Здавалка
Главная | Обратная связь

Профессиональная пригодность и ее роль в проф. самоопределении личности.



«Профпригодность человека» - «взаимное соответствие» данного человека в данной области приложения его сил в данное время». В вопросах профессиональной пригодности нужно разбираться конкретно, индивидуально еще и потому, что на одной и той же работеразные люди добиваются успеха за счет разных сочетаний своих личных качеств. При конкретном анализе профессиональной пригодности человека (в связи с данной профессией) и при соответствующем воспитании, самовоспитании образуют нечто целое, систему (5 основных слагаемых):1. Гражданские качества – идейный моральный облик человека как члена коллектива, общества. Есть профессии, специальности (например, педагогические, юридические, торговые, медицинские, культпросветовские и т.д.), в отношении которых человек оказывается непригодным, если названная группа качеств у него не развита нужным образом. 2. Отношение к труду, профессии, интересы и склонности к данной области деятельности. Если, например, профессия такова, что требуется работа в одиночку, без частого внешнего контроля за исполнителем (осмотрщики, контролеры), то такая черта характера, как добросовестность (отношение к труду), начинает выступать в роли важного звена профпригодности. Недобросовестен – непригоден.3. Дееспособность (общая, не только физическая, но и умственная). Она образуется качествами, важными в очень многих и разных видах деятельности. Например, такие качества, как широта ума, его глубина, гибкость, не повредят, по-видимому, не в одной профессии. Самодисциплина, развитый самоконтроль, инициативность, активность также важны и желательны на многих трудовых постах. Дееспособность обеспечивается также состоянием здоровья, физической выносливостью, силой.4. Единичные, частные, специальные способности. Это такие личные качества, которые важны для данной работы, профессии или для относительно узкого круга их. Например, хорошо развитый звуковысотный и тембровый слух, Устойчивость к действию монотонных раздражителей и т. д. 5. Навыки, привычки, знания, опыт. профессионалаУ человека не может быть полностью готовой профессиональной пригодности до того, как он практически включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность (способности формируются в деятельности). Процесс профессионального самоопределения- это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентации, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений.

 

 

2.Проф. диагностика и проф. консультирован. как направления профориентации. Основой для профориентационной работы являются данные, получаемые с помощью профессиональной диагностики (диагностики профессиональной пригодности).Профессиональная диагностика - это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания профессионально важных качеств и свойств личности. Это диагностика с целью получения информации о психических свойствах и другой профессионально важной информации о клиенте. Содержанием профессиональной диагностики является:1) выявление интересов, направленности личности, профнамерений и их динамики;2) определение социальных установок и помощь в их формировании;3) определение мотивации выбора и ее структуры;4) определение выраженности и структуры способностей;5) определение уровня развития различных сторон личности, динамики и вариативности проявлений, жизненного стиля и т.д. Методами профессиональной диагностики являются: опросные методы (беседы, интервью, опросники), обсервационные методы (наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности), тестирование, проективные методики, психофизиологические обследования и т.д.Сущность профессионального консультирования как направления профориентации заключается в том, что на основе анализа состояния здоровья, изучения психофизиологических, личностных и социально-психологических характеристик конкретного человека, и сопоставления этой информации с характеристиками профессии (профессиограмма), рекомендовать ряд профессий с учетом особенностей и региональных потребностей в кадрах. Профессиональное психологическое консультирование может рассматриваться как особый вид психологического консультирования. Профессиональное консультирование – это вид психологической помощи, направленной на согласование индивидуальных профессиональных возможностей и потребностей клиента с интересами организации или рынка труда. В современных условиях профессиональное консультирование выступает:1) как функция профессиональной деятельности – то есть осуществляется менеджерами по работе с персоналом, организационными психологами, сотрудниками служб управления персоналом в организациях корпоративного типа;2) как вид профессиональной деятельности – например, в центрах занятости, центрах профориентации молодежи, социальных службах существует должность консультанта. Основные задачи профессионального консультирования:1) информационно-справочные, просветительские задачи;2) диагностические (задачи самопознания);3) психологическая (морально-эмоциональная) поддержка;4) помощь в выборе, принятии решения относительно профессионального самоопределения.

