Клиент-центрированная психотерапия
Вопрос Акти́вное слу́шание (Эмпати́ческое слу́шание) — техника, применяемая в практике социально-психологического тренинга, психологического консультирования и психотерапии, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений. Эмпатическое слушание – подразумевает совмещение понимания и сочувствия-сопереживания. Противоположным является бесчувствие, равнодушное слушание собеседника или выступающего. Эмпатия во время коммуникативного акта – это понимание эмоционального состояния речевого партнера, которое он проявляет через свою речь, его переживаний и выражение ему в своих репликах этого понимания, какого-то сочувствия, хотя и не обязательно согласия со всем, что он говорит, духовно-нравственного принятия. Можно, например, слушая, понять затруднительность, трагичность положения человека, его радость от каких-то жизненных успехов, но все же не быть согласным со всем его поведением – состояние студента, исключенного из института, трагизм положения алкоголика, радость школьника по случаю отмены занятий. Это и есть эмпатия, а если вы вашими репликами даете о ней знать собеседнику, то это эмпатическое слушание. Связано с понятием «чуткость», подчас имеет немало общего с речевой тактичностью. Выделяют следующие приемы активного слушания: · Пауза — это просто пауза. Она даёт собеседнику возможность подумать. После паузы собеседник может сказать что-то ещё, о чём промолчал бы без неё. Пауза так же даёт самому слушателю возможность отстраниться от себя (своих мыслей, оценок, чувств), и сосредоточиться на собеседнике. Умение отстраняться от себя и переключаться на внутренний процесс собеседника — одно из главных и трудных условий активного слушания, создающее между собеседниками доверительный контакт. · Уточнение — это просьба уточнить или разъяснить что-либо из сказанного. В обычном общении мелкие недосказанности и неточности додумываются собеседниками друг за друга. Но когда обсуждаются сложные, эмоционально значимые темы, собеседники часто непроизвольно избегают явно поднимать болезненные вопросы. Уточнение позволяет сохранять понимание чувств и мыслей собеседника в такой ситуации. · Пересказ (парафраз) — это попытка слушателя кратко и своими словами повторить изложенное собеседником только что. При этом слушатель должен стараться выделять и подчеркивать главные на его взгляд идеи и акценты. Пересказ даёт собеседнику обратную связь, даёт возможность понять, как его слова звучат со стороны. В результате, собеседник либо получает подтверждение того, что он был понят, либо получает возможность скорректировать свои слова. Кроме того, пересказ может использоваться как способ подведения итогов, в том числе промежуточных. · Развитие мысли — попытка слушателя подхватить и продвинуть далее ход основной мысли собеседника. · Сообщение о восприятии — слушатель сообщает собеседнику своё впечатление от собеседника, сформировавшееся в ходе общения. Например, «Эта тема очень важна для вас». · Сообщение о восприятии себя — слушатель сообщает собеседнику об изменениях в своём собственном состоянии в результате слушания. Например, «Мне очень больно это слышать». · Замечания о ходе беседы — попытка слушателя сообщить о том, как, на его взгляд, можно осмыслить беседу в целом. Например, «Похоже, мы достигли общего понимания проблемы».
