Здавалка
Главная | Обратная связь

Психокоррекционная программа, направленная на гармонизацию психологического здоровья в юношеском возрасте



Пояснительная записка.

Эмпирическое исследование проблемы психологического здоровья молодых людей юношеского возраста выявило ее значимость и актуальность, так как конечной, стратегической целью технологий, направленных на коррекцию психологического здоровья юношества, является формирование поколения здоровых людей, стоящих на пороге взрослой ответственной жизни.

На диагностическом этапе исследования было выявлено, что поскольку психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между индивидом и средой, то ключевыми критериями становятся: рост уровня тревожности и агрессивности, появление депрессивных состояний, падение самооценки, утрата необходимого уровня активности и низкий уровень адаптивности.

В основу данной программы положены следующие психологические принципы:

1. Личная ориентированность – направленность предлагаемого материала на профессиональные интересы студентов-психологов.

2. Проблемность предложенных заданий – постановка задач проблемного характера, ориентированных на актуализацию знаний и опыта участников.

3. Рефлексивная направленность заданий – осмысление, анализ участниками своего опыта, переживаний, проживание и осознание перспектив своей дальнейшей жизни, обнаружение ограничений и малоэффективных приемов личной организации.

4. Индивидуализация развивающих влияний – включение элементов индивидуальной работы по выявлению стратегий жизненного самоопределения, стереотипов и ограничений поведения участников в ситуациях взаимодействия друг с другом.

5. Системность – формирование и включение новых умений и навыков в практическую деятельность, как целостную, динамическую систему.

6. Комплексность – включение в развивающую программу разнообразных приемов и методов, направленных на достижение поставленной цели.

С целью снижения уровня агрессивности и обучения безопасным способам выражения агрессии в программе использованы методы арт-терапии и упражнения на эмоциональную рефлексию.

С целью снижения уровня враждебности и тревожности до нормального уровня, в программе использованы психогимнастика и техника расслабления.

С целью формирования позитивного настроя, увеличения активности, повышением и стабилизацией самооценки в программе использованы упражнения направленные на развитие коммуникативных навыков, а так же психогимнастика и техника расслабления.

Целью коррекционного блока непосредственно выступило формирование психологического здоровья через гармонизацию и оптимизацию состояний, снижение тревожности, агрессивности до оптимального уровня, коррекцию враждебности, повышение самооценки.

Задачи:

· Коррекционная – повышение уровня самооценки, снижение уровня агрессивности, приобретение навыков безопасного выражения агрессии, снижение уровня тревожности;

· Развивающая – приобретение навыков саморегуляции, психогимнастики, саморасслабления, а так же развитие коммуникативных умений;

· Профилактическая – приобретение навыков по поддержанию достигнутого оптимального уровня психологического здоровья

· В основу коррекционно-развивающей программы положены типовая модель и система тренинговых занятий.

В основу коррекционно-развивающей программы легла авторская программа тренинговых занятий для коррекции агрессивного поведения "Прогоним гнев" Нифантьевой Н.В., тренинг «Сохранение психологического здоровья средствами арт-терапии» Руссу Н.З., авторская программа по повышению самооценки Грейс Н.В.

Так же в основу нашей программы легло положение о том, что комплексная двухуровневая технология, включающая здоровьесберегающий и психологический блоки, оказывает существенное влияние на коррекцию показателей психологического здоровья в юношеском возрасте.

Воздействие осуществляется в групповой форме, что обосновано рядом обстоятельств. Традиционными преимуществами групповой формы являются: экономия времени и усилий ведущего и участников; возможность получения участниками обратной связи, межличностной поддержки и идентификации с лицами, которые испытывают похожие психологические проблемы; благоприятный для самоисследования и самораскрытия психологический климат; возможность выбора каждым членом группы индивидуальной роли из широкого спектра групповых ролей.