 

3.«Формула профессии» и ее составляющие.«Формула профессии» - кодовое обозначение профессии, состоящее из четырех позиций: 1) тип; 2) класс; 3) отдел; 4) группа профессий. Типы профессий.В соответствии с различными разновидностями объектных систем можно выделить следующие типы профессий:1) человек – живая природа. Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. (мастер - плодоовощевод, агроном, зоотехник) 2) человек – техника и неживая природа. Работники имеют дело с неживыми техническими объектами труда (слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик) 3) человек – человек. Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста (продавец продовольственных товаров, парикмахер, врач, учитель) 4) человек – знаковая система. Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы (оператор фотонаборного автомата, программист, математик) 5) человек – художественный образ. Явления, факты художественного отображения действительности (художник-декоратор, настройщик музыкальных инструментов, артист балета, актер драматического театра). Классы профессий. В пределах каждого типа профессий выделяются следующие три класса: 1) гностические профессии (от греческого «гнозис» - знание) - дегустатор чая, судебно-медицинский эксперт и т.д. 2) преобразующие профессии - мастер - плодоовощевод, слесарь-ремонтник и т.д. 3) изыскательные профессии - летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, инженер-конструктор, воспитатель и т.д. Отделы профессий.По признаку основных орудий, средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться следующие отделы:1) профессии ручного труда, 2) профессии машинного труда, 3) профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем, 4) профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда. Группы профессий.По условиям труда профессии можно разделить (разумеется грубо, обзорно) на следующие группы: 1) работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным». 2) работа, необходимо связная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду. 3) работа в необычных условиях (на высоте, под водой, под землей). 4) работа в условиях повышенной материальной ответственности за жизнь, здоровье людей. 5) работа в экстремальных условиях. При составлении формулы профессии сначала указывается тип профессии, затем класс, затем отдел, а потом – группа.

 

 

4.Профессиональное консультирование как вид консультативной деятельности. Типы профконсультаций.Профессиональная консультация — это метод психологической помощи людям в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры, а также преодолении трудностей профессиональной жизни. Профессиональная консультация проводится с учетом физических и психологических индивидуальных особенностей клиента, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей, общего и специального образования и подготовки. При проведении консультации учитывают также потребности рынка труда, возможности трудоустройства, профессионального роста, условия труда и т.п. Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшие проблемы.
Какие же проблемы встают при взаимодействии человека с миром профессий, в процессе выполнения профессиональной деятельности?
1. Прежде всего это определение своего места в мире профессий, нахождение личностью смысла в выполнении конкретной профессиональной деятельности. Помощь в профессиональном самоопределении является одной из задач 2.При выборе профессии, выполнении профессиональной деятельности возникает проблема пригодности профессии для человека Профконсультация должна помочь клиентам соотнести свои психофизиологические и индивидуально-психологические особенности с требованиями профессии. 3. При вхождении в профессию, выполнении профессиональной деятельности, освоении новой профессиональной роли и новой системы профессиональных отношений возникают проблемы профессиональной адаптации работника. 4. Одна из важных проблем профконсультации — оказание помощи работнику в нахождении личностного смысла в профессиональном труде, возможности самоудовлетворения, «выполнения» себя. 5. Проблемы повышения квалификации, профессионального роста, карьеры возникают перед личностью уже на этапе выбора профессии, но актуальными они становятся после периода адаптации. 6. Любая профессиональная деятельность характеризуется кризисами, конфликтами. В эти периоды нарушается психологическое благополучие личности. Она становится уязвимой, неустойчивой. 7. частичная потеря трудоспособности вследствие перенесенных заболеваний, травм, приведших к инвалидности. Психологическая помощь в выборе новой профессии, облегчении профессионального самочувствия, нахождении новых ценностей, обретении себя в новых условиях должна стать предметом профконсультации. Типы профконсультации: диагностическая, воспитательная, психоаналитическая, гуманистическая, активизирующая.

