Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 1. Медитация - почему и как



Глава 2. Медитация влияет на нашу жизнь. 9

Глава 3. Спокойствие и понимание. 13

Глава 4. Четыре друга. 18

Любящая доброта. 19

Сострадание. 24

Благожелательная радость. 27

Спокойствие. 27

Глава 5. Медитация любящей доброты.. 29

Глава 6. Пять препятствий. 30

Чувственное желание. 30

Недоброжелательность. 35

Лень и тупость. 40

Беспокойство и тревога. 42

Скептическое сомнение. 45

Глава 7. Камма и перерождение. 46

Камма. 46

Перерождение. 49

Глава 8. Беседа о любящей доброте. 52

Глава 9. Четыре вида счастья. 62

Счастье от чувственного соприкосновения. 63

Божественное счастье. 63

Счастье концентрации. 64

Счастье озарения. 66

Глава 10. Пять групп. 68

Тело. 70

Чувство. 72

Восприятие. 72

Ментальные образования. 73

Чувственное сознание. 73

Глава 11. Десять добродетелей. 74

Щедрость. 75

Нравственное поведение. 76

Отречение. 76

Мудрость. 78

Энергия. 78

Терпение. 80

Истина. 81

Решительность. 82

Любящая доброта и спокойствие. 83

Глава 12. Четыре благородных истины и благородный восьмеричный путь. 83

Четыре благородные истины.. 85

Благородный восьмеричный путь. 87

Глава 13. Новое начало. 99

 


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга очень простая. И предназначена она для простых людей, которые встали на духовный путь, чтобы найти больше счастья и удов­летворения в своей жизни. Путь Будды прост, и простота эта означает, что любой человек с благородными намерениями и целеустремленно­стью может пойти по этому пути и освободить свое сердце и ум. И сердце, и ум должны сопровождать вас в этом путешествии, ведущим к освобождению от своего «я». Ум помогает понять и сделать заключе­ние, он объединяет и разъединяет, тогда как сердце чувствует. Когда наши чувства освободятся от эмоциональных реакций и больше будут жить в любви и сострадании - своем естественном прибежище, тогда нашему уму откроются великие истины вселенской значимости. И чем больше мы будет жить этими истинами, тем больше будем приближать­ся к своему духовному освобождению. Я надеюсь, что эта книга, в соответствии с учением Будды, поможет указать на некоторые шаги на этом пути и помочь в этом путешествии.

Город Кундасале, Шри Ланка, в котором проводился десятиднев­ный курс медитаций, стал также местом, где проходили беседы, послужившие материалом для этой книги. Хотя я и выступаю в качестве ав­тора этой книги, ее появление не могло бы произойти без помощи и поддержки многих людей, каждый из которых сделал свой особый вклад в ее создании.

Участвующие в этом курсе студенты часто задавали тон этим бесе­дам, и их вопросы стали причиной освещения многих тем, затрагивае­мых в этих беседах. Стенли Вейгунвардена был руководителем этого курса и без его участия появление этой книги было бы просто невозможно.

Барбара Райф занималась записью на аудио пленку, а сестра Сангамитта печатала первую редакцию текста. Сестра Вайама читала корректуру рукописи. Катя и Амара следили за моим самочувствием, а Хельга делала мне массаж и оказывала моральную поддержку.

Все, кто меня поддерживал на Шри Ланке, в особенности господин Артур де Сильва, делали все возможное, чтобы в моем жилище я могла находится в покое и тишине и полностью отдаваться работе над этой книгой.

Как я могу выразить всю свою благодарность? Если хотя бы один человек смог найти свой путь к освобождению благодаря этой книге, то мои усилия оказались более, чем вознагражденными.

 

Глава 1. Медитация - почему и как

Почему медитация так важна? Должно быть, вы уже поняли что она важна, иначе вас здесь не было бы. Я хочу подчеркнуть, что медитация - это не какое-то дополнительное занятие, которым занимаются в свободное время, а нечто такое, что жизненно важно для нашего здоро­вого существования.

