Методы прогнозирования
Качественные методы: - опрос потребителей - опрос экспертов - метод «Дельфи» - метод сценариев - метод «мозговой атаки» - системный анализ Количественные методы: - экстраполяция трендов - регрессионный анализ - экспоненциальное сглаживание - моделирование - модель «затраты – выпуск» - компонентный анализ - метод скользящей средней - метод функции роста - цепи Маркова Прогнозирование служит для выяснения тенденций развития фирмы в условиях постоянного изменения факторов внешней и внутренней среды и поиска рациональных маркетинговых мероприятий. В качестве инструментария при прогнозировании используется система методов, с помощью которых анализируются причинно-следственные параметры прошлых тенденций в деятельности предприятия и по результатам анализа формируются изменения в перспективе социально-экономического развития фирмы. Применение формализованных методов для прогнозирования сбыта продукции и рынков позволяет дать количественную характеристику связям между отдельными элементами и факторами окружающей среды и оценить их влияние на состояние и динамику рынка, проводить альтернативный анализ полученных результатов прогнозирования. При осуществлении экономических прогнозов довольно часто используются методы экспертных оценок (например, метод Дельфи). Сущность метода состоит в том, что прогнозные оценки определяются на основе заключений экспертов, которым поручается аргументированное обоснование своей точки зрения о состоянии и развитии того или иного рынка или проблемы. Специфика метода «Дельфи» заключается в том, что обобщение результатов исследования осуществляется путем индивидуального письменного опроса экспертов в несколько туров, по специально разработанной процедуре исследования. Надежность метода ''Дельфи" считается высокой при прогнозировании как на срок от 1 до 3 лет, так и на более длительный период времени. В зависимости от цели прогноза для получения экспертных оценок может привлекаться от 10 до 150 экспертов. Достаточно распространенным методом экспертных оценок является ''мозговая атака" или ''мозговой штурм". 3адача метода – выработка решений на основе совместного обсуждения проблемы экспертами. В качестве экспертов, как правило, выступают не только специалисты по данной проблеме, но и люди, которые являются специалистами в других областях знания. Дискуссия строится по заранее разработанному сценарию. На основе "мозгового штурма'' У. Гордон в 1960 г. предложил метод синектики. Его основное отличие от ''мозгового штурма'' заключается в том, что в качестве экспертов выступает стабильная по составу группа которая от ''штурма'' к ''штурму'' накапливает определенный опыт. Кроме того, использование метода синектики допускает критические высказывания. В качестве основных способов реализации этого метода специалисты выделяют приемы, основанные на аналогии (фантастическая, личная, прямая, образная и т. п.). Морфологический анализ - метод прогнозирования, в основу которого положено построение матрицы характеристик рынка и их возможных значений. Далее на основе перебора характеристик рынка и их значений получают различные варианты прогноза. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|