Здавалка
Главная | Обратная связь

Античный атомизм ( Демокрит, Эпикур, Кар).

Возник в 5 в. до н. э. в Древней Греции и связан с именами Демокрита, Эпикура и Кара, которые ввели в философский лексикон само понятие «атом» (греч. fj йтоцос; ouaia, неделимая сущность).

Генезис античного атомизма связан с поставленной в Элейской школе проблемой обоснования множества и движения. Своим учением об атомах Демокрит предложил изначально плюралистическую онтологию, избежав т. о. проблемы выведения множества из единства, а введение пустоты позволяло обосновать как множество атомов, так и их движение; понимание атомов как «бытия», полного, неделимого и вечного, позволяло трактовать видимое возникновение вещей как соединение атомов, а уничтожение —как рассредоточение атомарных конгломератов, и тем самым выполнить безусловный закон «со-храненения бытия» («из ничего ничего не бывает»). Продолжением традиции античного атомизма было учение Эпикура, который в целом следовал понятию атома, введенного Демокритом — маленькое плотное микротело, имеющее свою форму, величину и поворот в пространстве, однако ввел для атомов также тяжесть и способность отклоняться от первоначального движения по прямой линии. Введение в абсолютно детерминированную физическую картину мира элемента свободы — главное отличие атомистического учения Эпикура. Остается открытым вопрос, Демокриту или Эпикуру принадлежит интерпретация физического атомизма в смысле математического, т. е. дискретного, пространства-времени.

Если понимать атомизм шире —как вообще теорию дискретного бытия, тогда предтечей его можно считать Эм-педокла, согласно которому материя состоит из четырех элементов и соответственно дискретна. Но в отличие от классического атомизма его учение не может считаться количественной теорией мира, ибо четыре элемента здесь—это предельно ограниченное понятие качества. Уже в античности в рамках атомизма рассматривали учения о гомеомериях Анаксагора и Архелая и об «амерах» Диодора Крона. Учение Диодора —это математизированная версия атомизма; амеры мыслились не только как кванты материи (в отличие от атомов Демокрита, амеры не различались по форме, так что нельзя говорить даже о мысленной их делимости на части), но и как кванты пространства и времени. Наконец, атомистическим считалось и учение о треугольниках Платона, предложившего в «Тимее» теорию материи, согласно которой мелкие качественные частицы (элементы) состоят из более мелких количественных частиц (первичных «треугольников», квантов пространства). Эта геометризованная теория материи была раскритикована представителями Перипатетической школы, однако в современной науке из всех версий античного атомизма именно математический атомизм Платона вызывает наибольший интерес как повод для плодотворных сопоставлений.

Демокрит(смеющийся) – г. Абдерры, родоначальник материлистического напр-я в античной философии.

Левкипп – учитель Демокрита. Осн. Черта демокрита – жажда знаний. Аспекты творчества Демокрита:

- Создал учение «Атомистический материализм». Атом – от греч. – неделимый. Атомы как основа мироздания(бытия) и пустота(небытие), как усл. Существования атомов, их движения. Атомы различаются формой, величиной, положением и порядком в пространстве. Число и сочитание атомов бесконечно.

Демокрит положил основы детерминизма – в мире царствует необходимость, случайностей нет, т.к. всё причинно – обусловлено.

- Идея бесконечности вселенной и бесчисленности миров.

- Душа(собрание и время соединения атомов огня).

- Был гипозоистов одушевления(оживлял природу).

-В познании высказал идею первичных и вторичных качеств.

- В политике лучшее гос-во – демократия.

- Цель жизни человека – хорошее расположение духа, кот. Дается тем, кто руковод. Мерой.

Эпикур – древнегреческий философ – материалист. Философия Эпикура делится на три больших раздела: учение о природе и космосе («физика»), учение о познании («каноника»), учение о человеке и его поведении («эстетика»). Эпикур считал, что вселенная вечная и бесконечная, все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты. Но в отличие от Демокрита у него атомы, находясь в постоянном движении, отклоняются от своей траектории под влиянием веса. Эпикур отрицал существование чистых идей, признавал множество материальных миров во Вселенной и познаваемость их. Счастье человека состоит в удовольствии: быть здоровым, мудрым, занятым любимым и полезным для людей делом.

Лукре́ций Кар — римский поэт и философ. Считается одним из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователем учения Эпикура.

На заре зарождения римской философской терминологии Кар в своём основном труде — философской поэме «О природе вещей» — облёк своё учение в стройную поэтическую форму. Следуя теории эпикуреизма, Лукреций Кар постулировал свободу воли человека, отсутствие влияния богов на жизнь людей (не отвергая, однако, само существование богов). Он считал, что целью жизни человека должна быть атараксия(душевное спокойствие), аргументировано отвергал боязнь смерти, саму смерть и потустороннюю жизнь: по его мнению, материя вечна и бесконечна, а после смерти человека его тело обретает иные формы существования. Развивал учение об атомизме, широко пропагандировал идеи физики Эпикура, попутно касаясь вопросов космологии и этики. Кончил жизнь самоубийством, бросившись на меч.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.