Общая характеристика, цель, назначение и тематика итоговой аттестационной работыСтр 1 из 4Следующая ⇒
И.В. Феттер
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Методические рекомендации Для преподавателей и студентов
Омск 2015
Оглавление TOC \o "1-3" \h \z \u Введение 3 §1. Общая характеристика, цель, назначение и тематика итоговой аттестационной работы 4 §2. Общие требования и структура итоговой аттестационной работы 9 §3. Содержание разделов ИАР 11 §4. Требования к оформлению текста 19 §5. Этапы работы над ИАР 21 §6. Защита итоговой аттестационной работы 21 §7. Критерии оценки ИАР 23 §8.Функции преподавателя-консультатнта по сопровождению подготовки и защиты ИАР 25 Заключение 26 Литература 27 Приложения 28
Введение
Цель данных методических рекомендаций – предложить обучающимся и преподавателям технологию создания итоговой аттестационной работы (далее ИАР), максимально приближенную к особенностям профессионального обучения в условиях образовательных учреждений культуры и искусства и обеспечивающую ее успешное выполнение и защиту. При написании рекомендаций использовались материалы нормативного и методического характера: методическая литература для педагогов и студентов учебных заведений СПО и ВПО в сфере культуры и искусства; аналитические материалы результатов защиты ИАР студентов Омского музыкального училища (колледжа) им. В.Я. Шебалина; отчеты председателя государственной аттестационной комиссии по предмету «Педагогическая подготовка» за 2008-14 годы. В данных методических рекомендациях использован личный опыт автора по руководству аттестационными работами студентов в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования.
Общая характеристика, цель, назначение и тематика итоговой аттестационной работы
В соответствии с требованиями ФГОС СПО и решением Методического совета бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Омское музыкальное училище (колледж) имени В.Я. Шебалина» определены формы, порядок и условия итоговой аттестация студентов. Итоговая аттестационная работа – это самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, выполненная на последнем этапе профессионального обучения, оформленная с соблюдением необходимых требований и представленная по окончании обучения к защите перед государственной аттестационной комиссией. ИАР является формой итогового контроля уровня психолого-педагогической и методической подготовки студента, выполняется под руководством преподавателя. Междисциплинарный характер итоговой аттестационной работы обеспечивается исследованием проблем исторического, музыкально-эстетического, теоретического, исполнительского, психолого-педагогического, социологического и методического характера. Поэтому выполнение ИАР в соответствии с логикой компетентностного подхода требует привлечения материалов различных дисциплин (музыкальная литература, теория музыки, методика преподавания специальных дисциплин, анализ музыкальной формы, музыкальная информатика, основы педагогики, психология общения, возрастная психология, психология музыкального восприятия и пр.). Оглавление ИАР должно содержать как теоретические, так и практические разделы. Это требование предполагает не только реферирование психолого-педагогической и методической литературы, но и анализ эмпирических материалов, собранных студентом в ходе педагогической практики. Таким образом, в работе над содержанием ИАР необходимо обеспечить ее практикоориентированность за счет предъявления уже имеющегося педагогического опыта и формирования новых методических умений студентов, являющихся основой профессионально-педагогического развития. Анализ теоретических положений и обзор наиболее продуктивных современных методик должен быть подкреплен собственным опытом студентов в решении избранной проблемы. То есть делается акцент на применении изложенных в теоретической части подходов (методов, методик, технологий, приемов) в работе с конкретным учеником (детским коллективом) в период педагогической практики. Целями ИАР является: выявление готовности выпускников к осуществлению педагогической деятельности и соответствия их подготовки требованиям федеральных государственных образовательных стандартов; систематизация знаний теоретических, исполнительских и методических основ педагогической деятельности и практическое применение полученных знаний с учетом специализации профессионально-педагогической деятельности; формирование готовности к педагогической деятельности в современных условиях развития системы образования. Следует отметить, что защита ИАР в соответствии с требованиями ФГОС СПО должна наглядно демонстрировать, насколько студенты овладели следующими общими и профессиональными компетенциями: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской ПК 2.