Здавалка
Главная | Обратная связь

Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, цена.



 

Совокупность отношений товарного обмена, устанавливающих непосредственные связи, между производителями и потребителями называется рынком. Основными параметрами рынка являются: спрос, предложения, цена.

Спрос – та часть потребностей общества, которая обеспечена денежным эквивалентом.

Объем спроса – то количество благ и услуг, которое потребители готовы купить при данной цене в единицу времени.

Различают индивидуальный и рыночный спрос.

Индивидуальный спрос – это спрос конкретного субъекта.

Рыночный спрос – это совокупный спрос покупателей данного товара по данной цене.

Источниками спроса являются всевозможные доходы фирм, предприятий, государств и граждан.

На спрос воздействуют ценовые и неценовые факторы (детерминанты).

1) цена;

2) неценовые факторы спроса.

Согласно закону спроса с увеличением цены спрос на товар падает и наоборот, снижение цен приводит к росту спроса на товар

Между ценой и спросом существует обратная зависимость:

 

Qd = f (P) (1.11)

 

Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется действием:

· эффекта дохода. Если цена товара падает, то при том же доходе потребитель может приобрести больше товара, т.е. его спрос возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход потребителя, и спрос на него падает;

· эффекта замещения. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет замещаться, спрос на данный товар падает;

· законы убывающей предельной полезности. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, потребитель готов приобрести ее лишь за меньшую цену. Изменение цены ведет к изменению величины спроса.

Изменение цены ведет к изменению величины спроса, что отражается смещением точек на кривой спроса.

Закон спроса не действует:

· при дефиците товаров и ажиотажном спросе, вызванном инфляционным ожиданием;

· в отношении редких и дорогостоящих товаров (золото, антиквариат и т.п.), приобретение которых является средством приобретения;

· при переключении спроса с менее качественных на более качественные товары, даже при снижении цен на них;

· в отношении «товаров Гиффена» - товаров, занимающих высокую долю в доходах малоимущих потребителей, спрос на которые изменяется в том же направлении, что и цены.

Неценовые факторы спроса:

· изменение дохода;

· цены других товаров;

· количество покупателей на рынке;

· ожидание покупателей в отношении изменения цен;

· изменение предпочтений потребителей (вкуса и моды);

Действие неценовых факторов вызывает изменения в спросе, что графически отражается сдвигом кривой спроса.

Предложения – это блага и услуги, которые по заданной цене находятся на рынке. Предложение имеет количественную оценку, характеризуется широтой ассортимента и качеством товаров. Объем предложения – количество благ и услуг, которые представлены на рынке в единицу времени. Широта ассортимента определяется разнообразием товаров.

Предложение конкретного объекта есть индивидуальное предложение. Рыночное предложение – это предложение всех продавцов данного товара.

Цена товара – важнейший фактор не только спроса, но и предложения. Изменение цены на товар и услугу является той информацией для производителя, на основе которой он принимает решение о дальнейшем расширении или сокращении производства.

К основным неценовым детерминантам предложения относятся:

· величина издержек (затрат) производства товара. Чем выше издержан, тем меньше объем предложения. В свою очередь уровень издержек производства зависит от: характера применяемой технологии и стоимости ресурсов, используемых в данном производстве;

· налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложения.

· Количество продавцов на рынке. Увеличение числа продавцов (производителей) данной продукции ведет к увеличению объема предложения;

· Цены других товаров. Изменение одного взаимозаменяемого товара влечет за собой изменение предложения другого товара в том же направлении; Изменение цены одного взаимодополняющего товара вызывает противоположное изменение объема предложения другого товара;

· Ожидания в отношении изменения цен. Ожидание продавцами роста цен ведет к сокращению предложения в настоящем, тогда как ожидание снижения цен увеличивает текущие предложения.

Между спросом и предложением конкретных товаров или услуги в каждый данный момент складывается определенное соотношение. Оно является результатом влияния и на спрос и на предложение многочисленных факторов. Соотношение спроса и предложения – это тот механизм, который определяет рыночную цену. Его изменение ведет к изменению цен.

Рыночная цена, при которой спрос и предложение приведены в соответствие, называется ценой равновесия. Рыночные цены постоянно колеблются в определенных пределах вокруг цены равновесия. Верхняя граница рыночной цены устанавливается ценой спроса. Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатель согласен заплатить за товар. Нижний уровень рыночной цены определяет цена предложения, т.е. минимальная цена, при которой производителю имеет смысл осуществлять выпуск данной продукции. Рыночная цена, как правило, выше цены предложения и ниже цены спроса.

Рыночная цена выполняет следующие функции:

· Информационную. Цена дает знать о платежеспособном спросе, о предложении товаров, об избытке ресурсов и т.д. Она является барометром определения состояния экономики страны в целом;

· Стимулирующую. Цена поощряет тех, кто рационально использует свои ресурсы и добивается успехов, эффекта, кто внедряет достижения НТП, новые методы организации и управления производством и т.д.;

· Распределительную. Ресурсы направляются в эффективные отрасли и производства. Цены могут разорить или обогатить товаропроизводителей;

· Учетно-измерительную. По уровню цен можно судить об израсходованных материальных, трудовых и финансовых средствах;

· Балансирующую. Цена устанавливает рыночное равновесие между спросом и предложением.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.