34. Представляется, что термином «доверительное общение»- может быть обозначено такое общение, цель которого более широка и значима, чем установление доверия. Цель межличностного неформального доверительного общения — установление психологической близости, формирование доверительных отношений, сокращение психологической дистанции. В зарубежных исследованиях проблема межличностного доверия занимает в последние годы значительное место.1 Рассмотрение исходных теоретических посылок, лежащих в основе различных подходов к проблеме доверия, позволяет выделить два направления в современной зарубежной психологии. Сторонники первого, психоаналитического направления понимают «доверительность» как раскрытие своего «действительного Я», включающего наиболее уязвимые, негативные стороны личности. Такого рода «действительное Я» требует выхода в виде «естественных импульсов доверительности», контролируемых страхом потерять уважение к себе. Преодоление этого страха и приводит к возникновению доверительного общения. Если же страх оказывается сильнее, доверительность не находит себе выхода остается неактуализированной, и энергия подавляемых естественных импульсов доверительности находит выход в разрушении личности «изнутри», что, в свою очередь, вызывает разрыв связей с окружающими. Представители другого направления (прежде всего, трансактной психологии) исходят не столько из личности, сколько из самого процесса общения, основываясь на том, что доверительность есть продукт ситуации, а мотивы и другие индивидуально-психологические особенности играют второстепенную роль. В доверии можно выделить такой содержательный компонент, как отражение сложившегося опыта и наблюдений человека, благодаря которым он может предвидеть, что человек, пользующийся его доверием, исполнит его ожидания. Сам факт наличия таких ожиданий повышает значимость того, к кому они обращены. По концепции Д. Занда, понятие «доверие» опирается на намерения и побуждения субъекта, одаривающего доверием. Оно включает в себя: • собственное намерение довериться другому; • ожидание, что доверие оправдается; • поведение, соответствующее этим намерениям; • восприятие другими людьми собственного поведения как достойного доверия; • учет ситуации и предполагаемых последствий доверия (цит. по: Ратайчак, 1983). Каким является человек, способный устанавливать доверительные отношения, искренний и открытый, и чем от него отличается человек, не испытывающий доверия к людям? Ответить на этот вопрос позволяют результаты исследования, проведенного В. Н. Куницыной в 1991 году (см. врезку). Отчужденность, большая эмоциональная и психологическая дистанция, устанавливаемая и поддерживаемая даже в близких родственных отношениях теми, кто не умеет доверять, ведет к субъективному, остро переживаемому одиночеству, порождает трудности в общении. В связи с доверием рассматривается понятие «доверчивость». Доверчивость ~ это постоянная готовность человека верить слову, обещанию другого человека или группы. Доверчивость - это постоянная готовность человека верить слову, обещанию другого человека или группы. Однако это свойство отличается от обычной оптимистической веры в доброту других и надежность окружающего мира. Доверчивость — постоянная черта личности, которая является результатом социального научения. Как чрезмерная подозрительность, так и чрезмерная доверчивость относятся уже к области психопатологии отношений и являются показателями плохого функционирования и приспособления к среде, сдерживают правильное развитие личности. Патологическая доверчивость, при которой человек не обращает внимания ни на ситуацию, ни на индивидуальность Партнера, есть проявление ригидности. Истинное доверие требует взаимных и точных оценок взаимодействующих лиц, их возможностей, намерений, компетентности. ^ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ В 1991 году В. Н. Куницыной было проведено исследование, целью которого было составить психологические портреты людей, доверяющих и не доверяющих другим. В опроснике СУМО выделена шкала доверия, состоящая из 6 суждений. Она описывает склонность к доверительному общению, открытость и отсутствие подозрительности. На выборке 490 школьников старших классов было выделено две группы: одна группа в 40 человек получила максимальный балл'по шкале доверия 10-12 баллов (при максимуме в 12 баллов), другая — 38 человек — по этой шкале имела от 0 до 2 баллов. По результатам исследования был составлен психологический портрет доверяющего людям. Доверяющий людям — немногословный человек, интроверт, обладающий широким спектром невербальных средств общения; он независим в суждениях, самодостаточен, владеет разнообразными способами влияния на людей, однако не использует доверие в качестве средства влияния. (В группах с сильным и слабым личностным влиянием