Одним из наших абсурдных занятий является наше постоянное размышление о том, что будет, или что было. Те, кто молод, больше размышляют о будущем, потому что этого им отведено больше. Те, кто постарше, больше размышляют о прошлом, потому что для них эта об­ласть более обширна. Но чтобы испытать то, что есть жизнь, мы долж­ны проживать каждое мгновение. Жизнь не началась где-то в прошлом. Это всего лишь наша память. И жизнь не будет происходить где-то в будущем. Это наши планы. Время, в котором мы действительно живем, - это настоящее, сейчас, этот самый миг, и как это не может показаться абсурдным, этому мы и будем учиться. Итак, прожив шестьдесят, семь­десят и даже восемьдесят лет, теперь мы должны по-настоящему нау­читься жить в настоящем. Когда мы этому научимся, то сможем сразу избавиться от массы проблем.

Как просто это звучит, и как трудно это выполнить. Любой, кто пытался это сделать, знает это. А те, кто еще не делал таких попыток, несомненно скоро узнают. Такая простая предпосылка, и такое непро­стое ее выполнение. Чтобы научиться проживать жизнь каждое мгнове­ние, трудно найти лучший способ, чем медитация. Есть и другие сторо­ны и грани у медитации, которые помогают нам.

Все мы достаточно искусны в том, что касается ухода за своим те­лом. Мы моем его, по крайней мере, раз в день, а то и чаще. Мы выхо­дим из дома в чистых одеждах. Ночью мы укладываем свое тело на от­дых. У каждого есть своя кровать. Мы не смогли бы подвергаться раз­личным нагрузкам, если бы обходились без отдыха. У нас есть дом, в котором мы укрываем свое тело от дождя, ветра, солнца, жары и холода. В противном случае мы не могли бы нормально жить. Мы даем своему телу здоровую пищу, а не ту, которая может его отравить. Именно эту пищу мы считаем полезной для себя. И мы также делаем различные фи­зические упражнения. По крайней мере, мы совершаем прогулки. Если мы этого не будем делать, то наши ноги атрофируются и мы не сможем ими пользоваться. В точности тоже самое следует делать и со своим умом.

По сути, это даже важнее, потому что ум является хозяином, тогда как тело всего лишь слугой. Какой бы ни был слуга сильный, молодой и энергичный, его работа не будет удовлетворительной, если у него хозя­ин слаб, распущен и не знает, что нужно делать. Хозяин должен направ­лять своего слугу. Даже когда слуга не так силен и энергичен, при рачи­тельном и мудром хозяине в доме всегда будет порядок.

Ум и тело - это наш дом. Если дом внутри не в порядке, то и сна­ружи он будет тоже не в порядке. Место, где мы живем и работаем, зависит от того порядка, который установлен нами внутри дома. Поэтому хозяин, тот, кто за все отвечает, должен находиться в наилучшей своей форме.

Ничто в мире не может сравниться с умом или занять его место. Все вокруг сотворено с помощью нашего ума. Тем не менее, мы принимаем его как нечто данное нам, что является еще одним абсурдом. Ведь не принимаем же мы свое тело как нечто гарантированное нам навсегда. Если оно заболевает, мы тут же бежим за доктором. Когда оно проголодается, мы стараемся его поскорей накормить. Когда оно устает, мы спешим дать ему отдых. А как же происходит с умом? Только медитирующий человек ухаживает за умом.

Уход за своим умом приобретает особое значение, если жизнь ста­новится направленной на то, чтобы научиться видеть глубину вещей. Иначе жизнь останется плоской. Жизнь большинства людей происходит в реальностях дня вчерашнего или дня завтрашнего, того, что есть хо­рошо или плохо, это мне нравится, а это не нравится, это я хочу приоб­рести, а это не хочу, это мое, а это не мое. Только тогда, когда ум соот­ветствующим образом подготовлен, у нас появляется возможность увидеть и другие измерения бытия.