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в исполнительском классе. ПК 2.5. Применять классические и современные методы преподавания, анализировать особенности отечественных и мировых инструментальных (вокальных) школ. ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в исполнительском классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся. ПК 2.8. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией. Планируемые результаты выполнения студентами ИАР Выпускники в процессе подготовки и защиты итоговой аттестационной работы должны знать: методики и технологии музыкального образования с учетом специализации; основные требования к содержанию и оформлению аттестационных работ; уметь: определять актуальную методическую проблему, ее цели и задачи, обрабатывать и интерпретировать содержание методических материалов; наблюдать и анализировать педагогические явления, изучать и обобщать педагогический опыт, в том числе собственный; владеть: методами поиска источников информации, развивающих методическую компетентность; современными технологиями презентации результатов работы. Итоговая аттестационная работа способствует систематизации и закреплению знаний выпускников в соответствии с основной профессиональной образовательной программой, развивает умение анализировать и находить решение конкретных профессиональных задач, создает условия для проявления творческого подхода в выявлении и решении методических проблем. Тематика аттестационных работ определяется и утверждается на заседаниях предметно-цикловых комиссий образовательного учреждения. Студентам предоставляется право выбора темы итоговой аттестационной работы или возможность предложить свою тематику с обоснованием целесообразности ее разработки (см. Приложение 3). Тема – это «свернутое» в одно предложение содержание аттестационной работы. Тема посредством ключевых понятий и их сущностных связей выражает главную идею исследования и одновременно является заголовком работы. Тема (заглавие работы) – это своеобразное рамочное соглашение, определяющее границы предполагаемой работы. Ключевые слова в заголовке представляют собой те понятия, которым посвящается вся аттестационная работа. Следует избегать неоправданно широкой формулировки темы, которая «обрекает» автора на постоянную корректировку. Рекомендуемый объем заглавия ИАР не более 6-7 слов. Если невозможна краткая формулировка, то часть темы можно представить в подзаголовке (в круглых скобках). В заглавии не должно быть придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов. Тема работы может раскрывать как исторические аспекты музыкального образования, так и современные его явления; опыт различных методических школ; вопросы освоения обучающимся произведений определенного стиля, жанра, формы; описание методик (технологий) музыкального образования; содержать исполнительский и методический анализ группы произведений или конкретного сочинения. В выборе темы ИАР большую роль играет оптимальное сочетание интересов и возможностей студента с профессиональными ориентирами преподавателя, осуществляющего руководство. В психолого-педагогической литературе сформулированы основные условия определения и выбора темы ИАР: Учет актуальности сложившийся в теории и практике потребности в разработке данной проблемы, в том числе для региона или образовательной организации. Учет практического опыта студента, его характера, личностных, профессиональных качеств и возможностей. Учет посильности темы для студента, ее доступности и выполнимости в строго отведенные временные рамки. Практическая полезность темы для образовательной организации и самого студента. Актуальность темы и ее способность влиять на настоящую и дальнейшую профессиональную деятельность выпускника. Для того чтобы оптимизировать процесс выбора темы ИАР предлагаем ответить на ряд вопросов: С какими педагогическими (методическими) проблемами Вы встречаетесь в образовательном процессе колледжа и ДМШ? С какими авторскими подходами в решении проблем подготовки по специальности Вы знакомы в теории и практике? Что интересного и самобытного есть в Вашем опыте работы с учеником? Какими методическими материалами Вы располагаете? Как вы оцениваете результативность отечественных и зарубежных методик музыкального образования? Какие затруднения испытываете Вы и Ваши ученики в образовательном процессе? Необходимо отметить, что комплексная теоретическая, психолого-педагогическая и методическая подготовка студента является основанием выбора конкретного аспекта профессионально-педагогической деятельности, который найдет свое отражение в теме ИАР.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|