Здавалка
Главная | Обратная связь

Примерные упражнения



бу — бо — ба — би

ду — до — да — ди

гу — го — га — ги

Слова

  буду иду губы
  буква дуб гусь
  булка душ год
  бухта Дубы годы
  бомба дудка голос
  боль Дима гость
  бок дом глобус
  баба Дон газ
  бас доски галка
  бал дата гимн
  басня дама гильза и т. п.

Слова-паронимы

папа — баба   пока — бока
палка — балка   Паня — баня
папка — бабка   напор — набор
папочка — бабочка   запор — забор
плоха — блоха   попить — побить
пил — бил   там — дам
пой — бой   тень — день
тушь — душ   Толя — доля
том — дом   кот — год
уточка — удочка   купить — губить
точка — дочка   колос — голос

 

Все эти упражнения чередуются с работой над развитием и укреплением высоты, силы и тембра голоса.

На данном этапе логопедической работы важно поставить голос, т. е. укрепить полученное звучание, добиться ровного и спокойного, сильного и громкого, чистого и звонкого голоса.

Что значит поставить голос в данных условиях, т. е. при деформированной гортани, рубцово измененных голосовых складках? Это значит — научить ребенка пользоваться полученным голосом, найти естественное звучание и укрепить его высоту, силу и тембр. Для достижения этой цели необходим постоянный контроль логопеда за качеством эмиссии голоса.

Развитие силы голоса

Сила голоса зависит от уровня подсвязочного давления воздуха и плотности смыкания голосовых складок. Если мы хотим увеличить силу звука в два раза, мы должны увеличить подсвязочное давление в четыре раза. Отсюда физиологическая невыгодность форсирования звука, требующая значительного увеличения подсвязочного давления и напряжения голосовых складок.

Умение изменять силу голоса — одно из важных его выразительных средств. Нужно научить ребенка говорить громко, но некрикливо, четко, постепенно изменяя силу голоса — от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот.

Упражнения

1. Удлинение произнесения звуков (при средней громкости голоса):

  У________ У________
  о________ о________
  а________ а________
  и________ и________
  э________ э________
  в________ в________
  з________ з________
  ж________ ж________

 

Постепенно произнесение звуков на одном выдохе все более удлиняется, но сила голоса остается неизменной (средней):

  ау________ ув________ ав________
  аи________ ус________ ас________
  ои________ уш________ аш________
  уи________ ов________ ив________
  уа________ ос________ ис________
  оу________ ош________ иш________

 

  ауи________ уву________ увуз________
  оуи________ узу________ увуж________
  эуи________ ужу________ овуз________
  оуа________ уво________ увож________
  уиа________ ува________ узув________
  эуа________ уза________ ожув________
  эуи________ узо________ ужив________
  уиа________ ужа________ ивиз________
  уиэ________ ужо________  
  уэа________ ужи________  

 

 

  ауэо________ эоуи________
  ауои________ эоуа________
  уиаи________ аиоу________
  уиао________ аэоу________
  оуио________ аиоа________
  уиоэ________  

 

  а_____ У_____ а_____ У_____ и_____  
  а_____ о_____ о_____ У_____ и_____ Удлинение
  а_____ э_____ э_____ У_____ о_____ каждого
  а_____ и_____ 0_____ У_____ а_____ звука
  У_____ а_____ а_____ э_____ У_____  
  У_____ а_____ _____      
  У_____ э_____        

 

  а_____ У_____ и_____ о_____
  а_____ и_____ о_____ а_____
  У_____ и_____ о_____ э_____
  э_____ и_____ о_____ У_____
  У_____ а_____ и_____ э_____

 


 

Постепенное усиление голоса
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70 Артикуляция Шепот Тихо Громко Тихо Шепот Артикуляция


10. Чтение стихотворений с постепенной сменой силы голоса.

 

Унылая пора! Очей очарованье! Артикуляция
Приятна мне твоя прощальная краса. Шепот
Люблю я пышное природы увяданье, Тихо
В багрец и в золото одетые леса, Громче
В их сенях ветра шум и свежее дыханье, Громко
И мглой волнистою покрыты небеса, Тихо
И редкий солнца луч, и первые морозы, Шепот
И отдаленные седой зимы угрозы. Артикуляция
(А. С. Пушкин)  

 

ТИХИЙ ЧАС

 

Сто ребят И сто девчат Все лежат И все молчат.     Очень тихо

 

  Ты лежишь, И я лежу...       Тихо  
...Муха села Мне на палец И спросила: «Вы проспались?»       Громко
Пальцем муху Я ловлю...     Громко
Засыпаю... Сплю.     Тихо
Вдруг все громче голос: Ой, оса! Летит оса! Вон у Витьки на носу! Ну, ловите же осу!     Громче
Все несутся за осой, Витя прыгает босой, Сто ребят И сто девчат Все хохочут И кричат. Настоящий тихий час!     Громче
Улетела прочь оса, И замолкли голоса. Сто ребят И сто девчат Все лежат И все молчат.     Тихо
Тихо тикают часы. Это сон насчет осы? Я осу во сне ловлю... Сплю... (А. Барто)     Очень тихо  

 


РУСЛАН И ЛЮДМИЛА

У лукоморья дуб зеленый,

Очень тихо
Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

 

Чуть громче
Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

 

Громче
Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

 
 


Громко
Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

 

Там лес и дол видений полны;

Тихо
Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

 

И тридцать витязей прекрасных

Громче
Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

 
 


Громче
Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;


Там в облаках перед народом

Громко
Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

   
 
 
 


Тише
В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

 

Еще тише
Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

       
   
Тихо
 
 
 
 


Там царь Кащей над златом чахнет;

 
 
Громко


Там русский дух... там Русью пахнет!

 

И я там был, и мед я пил;

Менее громко
У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

 

Тихо
Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету...

(А.С. Пушкин)

 

Предварительное обсуждение темы, идеи изучаемого произведения помогает ребенку регулировать силу голоса в зависимости от смысла высказывания. Овладение силовым звучанием голоса оказывается для детей с органическими нарушениями голоса более посильной задачей, чем овладение высотным и тембральным звучанием.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.