Примерные упражнения
бу — бо — ба — би
ду — до — да — ди
гу — го — га — ги
Слова
| буду
| иду
| губы
|
| буква
| дуб
| гусь
|
| булка
| душ
| год
|
| бухта
| Дубы
| годы
|
| бомба
| дудка
| голос
|
| боль
| Дима
| гость
|
| бок
| дом
| глобус
|
| баба
| Дон
| газ
|
| бас
| доски
| галка
|
| бал
| дата
| гимн
|
| басня
| дама
| гильза и т. п.
|
Слова-паронимы
папа — баба
|
| пока — бока
|
палка — балка
|
| Паня — баня
|
папка — бабка
|
| напор — набор
|
папочка — бабочка
|
| запор — забор
|
плоха — блоха
|
| попить — побить
|
пил — бил
|
| там — дам
|
пой — бой
|
| тень — день
|
тушь — душ
|
| Толя — доля
|
том — дом
|
| кот — год
|
уточка — удочка
|
| купить — губить
|
точка — дочка
|
| колос — голос
|
Все эти упражнения чередуются с работой над развитием и укреплением высоты, силы и тембра голоса.
На данном этапе логопедической работы важно поставить голос, т. е. укрепить полученное звучание, добиться ровного и спокойного, сильного и громкого, чистого и звонкого голоса.
Что значит поставить голос в данных условиях, т. е. при деформированной гортани, рубцово измененных голосовых складках? Это значит — научить ребенка пользоваться полученным голосом, найти естественное звучание и укрепить его высоту, силу и тембр. Для достижения этой цели необходим постоянный контроль логопеда за качеством эмиссии голоса.
Развитие силы голоса
Сила голоса зависит от уровня подсвязочного давления воздуха и плотности смыкания голосовых складок. Если мы хотим увеличить силу звука в два раза, мы должны увеличить подсвязочное давление в четыре раза. Отсюда физиологическая невыгодность форсирования звука, требующая значительного увеличения подсвязочного давления и напряжения голосовых складок.
Умение изменять силу голоса — одно из важных его выразительных средств. Нужно научить ребенка говорить громко, но некрикливо, четко, постепенно изменяя силу голоса — от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот.
Упражнения
1. Удлинение произнесения звуков (при средней громкости голоса):
| У________
| У________
|
| о________
| о________
|
| а________
| а________
|
| и________
| и________
|
| э________
| э________
|
| в________
| в________
|
| з________
| з________
|
| ж________
| ж________
|
Постепенно произнесение звуков на одном выдохе все более удлиняется, но сила голоса остается неизменной (средней):
| ау________
| ув________
| ав________
|
| аи________
| ус________
| ас________
|
| ои________
| уш________
| аш________
|
| уи________
| ов________
| ив________
|
| уа________
| ос________
| ис________
|
| оу________
| ош________
| иш________
|
| ауи________
| уву________
| увуз________
|
| оуи________
| узу________
| увуж________
|
| эуи________
| ужу________
| овуз________
|
| оуа________
| уво________
| увож________
|
| уиа________
| ува________
| узув________
|
| эуа________
| уза________
| ожув________
|
| эуи________
| узо________
| ужив________
|
| уиа________
| ужа________
| ивиз________
|
| уиэ________
| ужо________
|
|
| уэа________
| ужи________
|
|
| ауэо________
| эоуи________
|
| ауои________
| эоуа________
|
| уиаи________
| аиоу________
|
| уиао________
| аэоу________
|
| оуио________
| аиоа________
|
| уиоэ________
|
|
| а_____
| У_____
| а_____
| У_____
| и_____
|
|
| а_____
| о_____
| о_____
| У_____
| и_____
| Удлинение
|
| а_____
| э_____
| э_____
| У_____
| о_____
| каждого
|
| а_____
| и_____
| 0_____
| У_____
| а_____
| звука
|
| У_____
| а_____
| а_____
| э_____
| У_____
|
|
| У_____
| а_____
| _____
|
|
|
|
| У_____
| э_____
|
|
|
|
|
| а_____
| У_____
| и_____
| о_____
|
| а_____
| и_____
| о_____
| а_____
|
| У_____
| и_____
| о_____
| э_____
|
| э_____
| и_____
| о_____
| У_____
|
| У_____
| а_____
| и_____
| э_____
|
| Постепенное усиление
голоса
|
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30
31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40
41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50
51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60
61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70
| Артикуляция
Шепот
Тихо
Громко
Тихо
Шепот
Артикуляция
|
10. Чтение стихотворений с постепенной сменой силы голоса.
Унылая пора! Очей очарованье!
| Артикуляция
|
Приятна мне твоя прощальная краса.
| Шепот
|
Люблю я пышное природы увяданье,
| Тихо
|
В багрец и в золото одетые леса,
| Громче
|
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
| Громко
|
И мглой волнистою покрыты небеса,
| Тихо
|
И редкий солнца луч, и первые морозы,
| Шепот
|
И отдаленные седой зимы угрозы.
| Артикуляция
|
(А. С. Пушкин)
|
|
ТИХИЙ ЧАС
Сто ребят
И сто девчат
Все лежат
И все молчат.
|
Очень тихо
|
Ты лежишь,
И я лежу...
|
Тихо
|
...Муха села
Мне на палец
И спросила:
«Вы проспались?»
|
Громко
|
Пальцем муху
Я ловлю...
|
Громко
|
Засыпаю...
Сплю.
|
Тихо
|
Вдруг все громче голос:
Ой, оса! Летит оса!
Вон у Витьки на носу!
Ну, ловите же осу!
|
Громче
|
Все несутся за осой,
Витя прыгает босой,
Сто ребят
И сто девчат Все хохочут
И кричат.
Настоящий тихий час!
|
Громче
|
Улетела прочь оса,
И замолкли голоса.
Сто ребят
И сто девчат
Все лежат
И все молчат.
|
Тихо
|
Тихо тикают часы.
Это сон насчет осы?
Я осу во сне ловлю...
Сплю...
(А. Барто)
|
Очень тихо
|
РУСЛАН И ЛЮДМИЛА
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И я там был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету...
(А.С. Пушкин)
Предварительное обсуждение темы, идеи изучаемого произведения помогает ребенку регулировать силу голоса в зависимости от смысла высказывания. Овладение силовым звучанием голоса оказывается для детей с органическими нарушениями голоса более посильной задачей, чем овладение высотным и тембральным звучанием.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.