Первое, что нам нужно сделать с нашим умом, это хорошенько его промыть, прочистить, и ни раз, и ни два в день, как это мы делаем с на­шим телом, но постоянно, пока мы находимся в бодрствующем состоя­нии. Чтобы это уметь выполнять, нам нужно этому научиться. С телом все очень просто - мы пользуемся водой и мылом. Мы научились этому еще тогда, когда были детьми. Ум же можно прочистить только умом. То, что умом было в него вложено, может быть изъято только им самим. Одна секунда концентрации в медитации равняется одной секунде очи­щения, ибо, к счастью, ум способен за один раз выполнять только что-то одно. Хотя Будда и сказал, что в уме может пронестись три тысячи мыслей за то время, когда человек успевает всего лишь моргнуть, с на­ми обычно такого не происходит и эти мысли не приходят одновремен­но все сразу. Мысли следуют одна за другой в быстрой последовательности, но никак не одновременно.

Когда мы концентрируемся, наши препятствия, или загрязнения, которых пять, не получают возможность проявиться, потому что ум способен выполнять только одно действие за один промежуток времени. Когда нам удается все больше и больше удлинять периоды концентра­ции, ум постепенно очищается от грязных накоплений.

Наш ум, этот уникальный инструмент во всей вселенной, есть то единственное, чем мы обладаем, другого у нас нет. Если бы у нас поя­вился какой-то очень тонкий инструмент, то мы наверняка стали бы за ним ухаживать. Мы бы его тщательно протирали и счищали бы любые признаки ржавчины. Мы бы затачивали его там, где необходимо, сма­зывали маслом и пользовались бы им умеренно. И вот у нас есть этот замечательный инструмент, с помощью которого можно всего достичь, в том числе и просветления, и только от нас самих зависит дать ему надлежащий уход. В противном случае он не будет правильно работать.

Во время медитации мы учимся тому, как выбрасывать из ума все то, что нам не хотелось бы хранить. Мы храним только то, что составляет предмет нашей медитации. По мере того, как мы становимся все более искусны в медитации, мы начинаем пользоваться ее даром в на­шей повседневной жизни для того, чтобы избавиться от нездоровых мыслей. Так наша практика медитаций помогает нам в нашей повсе­дневной жизни, и наше внимание к благотворным мыслям в нашей повседневной жизни помогает нам в практике медитации. Тот, кто стано­вится хозяином своих мыслей и овладевает искусством размышлять над тем, над чем он хочет размышлять, называется Архатом, или Просвет­ленным.

Но пожалуйста, не удивляйтесь, если такое свободное течение мыслей не будет происходить постоянно. Это произойдет в какой-то момент, будьте в этом уверены. При этом возникает чувство огромного облегчения и высвобождения - когда человек, хотя бы на одно мгнове­ние, может думать о том, что он хочет. Ведь тогда человек становится хозяином своего ума, а не наоборот, когда ум командует человеком. Быть в гуще всех тех мыслей, которые возникают, радостных или пе­чальных, постоянно движущихся, мечущихся, - это то, от чего мы изба­вимся, научившись оставаться сосредоточенными на предмете медита­ции,

Наш второй шаг состоит в тренировке ума. Нетренированный ум подобен колеблющейся, неустойчивой массе, мечущейся от одного предмета к другому и находящей особую трудность в том, чтобы оставаться в одном месте. Возможно, вам это знакомо, когда читая книгу, вы, доходя до конца страницы, вдруг осознаете, что так и не знаете, о чем вы только что прочитали, и вам приходится прочитывать эту стра­ницу опять. Ум нужно уметь тренировать находиться в одном месте, подобно тому, как тренируют пресс, мышцы рук при поднятии тяже­стей. Нужно развивать мышцы ума. Сила может прийти только тогда, когда мы упражняем ум делать именно то, чего мы от него хотим, когда он неподвижно замирает тогда, когда мы этого захотим.

Это также разовьет его силу, потому что связано с отречением, по­зволением отдаться течению жизни. Все мы, не будучи Архатами, обла­даем весьма ощутимым эго. Синдром «это я, это мое», или отношение типа «извините, но это мое и я с этим не собираются расставаться» соз­дают все проблемы в мире. Всякий раз, когда мы думаем, разговарива­ем, читаем или смотрим фильм, нам нужно убеждаться в том, что этим мы укрепляем свое эго, вообще, используем ум в интересах эго. Вели­чайшее отречение, возникающее в медитации, в том, чтобы оставить все мысли. Когда нет того, кто думает, тогда нет того, что утверждает эго.

