Здавалка
Главная | Обратная связь

Денежно-кредитная политика в современной России



Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику.Формирова­ние денежно-кредитной политики в современной России обусловлено взаимодействием двух групп факторов: во-первых, специ­фикой особого этапа развития, а именно осуществлением перехода от планово-централизованной экономической системы к современной смешанной экономике рыночного типа, и, во-вторых, конкретными социально-экономическими и политическими условиями, в которых осуществляется этот переход.

Особенности экономической политики государства в переходный период связаны с тем, что еще не сформирована устойчивая экономи­ческая система, обладающая свойством саморегуляции и саморазвития. В современной смешанной экономике государственное и рыночное регулирование образуют единый механизм и, дополняя друг дру­га, обеспечивают функционирование целостной системы. Переходная экономика – это не воспроизводящаяся на своей основе экономичес­кая система. Старые отношения постепенно изменяются, а создавае­мые новые институты, нормы и правила не могут быстро заменить прежние. Существование противоположных механизмов регулирования приводит к столкновению экономических интересов, обострению со­циально-экономических и политических отношений. Борьба нового и старого обусловливает изменчивость и неустойчивость экономики в переходный период. Обеспечение равновесия невозможно без актив­ной поддержки государства.

Таким образом, мероприятия по созданию нового, более эффек­тивного механизма хозяйствования вынужденно увязывались со стаби­лизационными мерами. Результатом проводимой экономической поли­тики должно было стать восстановление макроэкономического равновесия в краткосрочном периоде, улучшение инвестиционного климата, создание условий для экономического роста.

Противоречивость денежно-кредитной политики 90-х гг. XX в.Успех денеж­но-кредитной политики зависит также от выбранных принципов де­нежного регулирования. Как уже отмечалось, в современных условиях отсутствует какая-либо одна доминирующая доктрина. Теоретические модели приобретают синтетические формы, что придает денежно-кре­дитной политике большую гибкость.

Существенной особенностью денежного регулирования Центрального банка России была ориентация на принципы монетарной политики, в основе которой лежит метод монетарного таргетирования. Денежно-кре­дитная политика строилась на основе простых расчетов регрессионной зависимости между объемом денежной массы и темпами инфляции. Си­стема таргетирования денежной массы как форма денежной политики центральных банков развитых стран оформилась лишь в 1970-х гг. и исполь­зовалась в сложившихся рыночных экономиках, где доходность реаль­ного сектора не ниже, чем финансового.

Доходность финансового сектора ограничивалась с помощью жест­кого государственного регулирования процентов по ссудам и депози­там, контроля над валютными операциями, ограничения или запре­щения кредитных операций на фондовом рынке. Рефинансирование осуществлялось главным образом через учет и переучет векселей. Сло­жившиеся экономические пропорции позволяли выявить существова­ние зависимости между темпами роста денежной массы, реального и номинального ВНП, определить функцию спроса на деньги и в этих условиях формировать денежную политику на основе «простого прави­ла роста денежной массы». Однако, как показала практика, она не была достаточно эффективной, и от нее отказались уже в начале 1980-х гг. Цен­тральные банки оказались не в состоянии даже при достаточно разви­том инструментарии удержать рост денежной массы в пределах задан­ных параметров.

Еще большие проблемы при использовании системы монетарного таргетирования возникают в странах с переходной экономикой. В каче­стве объективных факторов можно выделить следующие: во-первых, непредсказуем спрос на деньги (а это лежит в основе всей концепции монетарного таргетирования); во-вторых, неизвестна функция спроса на деньги; в-третьих, используется монетарное планирование для краткосрочных целей финансовой стабилизации, в то время как в мо­нетарной теории оно является ориентиром средне- и долгосрочной по­литики, и, наконец, затрудняется контроль над денежной массой вслед­ствие подрыва доверия к национальной валюте и так называемой долларизации экономики.

В середине 1992 г. Центральный банк России (ЦБР) совместно с правитель­ством объявил главной целью денежно-кредитной политики подавле­ние инфляции и начал проводить жесткую политику сжатия денежной массы. Однако уже к середине 1995 г. стало очевидно, в том числе и для самого Центрального банка, что она малоэффективна.

