Особенности психологического здоровья в юношеском возрасте
Для сохранения психологического здоровья любого человека в любом возрасте важна проблема поиска смысла своего существования. Но период юности – это этап в жизни человека, когда она становится действительно ключевой, определяющей. То, что юноша или старший школьник, стоит на пороге взрослой жизни, что он обращен в будущее, составляет «аффективный центр» всей его внутренней жизни (Л.И. Божович), признается практически всеми психологами и, по-видимому, уже не требует доказательств. Таким образом, проблема практической проблемы помощи нашим подросткам, юношам и девушкам, в поиске себя, определении своего места в мире, в той предельно сложной ситуации, в которой находится общество остается острой на сегодня. Дети, подростки и юноши составляют наиболее уязвимую возрастную группу в отношении психотравмирующих факторов (А.Я.Варга, В.А. Гурьева, А.И. Захаров, В.В. Ковалев, Г.Е. Сухарева, А.С. Спиваковская и др.) [14]. Именно на этом жизненном этапе завершается переход к взрослости. Молодые люди подходят к рубежу, где им необходимо выбрать направление жизненной стези. Молодой человек должен быть готов на этом этапе отвечать за результаты своего выбора. Направленность на будущее – отличительная черта этого этапа развития личности. Основными параметрами развития личности в юношеском возрасте являются: готовность к личностному и жизненному самоопределению; характер общения со сверстниками; характер общения со взрослыми; характер психосексуального развития; особенности интеллектуальных свойств и т.п. Самоопределение – базовое новообразование юношества. Исследователи выделяют различные стороны формирования личности присущие этому возрастному этапу. Л.А. Венгер пишет, что к психологическим новообразованиям этого возрастного периода «…можно отнести смысл жизни и психологическое будущее, которые определяют жизненную перспективу человека, а не только его участие в тех или иных наличных формах деятельности (для регуляции которого достаточно подросткового самосознания)» [14, 132]. На статус ведущей в ранней юности претендует проектно-исследовательская деятельность, считают В.Т Кудрявцев и Г.К. Уразолтева. Они имеют в виду не только проектирование и исследование в учении. Речь идет о проектировании жизненного пути и исследовании потенциала собственного «Я» [17]. Основными задачами развития в юности по И.В. Дубровиной: 1. Обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности). 2. Обретение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола. 3. Профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии. 4. Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности» [12]. Такие изменения в жизни, как окончание вуза, трудоустройство, вступление в брак и рождение детей, могут быть очень напряженными для молодого человека. Однако бегство от кризиса в этом периоде только задерживает развитие человека. Молодые люди, которые достойно принимают этот кризис в переломный момент своей жизни, обычно становятся сильнее и способны управлять своей судьбой. По Э.Эриксону основной целью юношеского периода является формирование интимности. Он включает в это понятие, кроме сексуальной интимности еще и дружбу и отношения, наполненные совместными устремлениями. Изоляция – противоположный вектор интимности. Неотъемлемой частью интимности является дистанцированность: готовность человека отвергать, изолировать и, если необходимо, разрушать те силы и техлюдей, сущность которых кажется ему опасной [13]. В кризисный период созревания начинается пробуждение личности. Это пробуждение продолжается в следующей за этим фазе юности, оно является центральным пунктом, вокруг которого движется все остальное. Если этот процесс не удается, то личность остается зависящей от своего окружения, либо застывает в позе протеста против всего, что воспринимается как авторитет, характерной для периода полового созревания. Несколько другие акценты в рассмотрении кризисных точек развития молодого человека делает Б.Ливехуд. Поскольку в отличие от подростка молодой человек уже не только включает в свое сознание взрослую жизнь, но реально в ней участвует, для него особенно остро встают вопросы выбора своего уникального пути. «Кто я? Чего я хочу? Что я могу?» – вот важнейшие вопросы, которые решаются в молодости. В юности нужно научиться принимать себя, нести ответственность за свой выбор и решения. Но на пути к этому нужно приобрести опыт, и каждый сам должен делать свои глупости, если только готов учиться на них. Если же человек не ставил перед собой главных вопросов в юности и не нашел на них ответов, то он подвергается опасности навечно остаться в подростковом возрасте, и его самооценка будет основываться на мнении общества или на противостоянии всему миру [16]. Вступлениечеловека во взрослуюжизнь характеризуется началом преобладанияпроцессов приспособления к среде, освобождением от инфантильного восприятия мира. И человек, достигший зрелости, в состоянии поддерживать динамический баланс между приспособлением и приспособляемостью при сохранении акцента на преобладании самоизменений как предпосылок изменения внешней ситуации. Исходя из этого, О.В.Хухлаевой были выделены следующие уровни психологического здоровья: К высшему уровню психологического здоровья – креативному– можно отнести людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции. Такие люди не нуждаются в психологической помощи. К среднему уровню – адаптивному –принадлежат люди, в целом адаптированные к социуму, однако имеющие несколько повышенную тревожность. Такие люди могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья и могут быть включены в групповую работу профилактически-развивающей направленности. Низший уровень – это дезадаптивный,или ассимилятивно-аккомодативный.