Вначале оставление мыслей будет возможно только на какое-то мгновение, но это уже будет шаг в правильном направлении. Духовная тропа всегда ведет к безусловной сдаче существованию, позволению. В этом нет ничего такого, что можно было бы достичь или приобрести. Хотя эти слова используются довольно часто, они служат лишь спосо­бами самовыражения. В реальности духовная тропа - это тропа отрече­ния, сдачи существованию, постоянного избавления от всего того, что нами построено вокруг себя. Сюда входит наше имущество, привычки, идеи, верования, стереотипы мышления. Остановить мышление во время медитации чрезвычайно трудно, так как это сравнимо с самоотречением, это момент, когда у эго нет поддержки. Когда это происходит впервые, то ум немедленно реагирует примерно так: «О, что это было?», и, конечно же, мышление после этого опять продолжается. Способность удерживать ум в одном месте помогает наращивать мускулы ума, прибавляет ему сил и могущества. Учение Будды является необычайно глубоким и значительным, и только глубокому и необычному уму под силу действительно понять внутренний смысл того, что он хотел сказать. Следовательно, нам нужно тренировать ум для того, чтобы достичь этой цели.

Телесная сила делает возможным выполнить то, что предназначено телу природой. Умственная сила делает возможным выполнить то же самое и с умом. Сильный ум не страдает от скуки, разочарований, де­прессии или несчастья - он научился избавляться от того, чего не хочет. Практика медитаций дает ему для этого необходимые мускулы.

Ум, этот наиболее ценный и сложный инструмент во всей вселен­ной, также нуждается в отдыхе. Мы ни на минуту не останавливали мышление с самого раннего возраста, как в этой жизни, так и в течение множества жизней до нее. На протяжении дня мы думаем, а всю ночь видим сны. Ни на минуту уму нет покоя. Мы можем отправиться на отдых. Но кто, точнее, что отправляется на отдых? Наше тело. Оно от­правляется к морю, в горы, или в незнакомую страну, но что происхо­дит с умом? Вместо работы, на которую была направлена его деятельность дома, он теперь думает о всех тех красотах, звуках, запахах, свя­занных с новым местом. Ум не знает покоя. Он просто начинает думать о чем-то другом.

Если бы мы не давали телу отдыхать ночью, то оно не могло бы функционировать достаточно долго. Наш ум также нуждается в отдыхе, но это невозможно сделать во время сна. Ум может отдыхать по-настоящему только тогда, когда перестает думать и начинает испыты­вать впечатления, переживания. Ум можно сравнить с черным экраном, на котором показывают фильм без перерывов. Благодаря тому, что пленка с фильмом - наши мысли - движется постоянно, человек забыва­ет, что все это происходит на экране, на который проецируется фильм.

Если мы на мгновение остановим движение этого фильма во время медитации, то сможем пережить качество чистого ума. Такой момент есть момент настоящего блаженства. Этот момент приносит такое ощу­щение счастья, сильнее которого испытать невозможно больше нигде и никак. Это счастье, которое не зависит ни от чего внешнего. Нельзя ска­зать, что оно приходит безусловно, но условие тут только одно - кон­центрация. Оно не зависит от хорошей еды или климата, правильного времяпрепровождения или правильных взаимоотношений с другими людьми, приятных откликов или окружающих предметов - все это яв­ляется абсолютно ненадежным, потому что постоянно меняется. Кон­центрация же всегда остается надежным средством, если человек не перестает заниматься духовной практикой.

Как только наш внутренний монолог замолкает на мгновение, по­является не только тишина, но и ощущение глубокой удовлетворенно­сти. Наконец-то ум нашел свой дом. Если у нас нет дома, где можно было бы укрыть свое тело, нам становится не очень приятно. И в равной степени нам неприятно не иметь дома для своего ума. Это молчаливое спокойное пространство и есть прибежище для ума. Он всегда может прийти к себе домой и отдохнуть там, поступая в точности так же, как и мы, когда приходим домой после работы и расслабляем свое тело вна­чале в удобном кресле, а потом ночью в кровати. Теперь и ум может расслабиться, оставить свою работу. Ведь думать - это значит страдать, вне зависимости от того, о чем мы думаем. Думать - значит произво­дить движение, а значит происходит трение. Все, что движется, создает трение.

