Здавалка
Главная | Обратная связь

Сопоставление понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» личности



Отличительными чертами современного общества являются, все увеличивающаяся информированность, техническая грамотность и ускоряющийся темп интеллектуального развития. Обратной стороной этого процесса является снижение показателей психического и психологического здоровья. Нам представляется важным знать специфику этих двух понятий. Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Нарушения психического здоровья не только связаны с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, но и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями. Таким образом, психическое здоровье человека напрямую связано с социализацией и адаптацией к социуму. Эксперты ВОЗ обратили особое внимание на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды. Поэтому, по мнению ВОЗ, основным условием нормального психосоциального развития ребенка (помимо здоровой нервно системы), признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка.

До недавнего времени, в рамках медицинских научных школ, понятие психическое здоровье трактовалось как отсутствие патологий, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе. И лишь сравнительно недавно понятие психическое здоровье стало входить в психологическую литературу. Здесь психическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности [12].

По мнению И.В. Дубровиной «психическое здоровье» по сути, имеет отношение к отдельным процессам и механизмам психики: мышлению, памяти, ощущению, восприятию, эмоциям, воле и пр., тогда как «психологическое здоровье» характеризует личность в целом, ее отношение к миру, себе, собственной жизни. Именно психологическое здоровье делает личность самодостаточной [12].

Термин «психологическое здоровье» назывался в числе базовых понятий новой ветви психологических исследований - гуманистической психологии, альтернативной механистическому, перенесенному из естественных наук, подходу к изучению человека [29].

Общее рабочее определение понятия «психологическое здоровье» сформулировал В.Э. Пахальян. Психологическое здоровье - динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития [10].

Е.В. Завгородняя, анализируя понятие психологического здоровья, связывает его с высоким уровнем сформированности сознательной саморегуляции, рационально-волевой сферы, что обеспечивает возможность социальной адаптации одновременно со свободным непринужденным формированием эмоциональной сферы, активностью неосознанных психических процессов, на чем основывается способность человека к глубоким переживаниям и интуиции [25].

В каче­стве центральной характеристики психологически здорового чело­века можно назвать саморегулируемость. Саморегулируемость – это способность адекват­ного приспособления, как к благоприятным, так и к неблагоприят­ным условиям, воздействиям. Об этом и говорил А.Ф. Лазурский. Он считал одним из признаков здоровой личности умение человека регулировать свои поступки и поведение в границах нормы [10].

Признаком здоровья личности является способность к саморегуляции, которая определяется как сознательное воздействие человека на присущие ему психические явления (процессы. состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания, считает А.А. Мегратян. Управлять собой – это, прежде всего, уметь самому формулировать мотивы собственного поведения, ставить перед собой конкретные цели [9].

И.В.Дубровина утверждает, что основу психо­логического здоровья составляет полноценное психическое разви­тие на всех этапах онтогенеза. Это значит, что психологическое здо­ровье ребенка и взрослого будет отличаться совокупностью личнос­тных новообразований, которые еще не развились у ребенка, но дол­жны присутствовать у взрослого. Таким образом, психологическое здоровье – это прижизненное образова­ние, хотя, его предпосылки создаются еще в пренатальном периоде [12].

Рассматривая взаимосвязь понятия психологическое здоровье с духовностью, снова обратимся к взглядам И. В. Дубровиной. Она утверж­дает, что следует рассмотреть психологическое здоровье с точки зре­ния богатства развития личности – включать в психологическое здоровье духовное начало, ориентацию на абсолютные ценности: Ис­тину, Красоту, Добро. Таким образом, если у человека нет этической системы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье [6].

Таким образом, психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности и остается неотъемлемой характеристикой общего здоровья индивида. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.