Здавалка
Главная | Обратная связь

СООТНОШЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ



Многие современные ученые придерживаются компромиссной точки зрения, считая, что, хотя мышление и речь неразрывно связаны. Главный вопрос, который сейчас обсуждают в связи с данной проблемой,-: это вопрос о характере реальной связи между мышлением и речью, об их генетических корнях.

Значительный вклад в решение этой проблемы внес Л. С. Выготский.

Слово, писал он, так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово - это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет. Оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления.

Но слово - это также средство общения, поэтому оно входит в состав речи. Будучи лишенным значения, слово уже не относится ни к мысли, ни к речи; обретая свое значение, оно сразу же становится органической частью и того и другого. Именно в значении слова, говорит Л. С. Выготский, завязан узел того единства, которое именуется речевым мышлением.

Однако мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они выполняли различные функции и развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникативная функция.

Сама речь как средство общения возникла в силу необходимости разделения и координации действий людей в процессе совместного труда. Вместе с тем при словесном общении содержание, передаваемое речью, относится к определенному классу явлений и, следовательно, уже тем самым предполагает их обобщенное отражение, т. е. факт мышления. Вместе с тем такой, например, прием общения, как указательный жест, никакого обобщения в себе не несет и поэтому к мысли не относится.

В свою очередь есть виды мышления, которые не связаны с речью, например наглядно-действенное, или практическое, мышление у животных. У маленьких детей и у высших животных обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением. Это выразительные движения, жесты, мимика, отражающие внутренние состояния живого существа, но не являющиеся знаком или обобщением. В филогенезе мышления и речи отчетливо вырисовывается доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи.

Л. С. Выготский полагал, что в возрасте примерно около 2 лет в отношениях между мышлением и речью наступает критический переломный момент: речь начинает становиться интеллектуализированной, а мышление - речевым.

Признаками наступления этого перелома в развитии обеих функций являются быстрое и активное расширение ребенком своего словарного запаса (он начинает часто задавать взрослым вопрос: как это называется?) и столь же быстрое, скачкообразное увеличение коммуникативного словаря. Ребенок как бы впервые открывает для себя символическую функцию речи и обнаруживает понимание того, что за словом как средством общения на самом деле лежит обобщение, и пользуется им как для коммуникации, так и для решения задач. Одним и тем же словом он начинает называть разные предметы, и это есть прямое доказательство того, что ребенок усваивает понятия. Решая какие-либо интеллектуальные задачи, он начинает рассуждать вслух, а это, в свою очередь, признак того, что он использует речь уже и как средство мышления, а не только общения. Практически доступным для ребенка становится значение слова как таковое.

Но эти факты есть признаки только лишь начала настоящего усвоения понятий и их использования в процессе мышления и в речи. Далее этот процесс, углубляясь, продолжается еще в течение достаточно длительного времени, вплоть до подросткового возраста. Настоящее усвоение научных понятий ребенком происходит относительно поздно, примерно от 11 -12 до 14-15 лет. Следовательно, весь период развития понятийного мышления занимает в жизни человека около 10 лет. Все эти годы интенсивной умственной работы и учебных занятий уходят на усвоение ребенком важнейшей для развития как интеллекта, так и всех других психических функций и личности в целом категории - понятия.

Очень важное значение для понимания отношения мысли к слову имеет внутренняя речь. Она в отличие от внешней речи обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью.

Промежуточное положение между внешней и внутренней речью занимает эгоцентрическая речь. Это речь, направленная не на партнера по общению, а на себя, не рассчитанная и не предполагающая какой-либо обратной реакции со стороны другого человека, присутствующего в данный момент и находящегося рядом с говорящим. Эта речь особенно заметна у детей среднего дошкольного возраста, когда они играют и как бы разговаривают сами с собой в процессе игры.

Элементы этой речи можно встретить и у взрослого, который, решая сложную интеллектуальную задачу, размышляя вслух, произносит в процессе работы какие-то фразы, понятные только ему самому, по-видимому, обращенные к другому, но не предполагающие обязательного ответа с его стороны. Эгоцентрическая речь - это речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление. Она выступает как внешняя по форме и внутренняя по своей психологической функции. Имея свои исходные корни во внешней диалогической речи, она в конечном счете перерастает во внутреннюю. При возникновении затруднений в деятельности человека активность его эгоцентрической речи возрастает.

При переходе внешней речи во внутреннюю эгоцентрическая речь постепенно исчезает. На убывание ее внешних проявлений следует смотреть, как считал Л. С. Выготский, как на усиливающуюся абстракцию мысли от звуковой стороны речи, что свойственно речи внутренней. Ему возражал Ж. Пиаже, который полагал, что эгоцентрическая речь - это рудиментарная, пережиточная форма речи, перерастающая из внутренней во внешнюю.

?73. Психологическое изучение понятий. Стадии развития значений слов.

Процесс формирования понятий у человека исследовал Л.С. Выготский совместно с Л.С. Сахаровым. Для этого он использовал разработанную совместно с Сахаровым методику двойного стимулирования.

 

В этой методике использовались два ряда стимулов. Первый рядстимуловвыполнял функцию объектов, над которыми испытуемые совершали определенные действия. Такими объектами были картонные фигуры, которые отличались по форме, величине, высоте и цвету. Второй рядвыполнял функцию знаков, с помощью которых организовывалась деятельность испытуемых с объектами. Такими знаками выступали искусственные слова (МУК, ДАН, РЕП и другие).

