Здавалка
Главная | Обратная связь

Вам поможет правильное дыхание



 

Дыхание – самая естественная и необходимая вещь. Новорожденный ребенок, чтобы жить, должен немедленно начать дышать. Спортсмен должен синхронизировать дыхание с мышечными усилиями. Оперные певцы и флейтисты должны уметь приводить в движение большие объемы воздуха. При нормальном разговоре вам вполне достаточно поверхностного дыхания, которое заполняет только верхушки легких. Но если вы стоите на трибуне, то вам нужно хорошо наполнять легкие воздухом и контролировать свое дыхание.

Когда вы дышите правильно, то сохраняете и равновесие тела, и спокойствие. Вы автоматически настраиваете свой голосовой аппарат так, чтобы использовать диафрагму. Эта мышечная перегородка позволяет создать хороший резонанс.

Помните, что дыхание поставляет кислород в кровь, которая питает мозг и тело.

Помните, что тело человека не накапливает кислород; оно должно получать его постоянно. Для того чтобы хорошо наполнить легкие, высоко поднимайте грудь.

Наполняйте легкие снизу вверх – вдыхайте так, чтобы живот надувался. Затем наполните грудную клетку под ребрами, потом – до подмышек. Продолжайте вдыхать воздух, пока не почувствуете, что наполнились им до самых ключиц. Заполните все резонансные объемы, включая гортань и нос. У вас должно быть ощущение, что вы наполнились воздухом от брюшной мышцы до горла.

Представьте свою грудную клетку в виде баллона, бочки или волынки, надутых до предела. Легкие, наполненные воздухом, готовы к эффективному использованию. Вы держите все под контролем. Вы спокойны и чувствуете себя хорошо – кислород в вашей крови дает вам это ощущение. Он снимает напряжение тела и в то же время поддерживает вас в состоянии готовности.

Все это в своей основе восходит к практикам йоги, применяемым для релаксации. Дыхание по методу Ламэйза, которое преподают будущим матерям, использует примерно те же принципы для расслабления мускулов и уменьшения боли. Часто говорят, что певцы живут дольше, потому что их легкие и сердце постоянно упражняются. Уверенность спортсменов, в частности, основывается на хорошей практике дыхания, большом объеме легких и сильной сердечной мышце.

Прежде чем произнести первое слово, сделайте глубокий вдох. Если вы чувствуете, что дыхания не хватает, сделайте паузу в конце предложения для следующего вдоха.

Одежда у горла и в талии должна быть удобной и свободной. Тогда вы сможете легко и без ограничений дышать.

Как уже было сказано ранее, кислород должен поступать постоянно. Он необходим для поддержания физической формы на всем протяжении вашего выступления и для постоянного питания вашего мозга.

Голосовой аппарат, как известно, расположен в верхней части тела. Думаю, вам может показаться интересным управлять им по‑новому. Вот некоторые упражнения для укрепления диафрагмы.

Проснувшись утром, лягте на спину ровно, без подушки. Вытяните тело во всю длину насколько это возможно. Живот должен втянуться насколько возможно, грудная клетка – приподняться. Ладонь одной руки положите на диафрагму, под ребрами, ладонь другой руки – на грудину. Обратите внимание на то, как при глубоком вдохе мускулатура контролирует передвижение воздуха. Сделайте глубокий вдох, наполняющий легкие снизу доверху. Наполните грудную клетку. Скажите глубокое «ааааааааа» и почувствуйте резонанс в груди. Скажите «ха‑ха‑ха», чтобы выдохнуть весь воздух. Почувствуйте силу мышц при новом вдохе.

При современных чувствительных микрофонах небольшие паузы для вдоха бывают слышны. Ораторы часто не подозревают об этом, пока не услышат запись. Постоянные вдохи между предложениями отвлекают слушателей. Слышимое дыхание – поверхностное, которое затрагивает только верхушки легких и рот. Если вы дышите нижними отделами легких и горлом, то дыхание не заметно. Значит, для того, чтобы дыхание было неслышным, углубите свое дыхание, переместите его вниз, в живот. Поработайте с магнитофоном, и вы получите хороший результат.

Вы не можете хорошо артикулировать, если у вас сжаты зубы. Для того, чтобы четко произносить звуки, необходим зазор между верхними и нижними зубами. Артикуляция требует пространства. Если зубы слишком сжаты, то раскрыть гортань для резонанса практически невозможно. Постоянная привычка держать зубы сжатыми приводит к нечеткой артикуляции.

Если вы посмотрите на хористов во время пения, то заметите, что можно «увидеть», а не только услышать слова, которые они произносят.

Есть несколько способов создать пространство между зубами. Попробуйте сделать так, чтобы ваша челюсть «отвисла», и вы заметите, насколько проще и естественнее выговариваются слова. Некоторые упражняются с винной пробкой между зубами. Не стоит беспокоиться из‑за того, как выглядит ваш раскрытый рот – зазор должен быть небольшим, только чтобы вас можно было понять.

 

 

Как «ухаживать» за… голосом?

 

Про «50 капель» коньяка забудьте сразу! Алкоголь только сушит тонкие мышцы глотки.

Речевой аппарат очень хрупок и нежен, этот деликатный инструмент нужно беречь самыми различными способами.

Избегайте чрезмерной усталости и напряжения, держа мышцы шеи расслабленными. Спокойный голос исходит только из спокойного тела. Напряженное тело приводит в напряжение голосовые связки, повышает тон голоса, нарушает резонанс и снижает слышимость.