К нему можно отнести людей с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующих для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные,либо аккомодативные средства. Ассимилятивный стильповедения характеризуется прежде всего стремлением человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Неконструктивность его проявляется в его ригидности, в попытках человека полностью соответствовать желаниям окружающих. Человек, избравший аккомодативный стиль поведения, наоборот, использует активно-наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям. Неконструктивность такой позиции заключается в негибкости поведенческих стереотипов, преобладании экстернального локуса контроля, недостаточной критичности. Люди, отнесенные кданному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной психологической помощи [25]. Таким образом, рассматривая особенности протекания периода юности можно заключить, что основным содержанием этого довольно кризисного периода в жизни человека является поиск себя и своего места в жизни через попытки примерять на себя роли взрослого и столкновение с возросшей ответственностью как за свою жизнь, так и за каждый сделанный в ней выбор. Глубокие психологические проблемы, возникающие на фоне кризиса «встречи со взрослостью», нередко приводят к превращению кризиса в экстремальную ситуацию, когда требуется психологическая помощь. Забота о психологическом здоровье в юношеском возрасте предполагает внимание к внутреннему миру человека: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ: 1. Термин «психологическое здоровье» прочно закрепился в понятийном аппарате науки и имеет свою специфику, которая проявляется в отсутствии тождественности с понятиями «психическое здоровье» и «личностная зрелость». «Психологическое здоровье» – динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития [29]. Психологическое здоровье можно описать как систему, включающую ценности собственного «Я» и ценности других людей. Ему соответствует адекватное отношение человека к себе и другим. Психологически здоровый человек должен владеть рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. При этом самоотношение, рефлексия и саморазвитие должны обуславливать друг друга, находясь в постоянном взаимодействии. Психологическое здоровье позволяет личности стать самодостаточной, когда она все больше ориентируется в своем поведении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренние осознанные самоориентиры и развитую саморегуляцию и самосознание. Чем понятнее человеку его призвание, т. е. чем отчетливее выражено самоопределение, тем вероятнее самоосуществление. Именно обладание такими жизненными целями является условиями сохранения общего здоровья человека, неотъемлемой частью которого является здоровье психологическое. 2. Проблема психологического здоровья личности, являясь изначально приоритетной областью изучения гуманистической психологии, продолжила свое существование в рамках антропопсихологии , в частности в трудах В.И. Слободчикова, Г.А. Цукермана и других [19]. Приоритет антропологической парадигмы в психологии здоровья объясняется тем, что в ней человек рассматривается целостно, выработаны общие представления о норме и указания на практические возможности ее обеспечения. Антропологизм является направлением, синтезирующим в себе два представления о сущности человеческого развития, с одной стороны приоритетным является стремление человека к родовой сущности, где вторичным является индивидуальное самосознание, с другой - главная задача индивида совершенствовать свою личность и быть самим собой. В обоих случаях, в результате соблюдения всех условий возможно достижение психологического здоровья. Эти явления рассматривались в рамках гуманистической психологии, тогда как с точки зрения антропологического подхода процесс индивидуализации возможен только при условии взаимодействия человека с обществом, в результате чего и происходит формирование субъективной реальности личности, определяющей возможности достижения психологического здоровья. Антропологическая модель психологического здоровья позволяет ориентироваться в феноменах развития субъективной реальности, понимать природу переживаний и поведения человека. Она может быть использована практическими психологами в качестве рациональной основы профессиональной деятельности. 3. Нарушение процесса идентичности, отсутствие возможностей для личностного и профессионального самоопределения, отсутствие жизненных ресурсов для преодоления проблем, связанных с возросшей ответственностью, затруднения, связанные с выбором своего жизненного пути, может стать угрозой психологическому здоровью в период юношества. Глубокие психологические проблемы, возникающие на фоне кризиса «встречи с взрослостью» (который является нормативным), нередко приводят к превращению кризиса в экстремальную ситуацию, когда требуется психологическая помощь. Забота о психологическом здоровье в юношеском возрасте предполагает внимание к внутреннему миру человека: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой. Практическое участие в создании условий, благоприятствующих душевному благополучию и личностному развитию детей и юношей, составляют одну из основных функций психологических подразделений на современном этапе. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|