Фигуры расставлялись перед испытуемым в случайном порядке. Экспериментатор брал одну фигуру и показывал испытуемому прикрепленную снизу надпись. Затем эта фигура ставилась на специальное поле доски и ребенка просили подобрать к этой фигуре все остальные, имеющие такое же название. Объяснялось, что эти фигурки – игрушки чужого народа и поэтому так называются. За правильно выполненное задание ребенку полагался приз.

 

Опыт показал, что развитие понятий, то есть приобретение словом своего предметного значения происходит в несколько ступеней. Это было установлено путем анализа тех наборов предметов, которые составлял ребенок. Эти наборы были объединены в следующие группы, отражающие отдельные ступени развития понятий.

1. Набор неупорядоченного множества предметов, в котором предметы объединены без учета их внутреннего родства.

2. Комплекс предметов, объединенных на основе объективных связей, существующих между этими предметами:

- ядерная структура,

- цепочная структура (сходные по одному признаку).

- коллекция - взаимное дополнение и объединение предметов на основе частного признака, На этой стадии образуются понятия-комплексы.

3. Потенциальные понятия. По своим признакам набор предметов полностью напоминает понятия, но по внутренним операциям это еще не понятия.

4. Истинные понятия. Здесь в основе понятия лежат мыслительные операции – абстрагирование и обобщение признаков.

Стадии развития понятия:

1.Синкретические образования,

2.Комплексные образования,

3.Собственно понятия.

- СИНКРЕТИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ – это образование, которое не имеет структуры, некоторая «куча» объектов, среди которых нет никаких связей.

- КОМПЛЕКСНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ – это такой набор объектов, каждый из которых связан с другими по определенному признаку.

 

Выготский выделил 5 комплексов:

- ядерный комплекс (пусть у фигуры 3 признака, ребенок может подобрать фигуры, сходные по одному из 3-х признаков)

- цепной комплекс (подбираются фигуры, связанные друг с другом по цепочке каким-то признаком)

- комплекс – коллекция (объединяются фигуры, не обладающие сходными признаками)

- диффузный комплекс (это когда признаки меняются)

- псевдопонятие (отличается тем, что обладает всеми признаками, характерными данному понятию, но по внутреннему содержанию это еще не понятие).

 

 

?75. Мышление как процесс: анализ средств и выделение стадий процесса решения задач.

 

МЫШЛЕНИЕ как процесс может рассматриваться как вид внутренней психической деятельности. Как у всякой деятельности у мышления есть свой субъект. Мышление как деятельность субъекта побуждается соответствующими мотивами. В качестве такого мотива выступает познавательный интерес. Человек может побуждаться к мышлению потребностью получения новых знаний, вызванных практической деятельностью.

Мышление как деятельность складывается из отдельных действий, а действия из операций.

 

К основным операциям мышления относятся следующие:

 

СРАВНЕНИЕ – это операция мышления, которая состоит в установлении сходства и различий между предметами и явлениями. При выполнении операции сравнения важны 2 основных момента:

а) объекты должны сравниваться не по случайному признаку, а по существенному;

б) сравнение предполагает установление как сходства, так и различий.

АНАЛИЗ – это расчленение целого на части. В результате такого анализа объект предстает в виде совокупности отдельных свойств, и каждое свойство становится объектом рассмотрения. Таким образом, анализ позволяет рассмотреть объект в многообразии его свойств.

СИНТЕЗ – это объединение отдельных частей в целое. Благодаря синтезу возникает целостное представление о том, как связаны отдельные свойства объекта друг с другом.

ОБОБЩЕНИЕ – это объединение отдельных объектов в одну группу на основе сходства признаков или отдельного признака. Обобщение также производится на основе существенных признаков. Обобщение позволяет переносить полученные знания и навыки в новые условия. Необходимым условием такого переноса является вариативность того материала, на основе которого формируется обобщение.

КЛАССИФИКАЦИЯ – разделение исходной совокупности объектов на отдельные группы, внутри которых они сходны в определенном отношении. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ представляет собой классификацию классов и предполагает использование целого ряда признаков.

АБСТРАГИРОВАНИЕ– это выделение отдельных свойств в объекте и отвлечение от других его свойств.

КОНКРЕТИЗАЦИЯ– это подведение данного случая под некоторое общее правило.

 

 

МЫШЛЕНИЕ И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Решение задач это мышление, включающее формирование ответных реакций, выбор из возможных реакций и проверку ответных действий.

В своей деятельности человек то и дело сталкивается с ситуациями, для разрешения которых не подходят старые способы и средства деятельности. Это может быть связано с появлением новых целей, с изменениями условий деятельности. Такие ситуации принято называть проблемными. Поиск новых способов и средств деятельности для разрешения подобных ситуаций требует мышление. Таким образом, мышление в проблемных ситуациях связано с поиском нового еще неизвестного человеку.

Мышление в проблемной ситуации начинается с анализа этой ситуации. В результате этого анализа происходит идеальное мысленное отражение этой ситуации, то есть формулируется задача. Сформулировать задачу означает установить известное и неизвестное и определить требуемое. Обычно исходная формулировка в самой приблизительной форме определяет искомое. Иначе, то неизвестное содержится в условиях задачи, но оно скрыто. По ходу задачи выявляются новые условия и требования: искомое становится яснее и понятнее. Выявление искомого в полной мере означает решение задачи. Если бы искомое было бы определено полностью еще в начале, то не было бы и задачи, так как искомое было бы уже известно. В то же время в первоначальных условиях задачи намечается область поиска искомого, следовательно происходит предвосхищение искомого.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.