Здавалка
Главная | Обратная связь

Критерии выбора пути



 

К последнему занятию все студенты, очевидно, будут знать, что вы вайшнав, и инстинктивно будут ждать, что сейчас, напоследок, вы наконец-то попробуете затащить их в свою религию. Пожалуйста, не нужно этого делать. Только ваша спокойная, доброжелательная и открытая позиция может по-настоящему убедить людей в том, что вы на правильном пути и что им стоит повнимательнее присмотреться к вайшнавизму.

 

На самом деле, преподаватель должен сочетать в себе такие качества, как совершенное отсутствие сектантства (то есть принятие всех путей, ведущих к Богу, уважение ко всем людям без исключения, желание всегда учиться у других) и безусловную преданность парампаре (то есть уверенность в истинности выбранного пути, верность духовному учителю и Шриле Прабхупаде). Если не будет первого, люди почувствуют давление, попытку ими манипулировать и «закроются». Если не будет второго, вы не сможете быть убедительным, студенты увидят вашу неуверенность. Обратите внимание, как общаются с «внешней» аудиторией Шрила Бхакти Вигьяна Госвами и Шриман Чайтанья Чандра Чаран Прабху. Огромное уважение к людям, к их поиску, их нравственным и религиозным принципам. При этом видно их огромное сострадание и желание дать людям самое лучшее – кришна-бхакти.

Очень важно во время проведения занятий вспоминать об этих принципах: «отсутствие сектантства» и «верность парампаре».

 

Разговор о критериях выбора пути стоит начать с обсуждения того, насколько вообще можно применять законы логики к такому таинству, как духовный путь. Может быть, нужно только молиться и слушать голос сердца? Конечно, тем, кто на 100 % уверен в том, что в своем сердце он слышит голос Бога, а не собственного ума, жить проще. Но большинство разумных людей все же понимают, что ум очень силен и, скорее всего, этот ум будет подсказывать нам лишь комфортные для него ответы. Но даже если мы полностью доверяем «внутреннему голосу» – почему бы не проверить его логикой?

 

Итак, можно начать с чего-то отвлеченного. Например с критериев, которые мы предъявляем к спортивной школе, если хотим добиться какой-то значительной победы –золотой медали на Олимпийских играх. Такой пример позволит людям легко включиться, ведь это более-менее понятная ситуация, не надо слишком думать и бояться ошибиться. На странице 237 описаны доводы, которые получились у меня.

 

Следом спросите: а почему бы так же серьезно не подойти и к выбору духовного пути? И предложите назвать критерии, которые, по их мнению, важны. В принципе, можно записывать то, что предложат студенты, а можно просто обсудить те критерии, которые разобраны в книге – это зависит от вашей подготовки и активности группы.

 

В книге разобраны следующие критерии:

- Философия, теология: детально проработанная философия, которая сможет дать непротиворечивые ответы на все важные вопросы человеческой жизни, возможность задавать вопросы и получать ответы.

- Практичность знаний: возможность проверить полученные знания на практике. Знание не должно быть сухой теорией, следование ему должно реально менять нас – на уровне ценностей, качеств характера и наших поступков.

- Система передачи знания, обеспечивающая передачу знания без искажений. Система «самопроверки» традиции (в нашем случае – гуру, садху, шастры).

- Учителя: важно, чтобы были люди, которые готовы взять ответственность за нашу духовную жизнь.

- Святые люди (причем не только в прошлом, но здесь и сейчас).

- Качества последователей (как меняются люди, которые встали на этот путь).

- Голос сердца (это действительно важный момент).

 

Кроме того, стоит разобрать критерии, которые не слишком важны. Например, «традиционность» религии. То есть она важна в том смысле, что в России, например, теоретически должно быть проще найти святых людей православной традиции, нежели индуистской или еще какой-то. Это может быть аргументом. А вот то, что «раз я тут родился – это моя вера…». Согласно последним опросам, в России около 74 % населения считают себя православными, при этом на вопрос «Верите ли вы в Бога?» утвердительно ответили только 69 % опрошенных. А уж сколько из них по-настоящему воцерковленных и следующих всем правилам и предписаниям… Судя по опросам – всего 3-4 %.

 

Есть еще один момент, который, возможно, стоит обсудить: когда, на каком этапе должен произойти выбор конкретной религии. Пожалуйста, не торопите людей, скажите, что сейчас им не нужно ничего выбирать – их задача ходить, смотреть, сопоставлять, знакомиться с людьми. Выбор должен быть свободным и осознанным. На это, очевидно, понадобится время. И в какой-то момент человек сам, изнутри почувствует: «Это мой путь, возможно, я еще не все понимаю, возможно, мне будет сложно, но это тот самый путь, который приведет меня к Богу».

 

Можете вспомнить историю Радханатхи Свами из «Путешествия домой» – как он выбирал духовного учителя. Несмотря на то, что ему предлагали принять посвящение многие великие учителя, он не торопился, говоря, что еще не готов полностью отдать себя какому-то одному пути. И только встретив Шрилу Прабхупаду, общаясь с ним, много размышляя и обращаясь к Богу с молитвой, он в какой-то момент почувствовал в сердце твердую решимость и сказал: «Шрила Прабхупада, я хочу отдать Вам свою жизнь».

Пока в нашем сердце не проснулось такое уверенное желание, мы можем (и должны) внимательно изучать разные пути и потом пытаться идти одним из них. Но по-настоящему выбор пути – это принятие осознанной зависимости от духовного учителя.

 

Подводя итог этому занятию и всему курсу, еще раз скажите о том, что каждый из присутствующих выберет свой путь сам. Важно только, чтобы этот выбор был сознательным, свободным. Тогда и движение по нему будет приносить радость.

Можете сказать о том, что вы свой выбор сделали и поэтому, если у кого-то есть вопросы о вайшнавизме, вы рады будете продолжить общение.

 

Пир!

 

Вы договаривались устроить пир, посвященный окончанию занятий. Если студенты принесли приготовленные блюда, вы можете, спросив разрешения у всех, предложить их Кришне (сами смотрите, как это может выглядеть; может быть, достаточно просто помолиться, а может быть, поставить изображения и позвенеть в колокольчик).

 

Скорее всего, перерыв затянется минут на 40, а то и больше.

 

Блок второй

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.