Программа разработана по типу развивающего тренинга, ориентированного на активизация невербальных языков общения; развитие эмпатического потенциала, умения концентрироваться на партнере по общению; отработка спонтанного поведения; легкость действий в присутствии других людей; умение легко и гибко ориентироваться в типичных ситуациях житейского и бытового плана, простейших конфликтах производственного и личного характера; умение правильно вести себя в ситуации конфликта вплоть до самых сложных и лично значимых ситуаций.

Кроме психологической составляющей, каждое занятие включает здоровье-сберегающие технологии, такие как: «Психологическая гимнастика» (по А.А.Репину) и «Прогрессивное мышечное расслабление» (Методика Эдмунда Якобсона).

Коррекционная программа рассчитана на 8 занятий, каждое из которых длится 1,5 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Первый блок направлен на знакомство участников тренинга, создания доброжелательной комфортной атмосферы; решение организационных вопросов; выяснение ожиданий участников тренинга;

Комплекс упражнений, входящий в данный блок, позволит каждому: понять и принять себя, выявить внутренние противоречия.

На рассматриваемом этапе решаются также задачи знакомства членов группы друг с другом и создания такого микроклимата в группе, при котором она стала бы субъектом – фасилитатором для всех ее участников.

Задачей второго блока является развитие и совершенствование психологических ресурсов.

Задачей третьего блока является построение, достижение поставленной цели с преодолением препятствий; изучение ситуации успеха и неуспеха; развитие прогностического компонента наблюдательности.

Четвертый блок включает в себя группу упражнений, которые дают возможность участникам повторить и обобщить пройденное, снять усталость, способствовать позитивному завершению работы.

Деление программы на блоки носит несколько условный характер, так как не существует четких границ между ними. Каждый из указанных блоков содержит некоторые упражнения из других. Это обусловлено реализацией принципа системности в построении цикла занятий тренинга, движением от простого к сложному, постепенному формированию потребности и навыков анализа и обеспечения личностной динамики. Кроме того, большая часть упражнений и игр имеет многоцелевое предназначение.

Оборудование и материалы: бумага формата А-4, листы картона формата А-4, фольга, папиросная бумага, скотч, клей цветные карандаши, фломастеры, краски, ручки, мяч, карточки с названиями эмоциональных состояний, листы ватмана, магнитофон, аудиокассеты с медленными и быстрыми музыкальными композициями, свободная от мебели территория для танца, коврики-карематы. Аудиозаписи «Психологическая гимнастика» (по А.А.Репину) и «Прогрессивное мышечное расслабление» (Методика Эдмунда Якобсона).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Особенности понятия «психологическое здоровье» являются предметом изучения многих школ и направлений как отечественной, так и зарубежной психологии. Однако наиболее продуктивно этот вопрос разработан в рамках гуманитарно-антропологического подхода в психологии. Антропологическая модель психологического здоровья позволяет ориентироваться в феноменах развития субъективной реальности, понимать природу переживаний и поведения человека. Она может быть использована практическими психологами в качестве рациональной основы профессиональной деятельности, в том числе и при работе с человеком находящимся на этапе самоопределения и осознании своего места в системе социального взаимодействия, на этапе юношества.

В целом проблема психологического здоровья вообще и в период юношества в частности является актуальной на сегодняшний день в связи с недостаточной разработанностью этого вопроса, как в теоретическом, так и практическом плане и важностью сохранения этого компонента личности в юношеском возрасте. Именно в этот период проблема психологического здоровья становится наиболее острой, так как нарушение личностного, профессионального самоопределения личности, которое происходит именно на этом возрастном этапе ставит под угрозу дальнейшее развитие индивида.