нет различий по признаку доверия.) Обладает высокой эмпатией, хорошо развитым партнерским стилем общения, но неплохо владеет и манипулятивными навыками. Нажим, авторитарность в общении отсутствуют. В поведении нет агрессивности, отчужденности, не испытывает чувства одиночества. Оказалось, что доверительность мало связана с чувством собственного достоинства и удовлетворенностью от общения с людьми в близком кругу. Показатель социального интеллекта очень высокий и соответствует второму, лидер-,, скому уровню успешности общения. Как показало тестирование по методике Кеттелла, этих людей отличает эмоциональная стабильность, либеральный склад мышления, практичность и реалистичность, отсутствие тревожности, то есть с уверенностью можно говорить, что это признаки истинного доверия, а не доверия от отчаяния и страха. Иначе выглядит психологический портрет не доверяющего людям. Доверие у такого человека блокируется высоким уровнем развития подозрительности, агрессивности, авторитарности, скованности, застенчивости, закрытости. «Не доверяющие» не способны к самораскрытию, невротизированы, испытывают чувство одиночества, не имеют склонности к партнерству, неуступчивы, имеют низкие баллы по коммуникативной совместимости и социальному интеллекту. Завершает портрет сниженная адаптивность. Наиболее существенной причиной, блокирующей доверие, является высокая авторитарность. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что авторитарность и способность доверять людям являются взаимоисключающими чертами личности. По мнению В.С.Мухиной, психолог, который едет к детям, пережившим последствия катастрофы, должен взять с собой средства, содействующие установлению отношений и взаимопониманию (игрушки, материалы для включения в привычную деятельность – значимые для каждого возраста предметы, провоцирующие продуктивную деятельность и др.) (там же). Работа психолога заключается не только в общении, в каких-то психологических приемах, но и в грамотном подборе стимульного материала, который оказывал бы реабилитирующее воздействие. При подборе стимульного материала и подготовке специалистов к работе необходимо учитывать контекст трагедии. Знание наиболее болезненных (узловых) проблем весьма существенно. В бесланской трагедии «узловыми» болевыми точками является то, что заложникам не давали пить, ходить в туалет, и образ террористов, и ситуация взрыва и перестрелки. Стимульный материал – это в первую очередь различные игрушки: «эмпатийные» - из естественных материалов, дающих ласкающее осязание, вызывающие умиления и теплые переживания (мягкие игрушки с наполнением из бисера), игрушки, стимулирующие к заботе, с детскими пропорциями и мордашками (сигнальными признаками, вызывающие эмпатию). Продуктивными для психологической работы являются мягкие куклы-перчатки, с помощью которых можно выстраивать диалоги, играть в кукольный театр. Необходимы игрушки, выводящие из ступорозных состояний – это двигательные игрушки, оперирование с которыми вызывает активность. Игрушки для проработки детско-родительских взаимосвязей – различные звери с детками. Также подбираются игрушки для снятия агрессии – солдатики, зеленый человек-буффало и т.д. Зная о ситуации, актуализирующей до предела проблему воды, необходима кукла, которую нужно поить, а затем сажать на горшок. Другую группу стимульного материала можно условно назвать «материалы для делания» - альбомы, фломастеры, цветные какандаши, краски , кисточки. Очень важно иметь яркие, красочные цвета. У людей, переживших трагедию, сохраняется глубинная потребность в ярких, позитивных тонах. Следует провоцировать рисовать детей радостными красками. Сам процесс рисования оказывает многостороннее позитивное воздействие на выход психики из посттравматического состояния. «Материалы для делания» - это также книжки-раскраски (как карандашами, так и водой), книжки-вырезалки (где нужно что-то вырезать, склеить, собрать), пластилин (простой и не тонущий в воде) и т.п. Все эти материалы используются для развития микромоторики, координации движения, внимания, так и для опосредованной проработки проблемных моментов. Следует выделить также различные материалы для взаимодействия детей друг с другом. Это конструкторы из кубиков, мозаика и многое другое, что может быть использовано для совместной деятельности в парах или микрогруппах. Также используются различные книги, которые подбираются в соответствии с возрастом детей. Для младших детей – сказки, на основе которых прорабатываются различные сюжеты. Для подростков – различного рода эскаполитература (обособляющая читателя от проблем реальной жизни и уводящая в мир фантазии) (там же). Использование всех материалов необходимо сугубо индивидуально, в зависимости от конкретного ребенка и от индивидуальных особенностей и способностей психолога.