Продолжительное форсированное использование голоса требует длительного отдыха – молчания. К примеру, политический кандидат, который произносит по пять речей в день, чтобы не потерять голос, должен поберечь его в промежутках между выступлениями. Резкие и хриплые звуки, издаваемые больным горлом, вряд ли помогут вам завоевать голоса на выборах.

Аналогично обозреватель, который остается в эфире долгие часы во время выборов или национальных катастроф, должен пользоваться специальными методиками релаксации голоса. Голос обозревателя является такой же неотъемлемой частью его имиджа, как его внешность или журналистское мастерство.

Если вы чувствуете, что голос вам отказывает, глубоко вздохните, отправьтесь на короткую прогулку, уединитесь хотя бы ненадолго, помолчите.

Теплый чай с лимоном оказывает смягчающее действие на горло. Многие дикторы постоянно прихлебывают воду комнатной температуры с несколькими дольками лимона, чтобы их горло чувствовало себя комфортно. Певцы обязательно носят теплый шарф, чтобы уберечь горло от колебаний температуры.

Избегайте инфекций, а при необходимости немедленно обращайтесь к врачу. Если на голосовых связках появляются узелки или полипы, их необходимо удалить хирургическим путем как можно скорее, воспользовавшись квалифицированной медицинской помощью.

Профессионалы, страдающие от заложенного носа, часто полощут синусы теплой соленой водой. Этот процесс в просторечии называется «дунь‑плюнь». Он не слишком элегантен, зато эффективен. Вдохните в нос небольшое количество теплой соленой воды и выплюньте ее, и делайте так, пока носоглотка не прочистится и вы не сможете дышать свободно. Это помогает освободить синусы над глазами, уменьшает выделения из носа и успокаивает разраженное горло. Процедура проделывается два раза в день, что позволяет сохранять носоглотку чистой.

Короче говоря, забота о своем голосе – это часть вашего существования в качестве общественного деятеля.

 

 

Часть VI

Подкупите… искренностью!

 

 

 

Для любого из нас очень важна искренность. Вы же хотите, чтобы вам поверили ваши избиратели, домочадцы, работодатели. А если вы даже и врете, то учитесь врать… искренне!

Если вы открытая книга для окружающих – это значит, что все чувства написаны у вас на лице. А может быть вы закрытая книга – тогда в вас пропадает великий игрок в покер, или Великий Обманщик. Некоторым людям просто трудно, если вообще удается, скрывать, о чем они думают, потому что выражения их лиц совершенно ясно отражают малейшие движения мыслей. Такие люди легко смеются и плачут, лица их меняют свой естественный цвет, так что они краснеют от смущения или белеют от гнева, они хмурят брови, охваченные беспокойством или тревогой.

Некоторые из нас совершенно не в состоянии избавиться от подобных привычек (или от некоторых из них), и лишь очень немногие способны в значительной степени контролировать свою мимику. Но даже они не в силах все время сохранять безучастное выражение, так как подвижность черт лица свойственна человеческой природе. Многие специалисты считают, что наша способность к мимике является врожденной и, вероятно, прошла долгий путь развития за миллионы лет эволюции. Это означает, что не имеет никакого значения то, откуда вы родом или как воспитывались, так как мимические выражения являются настоящим «мировым языком».

Одним из известных психологов, успешно занимающихся этими проблемами, является доктор Пол Экман, работающий в Америке. Он убежден, что можно насчитать шесть видов эмоций, которые совершенно одинаково отражают человеческие лица в любой точке земного шара, хотя, конечно, могут существовать и различные правила относительно того, стоит ли проявлять эти эмоции публично, и если да, то когда и где. По мнению доктора Экмана, люди вне зависимости от их опыта и житейской искушенности с легкостью способны читать на лицах окружающих и даже по фотографиям страх, радость, удивление, гнев, печаль, отвращение.

Однако «Жизнь – это сложная штука!» – говорил Киса Воробьянинов. С ним нельзя не согласиться! И наблюдение за мимикой – это очень сложная и обманчивая «штука». К примеру, все без исключения человеческие существа умеют улыбаться, даже слепорожденные младенцы, никогда не видевшие улыбки, но улыбка эта не всегда означает радость. Вспомнив удивительно загадочную японскую нацию, не могу не отметить, что у них считается невежливым выражать публично свои отрицательные эмоции, и потому, глядя на улыбающиеся лица японцев, трудно судить об их истинных чувствах. А ведь скрывать свои чувства умеют не только одни японцы. Вероятно, вы не раз ловили себя на том, как ваше лицо приобретало внимательное и даже заинтересованное выражение, когда вы слушали какого‑нибудь зануду, от которого не могли избавиться. Даже самые честные из нас умеют немного лицемерить. Опытный наблюдатель, однако, легко может заподозрить, что чувства ваши противоречат выражению лица, если понаблюдает за вами с достаточно близкого расстояния. Контролируя свою мимику, вы можете так сильно напрягаться, что станете уделять меньше внимания другим аспектам языка жестов. Вас смогут выдать движения рук или какие‑либо другие непроизвольные жесты, посылающие сигналы, противоречащие выражению вашего лица. Очень хорошо разбираются и в жестах и в мимике работники служб безопасности. Вы в аэропорту сдали на проверку багаж, а мышца рядышком с правым глазом немного подрагивает, – значит не все чисто, значит, к вам надо присмотреться. А если вы стоите, дергая ногой, да еще и пульс на шее активно проявляет себя – не сомневайтесь, хлопот не оберетесь, вас примут за наркокурьера. А вы всего‑навсего застукали час назад свою девушку со своим приятелем.

