Здавалка
Главная | Обратная связь

Финансовая политика государства. Фискальная политика.



 

Финансовая система государства воспроизводит процессы по распределению ВНП. Поэтому политика государства в отношении финансовой системы является одним из важнейших регуляторов развития национальной экономики.

Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называют финансовой политикой. Ее направления зависят от экономического состояния страны. Так, кризисное положение экономики пред­определяет финансовую политику, направленную, с одной стороны, на прекращение спада производства и на его стиму­лирование (например, в виде отдельных на­логовых льгот производителям), на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные от­расли экономики, а с другой – на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т. п. При переходе экономики в состояние подъема направления финансовой полити­ки меняются.

Эффективность выбранной финансовой политики, не­сомненно, зависит от критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения «золотого правила» экономической теории– при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситу­ацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой хотелось бы ее видеть. Это тем более важно, поскольку общей тенденцией развития промышленно развитых стран является усиление роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно расходы государства на программы по социальному обеспечению, поддержание среднего уровня доходов, здравоохранение и т. д.

Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов и доходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика). Фи­скальная политика используется главным образом для борьбы с экономическими спадами.

В условиях сравнительной устойчивости потребления и рез­кого сокращения инвестиций правительство, коль скоро оно хочет победить экономический спад, должно либо увеличить государственные расходы, либо ослабить налоговое бремя и тем самым способствовать росту потребительского и инвестиционного спроса в частном секторе экономики.

Государственные расходы оказывают на сово­купный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и подобно по­следним обладают мультипликационным эффектом. Мульти­пликатор государственных расходов (mG) пока­зывает, насколько возрастает ВНП в результате роста государ­ственных расходов на закупку товаров и услуг (G):

 

∆ВНП = ∆G • mG. (1.8.)

 

Напомним, что государственные расходы, подобно инвестициям, могут не только вызвать рост объема ВНП, но и «работать» на его сокращение в случае их уменьшения.

Еще одним направлением фискальной политики в период спада может быть сокращение государственных доходов, т. е. уменьшение налогов с населения и фирм в расчете на то, что сэкономленные налогоплательщиками деньги будут направлены на потребительские расходы и инвести­ции.

Каким будет увеличение потребления? Это зависит от пре­дельной склонности к потреблению (МРС) и предельной склон­ности к сбережению (MPS). Чтобы определить его размер, надо умножить сумму налогового сокращения (∆T) на МРС: ∆С = ∆Т · МРС. Умножив сумму уменьшения налога на MPS, узнаем увеличение сбережений налогоплательщиков:

 

∆S = ∆Т ∙ MPS. (1.9)

 

Динамика налогов, подобно инвестициям и государственным расходам, обладает мультипликационным эффектом. Но мульти­пликатор налогов (Мт) всегда меньше мультипликатора инвести­ций и государственных расходов, поскольку, например, при со­кращении налогов потребление увеличивается лишь частично (часть дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста государственных расходов оказывает прямое воздействие на объем ВНП.

Налоговый мультипликатор равен мультиплика­тору государственных расходов, умноженному на МРС:

 

Мт = MG ∙ МРС. (1.10)

 

Учитывая вышеизложен­ное, можно спрогнозировать фискальную политику государства в различные периоды экономического цикла.

В период спада стимулирующая фискальная политикаскла­дывается из увеличения государственных расходов, снижения налогов или сочетания роста государственных расходов со сни­жением налогов (с учетом того, что мультипликационный эффект увеличения государственных расходов больше, чем мультиплика­ционный эффект снижения налогов, т. е. ∆G > MPS · ∆Т). Такая политика приводит фактически к дефицитному бюджетному фи­нансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.

В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инф­ляционный рост), проводится сдерживающая фискальная полити­ка, которая складывается из уменьшения государственных расхо­дов, увеличения налогов или сочетания сокращения государ­ственных расходов с растущим налогообложением (∆G < ∆Т × MPS). Такая фискальная политика ориентируется на положи­тельное сальдо бюджета(доходы бюджета превышают его расхо­ды).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.