 

5.Методы профориентации и формирования профессиональной пригодности. Профессиональная пригодность – соответствие человека требованиям конкретной трудовой деятельности.Профессиональная пригодность комплекс качеств индивида, требующихся для обучения и дальнейшего эффективного труда в той или иной профессиональной области. Для выявления индивидуальной профессиональной пригодности на основе использования психологических, психофизиологических, медицинских, антропологических критериев применяют различные методические средства: тесты достижений , тесты уровня профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики мотивации. Профессиональная ориентация —это система социально-экономических, социально-политических, идеологических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, направленных на формирование у молодежи готовности к сознательному выбору профессии и ее распределение по специальностям в соответствии с объективными потребностями общества и государства и способностями личности.Методы профориентации. Профессиональное просвещение - информационно-справочные и просветительские методы: профессиограммы (краткие описания профессий);компьютерные информационно-справочные системы, глобальная информационная сеть «Интернет»;профессиональная реклама и агитация; дни открытых дверей в военных образовательных учреждениях профессионального образования и воинских частях; выступления перед гражданской молодежью офицеров, курсантов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту; лекции, военно-ориентационные уроки с молодежью; учебные фильмы и видеофильмы; выставки вооружений и военной техники. Методы профессионального воспитания: методы формирования у граждан необходимых понятий, суждений, убеждений, оценок (рассказ, беседа, лекция и др.); методы организации познавательной и практической деятельности граждан (поручения, задания, упражнения);методы стимулирования ориентации граждан на профессиональную подготовку (состязания, деловые игры, средства материального и морального поощрения, порицание);методы контроля за ходом формирования военно-профессиональной направленности (проверка знаний, умений и навыков, оценка военно-профессиональной направленности). Результатом профессиональной ориентации является профессиональная направленность гражданина и его способность осуществлять осознанное профессиональное самоопределение на основе сопоставления представлений о самом себе и требований, которые предъявляют к человеку профессии и специальности. Для формирования профессиональной направленности граждан необходимо широко использовать метод убеждения. Убедить - значит привлечь внимание к идеям, положениям, сформировать интерес к ним, развить желание и потребность овладеть ими, осуществить соответствующие убеждающие действия.

6.Этапы профессионального развития личности. Труд — деятельность по преобразованию окружающего мира с целью удовлетворения потребностей человека. Профессия — совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями.
Специальность — конкретная форма деятельности в рамках определенной профессии. Выделяют четыре этапа профессионализации: 1) поиск и выбор профессии; 2) освоение профессии;
3) социальная и профессиональная адаптация; 4) выполнение профессиональной деятельности.
На каждом из этих этапов происходит смена ведущих механизмов детерминации деятельности, меняются ее цели. Если на начальных этапах субъект ставит перед собой цель освоить профессию и приспособиться к ее требованиям, то на последующих он может стремиться изменить ее содержание и условия. Профессиональное развитие является неотъемлемой частью профессионализации личности. Начинается оно на стадии освоения профессии и продолжается на последующих этапах. Более того, оно не заканчивается на стадии самостоятельного выполнения деятельности, а продолжается вплоть до полного отхода человека от дел, приобретая специфическую форму и содержание. Таким образом, профессиональное развитие — довольно сложный процесс, имеющий циклический характер; человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрицательное воздействие этого процесса. Такое воздействие приводит к появлению разного рода деформаций и состояний, снижающих не только профессиональные успехи, но и негативно проявляющихся в «непрофессиональной» жизни. В этой связи можно говорить о восходящей (прогрессивной) и нисходящей (регрессивной) стадиях профессионального развития.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.