Здавалка
Главная | Обратная связь

Благожелательная радость



Следующий из наших друзей - это радость, разделённая с другими, или благожелательная радость. Дальний враг - это зависть, которую очень легко увидеть. Близкий враг - это притворство или лицемерие, когда говорят одно, а подразумевают другое. Например, если кому-то очень везёт, а другой человек чувствует себя обязанным поздравлять его с успехами, делая это только на словах и не чувствуя того, о чём он сворит; или еще хуже - говоря на словах одно, и думая прямо противоположное. Что-то похожее на: «Почему это не происходит со мной? Почему это всё время происходит с кем-то другим?»

Радость, разделённая с другими, - это надёжное противоядие для де­прессии. Всякий, кто страдает от депрессии, страдает от нехватки радости, которую он разделил бы с другими, благожелательной радости. Невозможно всё время иметь повод для радости, радостные мысли, но если человек делит радость с другими людьми, он совершенно опреде­лённо сможет найти для себя что-то, что сделает его счастливым.

Можно радоваться способностям других людей. Для большинства людей чрезвычайно сложно допустить мысль о том, что у кого-то могут быть чрезвычайные способности. Такой человек скажет с неохотой: «Да, он может делать это, но ...» и сразу же следует умаление заслуг, а не радость за человека, который делает что-либо лучше. На свете столь­ко вещей, которые другие люди делают лучше, чем мы. Кто-то может петь, а кто-то может рисовать, кто-то может танцевать, а кто-то может переводить, кто-то может делать деньги, а кто-то может обходиться без них. У каждого есть какие-то способности. Любой человек может найти бесчисленное количество поводов, чтобы быть радостным.

Благожелательная радость - это то, что очень хорошо влияет на камму. Однажды я была в небольшой деревушке, в храме которой был особенный колокол. Каждый житель этой деревни, к которому пришла удача, должен был пойти и позвонить в этот колокол. В случае, если собран урожай, или дочь удачно вышла замуж, если кто-то выписался из больницы, или заключил удачную сделку, если покрыл крышу, всё, что приносило им радость. Когда звонил колокол, жители выходили из своих домов, смотрели в направлении храма и говорили: «Молодец. Молодец». Тот, кто звонил в колокол, улучшал свою камму, давая дру­гим возможность разделить его радость. Остальные улучшали свою камму тем, что разделяли радость с другим человеком.

В большинстве деревень, в больших и маленьких городах нет специ­альных колоколов для этой цели. Мы должны звонить в наш собствен­ный колокол. Это, то, о чём очень важно помнить при любых обстоя­тельствах, чему учил Будда, и следовать этому. Не просто вспоминать об этом в особых случаях, или когда произойдёт несчастье, а помнить об этом всё время, поскольку это рецепт счастливой и спокойной жизни. Будда говорил: «Есть только одна вещь, которой я учу, и это страдание и то, как его прекратить». Он дал очень большое обещание, и он выпол­нил это обещание. Это то, чему он учит - окончание страданий. Пока мы не будем помнить о том, что эго лежит в основании всех наших проблем, и не будем что-то делать с этим, мы забываем его учение. Это не случайное благо. Всё время оно должно быть в наших сердцах и умах.

 

Спокойствие

Последний из наших друзей - это то, что коронует все эмоции: спо­койствие, невозмутимость. Его отдалённый враг - это тревога и беспо­койство, а его близкий враг - это безразличие, которое очень легко при­нять за невозмутимость. Безразличие - это такое состояние ума, когда мы говорим: «Мне нет до этого никакого дела, пока это не касается меня или моей семьи. Я ничего не хочу знать об этом. Я не хочу расстраи­ваться». Безразличие холодно, оно отвергает. В нём нет любви, нет лю­бящей доброты. Мы просто хотим защитить себя и сводим всё к тому, что становимся незаинтересованными.

Однако невозмутимость основана на мудрости и озарениях, которые меняют всё, на понимании тотального непостоянства. Не имеет значе­ния, что происходит, этому обязательно наступит конец. Что бы ни бы­ло, это в действительности не имеет значения. «Дверь к бессмертию» через непостоянство - неприметная дверь, которая не имеет значения. Во всей Вселенной нет ничего, что бы имело действительную значи­мость, за исключением освобождения. Таким образом, невозмутимость исходит из того, что всё находится в постоянном изменении: что бы ни произошло, хорошее или плохое, это не может быть причиной для вос­торга или уныния. Это просто происходит. Мы живём здесь, как люди, может быть шестьдесят, семьдесят или восемьдесят лет. Так откуда вся эта суета и спешка вокруг? Чего мы должны достичь? Куда мы должны идти? Всё просто происходит.

