Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные направления и результаты исследований.



1. Исследования различных модальностей и уровней памяти (в общей логике Блонского и закона регрессии). Разные виды памяти исследовались разными авторами. Образная память изучалась в когнитивной ориентации (сенсорная память - Сперлинг, вербально-логическая память - Выготский).

 

2. произвольная - непроизвольная. С исследований произвольной памяти началось исследование памяти вообще. Закономерности, обнаруженные Эббингаузом -- это общие законы произвольной, но непосредственной памяти (не в понимании Выготского, так как произвольная память всегда опосредствована, а только в логике условий эксперимента и бессмысленного материала). Исследования произвольной памяти связаны с Выготским и динамикой интериоризации. В когнитивной психологии - в большинстве исследования произвольной памяти.

Непроизвольная память исследовалась в рамках теории деятельности (Зинченко: задание для ребенка либо классификации, либо арифметической последовательности. В зависимости от содержания деятельности (с цифрами или с буквами) возрастала эффективность запоминания материала деятельности и падало запоминание фона.

 

3. Опосредственное - неопосредственное. Желательно сравнить экспериментальную ситуацию Эббингауза(где главная роль отводится процессам повторения в отсутствии средства) с работами Выготского, где субъект работает с сутью, соотношением и содержанием материала ('динамика развития опосредственного запоминания').

 

4. КП,ДП,УКП. Здесь достаточно примеров не останавливаясь на закономерностях. УКП - эксперименты Сперлинга по объему сенсорной памяти (методика частичного отчета соотносилась с КП, а полного с ДП).

 

КП - Иллюстрация причин забывания в КП: ограниченность объема в КП (7+-2) приводит к тому, что новая информация в КП выталкивает старую. Однако КП менее чувствительна у длине элементов. (метафора для КП: ящик в катологе с 7 ячейками (это было уже у Вундта -- отодвигание старого элемента все дальше к границе сознания)) и причина забывания в КП -- это отсутствие информации. Эксперименты Нормана с методом зонда. В ДП причины забывания в трудном доступе к информации при наличия (метафора для ДП -- библиотека Ленина; книгу можно не найти, если перепутать шифр, хотя книга есть).

 

?77. Процессы памяти.

Память- это фундаментальное свойство материи которое заключается в способности материальных объектов сохранять следы воздействия других объектов в форме изменения своего внутреннего состояния в течении определенного времени.

Процессы памяти:

1. Запоминание- состоит в закрепление нового материала в памяти. Оно может происходить произвольно и непроизвольно.

Непроизвольно запоминается, то что занимает место цели достижения, то что имеет сильную эмоциональную окрашенность. В данном случае запоминание происходит в форме запечатления. Запечатлеваются также объекты биологически значимых потребностей человека и животных- импритигн.

Произвольное запоминание осуществляется с помощью некоторых способов:

· Механическое - многократное повторение материала

· Смысловое запоминание - составление логической схемы запоминающего материала, затем эта схема используется для организации процесса запоминания.

· Запоминание с помощью мнемотехнических процессов.

2. Сохранение- процесс памяти который состоит в дальнейшем сохранении материала.

Сохранение информации в памяти имеет активный характер, т.к. в процессе сохранения происходит дальнейшее преобразование информации. Эта информация классифицируется и соотносится с той которая была закреплена раньше. В результате возникают связи между новой и старой информацией.

3. Забывание- процесс памяти в результате которого данная информация перестает осознаваться человеком. Эбингауз исследовал процесс забывания во времени. Он придумал бессмысленные слоги, запомнил их, а затем проверил, какую часть информации он помнит по истечению времени. В результате он получил →зависимость:

 

Из этой кривой видно, что забывание происходит неравномерно. Сразу после запоминания происходит забывание, чем меньше информации остается в памяти, тем медленнее она забывается. Забывание зависит от способа запоминания. При механическом забывании больше, но срок хранения меньше, а при смысловом запоминании забывание меньше, а срок больше.

 

4. Воспроизведение- процесс памяти, который состоит в актуализации хранящихся в долговременной памяти информации путем ее перевода в оперативную память.

Воспроизведение м.б. непроизвольное и произвольное.

В 1 случае информация сама всплывает из памяти как правило это происходит в соответствии с законами ассоциации.

Произвольное воспроизведение представляет собой преднамеренное воспроизведение какой- либо инф-и в связи с потребностью человека в ней.

5. Узнавание- процесс воспроизведения информации в процессе его повторного восприятия.

Оно сопровождается переживанием чувства знакомости. Переживание того что это уже было.

 

Существует феномен ложного узнавания- ДЕЖАВЮ- состоит в том что при 1-м восприятии чего либо у человека возникает ощущение знакомости, что это уже было, хотя по объективным обстоятельствам этого быть не может.

 

 

?78. Память и научение. Основные характеристики умений и навыков.

Память- это фундаментальное свойство материи которое заключается в способности материальных объектов сохранять следы воздействия других объектов в форме изменения своего внутреннего состояния в течении определенного времени.

Научение - приобретение знаний умений и навыков.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.