Практическое значение эластичности спроса.
Степень влияния различных факторов на спрос и предложения определяется на основе концепции эластичности, суть которой состоит в измерении реакции спроса и предложения на изменении цены товара и дохода потребителя. Эластичность – это чувствительность одной переменной к изменению другой. Для определения степени реагирования потребителей на изменение цены товара используют эластичность спроса на цены. Она измеряется с помощью коэффициента эластичности спроса по цене, который показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения цены на 1%. Коэффициент эластичности спроса по цене Еdp определяется по формуле:
, (1.12)
где ∆Q/Q – Относительное изменение спроса (в %); ∆Р/P – относительное изменение цены (в %).
Факторы, влияющие на степень ценовой эластичности спроса: · Количество заменителей данного товара: чем больше хороших заменителей, тем выше эластичность; · Удельный вес цены данного товара в доходе потребителя: чем выше доля цены товара в доходе, тем выше эластичность; · Значимость товара (является ли товар первой необходимости или предметом роскоши) – спрос на товары первой необходимости менее эластичен; · Время, имеющееся в распоряжении покупателя: чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса. Практическая значимость измерения эластичности спроса состоит в том, что различные случаи эластичности непосредственно влияют на получаемую выручку, которая определяется, как произведение цены и количества рассматриваемого товара. Производитель товаров, используя теорию ценовой эластичности спроса, может определить минимальную цену продажи товара и объем его продажи, чтобы выручка от продажи обеспечивала ему соответствующий уровень эффективности производства. На спрос оказывает влияние цены и на другие товары. Для определения этого влияния находят перекрестную (взаимную) эластичность спроса. Перекрестная эластичность спроса характеризует степень изменения спроса на товар (а) при изменении цены товара (в), коэффициентом перекрестной эластичности (Еав):
, (1.13)
где ∆ Qа/ Qа - относительное изменение спроса на товар а (в %); ∆ Рb/ Рb - относительное изменение цены на товар в (в %) Знак коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, являются ли товары взаимозаменяемыми, взаимодополняемыми или нейтральными по отношению друг к другу. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, то количество пользующейся спросом продукции А находится в прямой зависимости от изменения цены товара В, а данные товары являются взаимозаменяемыми. При отрицательном значении перекрестной эластичности товары А и В будут взаимодополняемыми. В качестве примера взаимодополняемых товаров можно назвать чай и сахар, а взаимозаменяемых – чай и кофе. При нулевой перекрестной эластичности товары нейтральны по отношению друг к другу. Знание перекрестной эластичности важно для корпоративного планирования. Например, предположите, что ожидается резкое поднятие цен на природный газ. Вероятно, это увеличит спрос на электроэнергию, т.к. оба продукта считаются взаимозаменяемыми для отопления и приготовления пищи. Электросбытовые компании планируют следовательно удовлетворить повышенный спрос на свой продукт, если им известна его перекрестная эластичность (ПЭС). Например, если ПЭС в долгосрочном плане равно 0,8, тогда 20%-ное увеличение цены природного газа увеличит объем спроса на электроэнергию на 16%. Перекрестная эластичность широко используется и при проведении антимонопольной политики. Эластичность предложения характеризует применение предложения под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности предложения (Еs):
, (1.14)
где ∆ Qs/ Qs - относительное изменение предложения (в %); ∆ Р/ Р – относительное изменение цены (в %). Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение (Еs < 1). Когда же малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены обуславливает увеличение предложения, то мы имеем дело с абсолютно эластичным предложением(Еs =∞). Если коэффициент эластичности предложения равен 0, то предложение совершенно неэластично. Например, кривая предложения картины И.Шишкина «Утро в лесу» является совершенно неэластичной, потому что в наличии имеется фиксированное количество (одна картина), которое не может быть увеличено, как бы высоко не поднялась цена. Эластичность предложения меняется под воздействием следующих факторов: · Способности производства к быстрой переналадке; · Возможности хранения продукции; · Времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены. (Чем больше у производителя времени для перераспределения ресурсов в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|