Здавалка
Главная | Обратная связь

Характеристика диагностических методик для исследования психологического здоровья в юношеском возрасте



Для проведения констатирующего эксперимента нами были выделены следующие этапы:

1. Подбор испытуемой группы.

2. Подбор диагностических методик.

3. Проведение экспериментального исследования.

4. Интерпретация и анализ полученных результатов.

5. Разработка коррекционной программы, направленной на гармонизацию психологического здоровья в юношеском возрасте

Наше исследование проводилось на базе СГУ с ноября 2014 г. по апрель 2015г. В эксперименте приняли участие 25 студентов (2 юноши и 23 девушки) психологического факультета - группы П-1.

Так как в настоящее время прямые методики на определение психологического здоровья отсутствуют, необходимо использовать косвенные методы. Несмотря на то, что понятие «психологическое здоровье» включает в себя множество критериев, по нашему мнению в качестве основных можно использовать способность человека адаптироваться к социуму, поскольку психологически здоровому функционированию соответствует наличие адаптации между человеком и средой. Кроме того, необходимо определять тревожность, поскольку повышение тревожности коррелирует с нарушениями психологического здоровья. Также является важным определение уровня стрессоустоичивости личности, доминирующих психологических защитных тенденций (в данном случае для нас показательным является использование человеком негативных механизмов защиты) и таких психических состояний личности, как активность, эмоциональная стабильности, адекватное само восприятие и становление идентичности. Поэтому для определения особенностей психологического здоровья в юношеском возрасте нами были взяты за основу следующие методики:

1. УСК (Уровень субъективного контроля) Дж. Роттера .

2. Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) В.М.Русалова

3.Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса-Р. Даймона.

4. Рисуночная методика «Человек под дождем».

5. Методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора

6.Методика по оценке уровня самоактуализации личности (“САМОАЛ”)Э.Шострома.

7. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева.

Первым этапом нашего исследования было проведение методики определения уровня субъективного контроля (УСК). Методика разработана в НИИ им. Бехтерева. Опросник разработан на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера. Назначение методики– диагностика области, в которой человек размещает наиболее значимые детерминанты своей деятельности и жизни в целом, методика позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформированный у испытуемого уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями.

В данной методике при интерпретации полученных числовых величин используется перевод сырых баллов в стандартные (стены). Отклонение вправо (>5.5 стенов) свидетельствует об интернальном типе контроля в соответствующих ситуациях. Отклонение влево от нормы (<5.5 стенов) свидетельствует об экстернальном типе УСК.

Показатели опросника УСК организованы в соответствии с принципом иерархической структуры системы регуляции деятельности таким образом, что включают в себя обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частым ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности, дифференцированные по эмоциональному знаку этих ситуаций, и ряд ситуационно-специфических показателей.

1. Шкала общей интернальности (Ио). Показатели по этой шкал помогут определить нам уровень субъективного контроля, который входит в структуру психологического здоровья.

2. Шкала интернальности в области достижений (Ид). уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями.

3. Шкала интернальности в области неудач (Ин). развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям

4. Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис).

5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д.

6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им). Характеризует особенности межличностного взаимодействия.

7. Шкала интернальности в отношении здоровья к болезни (Из). Дает представление об отношении к своему здоровью и ответственности за него.

Следующим этапом нашего исследования было выявление структуры темперамента с помощью опросника В.М. Русалова [20] . Опросник Структуры Темперамента (ОСТ)используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.

ОСТ имеет 105 вопросов. Каждый относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, а 9-я шкала (социальной желательности ответов) – 9 вопросов.

ОСТ содержит следующие шкалы:

1. Предметная эргичностьвключает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду.

2. Социальная эргичностьсодержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству.

3. Пластичностьсодержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой.

4. Социальная пластичность содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.

5. Темп или Скоростьвключает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

6. Социальный темпвключает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.

7. Эмоциональностьвключает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не удачам в работе.

8. Социальная эмоциональность – включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.

9. «К» – контрольная шкала(шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.

С целью изучения силы человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им, нами была использована методика «Человек под дождем». Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.

Цель психологического анализа рисунков «дождливой серии» – понять характер поведения человека в неблагоприятных условиях и найти ресурсы противостояния неблагоприятным воздействиям. Создатели этой техники (Арнольд Абрамс, Абрахам Эмчин) пытались разработать процедуру, приоткрывающую взгляд на человека, находящегося под действием символического стрессового фактора, в этом случае – дождя.

