Л.С. Выготский анализировал эгоцентрическую речь.
Эгоцентрическая речь – особая форма речи, которая наблюдается у дошкольников, она либо никому не адресована, либо на нее не ожидается ответа. С развитием ребенка приблизительно к 7 годам эгоцентрическая речь сокращается, становится отрывочной, она непонятна из контекста, из ситуации, а затем она вовсе исчезает. Эгоцентрическую речь изучал швейцарский психолог Ж. Пиаже, который исходит из своей концепции аутизма, т.е. замыкание ребенка в своем внутреннем мире, оторванность от реальности до его социализации. Эгоцентрическую речь Пиаже рассматривал как остатки аутизма, как переходную фазу между аутизмом и социализацией ребенка. У Выготского все обстоит наоборот: ребенок с самого начала – существо социальное, речь у него социальная. Она развивается, приобретает все более коммуникативные функции. В 3-4 года от этой функции отпочковывается другая функция – функция управления своим поведением. Это уже речь для себя, а не для управления другими. Речь для себя переходит затем во внутреннюю речь. Эгоцентрическая речь – промежуточный этап перед внутренней речью. Выготский провел два эксперимента: 1. Основывается на следующем положении: если речь ребенка изначально социальна и эгоцентрическая речь обладает свойствами характерными для социальной речь, то при затруднениях эгоцентрическая речь должна сокращаться. Ребенка помещали либо одного в комнату, либо среди глухонемых, либо среди иностранцев, либо в условиях очень сильного шума, в этих условиях эгоцентрическая речь падает почти до нуля. 2. Этот опыт основывается на том, что по Ж. Пиаже у эгоцентрической речи нет функции, это пережиток, атавизм, а по Л.С. Выготскому, функция у эгоцентрической речи появляется и нарастает. Опыт заключается в том, что ребенку давали какую-либо деятельность и затрудняли ее выполнение (например: давали задание нарисовать что-либо, а карандаши удаляли), в этих условиях возрастает объем эгоцентрической речи. Таким образом, эгоцентрическая речь выполняет функцию регулирования собственного поведения ребенка. Если эгоцентрическая речь – ранняя форма внутренней речи и она выполняет функцию регуляции поведения, то и внутренняя речь выполняет ту же самую функцию. Элементы этой речи можно встретить и у взрослого, который, решая сложную интеллектуальную задачу, размышляя вслух, произносит в процессе работы какие-то фразы, понятные только ему самому, по-видимому, обращенные к другому, но не предполагающие обязательного ответа с его стороны. Эгоцентрическая речь - это речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление. Она выступает как внешняя по форме и внутренняя по своей психологической функции. Имея свои исходные корни во внешней диалогической речи, она в конечном счете перерастает во внутреннюю. При возникновении затруднений в деятельности человека активность его эгоцентрической речи возрастает.
?72. Значение слова как единицы речевого мышления. Генетические корни мышления и речи. Это процесс перехода от мысли к слову. Для понимания этого процесса нужно различать два понятия: значение и смысл слова. Значение – объективное содержание слова, сложившееся в ходе истории развития общества. Смысл – индивидуальное значение слова, которое связано с конкретной ситуацией, опытом говорящего. Смысл рождается в сознании говорящего и не всегда понятен окружающим. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|