Когда мы расслабляем ум, даем ему покой, он приобретает новую силу и чувство радости, так как знает, что может отправиться домой в любое время, когда пожелает. То ощущение радости, которое приходит во время медитации, не оставляет в течение всего дня, потому что ум теперь знает, что ничего не нужно принимать всерьез, что он всегда может отправиться домой, где опять найдет покой и тишину.

В этом, пожалуй, самая главная причина, по которой мы никогда не будем довольны жизнью без медитации. Возможно, что внешне условия жизни будут весьма приятными, но они никогда не будут сравнимы с той наполненностью, удовлетворенностью, которую мы можем полу­чить изнутри. Наше самоотречение, сдача существованию таит в себе новый взгляд на вещи, озарение, то есть, понимание того, что нашему эго постоянно чего-то недостает, а отсюда его постоянная потребность думать. Когда эго перестает в чем-либо нуждаться, оно перестает ду­мать. Когда эго перестает в чем-либо нуждаться, исчезает всякая неудовлетворенность. Вот почему нам следует медитировать. А теперь рассмотрим вопрос как медитировать.

Мы применим способ постоянного напоминания, осознавания сво­его вдоха и выдоха. Это идеально можно ощутить в ноздрях носа. Ды­хание подобно ветру, и его прикосновение к ноздрям вызывает опреде­ленное ощущение. Это ощущение помогает нам сфокусироваться на этом маленьком участке. Вначале это будет трудно сделать.

Дыхание означает жизнь, и потому идеально подходит в качестве объекта медитации по нескольким причинам: оно всегда с нами, без него мы не можем обходиться. Тем не менее, мы принимаем его, как нечто само собой разумеющееся. Мы никогда не пытаемся взглянуть на дыхание более внимательно до тех пор, пока оно вдруг не прервется то ли от того, что вы подавились, стали тонуть или задыхаетесь. Только тогда внезапно дыхание становится таким жизненно важным. Но пока ничто ему не угрожает, мы не думаем о нем. А ведь дыхание означает жизнь, самое ценное, что у нас есть. Оно непосредственно связано с умом. Когда ум взволнован или торопится, дыхание учащается. Когда ум успокаивается, дыхание становится мягким и спокойным. Когда ды­хание становится настолько тонким, что становится неслышным, это означает, что мы действительно вошли в состояние концентрации. Ме­дитации, объектом которых является дыхание, становятся хорошей тре­нировкой для ума. Дыхание - это единственная функция тела, которая является как саморегулирующейся, так и регулируемой. Мы можем его сделать глубже, длиннее или короче, и даже остановить на какое-то время.

Существует много других способов обращать внимание на дыхание. Мы можем следовать за своим дыханием во время вдоха и выдоха настолько полно, насколько остаемся осознанны. Не нужно делать из дыхания что-то особенное, просто нужно следовать его движению. Это создаст более широкую основу для внимания. В этом нет той скрупулезности, как при концентрации ума на ноздрях, и поэтому это сделать легче.

Можно также использовать дыхание плюс слово, например, «Будда». «Буд» - во время вдоха, «да» во время выдоха, то есть, вдох/выдох плюс звук одновременно. Этот способ весьма эффективен для тех, для кого слово «Будда» наполнено большим смыслом.

Можно также считать: «один» на вдохе, «один» на выдохе, «два» на вдохе, «два» на выдохе. Доходить, по крайней мере, до пяти, но не превышать десяти. Когда доходите до десяти, начинайте опять с едини­цы. Всякий раз, когда ум начинает куда-то уходить, начинайте с едини­цы. Вначале будет не так уж важно, если вы не будете считать дальше единицы.

У всех ум один и тот же. Не следует о себе думать, что «я для этого не гожусь». И вообще, что скрывается за этим «я»? Просто за ним стоит нетренированный ум, противопоставленный тренированному. Тот, кто участвует в марафонском забеге, может надеяться на успех, если имеет тренированное тело. Глупо думать «ничего у меня не выйдет, я не смогу быстро бежать», если просто не подготовил тело для этого.

