Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности психологического здоровья в юношеском возрасте



Для сохранения психологического здоровья любого человека в любом возрасте важна проблема поиска смысла своего существования. Но период юности – это этап в жизни человека, когда она становится действительно ключевой, определяющей. То, что юноша или старший школьник, стоит на пороге взрослой жизни, что он обращен в будущее, составляет «аффективный центр» всей его внутренней жизни (Л.И. Божович), признается практически всеми психологами и, по-видимому, уже не требует доказательств. Таким образом, проблема практической проблемы помощи нашим подросткам, юношам и девушкам, в поиске себя, определении своего места в мире, в той предельно сложной ситуации, в которой находится общество остается острой на сегодня.

Дети, подростки и юноши составляют наиболее уязвимую возрастную группу в отношении психотравмирующих факторов (А.Я.Варга, В.А. Гурьева, А.И. Захаров, В.В. Ковалев, Г.Е. Сухарева, А.С. Спиваковская и др.) [14].

Именно на этом жизненном этапе завершается переход к взрослости. Молодые люди подходят к рубежу, где им необходимо выбрать направление жизненной стези. Молодой человек должен быть готов на этом этапе отвечать за результаты своего выбора.

Направленность на будущее – отличительная черта этого этапа развития личности. Основными параметрами развития личности в юношеском возрасте являются: готовность к личностному и жизненному самоопределению; характер общения со сверстниками; характер общения со взрослыми; характер психосексуального развития; особенности интеллектуальных свойств и т.п.

Самоопределение – базовое новообразование юношества. Исследователи выделяют различные стороны формирования личности присущие этому возрастному этапу. Л.А. Венгер пишет, что к психологическим новообразованиям этого возрастного периода «…можно отнести смысл жизни и психологическое будущее, которые определяют жизненную перспективу человека, а не только его участие в тех или иных наличных формах деятельности (для регуляции которого достаточно подросткового самосознания)» [14, 132].

На статус ведущей в ранней юности претендует проектно-исследовательская деятельность, считают В.Т Кудрявцев и Г.К. Уразолтева. Они имеют в виду не только проектирование и исследование в учении. Речь идет о проектировании жизненного пути и исследовании потенциала собственного «Я» [17].

Основными задачами развития в юности по И.В. Дубровиной:

1. Обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности).

2. Обретение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола.

3. Профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.

4. Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности» [12].

Такие изменения в жизни, как окончание вуза, трудоустройство, вступление в брак и рождение детей, могут быть очень напряженными для молодого человека. Однако бегство от кри­зиса в этом периоде только задерживает развитие человека. Моло­дые люди, которые достойно принимают этот кризис в переломный момент своей жизни, обычно становятся сильнее и способны управ­лять своей судьбой.

По Э.Эриксону основной целью юношеского периода является формирование интимности. Он включает в это понятие, кроме сексуальной интимности еще и дружбу и отношения, наполненные совместными устремлениями. Изоляция – противоположный вектор интимности. Неотъемлемой частью интимности является дистанцированность: готовность человека отвергать, изолировать и, если необходимо, разрушать те силы и техлюдей, сущность которых кажется ему опасной [13].

В кризисный период созревания начинается пробуждение личности. Это пробуждение продолжается в следующей за этим фазе юности, оно является центральным пунктом, вокруг которого движется все остальное. Если этот процесс не удается, то личность остается зависящей от своего окружения, либо застывает в позе протеста против всего, что воспринимается как авторитет, характерной для периода полового созревания.

Несколько другие акценты в рассмотрении кризисных точек раз­вития молодого человека делает Б.Ливехуд. Поскольку в отличие от подростка молодой человек уже не только включает в свое созна­ние взрослую жизнь, но реально в ней участвует, для него особенно остро встают вопросы выбора своего уникального пути. «Кто я? Чего я хочу? Что я могу?» – вот важнейшие вопросы, которые решаются в молодости. В юности нужно научиться принимать себя, нести от­ветственность за свой выбор и решения. Но на пути к этому нужно приобрести опыт, и каждый сам должен делать свои глупости, если только готов учиться на них. Если же человек не ставил перед собой главных вопросов в юности и не нашел на них ответов, то он подвер­гается опасности навечно остаться в подростковом возрасте, и его самооценка будет основываться на мнении общества или на проти­востоянии всему миру [16].

Вступлениечеловека во взрослуюжизнь характеризуется началом преобладанияпроцессов приспособ­ления к среде, освобождением от инфантильного восприятия мира. И человек, достигший зрелости, в состоянии поддерживать динамический баланс между приспособ­лением и приспособляемостью при сохранении акцента на преобла­дании самоизменений как предпосылок изменения внешней ситуа­ции. Исходя из этого, О.В.Хухлаевой были выделены следующие уровни психологического здоровья:

К высшему уровню психологического здоровья – креативномуможно отнести людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием ре­зерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным твор­ческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции. Такие люди не нуждаются в психологической помощи.

