Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные факты и закономерности классической психологии памяти.



 

Память- это фундаментальное свойство материи которое заключается в способности материальных объектов сохранять следы воздействия других объектов в форме изменения своего внутреннего состояния в течении определенного времени.

 

Исследование проведенное в рамках классической психологии выявили ряд закономерностей и феноменов памяти:

 

1. Позиционный эффект (эффект края) состоит в том что при предъявлении длинного ряда стимулов для запоминания начало и конец ряда воспроизводится лучше чем середина.

Существует объяснение этого феномена:

· Испытуемый воспроизводит информацию из двух хранилищ. Конец ряда воспроизводиться из КП, а начало из ДП. Середина ряда из КП ушла, а в ДП еще не закрепилась.

2. Феномен ретраактивного и проактивного торможения. Он состоит в том, что два ряда стимулов запоминающих последовательно друг за другом оказывает тормозное воздействие на процесс запоминания друг друга. Тормозное воздействие предыдущего ряда на запоминание последнего ряда- проактивное торможение (из прошлого в будущее). Тормозное воздействие последующего ряда на запоминание предыдущего ряда - ретраактивное торможение.

Степень взаимного торможения зависит от характера запоминающих рядов, если содержание стимула в этих рядах одинаково (слова и слова), то торможение максимально, если стимулы отличаются по содержанию (слова и числа) то торможение минимально.

Запоминание зависит от характера запоминаемого материала.

· Абстрактные слова запоминаются хуже, чем конкретные.

· Эмоционально- окрашенные слова запоминаются лучше, чем эмоционально- нейтральные.

· Образный материал запоминается лучше, чем словесный.

Запоминание зависит от целей запомнить.

Запоминание зависит от установки на длительность запоминания.

Запоминание зависит от мотива.

 

Исследования памяти в когнитивной психологии?

Память -это фундаментальное свойство материи которое заключается в способности материальных объектов сохранять следы воздействия других объектов в форме изменения своего внутреннего состояния в течении определенного времени.

Аткенсон, Мерин –Структура памяти трёхкомпонентная: Информация из внеш мира поступает в сенсорный регистр, а в нём информация хранится в виде отпечатков сенсорных стимулов.

 

Найсер – назвал сенсорные регистры – иконической; эконической памятью.

Долговременная память делится на два хранилища:

1. Эпизодическая память

2. 2.Семантическая память

Инф. - сенс.регистр – селекция – опознание – перекодировка -

Акустимческий код

 

?83. Феноменология внимания. Виды внимания.

ВНИМАНИЕ -

 

1. Непроизвольное внимание. Оно возникает независимо от воли человека, от его целей. В зависимости от внутренних условий различают три разновидности непроизвольного внимания:

а) вынужденное внимание. Врожденное, естественное, инстинктивное внимание, которое вызывается следующими объектами:

- громкими звуками, сильной болью, ярким светом, то есть сильными раздражителями.

- движением. Человек обращает внимание даже на слабый прочерк падающего метеорита.

Вынужденное внимание сопровождается чувствами, диапазон которых велик. Если человек сопротивляется отвлечению, то внимание сопровождается удивлением или удовольствием. Если человек не сопротивляется, то характер переживаний зависит от особенностей отвлекающего объекта. Объект может быть занимательным, доставить наслаждение и так далее. Иногда чувства могут быть амбивалентными (двойственными). Может быть так, что субъект растворяется в объекте, сливается с ним (ребенок, сосущий грудь матери).

б) невольное внимание. Зависит от индивидуального опыта и складывается в процессе стихийного научения, в результате приспособления человека к определенным условиям жизни. Объекты невольного внимания проникают в сознание в периоды отдыха, относительного бездействия. Голод или жажда привлекают внимание к вывескам витрин, кафе и магазинов. Объекты невольного внимания вызывают у субъекта устойчивый интерес хотя бы не надолго.

в) привычное внимание. Оно сходно с произвольным вниманием, так как вызывается объектами, соответствующими установкам субъекта (водитель обращает внимание на обстановку на шоссе и тротуаре). Привычное внимание проявляется в том, на что обращают внимание во время прогулки разные специалисты.