Единственная причина, из-за которой мы не можем достичь невозмутимости, это защита нашего эго. Мы боимся, что «я» может оказаться в какой-либо опасности, оказаться под нападением, что сделает мою жизнь менее безопасной. В любом случае, безопасность, которую все так ищут, это миф. Это заблуждение. Нет никакой безопасности. Каж­дому предстоит умереть. Всё, что у нас есть, когда-нибудь исчезнет. Всё, что мы любим, когда-нибудь будет подвержено смерти, увяданию, болезни, исчезновению, изменениям. Безопасности нет ни в чём. Недос­таток невозмутимости, появляющийся тогда, когда происходит то, что нам не нравится, основан на иллюзии, что мы теряем что-то очень важ­ное для нашего благополучия. Это защита нашего эго. Но даже наше благополучие - это иллюзия, потому что нет ничего, что может дать нам истинное благо и непреходящую безопасность.

Чтобы быть невозмутимым, необходимо нечто большее, чем просто решимость быть уравновешенным. Решимость полезна, но она вполне может быть основана на подавлении. Мы склонны подавлять сильные эмоции. Это не приносит нам большой пользы, поскольку рано или поздно они выходят наружу. То, что мы подавляем с одной стороны, выходит на поверхность с другой. Подавление может перейти в болезнь или депрессию. Она может проявиться в чём-то ещё. Мы не будем пе­реживать по одному поводу, но возникнет другой.

Невозмутимость нуждается в прозрении. Когда она развита в совершенстве, это становится одним из семи факторов просветления. Полная невозмутимость - это заслуга Просветлённых. Если мы не будем зани­маться этим прямо сейчас, как мы сможем продвинуться и вырасти?

Через медитацию мы можем увидеть поток, увидеть, как постоянно меняется наш ум. Может ли кто-нибудь вспомнить, о чём он думал де­сять минут назад? Во время последней медитации? В предпоследней? Никто. Мы не можем сохранить ни одну мысль, мы не можем сохранить ничего. Всё мгновенно. Просто тот факт, что у нас в течение последних тридцати лет может быть дом или человек рядом с нами, не означает, что мы можем удерживать это. Из-за того, что они остаются с нами так долго, нам кажется, что всё это постоянно. Однако во время медитации мы можем легко заметить, как мысли приходят и уходят и никогда не остаются с нами. О чём можно беспокоиться, если всё движется, всё исчезает? Постоянное течение, постоянный поток.

Покуда это происходит, мы существуем как люди. Пока мы дышим, пока кровь пульсирует, мысли и чувства меняются, пока клетки орга­низма отмирают, мы существуем как люди на этой земле. Когда всё это останавливается, мы превращаемся в труп. Без этого потока и течения нас не было бы здесь, мы здесь, пока мы пытаемся сделать этот поток постоянным. Но мы пытаемся остановить его. «Это я, и я хочу быть уверенным в том, что все знают о том, что это я. У меня есть имя, и есть определённые люди и собственность, которые мне принадлежат. У меня есть точка зрения, и я хочу быть уверенным в том, что все её знают». Это попытка привить человеку постоянство. Однако человек может быть человеком потому, что он постоянно меняется, и, в конце концов, он превращается в труп. И тогда можно начать всё с самого начала.

Невозмутимость должна быть пропитана прозрениями для того, что­бы расти. В ней также должно быть принятие. Пока в ней не будет при­нятия, будет страдание, поскольку в этом случае неизбежно сопротив­ление. Противоположность принятия - это сопротивление, а сопротив­ление ранит. Если ударить с силой во что-то твёрдое, можно поранить руку. Но если надавливать медленно, боли не будет. Принятие всего таким, как оно есть, создаёт невозмутимость, а невозмутимость создаёт чувство безопасности в сердце.

Эти четыре эмоциональных состояния - божественные основы - создают безопасность в сердце. Если вы взращиваете в себе этих друзей, вы чувствуете себя в безопасности, спокойствии и лёгкости, потому что вы понимаете - мир может оскорблять и унижать, но вы не принимаете в этом никакого участия. Будда сказал: «Я не ссорюсь с миром. Мир ссорится со мной». В этом безопасность невозмутимости.

 

Глава 5. Медитация любящей доброты

Пожалуйста, на мгновение направьте своё внимание на дыхание, для того, чтобы сконцентрироваться.

Взгляните в своё сердце и посмотрите, нет ли в нём беспокойства, страха, огорчения, неприязни, обиды, отвержения, тяжести, тревоги. И если вы найдёте какие-либо из этих чувств, позвольте им уплыть как тёмным тучам, ведь они и есть эти тучи...