В ходе выполнения данной работы нами был осуществлен анализ разработанности проблемы психологического здоровья, представленного в научной литературе, составлен и проведен констатирующий эксперимент с целью подтверждения предположения о том, что преодоление кризиса юношества связано с нарушением психологического здоровья индивида, проявляющееся в основном в снижении психоэмоционального тонуса, увеличении уровня тревожности, активации психологических защит, возникновении трудностей в процессе самоосознания и самоидентичности, разработана коррекционная программа, направленная на работу по гармонизации психологического здоровья в юношеском возрасте

Важным является проведение своевременной коррекционной работы, направленной на гармонизацию психологического здоровья в юношеском возрасте. Главным является то, что понятия личность, психологическое здоровье и социум являются неотъемлемыми друг от друга, а рассмотрение одного из составляющих невозможно без соблюдения целостности психической жизни человека.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что нами была сделана попытка выделения основных особенностей психологического здоровья в юношеском возрасте. Однако эти данные не могут распространяться на весь юношеский возраст, а являются характерными только для данной выборки испытуемых. О проявлении подобных тенденций у всего юношеского возраста можно лишь предполагать в силу общих характерных особенностей развития.

Предложенная нами коррекционная программа будет полезна психологам, работающим не только с особенностями психологического здоровья юношества, но и последствиями кризиса пубертатного периода с целью нормализации психологического здоровья подростков в преддверии кризиса «встречи со взрослостью» и своевременной профилактики возможных нарушений в развитии.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности: Автореф. канд. дис.- М., 1994.

2. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе (III) //Избранные психологические труды.– М., 1995.

3. Братченко С.Л. Экзистенциальная психоло:гия глубинного общения: уроки Джеймса Бюджентала.- М.: Смысл, 2001.

4. Братусь Б.С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур.- М.: Смысл, 1997. - С. 67–91.

5. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления,установки.- М.: Академия, 2001.

6. Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков.- М.: КРОН-Пресс, 1996

7. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба.- М.: Педагогика, 1991.

8. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста.- М.: Медицина, 1995.

9. Ковалев В.Н., Тищенко С.М., Киселева Т.Г. Развивающие и коррекционные тренинги.- 2- е издание, исправленное и дополненное. – Севастополь, 2006 .

10. Кон И. С. Психология ранней юности. – М., 1989.

11. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.

12. Маслоу А.Г.Мотиваиия и личность.- СПб.: Ев­разия, 1999.

13. Никифоров Г.С. Психология здоровья. - СПб.: Речь, 2002.

14. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Роспедагентство, 1996.

15. Практическая психология образования / Под ред.И.В. Дубровиной.- М.: ТЦ «Сфера», 1997.

16. Пряжников Н. С.Профессиональное и личностное самоопределение. – М.; Воронеж, 1996.

17. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Руководство практического психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1995.

18. Ремшмидт Х.. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994г.

19. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Ста­новление человека. - М.: Прогресс, 1994.

20. Русалов В. М. Опросник структуры темперамента. М., 1990.

21. Слободчиков В.И., Исаев ЕЛ. Психология раз­вития человека. - М.: Школьная Пресса,2000.

22. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антрополо­гический подход к решению проблемы пси­хологического здоровья детей // Вопросы психологии.-2001. - № 4. - С. 91-105.

23. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. - 1986. - № 6. - С. 14–23.

24. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Автореф. докт. дис. - М., 1994.

25. Слободчиков В.И. Безопасное образование: психология и педагогика здоровья // Развитие и образование особенных детей: проблемы, поиски / Под ред. В.И. Слободчикова. - М.: Б.и., 1999.

26. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. - С. 38–50.

27. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. - 1998. - № 6. - С. 3–17.

28. Соловьев В.С.Соч.: В2 т.-Т. 1. - М.: Издатель­ство, 1988.

29. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.:Прогресс, 1990.

30. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика,1992.

31. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс,1990.

32. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. – М: Издательский центр «Академия», 2001.

33. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. - СПб., 1997.

34. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995.

35. Шувалов А.В. Презумпция человечности // Развитие и образование особенных детей: проблемы, поиски / Под ред. В.И. Слободчикова. - М.: Б.и., 1999. С. 66–68.

36. Шувалов А.В. Интерсубъективные условия психологического здоровья детей: Автореф. канд. дис. - М., 2000.

37. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996

38. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. - М.: Прогресс, 1993.


ПРИЛОЖЕНИЯ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.