 

«Улыбаемся и машем!»

 

Специалисты, изучающие эволюцию человека, утверждают, что улыбка, насколько удается проследить ее историю в глубине веков, была первоначально жестом покорности и уступки.

При улыбке губы раздвигаются, открывая ряд зубов, сомкнутых в неугрожающей позиции. Улыбающийся человек как бы говорит: «Смотри, я абсолютно безобиден и не собираюсь тебя кусать». Однако в нашу эпоху улыбка выражает гораздо более сложный комплекс сигналов. Возможно, вы и сами уже заметили, что то, как именно вы улыбаетесь, зависит от конкретных обстоятельств. Вы по‑разному выглядите и совершенно иначе себя чувствуете, улыбаясь, например, проделкам своего котенка или же встречая знакомых на улице.

Так сколько же различных улыбок бывает на свете? Что ж, произведем подсчет. Улыбка Чеширского кота – раз… Психолог Дэвид Хэмфрис выделил девять типов разнообразных улыбок. Скорее всего, перечень этот далеко не полон. Однако посмотрим…

1. Верхняя улыбка.

При этой улыбке губы раздвинуты таким образом, что видны только верхние зубы. Эту теплую «общественную» улыбку можно чаще всего наблюдать, когда люди здороваются с друзьями или разговаривают. Она естественным образом появляется, когда люди смотрят друг другу в глаза, она усиливает узы любви между матерью и ребенком или между другими эмоционально близкими людьми.

2. Застенчивая улыбка.

Эта улыбка похожа на предыдущую, разница лишь в том, что нижняя губа прикушена верхним рядом зубов, а голова слегка опущена. Такой улыбкой улыбается застенчивый ребенок, встретивший незнакомого взрослого человека, в то время как взрослые более склонны к ней, когда смущены, но сохраняют чувство юмора.

3. Фальшивая улыбка.

Внешне она похожа на верхнюю, но ее можно отличить по тому, что она не образует на лице тех складок под глазами, которые появляются при естественной улыбке. Вы не можете изобразить их по собственному желанию, подтянув кожу к уголкам глаз. Люди улыбаются подобным образом, томясь от скуки на вечеринках или позируя фотографу.

Такая улыбка легко может превратиться в презрительную усмешку, если резко подтянуть верхнюю губу.

4. Широкая улыбка.

При такой улыбке обнажены как верхние, так и нижние зубы. Вы, скорее всего, улыбнетесь, когда увидите, как кто‑нибудь шлепнется, или когда вас щекочут, или же услышав очень смешную шутку. Так как эта улыбка имеет несколько агрессивный оттенок, ее часто стараются подавить и превратить в верхнюю улыбку, если случается встретиться глазами с другим человеком.

5. Натянутая улыбка.

Вы раздвигаете края губ, показывая сжатые зубы. В такой улыбке смешаны агрессивность и страх или же настойчивость и удовлетворение в тех случаях, например, когда вы боретесь с каким‑либо желанием.

6. Шутливая улыбка.

Губы широко растянуты, уголки рта приподняты, но зубы остаются спрятанными. Так улыбаются дети, получающие удовольствие от интересной игры, а взрослые – когда, например, увлеченные выступлением актера‑комика, ждут очередной шутки.

7. Простая улыбка.

Уголки губ натянуты и приподняты, губы растянуты, но не напряжены и остаются нераскрытыми. Эта улыбка обычно появляется на вашем лице, когда вы улыбаетесь сами себе, думая о каком‑нибудь счастливом случае или забавном эпизоде.

8. Кривая улыбка.

Она смахивает на простую улыбку, но уголки рта в этом случае опущены вниз с почти угрожающим видом. Вы, вероятнее всего, улыбаетесь такой улыбкой, будучи в замешательстве или выражая неодобрение, но без агрессии: «Ну вот, у тебя опять молоко убежало!»

9. Вымученная улыбка.

Губы слегка сжаты, уголки рта натянуты и приподняты. Такой улыбкой пользуются как вежливым предупреждением, например чтобы дать понять собеседнику, что, шутка его – дурного пошиба.

Как часто вы улыбаетесь и кому, зависит, очевидно, от вашего характера, однако не последнюю роль в этом играют ваш пол и национальная принадлежность. Совершенно ясно одно: женщины улыбаются гораздо чаще мужнин. В целом считается, что женщины придают гораздо большее, чем мужчины, значение своим взаимоотношениям с окружающими и более способны к посылке и приему разнообразных сигналов. Специальные исследования показали, что женщины, стараясь быть любезными, гораздо чаще улыбаются, особенно мужчинам. Грубо говоря, женщины в большей степени, чем мужчины, озабочены тем, чтобы приносить радость другим, и потому, сознательно или нет, больше улыбаются. Исследования, проведенные в США, показали, что отличия между мужчинами и женщинами проявляются еще в раннем детстве, когда мальчики и девочки достигают полуторагодовалого возраста.

В традициях некоторых культур обычай улыбаться незнакомцам является общепринятым эталоном поведения. Здесь о людях из других стран, не воспринимающих этого кода поведения, думают, что они бесчувственны и грубы.

