Здавалка
Главная | Обратная связь

Совокупный спрос и его факторы



Лекция 3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель AD-AS.

Совокупный спрос и его факторы. Совокупное предложение и его факторы. Модель AD-AS. Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS

 

Совокупный спрос и его факторы

Совокупный спрос (aggregate demand - AD) - это суммарный спрос всех макроэкономических агентов (домашних хозяйств, фирм, государства и иностранного сектора) на конечные товары и услуги при каждом возможном уровне цен.

Математически совокупный спрос можно представить следующим образом:

AD = C + I + G + NX

где С - потребительский спрос (consumption demand); I- инвестиционный спрос (investment demand); G - государственные закупки товаров и услуг (government spending); NX - спрос иностранного сектора - чистый экспорт (demand for net export).

Чем отличается понятие совокупного спроса от ВВП, который ранее был представлен аналогичным образом?

ВВП мы представляли в виде суммы фактических расходов, в свою очередь совокупный спрос отражает расходы, которые макроэкономические агенты только намерены совершить.

Зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен обратная и может быть представлена в виде кривой, имеющей отрицательный наклон (рис. 1).

Рисунок 1. Снижение общего уровня цен означает предъявление спроса на большее количество товаров и услуг

 

Отметим, что в данной модели объем выпуска продукции Y - это реальная переменная, а общий уровень цен Р - номинальная величина, измеряемая индексом потребительских цен или дефлятором ВВП.

Модель совокупного спроса AD нельзя рассматривать развитие рыночного спроса.

В отличие от кривой рыночного спроса, кривая совокупного спроса линия ADне может быть получена простым суммированием рыночных кривых спроса. При этом каждая точка на кривой совокупного спроса показывает величину совокупных расходов при каждом возможном уровне цен.

Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующими эффектами в рыночном хозяйстве: 1) эффектом процентной ставки; 2) эффектом реального богатства; 3) эффектом импортных закупок.

Эффект процентной ставки (эффект Кейнса) можно изобразить следующим образом:

P↑→MD↑→r↑→I↓→AD↓

Поясним:

Поясним: если уровень цен растет (P↑), то возрастает номинальный спрос на деньги (MD↑, money demand). За деньгами люди и фирмы обращаются в банк. При неизменной величине предложения денег в условиях роста цен ставка процента («цена» денег) будет расти (r↑). Фирмы сократят покупку инвестиционных товаров (I↓)Величина совокупного спроса уменьшится (AD↓).

Эффект реального богатства, или эффект реальных денежных запасов -эффект Пигу.

P↑→M/P↓→C↓→AD↓

Под реальным богатством, или реальными денежными запасами, понимают отношение номинальных денежных запасов Мк общему уровню цен: M/P

Поясним: Когда цены на товары и услуги растут (P↑), то покупательная способность денег, или реальные денежные запасы, снижается (M/P↓). Этоозначает, что на одну и ту же номинальную сумму денег можно купить меньше товаров и услуг. Потребительские расходы домашних хозяйств сокращаются (C↓), следовательно величина совокупного спроса уменьшается (AD↓).

Эффект импортных закупок, или эффект чистого экспорта – эффект Манделла-Флеминга.

P↑→EX↓,IM↑→NX↓→AD↓

Поясним: Если уровень цен в национальном хозяйстве повышается (P↑), то товары и услуги иностранного производства становятся относительно дешевле. Экспорт ЕXсокращается (EX). Население будет приобретать меньше отечественных товаров и больше импортных (IM). Увеличение импорта сократит чистый экспорт (NX↓). Величина совокупного проса уменьшается (AD↓).

Таким образом, можно сделать вывод, что существуют три причины (эффекта), при которых изменение уровня цен ведет к изменению величины совокупного спроса и движению вдоль линии AD.

Однако на совокупный спрос воздействуют факторы, при изменении которых происходит смещение линии совокупного спроса (рис. 2).

Рисунок 2. Под воздействием неценовых факторов происходит сдвиг кривой совокупного спроса

 

К неценовым факторам изменения совокупного спроса относятся факторы, влияющие на каждый из компонентов совокупных расходов.

Рассмотрим некоторые из них подробнее.

1. Уровень дохода. Рост уровня дохода ведет к росту потребления и, соответственно, к увеличению совокупного спроса. Кривая ADсдвигается вправо. И наоборот.

2. Ожидания. Если население ожидает роста уровня цен в будущем, то возрастают покупки товаров и услуг в настоящем, что также увеличивает совокупный спрос AD. Кривая ADсмещается вправо.

3. Технологии. Фактором, стимулирующим инвестиционные расходы I, может быть появление более производительных технологий, обеспечивающих снижение издержек на единицу продукции и эффект масштаба. Увеличение прибыли приведет к росту инвестиционных расходов и сдвигу кривой ADвправо.

4. Количество и скорость обращения денег. При росте скорости обращения денег, они обслуживают большее количество сделок, что эквивалентно росту величины денежной массы. Совокупный спрос растет. Линия ADсмещается вправо.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.