Здавалка
Главная | Обратная связь

Фантазировать и придумывать очень полезные вещи



С.А. Новоселов

Л.С. Попова

Технология творчества для детей

Или АС - технология

Екатеринбург, 2013


 

ISBN

 

© – С.А. Новоселов, Л.С. Попова, 2013г.


 

Введение, или как технология творчества помогает

фантазировать и придумывать очень полезные вещи

 

Уважаемые дети, родители, бабушки и дедушки, глубокоуважаемые учителя! Мы предлагаем вам познакомиться с новой технологией творчества. С ее помощью вы сможете самостоятельно создавать настоящие изобретения. Словом «технология» принято обозначать набор взаимосвязанных способов и приемов организации человеческой деятельности по преобразованию предметов окружающего мира. Особенностью технологии творчества является то, что в ней предложен набор способов и приемов организации творческой деятельности человека, например, деятельности по созданию изобретений.

Отличительной чертой нашей технологии, описанной в этой книге, является то, что для создания изобретений дети и взрослые должны сначала придумать или «сконструировать», скомбинировать из известных стихов свои оригинальные стихи и проиллюстрировать их своими рисунками – это совсем нетрудно, мы научим вас это делать.

Во взрослом мире эта технология называется ассоциативно – синектической технологией развития творчества. Название, конечно, длинновато, поэтому можно его не проговаривать полностью, а использовать сокращенное название – АС-технология. Ее придумал один из авторов этой книги – профессор Сергей Аркадьевич Новоселов. Это было еще в 1985 году, на Урале, в Екатеринбурге. О своей технологии он рассказал не только в научных статьях и докторской диссертации, но и в большой, созданной вместе со студентами и школьниками, книге «Дизайн искусственных стихов. Проект Сергея Новоселова» (вы можете найти ее в Интернете, например, в электронной библиотеке koob.ru). Поэтому появилось еще одно название нашей технологии творчества – дизайн стихов. Познакомившиеся с этой технологией юные изобретатели иногда называют ее дизайном фантазий или дизайном желаний. Дизайн мы понимаем как творческий процесс поиска, созидания, проектирования новых все более рациональных и красивых форм и смыслов всего, что окружает человека и что человек использует в своей жизни. Это и вещи, и явления, и технологии. И слова, которыми человек описывает вещи, явления и технологии. И отношение к ним, и мечты и фантазии о них, и рисунки этих вещей, явлений и фантазий.

Вы скажете, что фантазировать и придумывать желания любой человек может и без технологии. Не будем спорить, это так. Но только немногие люди придумывают такие фантазии и такие желания, которые становятся интересными и полезными для многих и многих людей. Такие выдумщики становятся интересными другим людям, становятся известными изобретателями и учеными, поэтами и писателями, художниками, дизайнерами и композиторами. Вот мы и решили помочь всем, кто хочет открывать новые страницы окружающего мира. Мы научимся вместе удивляться вновь открытым смыслам и возможностям созидания новых форм этого мира и удивлять своими изобретениями и открытиями других людей.

Осталось рассказать о нашей АС-технологии и предложить несколько примеров–упражнений по ее применению. В этих примерах мы покажем, как мы пишем стихи, рисуем и делаем изобретения. А затем, чтобы вы научились применять технологию лучше нас, попросим вас придумать свои стихи, сделать свои рисунки или написать музыку. И, наконец, ждем, что вы удивите нас своими изобретениями.

Необходимо отметить, что идея включения в АС-технологию методики алгоритмического рисования, что значительно расширило возрастные границы использования технологии творчества и повысило ее эффективность, принадлежит второму автору нашей книги – Поповой Лидии Сергеевне.

Откроем главный секрет нашей АС-технологии. Для того чтобы вы смогли придумать удивительное изобретение надо, чтобы ваша творческая деятельность по созданию нового изобретения:

· была ритмической, а она будет такой, если вы пишете стихи или музыку, или делаете рисунки с ритмично повторяющимися деталями;

· включала в себя комбинирование фрагментов, отрывков, поэтических и визуальных образов известных стихов, сказок, песен, рисунков, фотографий и других литературных, музыкальных и художественных произведений;

· была связана с другими видами деятельности, например, учебой, дополнительным образованием, работой по дому, игровой или спортивной деятельностью и т.д., или «пересекалась» этими видами деятельности;

· включала в себя фантазирование, выдумывание новых ситуаций и сюжетов, связанных с образами известных литературных, художественных и музыкальных произведений, а также случайный перенос характеристик предметов этих произведений на предметы «пересекающих» наше творчество видов деятельности;

· завершалась «связыванием» найденных новых поэтических, визуальных и музыкальных образов с возникшим у вас желанием изменить форму и предназначение известных предметов и явлений окружающего мира или желанием придумать новый предмет, соответствующий найденным образам.

Научное обоснование этого секрета приведено в наших книгах, статьях и диссертациях, и при желании вы всегда сможете найти их с помощью поисковых программ Интернета. Наиболее подробное описание научного базиса, приемов и техник АС-технологии для взрослых приведено в упомянутой ранее книге «Дизайн искусственных стихов. Проект Сергея Новоселова».

В отличие от упомянутой книги, в которой мы «конструировали» стихи и графические композиции, используя образы японских поэтических миниатюр, в этой нашей книге мы решили включить в творческую деятельность образы детских стихов и народных потешек, известных большинству живущих в России детей и взрослых. И не важно, помнят ли их дети наизусть или уже забыли. Важно, что они стали частью их внутреннего мира. Именно это обеспечит успешность их творческой деятельности. И вам остается лишь убедиться в этом.

 

Авторы выражают свою признательность Юркову Евгению Николаевичу за советы и помощь в подборе визуального ряда книги.

  Очень простой пример создания изобретений Итак, для начала нашей творческой работы мы выбираем известную всем народную потешку: Огуречик Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик. Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет. (Русская народная потешка) Нарисуем иллюстрацию к этой потешке, и неважно, что профессиональные художники нарисовали бы ее лучше. Главное, что вы сами ее придумаете.

 

А теперь, попробуем вспомнить предмет, которым вы часто пользуетесь, и который не всегда вас слушается. И давайте попеняем ему за это, также как это было сделано в потешке про огуречик. И будет здорово, если у нас получится это сделать в стихах. Их можно написать очень похожими на потешку.

Например, мы вспомнили о карандаше. Он не всегда подчиняется нашей руке. Давайте напишем ему стихотворное наставление:


Карандашик







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.