Мы помним, что лица людей не всегда выражают их истинные чувства. Всегда ли мы чувствуем фальшь? Нет, к сожалению не всегда. Одни люди лучше, чем другие, умеют скрывать свои истинные чувства. Однако существуют отдельные «приметы», на которые не помешает обратить внимание, если вы не хотите быть обманутым.

Рекомендации для публичных личностей:

1. Мимику рта гораздо легче контролировать, чем движения лба и глаз, следовательно, именно там, в верхней части лица, следует искать непроизвольно возникающие черточки, выказывающие обман. Человек с фальшивой улыбкой на лице не способен воспроизвести складочки под нижними веками, которые являются важными составляющими элементами естественной улыбки.

2. Фальшивая улыбка может появиться чуть раньше или чуть позже, чем вы могли бы ожидать. Улыбка, возникшая слишком внезапно и кажущаяся потому немного резкой, безусловно, вызывает подозрение.

3. Улыбка слишком долго держится на лице собеседника – естественная улыбка «длится» примерно 4 секунды.

4. Фальшивая улыбка больше похожа на оскал.

А теперь сравните фальшивую улыбку с искренней и… почувствуйте разницу.

Продолжаем сравнивать – теперь правую и левую половинки лица человека. Оказывается, левая обычно более выразительна, чем правая. К такому выводу пришли на основе эксперимента, в ходе которого людям показывали правые и левые половинки фотографий, изображавших лицо актера в разных выражениях, и просили определить, какое чувство кроется за его мимикой. В результате выяснилось, что трактовка выражений лица на левых половинках была на полтона экспрессивнее той, что была сделана на основе соответствующих им правых. Одно из возможных объяснений этого явления состоит в том, что правое полушарие головного мозга, контролирующее левую половину тела, управляет эмоциями человека, в то время как левое отвечает за логику и здравый смысл. Такое «разделение труда» между полушариями ведет к тому, что левой части тела эмоции передаются интенсивнее, чем правой. Возможно и другое объяснение: в правом полушарии находятся матрицы всех выражений лица и потому она «отвечает» за мимику человека.

 

С глазу на глаз

 

Да, на рот можно «надеть» фальшивую улыбку. На глаза – темные очки. Между прочим, разговаривать со знакомцами и незнакомцами в солнцезащитных очках считается неприличным. Помните классика: «Никогда не разговаривайте с незнакомцами!» От себя добавлю: тем более если незнакомцы в солнцезащитных очках.

Глаза – самая правдивая часть нашего лица. Вероятно, именно поэтому их и окрестили зеркалом души. Инстинктивно мы склонны не доверять тем людям, которые, говоря с нами, отводят взгляд, и даже тем, у кого глаза слишком близко посажены. Мы иногда говорим, что у кого‑то «сексуальный взгляд», и иногда, как выяснится в дальнейшем, подобное замечание бывает справедливо; иногда же такой человек просто‑напросто привык так смотреть.

Нет никакого сомнения, что глаза – это одно из важнейших средств выражения и инструмент для передачи всего разнообразия человеческих эмоций. Ученые отмечали, что у маленьких детей глаза (и зрачки) увеличены по сравнению с их общими пропорциями. С самого начала дети пользуются ими для привлечения внимания взрослых и таким образом обеспечивают себе уход и защиту. Похоже, мы психологически запрограммированы отвечать на призыв больших, широко распахнутых глаз. Это следует не только из наших отношений с другими людьми, будь то дети или взрослые; не многие из нас способны остаться равнодушными при виде любого животного с большими кроткими глазами – факт, прекрасно известный и широко эксплуатируемый творцами открыток, этикеток к шоколадкам и конфетных коробок. Подобную реакцию можно наблюдать даже у младенцев. Если дать им возможность рассматривать цветные рисунки, то они отдадут предпочтение тем, которые больше всего напоминают человеческие глаза, и чем старше ребенок, тем очевиднее его реакция. А японские мультики? В них все герои – японцы, но глаза у них прямо таки в пол‑лица. Возможно в этих мультяшных героях воплотилась мечта японцев о больших широких и задумчивых глазах? Так что же можно узнать и понять при помощи пресловутого «зеркала души»?

…Вы пришли в зоопарк. Я говорю, предположим, вы пришли в зоопарк по своей воле или вас затащил туда ребенок. Вы остановились у клеток с обезьянами. Загляните в их маленькие, почти кругленькие глазки…Вы понимаете, о чем они думают? Нет? Я тоже не понимаю. И пусть говорят, что шимпанзе – наши ближайшие родственники, но глазками они не вышли. Да, глаза – это, уважаемые, наша гордость! Наши глаза имеют специфическую форму, благодаря которой мы можем с большой точностью определить, на что именно устремлен взгляд нашего собеседника (мы обязаны этой точностью наличию у нас глазных белков), – и поэтому не может быть никаких сомнений в том, смотрит ли на нас кто‑нибудь или же нет.

