Понятие об интелекте. Психологические модели интеллекта.
Интеллект –способность определять общую успешность адаптпций человека к новым ситуациям при доминирующей роли сознательного над бессознательным.
Модели интеллекта: 1. Спирмена 2. Терстоуна 3. Гилфорда 4. Кеттела ……………………………………………………………………………………… Примеры на листках
?70. Развитие мышления. Стадии развития интеллекта.
Формирование и развитие мышления можно выделить несколько этапов. Начальный этап развития мышления человека связан с обобщениями при этом первые обобщения ребенка не отделимы от практической деятельности. Следующий этап развития ребенка связан с овладеньем речью. Слова которыми овладевает ребенок являются для него опорой для обобщений. На следующим этапе развития мышления ребенка он может назвать один и тот же предмет несколькими словами – это явление наблюдается в возрасте 2-х лет и свидетельствует о формировании такой умственной операции как сравнение. В дальнейшем на основе операций сравнения начинает развиваться индукция и дедукция. Мышление человека развивается, а его интеллектуальные способности совершенствуются к этому выводу пришли психологи в результате наблюдений и применения на практике приемов развития мышления.
В практическом аспекте развитие интеллекта рассматриваются в 3 направлениях: 1. Филогенетитическом (мышление человека развивалось и совершенствовалось в истории человечества) 2. Онтогенетический (исследование процесса и выделение этапов развития мышления на протяжении всей жизни человека) 3. Экспериментальный подход (ориентирован на анализ процесса развития мышления) в особых экспериментальных условиях рассчитанных на его совершенствование.
Широкую известность приобрела теория развития интеллекта в детстве, предложенная Пиаже– теория называется операционной. Развитие операционного интеллекта у детей Пиаже выделил 4 стадии:
1. Стадия сенсомоторного интеллекта (от рождения – 2 лет). Характеризуется развитием способности воспринимать и познавать окружающие предметы. 2. Стадия операционального мышления (от 2- 7 лет) – у ребенка складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешних действия с предметами, формируются наглядные представления. 3. Стадия конкретных операций с предметами (7,8 – 11,12 лет) – умственные операции становятся обратимыми. 4. Стадия формальных операций (11,12 – 14,15 лет) – ребенок может выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями.
?71. Виды и функции речи. Эгоцентрическая речь и ее исследования. Речь– процесс передачи информации посредством языка.
Язык– сложившаяся в общественной истории система знаков и правил их применения.
Речь человека бывает внешней и внутренней. Внешняя речь – произносимая вслух речь, обращенная к другому человеку или к самому себе. Она чаще всего используется в общении с другими людьми. Внутренняя речь – речь, произносимая для себя. Она выступает средством мышления и управления собственным поведением. Внешняя речь делится на устную и письменную. Устная речь включает в себя следующие виды речи: 1,Восклицание – не столько речь, сколько аффективная реакция, возникающая в ответ на неожиданные события. Возникает раньше всех и пропадает позже всех (дети, старики). 2.Диалогическая речь – участвуют как минимум два человека. 3.Монологическая речь – представляет собой повествование одного человека на заданную тему. Ее основными особенностями являются наличие мотива высказывания и общего замысла у говорящего. 4.Письменная речь – выступает в форме доклада, сообщения, повествования. Функции речи 1. Сигнификативная (от лат. обозначать) – это речь обозначает, что общение возможно только тогда, когда общающиеся одинаково воспринимают одни и те же знаки используемые в речи. 2. Интеллектуальная – здесь речь используется как средство мышление. Речь присутствует не только в словесно-логическом мышлении, но и в образном и наглядно-действенном мышлении. Действенность этой функции выражается в умении точно описать ситуацию, компактно излагать свои мысли, быстро уловить мысль партнера, предвосхищать развитие темы разговора. 3. Коммуникативная – речь является средством общение, это основная функция речи и самая первая. Общаясь, люди делятся мыслями, чувствами, побуждают к определенным действиям друг друга, удерживают от выполнения нежелательных действий. 4. Экспрессивная – состоит в выражении отношения человека к сообщаемому и к своему партнеру по общению. Она проявляется в первом крике ребенка и присутствует до самой смерти. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|