 

2. Произвольное внимание. Оно определяется целями, стоящими перед субъектом, служит достижением этих целей и характеризуется наличием сознательного намерения обратить внимание на определенный объект. В зависимости от условий, в которых реализуется произвольное внимание, различают следующие виды данного внимания:

а) волевое или собственно произвольное внимание. Оно необходимо для выработки двигательных и когнитивных умений и навыков. Волевое внимание возникает вынужденно, вопреки стремлениям и желаниям человека, под действием социального окружения и внешних мотивов. Поэтому оно требует волевого усилия и сопровождается чувством напряжения. Таким образом, произвольное внимание – добровольное внимание, но вызванное чувством долга.

б) выжидательное внимание. Имеет место в ситуации, когда человек ожидает появления объекта и должен заранее подготовиться к его опознаванию. Волевой характер вынужденного внимания четко проявляется в ситуации, требующей бдительности. Примером такой ситуации является необходимость быстро отвечать на кратковременное появление редких мало заметных целей.

3. Спонтанное –обладает х-ми и произ и непроиз внимания. Связано с активностью субъекта и не требует волевых усилий, осуществляется автоматически и сопровождается эмоц переживаниями.

Иначе это заинтересованное внимание. Оно более продуктивно, чем волевое

Данный вид внимания Н.Ф. Добрынин назвал послепроизвольным.

?84. Свойства внимания. Методики измерения свойств внимания.

1. Объем внимания – это количество объектов, охватываемых вниманием за короткий промежуток времени.

Он определяется посредством тахистоскопической методике. Она предполагает использование специального прибора тахистоскопа (быстрогляд). Это механическое устройство, которое состоит из экрана, на котором изображены стимулы (разные геометрические фигуры) и шторки, закрывающей экран. Механический привод, который на доли секунды поднимает и опускает штору, открывая и закрывая экран. Объем внимания определяется количеством объектов, которые испытуемый успевает запомнить. Обычно это четыре – шесть объектов.

 

2. Распределение внимания - это способность человека контролировать одновременное выполнение нескольких действий.

Оно осуществляется с помощью корректурной пробы Бурдона. Испытуемому предъявляют лист бумаги, на котором рядами в случайном порядке напечатаны буквы и предлагают выполнять одновременно два действия:

Точность подсчета количества ударов и продуктивность зачеркивания букв является показателем распределения внимания.

3. Интенсивность внимания - это степень сосредоточенности внимания на одном объекте. Чем больше объектов и чем меньше сосредоточенность, тем меньше интенсивность внимания. Максимальная интенсивность наблюдается при концентрации внимания, то есть сосредоточении внимания на одном объекте.

Концентрация внимания так же измеряется при помощи корректурной пробы Бурдона. Здесь испытуемый зачеркивает заданные буквы нужным способом и определяется динамика продуктивности работы от начала до конца опыта. Показатели в конце опыта делятся на показатели в начале опыта. Чем ближе к единице, тем выше концентрация внимания.

4. Устойчивость внимания. Определяется длительностью сохранения внимания заданной интенсивности на объекте.

Определяется обычно как длительность периодов безошибочной работы.

 

5. Переключение внимания. Это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Оно характеризуется скоростью или временем переключения. Скорость переключения зависит от работоспособности, типа нервной системы, возраста.

Ее можно изучить с помощью черно – красной таблицы Шульте – Платонова. Она представляет собой лист бумаги, формата А5, на котором в случайном порядке изображены черные и красные числа. Черных – 24, красных – 23 числа.

 

6-колебания внимания. Это непроизвольные изменения интенсивности внимания. Они носят циклический характер и считают, что в их основе лежат циклические процессы, происходящие в организме (дыхание, сердцебиение, суточный ритм жизнедеятельности человека).

Колебание внимания оценивается с помощью предъявления двойственных фигур. Испытуемого просят производить удары карандаша, когда восприятие фигуры меняется. Количество ударов делится на длительность опыта и получается частота колебаний восприятия.

 

 

7-отвлечение внимания. Это непроизвольный перенос внимания на посторонние объекты.

 

8-помехоустойчивость внимания. Это способность противостоять непроизвольным отвлечениям, вызванных действием различных помех.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.