Степень участия глаз в разговоре между людьми необычайно велика. Взгляд оказывает сильное воздействие и вызывает активную реакцию; по выражению глаз можно судить об отношениях между людьми. В нормальном повседневном разговоре вы дольше глядите в глаза собеседнику, пока он говорит, – примерно три четверти всего времени, и иногда бросаете в сторону взгляды продолжительностью от одной до семи секунд. Когда вы готовы поменяться ролями, то даете это понять, встретившись вновь глазами с собеседником. Итак, если вы не хотите передавать эстафету беседы другому – не смотрите в глаза собеседнику, и тогда ему будет трудно вас прервать. Известно, что политики иногда пользуются этим приемом во время интервью, однако на самом деле это палка о двух концах, так как такое поведение является прямым нарушением «правил разговора» и может привести вашего собеседника в раздражение. Если в разговоре вы начнете слишком долго обдумывать движение своих глаз, то легко можете углубиться в себя, утратить естественность и в конце концов уже не будете знать, куда же на самом деле смотреть. Некоторые, не умея как следует использовать взгляд как средство общения, глядят другим в глаза либо слишком долго, либо слишком мало. И хотя они сами сознают, что отношения с окружающими у них не ладятся, для того чтобы понять причины своих затруднений и научиться управлять глазами, им может потребоваться профессиональная помощь.

Возможно, именно по глазам лучше всего можно судить о том, в каких отношениях находятся люди. Друзья глядят друг на друга больше, чем те, кто друг друга недолюбливает.

Влюбленные обычно проводят много времени, глядя друг другу в глаза.

Кстати, долго глядеть на человека – значит сигнализировать, что вы им интересуетесь, Значит, большинство из нас в таких случаях чувствует себя польщенным, толком не понимая, почему.

Эй‑эй, только полегче! Не надо так пялиться! Вы же сами себя чувствуете не в своей тарелке, если на вас слишком пристально смотрят. Многие утверждают, что чувствуют чужой взгляд, даже если не видят того, кто на них уставился. Иногда пристальный взгляд объясняется простым любопытством, но чаще он несет какую‑нибудь эмоциональную нагрузку, такую, например, как злоба или враждебность.

Некоторые пользуются этой разновидностью «языка глаз» как оружием в борьбе за превосходство – ведь взгляд в упор является действием довольно агрессивного характера. Может случиться так, что вам очень захочется привести кого‑нибудь в смущение пристальным взглядом, однако следует помнить, что к этому трюку лучше прибегать как можно реже. Никто не любит находиться на конце линии высокого напряжения – это автоматически заставляет человека занимать оборонительную позицию, последствия чего могут быть весьма неприятными.

Каким еще может быть взгляд? Ну, мужчина в третьем ряду, что скажете? Сексуальный? Отлично, возьмите с полки пирожок. Да…

Когда вы встречаете его, то сразу же узнаете. Так что же в самом деле придает глазам некоторых людей это выражение, безошибочно определяемое другими как приглашение «подойти поближе»? Прямой ответ прост и довольно неромантичен: увеличение зрачков – черных кружков в центре глаз. Такое же, какое происходит со всеми глазами при ограниченном освещении и помогает лучше видеть в полумраке. Оно характерно для состояния эмоционального возбуждения. Этот признак неподдельного волнения демонстрируется с целью вызвать интерес у того, на кого возбуждение направлено, и работает даже тогда, когда люди не задумываются о своих чувствах.

Американский психолог Эрхарт Гесс показывал группе мужчин два фотоснимка одной и той же женщины и спрашивал, на каком из них она кажется привлекательнее. Хотя участники эксперимента не осознавали, в чем же заключалось различие между этими изображениями, почти все они предпочли то, на котором зрачки женщины были расширены. Для того чтобы прийти к такому заключению, вовсе не требуются современные научные методы – о данном эффекте было прекрасно известно средневековым венецианским куртизанкам, пользовавшимся для расширения своих зрачков (а значит, и усиления своей сексуальной привлекательности) белладонной. Кстати, по‑итальянски название этого растения как раз и означает «прекрасная женщина». И если уж вы знаете об этом феномене, то можете учесть его в своей повседневной жизни. Заметив, что кто‑нибудь, кто вам неинтересен, глядит на вас подобным образом, старайтесь избегать его взгляда, или же, если он, напротив, вам симпатичен, пригласите в гости и устройте ужин при свечах. Слабое освещение также приводит к расширению зрачков, и это проявление взаимного интереса может дать толчок романтическому развитию событий. Строго говоря, расширение зрачков является признаком любого эмоционального возбуждения, не обязательно связанного с любовью или вожделением.

Одно исследование показало, что зрачки человека сужаются, когда он смотрит на вещи, которые считает неприятными, хотя есть и ученые, которые не разделяют этого мнения. Следует судить по обстоятельствам, о каких именно эмоциях идет речь в каждом конкретном случае. Говорят, что рыночные торговцы в тех странах, где в обычае торговаться, воспринимают сужение зрачков у потенциального покупателя как знак неподдельного интереса, что соответствующим образом сказывается на цене товара.

Хотя нам всем свойственно общение при помощи языка глаз, существуют тонкие различия между мужчинами и женщинами. Основное отличие заключается в том, что женщины глядят на других людей независимо от их пола больше и дольше, чем мужчины. Некоторые психологи видят в этом проявление социальной ориентации женщины на то, чтобы занимать… (внимание, феминистки!) подчиненное положение. Однако это может отражать и больший интерес к окружающим, любопытство, столь свойственное женщинам. Внимательный взгляд, при условии, что он не становится вызывающим, может расцениваться как жест поощрения и поддержки, демонстрация того, что вы интересуетесь другим человеком и беспокоитесь за него.