Считая ли, произнося имя Будды, удерживая внимание на ноздрях, или до конца наблюдая свой вдох и выдох, определите какой метод для вас наиболее удобен и затем придерживайтесь его. Если вы практикова­лись в удерживании внимания на подъеме и спаде живота во время ды­хания и вам удавалось концентрироваться, то продолжайте следовать этой практике. Держите ноги в таком положении, когда можно так на­ходиться в течение какого-то периода времени. Спина должна быть прямой, но не напряженной. Плечи, живот и шея должны быть расслаб­лены. Заметив, что несколько наклонились вперед, выпрямитесь. То же самое касается и головы. Когда почувствуете, что голова опускается, выпрямите ее. Когда тело оседает, а голова опускается, появляется поза, вызывающая сонливость, дремоту - состояния совершенно противопо­ложные медитации. Медитация требует полной осознанности.

По всей вероятности вы обнаружите, что какие бы усилия вы ни предпринимали, ум не будет оставаться с дыханием, будете ли вы про­износить «Будда», считать «раз - раз, два - два», концентрировать вни­мание на ноздрях, или наблюдать за вдохом и выдохом. Ум просто не будет этого делать, если только вы уже не занимались этой практикой в течение нескольких лет. Мысли - кинопленка - всегда будут крутиться. Как работать с этим? Немедленно пометьте эту мысль, а если это сде­лать трудно, просто назовите ее «мышление», или «замешательство», или «воспоминание», или даже «планирование» или «ерунда». Это не имеет значения. Как только вы на нее наклеиваете ярлык, вы словно возвращаетесь к ней опять, чтобы взглянуть на нее. Пока вы этого не сделаете, вы продолжаете оставаться думающим, внимание которого совершенно отвлечено. Вы оказываетесь у себя дома, беспокоясь о кош­ке, которую случайно могли запереть в ванной, или о детях, которых могли не накормить. О чем бы вы ни думали и беспокоились, все это подводит к мысли: «Да, мне необходимо об этом подумать». Но во вре­мя медитации не нужно вообще ни о чем думать! Жизнь продолжает течь своим чередом и не нуждается в том, чтобы мы о ней думали. Она постоянно пульсирует в каждый мгновение.

Когда мысль возникла, посмотрите на нее, дайте ей имя. Какой бы вы ей ярлык ни присвоили, правильный или неправильный, не имеет значения. Любой ярлык во время медитации лишь означает, что тy или иную мысль следует оставить. Научившись давать имена мыслям во время медитации, вы научитесь различать цельные, полезные, искус­ные и прочие мысли и в повседневной жизни. Определив, что мысль не является цельной или полезной, вы можете ее просто оставить. Вы нау­читесь думать о том, о чем вам хочется думать, и когда полностью ов­ладеете этим искусством, то уже никогда не будете чувствовать себя несчастным. Только глупец чувствует себя несчастным по своей собст­венной воле.

Такова польза навешивания ярлыков в повседневной жизни. В ме­дитации же это означает, что вы становитесь осознанными. Вообще, вся практика медитации связана с осознанностью. Как сказал Будда: «Од­ним из способов очищения человека, избавления от неудовлетворенно­сти, направления его на благородный путь, освобождения от всех стра­даний является осознанность.». Осознав, что «я думаю», «я не медити­рую», «я тревожусь», «я испытываю беспокойство», «я мечтаю о буду­щем», «я испытываю желания», только осознав это - вы опять возвра­щаетесь к дыханию. Если тысяча мыслей проносится у вас в голове - дайте каждой из них имя. Этот способ приведет вас к настоящему опо­знаванию. Так вы познаете как мыслительный процесс, так и содержа­ние мыслей. Такова основа осознания в действии, таков единственный путь к освобождению, когда на него действительно ступают.