К среднему уровню – адаптивному –принадлежат люди, в целом адаптированные к социуму, однако имеющие несколько повышен­ную тревожность. Такие люди могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья и могут быть включены в групповую работу профилактически-развивающей направленности.

Низший уровень – это дезадаптивный,или ассимилятивно-аккомодативный.К нему можно отнести людей с нарушением ба­ланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующих для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные,либо аккомодативные средства. Ассимилятивный стильповедения харак­теризуется прежде всего стремлением человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможнос­тям. Неконструктивность его проявляется в его ригидности, в по­пытках человека полностью соответствовать желаниям окружающих.

Человек, избравший аккомодативный стиль поведения, наоборот, использует активно-наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям. Неконструктивность такой пози­ции заключается в негибкости поведенческих стереотипов, преоб­ладании экстернального локуса контроля, недостаточной критич­ности. Люди, отнесенные кданному уровню психологического здо­ровья, нуждаются в индивидуальной психологической помощи [25].

Таким образом, рассматривая особенности протекания периода юности можно заключить, что основным содержанием этого довольно кризисного периода в жизни человека является поиск себя и своего места в жизни через попытки примерять на себя роли взрослого и столкновение с возросшей ответственностью как за свою жизнь, так и за каждый сделанный в ней выбор. Глубокие психологические проблемы, возникающие на фоне кризиса «встречи со взрослостью», нередко приводят к превращению кризиса в экстремальную ситуацию, когда требуется психологическая помощь. Забота о психологическом здоровье в юношеском возрасте предполагает внимание к внутреннему миру человека: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ:

1. Термин «психологическое здоровье» прочно закрепился в понятийном аппарате науки и имеет свою специфику, которая проявляется в отсутствии тождественности с понятиями «психическое здоровье» и «личностная зрелость». «Психологическое здоровье» – динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития [29].

Психологическое здоровье можно описать как систему, включающую ценности собственного «Я» и ценности других людей. Ему соответствует адекватное отношение человека к себе и другим. Психологически здоровый человек должен владеть рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. При этом самоотношение, рефлексия и саморазвитие должны обуславливать друг друга, находясь в постоянном взаимодействии. Психологическое здоровье позволяет личности стать самодостаточной, когда она все больше ориентируется в своем поведении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренние осознанные самоориентиры и развитую саморегуляцию и самосознание. Чем понятнее человеку его призвание, т. е. чем отчетливее выражено самоопреде­ление, тем вероятнее самоосуществление. Именно облада­ние такими жизненными целями является условиями со­хранения общего здоровья человека, неотъемлемой частью которого является здоровье психологическое.

2. Проблема психологического здоровья личности, являясь изначально приоритетной областью изучения гуманистической психологии, продолжила свое существование в рамках антропопсихологии , в частности в трудах В.И. Слободчикова, Г.А. Цукермана и других [19]. Приоритет антропологической парадигмы в психологии здоровья объясняется тем, что в ней человек рассматривается целостно, выработаны общие представления о норме и указания на практические возможности ее обеспечения. Антропологизм является направлением, синтезирующим в себе два представления о сущности человеческого развития, с одной стороны приоритетным является стремление человека к родовой сущности, где вторичным является индивидуальное самосознание, с другой - главная задача индивида совершенствовать свою личность и быть самим собой. В обоих случаях, в результате соблюдения всех условий возможно достижение психологического здоровья. Эти явления рассматривались в рамках гуманистической психологии, тогда как с точки зрения антропологического подхода процесс индивидуализации возможен только при условии взаимодействия человека с обществом, в результате чего и происходит формирование субъективной реальности личности, определяющей возможности достижения психологического здоровья.

Антропологическая модель психологического здоровья позволяет ориентироваться в феноменах развития субъективной реальности, понимать природу переживаний и поведения человека. Она может быть использована практическими психологами в качестве рациональной основы профессиональной деятельности.

3. Нарушение процесса идентичности, отсутствие возможностей для личностного и профессионального самоопределения, отсутствие жизненных ресурсов для преодоления проблем, связанных с возросшей ответственностью, затруднения, связанные с выбором своего жизненного пути, может стать угрозой психологическому здоровью в период юношества. Глубокие психологические проблемы, возникающие на фоне кризиса «встречи с взрослостью» (который является нормативным), нередко приводят к превращению кризиса в экстремальную ситуацию, когда требуется психологическая помощь. Забота о психологическом здоровье в юношеском возрасте предполагает внимание к внутреннему миру человека: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой. Практическое участие в создании условий, благоприятствующих душевному благополучию и личностному развитию детей и юношей, составляют одну из основных функций психологических подразделений на современном этапе.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.