В определенных ситуациях женщине, возможно, придется смягчать свойственную ее полу тенденцию выражать взглядами свое внимание к окружающим. Если вы – женщина и занимаете, например, ответственный пост на службе, то можете усилить свои позиции, особенно в отношении мужчин, сознательно ограничив количество взглядов, которые бросаете на лица своих подчиненных во время разговора. В любой беседе доминирует тот, на кого глядят больше; он на «языке глаз» как бы предлагает в ответ меньше, чем получает. Зная об этом и используя свое знание, женщина‑босс сведет к минимуму шансы мужчин придать разговору неуместный легкомысленный или сексуальный оттенок.

Общие правила, которые мы обсудили, приложимы к людям везде, однако существуют мельчайшие различия в том, что считается нормой для разных национальностей. Когда речь идет о языке глаз, недоразумения происходят в основном на почве того, как часто и как долго принято смотреть на других. Например, итальянцам более свойственно взглядывать чаще и смотреть дольше в глаза человеку, чем англичанам. Это нередко приводит к тому, что итальянцы считают англичан людьми холодными, а англичане, в свою очередь, находят итальянцев развязными. Указанные контрасты еще более отчетливы между людьми, воспитывавшимися в Западной Европе или Северной Америке, и людьми из Центральной Европы.

Наблюдения также свидетельствуют, что темнокожий человек больше, чем белый, пользуется «языком глаз», когда говорит сам, тогда как последний – когда слушает собеседника. Это может привести к некоторому дисбалансу и вызвать смущение у обоих: им нужно одновременно и больше, и меньше взглядов, чтобы чувствовать себя свободно.

Наблюдать за людьми, образом жизни которых является насилие, может быть просто опасно; известны случаи, когда уличные хулиганы нападали на постороннего лишь за то, что он на них пристально посмотрел. Люди, умудренные опытом, знают, когда, идя по улице, следует отводить взгляд.

В конечном счете все эти тонкие различия должны интерпретироваться в каждом конкретном случае. Самым важным является то, что экстраверты в отличие от интровертов, чтобы чувствовать себя легко, более интенсивно пользуются «языком глаз» – возможно, потому, что больше нуждаются во внешних стимулах и требуют большей степени эмоционального возбуждения.

 

 

Часть VII

Стресс? Скажите ему прощай!

 

 

 

Чем больше человек публичен, тем больше он подвержен стрессу. К сожалению, это так. Что может повредить нашему имиджу? Конечно же стресс! Поэтому мы должны знать врага в лицо и уметь с ним бороться.

А представьте такую ситуацию: вы испытываете стресс и ваш собеседник тоже. Думаете, ситуация безвыходная? Нет, безвыходных ситуаций не бывает!

Очень нелегко найти верный тон в общении с человеком, испытывающим стресс. Происходит это оттого, что такие люди обычно бывают не в состоянии нормально реагировать. Например, когда нужно разрешить на работе какую‑нибудь проблему с сотрудником, который мешает вам или проявляет безответственность, у вас есть прекрасная возможность достичь успеха, если вы предварительно выясните, что его (или ее) угнетает. Точно также, если ваш друг или родственник становится необщительным или допускает одну неловкость за другой, стоит узнать, не вызвано ли это чем‑то из сказанного или сделанного вами раньше или его поведение обусловлено кем‑то или чем‑то совсем другим. Многое из того, что вам удастся подметить, может быть объяснено по‑разному, поэтому необходимо наблюдать целостную картину и постараться отбросить все лишнее. Например, некоторые люди, которые подносят руки к лицу, касаясь носа или прикрывая ладонью рот, возможно, испытывают стресс от того, что не знают, что лучше сказать в данной ситуации, или по какой‑либо другой причине или же они очень бояться показаться недостаточно умными.

Если вы почувствовали, что кто‑то начал испытывать беспокойство, вы можете предпринять шаги к тому, чтобы переубедить его, в противном случае вы ощутите неприязнь собеседника и его желание оказаться от вас подальше.

Но как же понять, находится ли ваш собеседник, шеф, подчиненный, сосед под действием стресса, если он это пытается тщательнейшим образом скрыть? Стрессовое состояние можно выявить при помощи языка жестов:

– Человек часто моргает. Такие непроизвольные движения призваны ограничить зрительное восприятие. Подобно ребенку, который закрывает глаза и думает, что теперь его никто не видит, перенапрягшийся человек время от времени опускает веки на несколько секунд или тоже прикрывает глаза руками.

– Собеседник с отрешенным видом протирает глаза – тем самым он пытается также отдохнуть, хотя бы на время, от зрительного восприятия.

– Человек стремится избежать визуального контакта, отвести глаза. Взгляд, скользящий мимо собеседника, свидетельствует о желании вообще избежать любого дополнительного общения. Однако если вы не уверены, что столкнулись именно с таким случаем, то, скорее всего, воспримете такое поведение в свой адрес и решите, что именно вас‑то собеседник и не желает видеть.

– Человек прикасается к уху, подергивает его за мочку или даже совсем закрывает уши руками. Он как бы захлопывает дверь перед трудными вопросами или стремится скрыться от необходимости что‑то обсуждать. Это – несомненный способ высказать: «Довольно, я уже наслушался!»

– Многие люди дотрагиваются до кончика носа и почесывают его, когда им приходится столкнуться со сложной ситуацией. Однако в моменты самого стресса из‑за реакции нервных окончаний нос начинает чесаться, поэтому прикосновение к нему – вполне естественная реакция.