Этот метод особенно полезен для диагноста, интересующегося силой эго клиента. Применение этой методики совместно с другими тестами позволяет консультанту ответить на следующие вопросы: «Каким образом испытуемый отреагирует на ситуацию стресса?», « Какими личностными ресурсами он располагает, чтобы функционировать в среде, вызывающей беспокойство?», «Может ли испытуемый успешно планировать свое поведение в ситуациях, вызывающих беспокойство?» и «Какие виды защиты (например, отрицание, отступление) он использует в трудных для него ситуациях».

Общие положения

Инструкция в классическом варианте проста: на чистом листе бумаги формата А4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека под дождем. Анализ рисунка позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях. В процессе тестирования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого. Для получения более достоверной информации необходимо провести дополнительное интервью с тестируемым. При интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями. Когда рисунок готов, важно воспринять его целиком. Необходимо "войти" в рисунок и почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удрученном и т.д.), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс.

Только после этого можно перейти к анализу всех специфических деталей с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации.

Для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности, нами использовалась методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда.

Авторами выделяются следующие 6 интегральных показателей:

1.«Адаптация»;

2.«Приятие других»; ;

3.«Интернальность»;

4.«Самовосприятие»;

5.«Эмоциональная комфортность»; ;

6.«Стремление к доминированию». .

Каждый из них рассчитывается по индивидуальной формуле, найденной, по всей вероятности, эмпирическим путем. Интерпретация осуществляется в соответствии нормативными данными, рассчитанными отдельно для подростков и взрослой выборки.

Методика предназначена для диагностики приспособленности человека к условиям взаимодействия с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. Опросник состоит из 101 утверждения.

С целью изучения уровня тревожности нами использовалась методикаДж.Тейлора. Методика состоит из 60 простых утверждений, с которыми испытуемый может согласиться или нет. 40-50 баллов рассматриваются как показатель очень высокого уровня тревоги, 25-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревоги, 15-25 баллов – о среднем (с тенденцией к высокому) уровне, 5-15 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому) уровне, 0-5 баллов – о низком уровне тревоги.

Следующим этапом нашего исследования было проведение методики оценки уровня самоактуализации личности («САМОАЛ») Э. Шострома.

Цель: определение уровня самоактуализации личности (данную методику также можно использовать для изучения поведенческого компонента самосознания). Методика включает 100 парных утверждений, из которых в процессе опроса необходимо выбрать одно, распределенных по 11 шкалам, а также предполагает вычисление «общего показателя самоактуализации». Описание шкал вопросника «САМОАЛ»

1. Шкала ориентации во времени показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь на «потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом.

2. Шкала ценностей.

3. Взгляд на природу человека может быть положительным (высокая оценка) или негативным (низкая). Эта шкала описывает веру в людей, в могущество человеческих возможностей.

4. Высокая потребность в познании характерна для самоактуализирующейся личности, всегда открытой новым впечатлениям. Эта шкала описывает способность к бытийному познанию — бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей.

5. Стремление к творчеству или креативность — непременный атрибут самоактуализации, которую попросту можно назвать творческим отношением к жизни. Как нам известно, стремление к самоактуализации является необходимым условием психологического здоровья. Креативность относится к высшему уровню психологического здоровья.

6. Автономность, по мнению большинства гуманистических психологов, является главным критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты.

7. Спонтанность — это качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, свойственных самоактуализирующимся людям.

8. Самопонимание.

9. Аутосимпатия — естественная основа психического здоровья и цельности личности.

10. Шкала контактности измеряет общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими.

11. Шкала гибкости в общении соотносится с наличием или отсутствием социальных стереотипов, способностью к адекватному самовыражению в общении.

Последним этапом нашего исследование стало проведение теста смысло-жизненных ориентаций (СЖО) Д.А.Леонтьева. С помощью этого теста исследуются представления испытуемых о будущей жизни по таким характеристикам, как наличие или отсутствие целей в будущем, осмысленность жизненной перспективы, интерес к жизни, удовлетворенность жизнью, представления о себе как об активной и сильной личности, самостоятельно принимающей решения и контролирующей свою жизнь. Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (проценты или стены). Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) – полюсу ее отсутствия. Интерпретация шкал:

1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, что чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.

3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.

4. Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни).

5. Локус контроля – жизнь или управляемость жизни.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.