Центральный банк России вынужден был признать ограниченные возможности подавления инфляции с помощью денежно-кредитной политики. Сжатие общей денежной массы протекало главным образом в производственной сфере и влияло скорее на структуру совокупного спроса, а не на его величину. Сокращение спроса домашних хозяйств на конечную продукцию отечественного производства компенсирова­лось его быстрым увеличением и в спекулятивной сфере, и в связан­ной с ней сфере импортных операций. Продолжающийся переток де­нег из производственной сферы в спекулятивную вызывал ускорение оборота денег и соответственно обесценивал антиинфляционный эффект сжатия денежной массы. Параллельно нарастала инфляция из­держек в производственном секторе как вследствие опережающего ро­ста цен на продукцию естественных монополий, так и вследствие не­удержимого стремления предприятий перенести на покупателя издержки кризиса ликвидности, удорожание оборотного капитала, пользование вынуж­денным коммерческим кредитом. Спросовые ограниче­ния, обусловленные сжатием денежной массы, снизили в первую оче­редь темпы роста цен производителей потребительских товаров. В отраслях промышленности, производящих промежуточную продукцию и про­дукцию для инвестиционного сектора, действие спросовых ограниче­ний в значительной мере компенсировалось неплатежами.

Подавление инфляции путем сжатия денежной массы и перемеще­ние ее в спекулятивную сферу из-за ее сверхдоходности привели к обезденежью реального сектора экономики, следствием которого стали кризис неплатежей и бюджетный кризис.

Таким образом, проводимая в условиях дезинтеграции экономики политика сжатия денежной массы не привела к достижению главной цели – подавлению инфляции. Ограничения совокупного спроса на фоне спада в реальном секторе экономики продолжали воспроизводить уже сложившиеся макроэкономические пропорции, однако, каждый раз на более низком по сравнению с предшесвующим периодом уровне.

Тем не менее, и в последние годы Центральный банк России продолжает осуществлять умеренно жесткую денежно-кредитную политику, осу­ществляя стабилизацию на денежной основе. При этом в качестве целе­вых ориентиров могут использоваться различные параметры, характе­ризующие состояние денежной сферы: общий уровень денежной массы или ее процентное изменение, установление пределов роста денежной массы, общий объем кредитования или уровень процентных ставок. Однако выбор целевых ориентиров, как было показано ранее, пред­ставляет проблемы и для развитых стран, определяя во многом эффек­тивность денежно-кредитной политики. Для стран с переходной эко­номикой он осложняется несформированностью передаточного механизма денежно-кредитного регулирования, неразвитостью инст­рументов финансового рынка, отсталой структурой денежной массы, наибольший удельный вес в которой составляют наличные деньги в обращении. Сохранение высокой доли наличных денег в обращении при невысокой склонности субъектов экономики к накоплениям сбе­режений в банках затрудняет установление эффективного контроля над денежными потоками.

В качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики Цен­тральный банк России выбрал достаточно широкий агрегат М2, вклю­чающий наличные деньги в обращении вне банковской системы, а также безналичные средства (депозиты до востребования, срочные и сберега­тельные).

Для контроля за ростом денежной массы были установлены предельные размеры чистых внутренних активов денежно-кредитных органов, предельные размеры чистых требований денежно-кредитной системы к правительству, а также определены целевые показатели по объему чистых международных резервов. Считая стабильными значение денежного мультипликатора и долю наличных денег в обращении, Центральный банк фактически свел процедуру к регулированию банковской ликвид­ности. Действия в отношении процентных ставок сводились к поддер­жанию их стабильности.

Вместе с тем вопрос о достаточности денежной массы имеет принципиальное значение при выборе методов антиинфляционной политики. Сжатие денежной массы означает и ограничение платежных средств в обороте. Поэтому эффективность денежной политики опреде­ляется также обеспечением потребности оборота в платежных сред­ствах. В то же время не существует надежных критериев оцен­ки достаточности денежной массы. Наиболее используемым является коэффициент монетизации – отношение М2 к значению ВВП. В сере­дине 1990-х гг. в России он был одним из самых низких не только среди развитых, но и среди развивающихся стран. В зависимости от используемого денежного агрегата его величина оценивалась в диапазоне 0,13 – 0,16. К примеру, в 1995 г. во Франции он равнялся 0,67; в Англии – 1,10; в Канаде – 0,63. Меньше, чем в России, коэффициент монетиза­ции наблюдался только в Гвинее, Азербайджане, Армении, Грузии, Заире.

Низкий коэффициент монетизации при высокой скорости обраще­ния денег отражает скорее существующие диспропорции денежной сфе­ры, и вряд ли замедление скорости обращения в этих условиях может быть показателем насыщенности экономики деньгами. Рост неплатежей, задолженности, широкое использование денежных суррогатов, бартер­ные обороты, накопление запасов нереализованной продукции – все это свидетельствует не только о недостатках в деятельности предприя­тий, но и о кризисе в денежном секторе.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.