– Ерзанье на стуле, откручивание пуговиц, постукивание пальцами или ногой – все это проявления волнения. Имейте в виду, что причиной этого может являться совсем не ваше присутствие. Вполне может быть, что ваш собеседник тяжело переносит общую окружающую ситуацию – ведь есть люди, которые считают вечеринки или большие сборища сущим мучением, однако большинство из них совсем не против того, чтобы расслабиться и насладиться беседой и новыми знакомствами.

– Стремление поправлять манжеты или часы или поиски любого другого способа расположить руки поперек туловища могут рассматриваться как поза самозащиты. Это создает барьер между человеком и всем остальным миром, который защищает от излишнего давления со стороны окружающих.

 

Контролируем себя!

 

Из‑за стресса мы можем потерять над собой контроль. Не теряйте бдительность! Будьте всегда начеку! Даже безвыходные ситуации можно исправить.

Когда мы совершаем что‑то, приводящее в смущение, большинство лишь делает хуже себе, усугубляя ситуацию последующей реакцией. Мы заливаемся румянцем и бормочем извинения или пытаемся объясниться, хотя лучше было бы оставить все как есть. Мы начинаем волноваться, смотрим в пол.

Народная мудрость «Лучший способ защиты – это нападение», конечно, груба, и есть случаи, когда не нужно следовать ей, особенно если вы своим поведением задели чьи‑то чувства. Тем не менее, если инцидент действительно пустяковый, вы только привлечете ненужное внимание к себе тем, что будете стараться его загладить. Одно дело – научиться совладать с собственным чувством неловкости и смущением, но как помочь другому человеку, когда он готов сквозь землю провалиться от стыда? Обычная реакция, по крайней мере для людей, которые не находят удовольствия в том, что видят другого в неловком положении, – это использовать предложенные психологами «диссоциативные упражнения» (то есть отмежеваться от случившегося). Эти упражнения – простые способы исчерпать инцидент или сделать вид, что вообще ничего не случилось.

Чтобы показать, что ничего серьезного не произошло, вы можете просто рассмеяться, затем говорите, что в данном случае извиняться совершенно не за что. «Да не беспокойтесь вы – я сама все время бью стаканы» или «Это моя вина – не нужно было задавать вам этот вопрос» и т. д. Помня о том, что смущение в действительности является следствием боязни человека, что он допустил оплошность, убедите его в том, что здесь не о чем тревожиться. Улыбка, взгляд, обращенный к нему, или, может быть, дружески положенная на плечо рука (если это, конечно, принято) – все это поможет вам убедить человека в том, что вы не перестали относиться к нему как раньше.

В идеале лучшим способом преодоления стрессовой ситуации является устранение причины стресса, но, разумеется, на практике это не всегда возможно.

Если вам или кому‑то из ваших близких угрожает опасность сломиться под тяжестью обстоятельств, постарайтесь найти помощь и поддержку, пока не стало хуже. Однако если вы относитесь к тому большинству людей, для которых стрессы – неизбежное, но в то же время преодолимое зло, лучший способ – это скрыть ваше состояние. Если действовать спокойно и хладнокровно, даже (или в особенности) когда на самом деле вы испытываете совсем другие чувства, это может значительно облегчить ряд ситуаций. Например, если вы встретились со сложностями в отношениях на работе, может быть с начальством или с коллегой, которого надо призвать к порядку, столкновения, вероятно, не произойдет, если хотя бы один из вас окажется способен держать себя в руках. Тот же принцип применим в семейной или общественной жизни. Те, кто хорошо вас знают, скорее заметят признаки напряжения.

Десять способов удержания себя в руках:

1. Дышите глубже. А еще лучше сделайте несколько глубоких вдохов и постарайтесь не обращать внимания на то, что сердце бьется чаще, чем обычно.

2. Попытайтесь дать вашим мышцам расслабиться. Некоторые люди считают, что в этом случае помогает, когда вы сильно напрягаете по очереди каждую мышцу, а потом даете им расслабиться. Если вам удастся это проделать, ваша поза будет выглядеть более непринужденно и не так зажато.

3. Постарайтесь все время смотреть на человека, с которым вы имеете дело. Помните, что если вы будете смотреть вниз или в сторону, то это с неизбежностью приведет к тому, что ваш собеседник так или иначе отрицательно отреагирует на вас, даже если он сам не поймет почему.

4. Не пытайтесь улыбаться вашему собеседнику, если вы не уверены в том, что это получается натурально. Неестественная улыбка легко различима и еще хуже, чем совсем никакой.

5. Если вы не можете расслабиться, постарайтесь по крайней мере сохранять спокойствие. Держите ваши руки подальше от лица, не вертите ничего в руках, не теребите волосы или что‑нибудь еще.

6. Когда повысившийся уровень адреналина приводит к тому, что вы ощущаете беспокойство, если ситуация позволяет, может оказаться полезной какая‑нибудь физическая работа. Можно, например, попылесосить или помыть машину. Это снизит уровень адреналина эффективнее и естественнее, чем просто нервное хождение взад‑вперед. (Вспомните, как главный герой в фильме «Укрощение строптивого» колол дрова)

7. Попробуйте снять стресс, сделав что‑нибудь приятное: посмотрите футбол, купите торт, отправьтесь за покупками, в конце концов, нужно просто выспаться.

8. Не держите в себе негативные эмоции. Расскажите кому‑нибудь о том, что с вами происходит. Поставьте какой‑нибудь трогательный фильм и поплачьте вместе с героями.

