Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные характеристики умений и навыков



Здесь два момента:

1. бихевиоризм (в рамках научения - приобретения опыта внешнего поведения. Здесь главной единицей влияющей на механизм научения является формирование сложно рефлекторных связей).

"Память - термин для выражения факта того, что после некоторого периода неупражнений в навыках функция не исчезает а сохраняется как часть организации индивида хотя может и нарушаться. Экспериментальные исследования проведенные в этой ориентации позволяют говорить, что двигательные навыки при неупражнении утрачиваются не так значительно как речевые.

2. линия Бернштейна, вводящая в качестве основного фактор активности на любом уровне функционирования. Акция - это идущая активность от организма при решении задач.

В каждом двигательном акте выделяется :

1. его смысловая структура, которая вытекает из двигательной задачи и определяет ведущий уровень построений и

2. двигательный состав, определяемый возможностями, устройством и накопленным опытом у особи. Таким образом здесь происходит смена понимания механизма ( и памяти в том числе) рефлекторной дуги (начало извне) на рефлекторное кольцо (задействование программ, которые есть у организма и дальнейший процесс сличения того что есть извне и того, что есть в организме). Всякий навык и движение это процесс решения двигательной задачи, активная психомотоорная деятельность. Механическое повторение привело бы только к закреплению неловких движений. Формирование двигательного навыка это развитие, где каждый следующий шаг лучше предыдущего, это повторение без повторения. Для каждого навыка существует свой ведущий уровень (выполняющий задачу смысловых коррекций) и соподчиненные ему фоновые. Дальше он переходит на полемику с Уотсоном по поводу навыка (как внешне проявляемого поведения): навык - это многоуровневый процесс и на начальном этапе это уровень сознания (регулирования более мелких единиц), он имеет целый ряд стадий, которые переводят функционирование на автоматизированный уровень и ведущий уровень освобождается. (Далее логика уровней построения движений). Движение этих уровней определяются типом задачи.

Возможен вопрос о научении и понимании?

У Нормана навыки характеризуются :

1. плавностью,

2. атвоматизмом,

3. падением умственных усилий,

4. стрессоустойчивостью,

5. интерпретацией задачи (пилот летит а не управляет самолетом).

Научение может выглядеть как наращивание, создание структур, настройка.

 

 

?79. Память и деятельность. Мотивация и запоминание.

Память- это фундаментальное свойство материи которое заключается в способности материальных объектов сохранять следы воздействия других объектов в форме изменения своего внутреннего состояния в течении определенного времени.

Теория деятельности- память выступает как вид психологической деятельности, включающая систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи- запоминания, сохранения, и воспроизведения информации.

 

Есть специальные мнемические цели и мотивация, тогда можно говорить о специально организованной мнемической деятельности (произвольная, опосредованная память). Эксперимент Выготского и Леонтьева о соотношении натуральной и опосредованной памяти. (Цель достигается через овладение мнемическим средством).

Зинченко (карточки: 1.жив-х разло-ть 2.числа) и Смирнов изучали непроизвольную память в зависимости от содержания, структуры и мотивации деятельности.

В отличие от зарубежной психологии, где непроизвольное запоминание воспринималось как случайное, мы сходим из того, что основная форма непроизвольного запоминания является продуктом целенаправленной деятельности. Это определило нашу методику исследований, в которой непроизвольное запоминание не изолировалось, а напротив включалось в какую-либо деятельность, кроме мнемической. Основной задачей было доказательство зависимости непроизвольного запоминания от деятельности и в соответствии с этим разработаны две процедуры:

1. с объектом, включенным в поле деятельности и

2. с объектом не включенным в деятельность, но присутствующим в поле восприятия.

Были проведены индивидуальные (354) и групповые опыты (1212). Общая тенденция выглядела как расхождения кривых запоминания в зависимости от возраста. Результаты нельзя было объяснить вниманием, так как само внимание требовало бы объяснения в структуре деятельности *_. Здесь полученные многократные расхождения в запоминании уже нельзя было объяснить вниманием так как в первом случае составление пар требовало поиска и проговаривания слов.

Эти данные подтверждают то, что непроизвольное запоминание является продуктом деятельности и его нельзя сводить к непосредственному запечатлению (к одностороннему воздействию предметов на органы чувств). С другой стороны не было случая абсолютного незапоминания фоновых стимулов (этот факт был связан с отвлечением испытуемых еще не вошедших в ситуацию задания: младшие входили в ситуацию более медленно, чем взрослые. Эти факты противоречат пониманию субъекта как пассивного отражателя и образователя следов впечатлений (ассоцианизм) и подтверждают что субъект отражает действительность в деятельности.

В целом можно говорить о двух формах непосредственного запоминания:

1. продукт целенаправленной деятельности и

2. результат ориентировочной реакции на фоновые раздражители, не связанные с основной деятельностью (эта форма запоминания являлась предметом исследования в зарубежной психологии и получила название случайного запоминания и все непроизвольное запоминание свелось к этой неосновной его форме.) Зинченко.

 

Здесь же эксперименты Смирнова по вспоминанию

Просил коллег рассказать (непроиз запоминание) о том, что запомнили по дороге на работу.

Оказалось – привычно, обыденное не сохранилось в памяти. Они запомнили то, что вызывало затруднение по дороге на работу.

Непроиз запоминание не может иметь форму – запечатления. В первую очередь запечатляются сильно окрашенные эмоц события. Так же запечат-ся объекты биологически значемых потребностей – импритинг.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.