Два подхода к изучению восприятия. Субъект – ориентировочные теории восприятия.Стр 1 из 10Следующая ⇒
Сходство элементов 2. Близость. Из множества элемента в одно целое объединяются те которые пространственно ближе всего расположены др к др 3. Общая судьба- если группа точек движутся в одном и том же направлении и с одной скоростью то возникает тенденция воспринимать эти элементы как самостоятельные фигуры. 4. Вхождение без остатка- объединение элементов осуществляется т.о. чтобы все они были вкл. в образующую фигуру. 5. Хорошая линия- определяет восприятие пересечения 2-х и более контуров в соотношении с действием этого фактора. 6. Замкнутость- когда из двух взаимосвязанных перцептивных организаций одна ведет к образованию фигуры с замкнутым контуром, а др-я с закрытым, то воспринимается одна фигура. 7. Установка или поведение наблюдателя – в качестве фигуры легче выступают те элементы на которые обращено внимание наблюдателя. Прошлый опыт.
По мнению гештальтпсихологов обнаруженные закономерности отражает стремление электрохимических процессов на уровне коры головного мозга к наиболее простому устойчивому состоянию. Этот общий закон изменения целостных образований называется принципом пригодности.
?59. Экологический подход к зрительному восприятию. Экологический подход - восприятие именно той среды обитания, в которой существует особь.
Дж. Гибсон понимает восприятие как процесс добывания информации о среде, в результате чего неопределенность положения организма в ней уменьшается. Он, как и гештальтпсихологи, выступал против ассоциативной психологии и считал, что одиночные раздражители не могут нести никакой информации об объектах мира и поэтому никакого интереса не представляют. Информацию о внешнем мире содержит только организованная система раздражителей. Воспринимать — значит фиксировать определенные параметры инвариантности в стимульном потоке наряду с определенными параметрами возмущения. Инварианты — это инварианты структуры, а возмущения - это возмущения структуры. Инварианты задают как постоянство окружающей среды, так и постоянство наблюдателя. Возмущение задает изменения в окружающей среде и изменения, касающиеся наблюдателя.
Дж. Гибсон считал восприятие активным процессом. Необходимость активности вытекает из того, что между объектами внешнего мира и их восприятием изначально нет изоморфизма (подобия). Информацию из среды нужно добывать. Решающую роль при этом играют активные движения организма и органов чувств.
Большое значение в теории Дж. Гибсона придавалось тому, что должно быть выделено в потоке внешней стимуляции для того, чтобы организм лучшим образом ориентировался в окружающей среде, но был слабо разработан вопрос о механизмах восприятия и развитии восприятия.
Два подхода к изучению восприятия. Субъект – ориентировочные теории восприятия. 2 подхода:
1. Субъекториентировочный. Активность суб это основной фактор определяющий формирование перцептивного образа. - т. бессознат. умозаключ. Гельмгольца - т. перцептивных гипотез Брунера - т перцептивных циклов Найсера
2. Объекториентировочный. Теории исходят из того, что особен. построения перцептив образа проистекают из св-в объекта. - структуралистическая т. Тичченера - гештальт – псих. т. Гибсона
Так же сущ-т теория пер действий.
……………………………………………………………………. Примеры на листках ?61. Основные положения классической психофизики.
ПРЕДМЕТОМ ПСИХОФИЗИКИ ВЫСТУПАЛА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ВЕЛЕЧИНОЙ РАЗДРАЖИТЕЛЯ И ВЫЗВАННОГО ИМ ОЩУЩЕНИЯ. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|