9. Купите абонемент в бассейн, на фитнес, займитесь йогой – все это дисциплинирует, помогает привести в равновесие жизненный тонус, помогает сохранять душевное спокойствие.

10. Ешьте побольше витаминов. На истощенный организм просто слетаются различные «заразы» от гриппа до стресса.

 

Лучшее, конечно, впереди!

 

Если вы захотите усовершенствовать свое мастерство воздействия на аудиторию (будь то многотысячная толпа или один человек), чтобы применить его в какой‑либо специфической ситуации, например во время служебного собеседования, или решите дать людям возможность получше узнать истинные стороны своей натуры, то вам придется, подобно актеру, усвоить некоторые технические приемы. Наиболее эффективный их них – представить себя в какой‑нибудь роли. Как мы уже убедились, некоторые аспекты языка жестов, такие, например, как искренняя улыбка, совершенно невозможно подделать. Вы сможете выдать верный набор сигналов только в том случае, когда он действительно отражает ваши реальные чувства. Однако иногда сделать это довольно сложно. И потому, скажем, человеку застенчивому, для того, чтобы улыбаться в компании незнакомых людей, можно порекомендовать черпать положительные эмоции из другого источника – например, думать в это время о чем‑то смешном или приятном. Именно так поступают и многие актеры – если, конечно, могут соотнести ситуацию, в которой оказался их персонаж, со своими переживаниями и жизненным опытом.

У вас может сложиться впечатление, что подобные рекомендации очень хороши для Сергея Безрукова, но несколько трудны для вас самих. Но вы вполне способны облегчить себе жизнь, проведя несколько домашних репетиций. Попытайтесь, встав перед зеркалом, улыбнуться, вспомнив что‑нибудь веселое. Хотя такая улыбка несколько отличается от улыбки, появившейся спонтанно, разница между ними совсем невелика. Она тоже выражает искреннюю радость, вы можете убедиться, что в ней участвуют и глаза, что очень важно для восприятия окружающих.

Количество усилий, затраченных на подобную подготовку, зависит от того, насколько вы нуждаетесь в совершенствовании своего языка жестов. Например, если вам предстоит выдержать решающее собеседование, то действительно стоит, в качестве пробного забега, организовать генеральную репетицию, пригласив кого‑нибудь из приятелей. Возможно, вы при этом будете чувствовать себя несколько глупо, но если отнесетесь к делу серьезно, то сможете обрести уверенность в том, что вы правильно сидите, уверенно говорите и вообще в целом производите положительное впечатление.

Общественные деятели, которых учат хорошо выглядеть на экране телевизора, в процессе подготовки проходят через шуточные интервью, так чтобы потом они смогли оценить свой внешний вид, манеру держаться и язык жестов на телеэкране. Многие из них бывают потрясены, увидев, насколько по‑другому выглядят они со стороны и какими нелепыми кажутся некоторые из их привычных жестов.

Когда вам предстоит встреча, имеющая для вас важное значение, спросите друга, которому доверяете, нет ли у вас каких‑нибудь характерных черточек, способных принизить то хорошее впечатление, которое вы собираетесь производить. Пусть он ответит вам утвердительно или отрицательно на следующие вопросы:

1. Часто ли вы сидите, склонив голову к плечу?

2. Вы часто разваливаетесь на стуле?

3. Есть ли у вас привычка во время разговора теребить часы, кольца или другие аксессуары?

4. Делаете ли вы паразитические движения, касаясь руками лица и волос?

5. Активно ли вы жестикулируете во время беседы?

Все перечисленные действия могут отвлекать вашего собеседника. В обычное время это может быть не так уж важно, но в каких‑то определенных ситуациях, например во время интервью при приеме на работу, может обернуться против вас. Совсем не обязательно пытаться подавить все непроизвольные порывы вашего языка жестов, так как вы рискуете потерять многое из того, что делает вас в глазах окружающих тем, каковы вы на самом деле… да вам это и не удастся, даже если очень постараетесь. Что действительно полезно, так это попробовать развить у себя навыки «телесного знания». Например, нет ничего страшного в том, что вы пользуетесь руками, чтобы подчеркнуть или проиллюстрировать смысл сказанного, и, возможно, именно данная черта делает вас столь живым и интересным собеседником. Однако хорошо бы быть уверенным в том, что вы инстинктивно можете «пригасить» движения своих рук, если почувствуете, что ситуация не располагает к столь оживленной манере поведения. Указанный принцип распространяется и на ваше отношение к другим людям. Если вы не хотите слишком сильно концентрировать внимание на языке их жестов, то сможете гораздо лучше их понять, просто научившись принимать его во внимание в целом. Тогда вы сможете судить об окружающих более непредвзято. Скажем, если антенны вашего языка жестов настроятся на верную волну, вы сможете безошибочно отличить того, кто просто застенчив, от того, кому вы совершенно неинтересны (он просто мечтает поскорее от вас избавиться). И, что, возможно, гораздо важнее, вы уловите признаки искреннего, неподдельного интереса к вашей личности даже в том случае, если они будут довольно слабо выраженными.

А теперь решите для себя, надо ли вам в этой жизни быть успешным победителем, или вы предпочитаете довольствоваться ролью серой мыши. Если вы все‑таки решили пойти по рискованному пути к победе и успеху, перечитайте эту книгу еще раз – и вперед!

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.