грязи».

Становление рынка коммерческих СМИ происходило параллельно с политизированными СМИ. Массовую прессу отличают стабильные тиражи.

Говоря о независимых СМИ в России, нельзя не отметить, что по-прежнему остаются издания, лозунгом которых является девиз «НГ» до 1995 года – «Независимость – наш главный капитал». Например, журнал «Новое время», «Новая газета».

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.