Клиент-центрированная психотерапия Материал из Википедии — свободной энциклопедии Клиент-центрированная психотерапия — метод психотерапии, предложенный Карлом Роджерсом в качестве альтернативыпсихоанализу и бихевиоральной психотерапии. Он разрабатывался автором на протяжении нескольких лет, постоянно развиваясь и пополняясь новыми практическими методами. Первоначально подход Роджерса к терапии назывался недирективным, что отражало интерес ее автора к методам, которые способны изменить поведение. Карл Роджерс предположил, что человек способен сам изменить свою личность, тогда психотерапевт может быть менее директивным во взаимоотношениях с ним. Позже Карл Роджерс акцентировал свое внимание на тех методах, которые позволяют терапевту лучше разобраться с тем, что происходит с пациентом в процессе лечения. Впоследствии данный подход был переименован в «клиент-центрированный», что подчеркнуло его основную идею — понять самовосприятие клиента. Главную роль в своем подходе Роджерс отводил взаимоотношениям между терапевтом и пациентом, как важнейшее условие эффективного лечения. [править]Терапевтические условия Для того, чтобы осуществить конструктивные изменения в личности клиента Карл Роджерс предложил шесть терапевтических условий. Рассмотрим их подробней. 1. Пациент и психотерапевт должны находиться в психологическом контакте. Роджерс постулировал, что не состоится позитивного изменения в личности пациента, если нет взаимоотношений его с психотерапевтом. 2. Пациент находится в состоянии несоответствия, он уязвим и тревожен. Это объясняется Роджерсом как несоответствие между действительным переживанием человека и его Я-концепцией относительно этого переживания. 3. Психотерапевт гармоничен или интегрирован. Это означает, что психотерапевт должен тепло, искренне встретить человека, создать позитивную атмосферу в их взаимоотношениях. Психотерапевт должен быть открытым для всех переживаний человека. 4. Психотерапевт испытывает позитивное внимание к клиенту. Он не дает оценок его переживаниям и чувствам, хвалит за те конструктивные изменения, которые происходят с клиентом. Он относится к нему с теплом и уважением. Сеансы терапии должны проходить в спокойной атмосфере. У клиента же должна создаться уверенность в том, что его понимают и принимают. 5. Психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента и стремится передать это клиенту. Терапевт должен испытывать эмпатию по отношению к клиенту, что свидетельствует о том, что терапевт чувствует внутренний мир переживаний, так, как будто это его переживания и чувства. 6. Должна произойти передача клиенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания психотерапевта. Это говорит о том, что клиент также должен относиться к психотерапевту, ведь именно он ответственен за свой личностный рост, а психотерапевт только способствует этому росту. [править]Исследования В области терапии, центрированной на клиенте, проводилось множество исследований по различным направлениям. Так, в исследованиях локуса оценки, т.е. воспринимаемого источника ценностей, были сделаны следующие выводы. В процессе этого вида психотерапии у клиентов проявляется тенденция к уменьшению зависимости от ожиданий и ценностей окружающих, а также к увеличению зависимости от имеющегося опыта. Также было доказано, что после такой психотерапии клиент с меньшим волнением воспринимает ситуации эмоционального стресса и фрустрации. Если говорить о «Я-концепции», то в ходе терапии происходят изменения, главным образом касающиеся «Я-идеального», которое становится более достижимым. Значительно повышается степень самопринятия, понимания самого себя. Отношения с другими людьми приносят большее удовлетворение, чем до терапии. Исследования в этой области также показали, что более успешны действия того консультанта, который проявляет в отношении клиента теплоту и искренний интерес. Подход Роджерса используется при консультировании и терапии в таких областях как образование, расовые отношения, семейные отношения, политика и менеджмент. Терапия, центрированная на клиенте до сих пор весьма популярна, и останется таковой, без сомнения, еще много лет. [править]Источники
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|