Во время медитации может возникнуть ощущение дискомфорта из-за того, что тело находится в непривычной для него позе. Но чаще это ощущение вызвано тем, что мы пытаемся удержать тело в неподвижном состоянии. Телу никогда не нравится хоть на минуту оставаться неподвижным. Даже лежа на самом дорогом и удобном матрасе и имея воз­можность для хорошего сна, ваше тело будет совершать множество движений в течение ночи. Оно не будет находиться в одном и том же положении, потому что ему хочется облегчить свой дискомфорт. Тело чувствует неудобство и поэтому двигается, хотя ум во время сна лишь слабо осознает, что происходит. Во время медитации происходит то же самое: возникает дискомфорт. Вместо того, чтобы немедленно попы­таться поменять позу, что является нашей обычной, импульсивной, не­осознанной реакцией на боль, на все, что вызывает дискомфорт, попробуйте исследовать эту ситуацию. Осознайте, как это возникло. Вы со­прикасаетесь с подушкой, с полом или с другой ногой. Из этого прикос­новения возникает ощущение. Из ощущения возникает реакция. (Это, между прочим, и держит нас в кругу рождения и смерти. Реагируя на свои чувства, мы выписываем себе паспорт на новое рождение).

Ощущение может быть трех видов: приятное, нейтральное и не­приятное. Если ощущение неприятное, ум говорит: «Это неприятное ощущение, которое называется болью. Мне оно не нравится и я хочу избавиться от него.» Так мы проживаем каждый день своей жизни, с утра до ночи. От всего неприятного мы пытаемся убежать или избавиться, или же пытаемся изменить внешнюю причину его возникнове­ния. Изменить все, что вызывает дискомфорт. Однако избавиться от этого невозможно до тех пор, пока мы не избавимся также и от жела­ний. Чтобы мы ни делали со своим телом, как бы мы его не передвигали, дискомфорт будет появляться опять и опять, потому что всегда при­сутствует желание комфорта. Пронаблюдайте за этой последователь­ностью: прикосновение, ощущение, реакция. «Это боль. Я хочу от нее избавиться». Вместо того, чтобы избавиться от нее, направьте все свое внимание на то место, где вы испытываете это ощущение и осознайте его переменчивую природу. Это ощущение либо переместится в другое место, либо сила его изменится. Вы сможете осознать, что оно само по себе является подвижным, оно не застывшее. И пожалуйста, осознайте тот факт, что у тела не появляется страдание, оно есть само страдание. Только после этого мы сможем исследовать сущность человеческого страдания. У нашего тела не возникает дискомфорт периодически, ино­гда, оно из него состоит. Оно не может сесть или лежать без ощущения дискомфорта. Признайте скоротечность, неудовлетворенность, прису­щие человеческому телу. Признайте тот факт, что ощущение возникло без всякого приглашения с вашей стороны. Зачем же называть его «мо­им»? Выучите этот урок на материале неприятных ощущений, а потом уже шевелитесь, двигайтесь, но не непроизвольно. Двигайтесь только после того, как изучите, почему это делаете. Двигайтесь мягко, осоз­нанно, не потревожив ни себя, ни своего соседа.

Однако, если вы будете сидеть, скрепя зубами, и думать «я все равно буду продолжать сидеть, хотя это так мучительно; я ненавижу это, но буду продолжать», вызовет неприязнь как к данной ситуации, так и к медитации в целом. Это в такой же мере негативная реакция, как и непроизвольное движение. Первая реакция - это жажда комфорта, вторая - антипатия к дискомфорту. Обе они являются сторонами одной и той же медали. Единственное, что содержит здравый смысл, это по­пытка заглянуть в может принести результат. Работайте со своими ощущения­ми и мыслями по мере того, как они возникают. Посмотрите насколько и те, и другие являются мимолетными. Они возникают и исчезают - так зачем же вы называете их своими? Разве вы просили их прийти к вам? Конечно же, нет. Вы ведь пришли медитировать, ни так ли? Однако эти мысли все еще с вами. Разве они принадлежат вам? Разве это не причи­няет страдание?

Мимолетность, неудовлетворенность, отсутствие «я» - вот те три характеристики, которые предстоит найти во всем, что существует. До тех пор, пока мы не обнаружим их внутри себя, мы никогда не узнаем то, чему учил Будда. Медитация - это путь к тому, чтобы найти это. Все остальное всего лишь слова, а это - действие.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.