Теперь позвольте теплу и дружелюбию по отношению к самому себе подняться в вашем сердце, осознавайте то, что вы лучший друг для са­мого себя. Окружите себя любящими мыслями и почувствуйте напол­ненность внутри себя…

Теперь окружите человека, находящегося в комнате ближе всего к вам, любящими мыслями и наполните этого человека миром и пожелайте ему счастья...

А теперь окружите любящими мыслями всех, кто здесь есть...

Позвольте чувству умиротворённости распространиться на всех, кто здесь присутствует, подумайте о себе, как о хорошем друге каждого из них...

Подумайте о своих родителях, живых или уже ушедших. Окружите их любовью. Наполните их миром и благодарностью за то, что они сделали для вас, будьте хорошими друзьями для них...

Подумайте о тех людях, кто близок и дорог вам. Окружите их любовью, наполните их миром как великим даром от вас, не ожидая ничего взамен...

Подумайте о своих друзьях. Распахните перед ними своё сердце, покажите им вашу дружбу, вашу заботу, вашу любовь, отдавайте им всё это, не ожидая ничего взамен...

Подумайте о своих соседях, людях, которых вы встречаете на улице в магазинах, подружитесь с ними; позвольте им зайти в ваше сердце и наполнить его. Покажите им свою любовь...

Подумайте о том, кто вам не нравится, с кем у вас есть разногласия, кто создаёт для вас трудности, кого вы не считаете своими другом. По­думайте об этом человеке с благодарностью, как о своём учителе, помо­гающим понять вам ваши собственные реакции. Позвольте своему сердцу открыться для этого человека, поскольку у него тоже есть трудности. Простите и забудьте. Подружитесь с ним...

Подумайте о тех людях, чья жизнь ещё более сложна, чем ваша, кто может быть болен, лежит в больнице, или находится в тюремном за­ключении, в приюте или в живёт в стране, захваченной войной, а может быть голодным, изувеченным, ослепшим, лишённым друзей и крыши над головой. Может быть, он никогда не сможет услышать Дхамму. От­кройте своё сердце для каждого из них. Подружитесь со всеми, покажи­те им свою любовь, пожелайте им счастья...

Возвратите своё внимание к себе. Почувствуйте полноту в себе отто­го, что вы совершили усилие в правильном направлении, почувствуйте счастье, которое приходит оттого, что вы поделились радостью и любо­вью. Осознайте эти чувства, ощутите тепло, которое они рождают в вас и вокруг вас...

Пусть все существа будут счастливы.

 

Глава 6. Пять препятствий

Большинство из вас слышали о Маре. Некоторые из вас никогда не слышали это имя, но наверняка знают его самого. Он искуситель. Он искушает нас тем, что кажется приятным. Мара подошёл к Будде, когда тот сидел под деревом Бодхи, перед самым его просветлением. Конеч­но, Мара - это не какой-то тип с языками красного пламени, исходящи­ми из его ушей, пытающийся утянуть нас на круги ада. Мара - это ис­кушение, которое сидит в нашем собственном сердце. И если возможно то, что он посетил Будду незадолго до его просветления, если искуше­ние поднялось в его сердце, то что можно говорить о нас?

Разница в том, что Будда знал, что это Мара, - искушение. Он знал, а мы очень часто не знаем. Мы объясняем и оправдываем. Я видела на одной машине такую наклейку: «Если тебе хорошо, значит ты прав». От многих вещей можно было чувствовать себя хорошо, даже от убийства человека, в то время, когда вы его убиваете.

Искушения, которые сидят в наших сердцах, это наши загрязнения, наши выраженные тенденции опустошать себя снова и снова. Посколь­ку нам не нравится допускать это в себе и нам надо очистить что-то внутри себя, но мы оправдываемся так, как можем. Иногда люди гово­рят: «Ну хорошо, я просто хотел доставить себе удовольствие» или «Это то, как я себя чувствую, так что мне это нужно».

Искушения сидят в нашем сердце почти всё время, и, не осознавая их, мы часто оказываемся в затруднительном положении. Нас тянет а разные стороны. К примеру, прямо сейчас мы знаем, что для нас лучше слушать Дхамму, но с другой стороны разве не плохо было бы пойти поспать? И если бы мы были одни, и не были бы окружены таким большим количеством людей, сидящих здесь, то вполне возможно, что мы действительно отправились бы спать.

Мара существует всё время. Он всё время пытается заставить нас де­лать то, что нам более всего приятно, и создаёт всё большее чувство удовольствия, не допуская того, что настоящее удовольствие никогда не может быть достигнуто через ощущения, которые не могут длиться всё время.

Будда говорил о том, что существуют пять состояний ума, которые являются врагами человека, пять препятствий. Они есть у всех, и мы все искушаемы ими. Первые два наихудшие, с самыми тяжёлыми по­следствиями.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.