Здавалка
Главная | Обратная связь

Скептическое сомнение



Последний враг - это сомнение. Будда сравнивал это с тем, как если бы мы путешествовали по пустыне без провианта и карты, но продол­жали двигаться по кругу, пока нас ни схватят и не убьют бандиты.

Он сравнивал это с прудом, затянутым илом. Увидеть воду здесь со­всем невозможно.

Скепсис традиционно объясняется сомнением в том, что Будда дей­ствительно был просветлённым, что Дхамма истинна, и что Сангха пра­вильно повлияла на Дхамму. Но ещё более опасны для личностного рос­та сомнения человека в его собственных возможностях, в его духовно­сти.

Когда человек преуспевает в том, что он делает, в нём поднимается самосознание. В медитации это означает, что он способен действитель­но глубоко погрузиться. Уверенность в себе поднимается, когда мы зна­ем, что можем управлять своим разумом. Мы знаем, что до определён­ной степени становимся хозяевами своего разума.

Уверенность в себе имеет много сторон. Она не агрессивна. Она за­ключается в чувстве, что мы можем полностью положиться на самих себя. Такое доверие становится возможным, только когда мы контроли­руем свои эмоции. Мы не можем быть уверенны сами в себе, если наши эмоции не приручены. Если мы расстраиваемся, злимся, беспокоимся, боимся, завидуем, ревнуем, жадничаем, когда всё это происходит в на­шем уме, мы не можем чувствовать себя безопасно. На нас нельзя по­ложиться, и мы, конечно, знаем это, и от этого теряем уверенность в себе. И только когда чувства находятся под контролем, и есть глубокое ощущение безопасности внутри самих себя, тогда не имеет значения, что происходит - наша реакция будет мягкой и спокойной, мы будем чувствовать себя уверенными. Мы знаем, что нам надо стать человеком, на которого можно положиться.

Вопрос сомнения очень важен, ведь только когда у нас есть чувство уверенности в себе, мы будем уверенны в своём духовном пути и будем следовать ему до конца. Можно подходить к этому пути сначала с од­ной стороны, потом с другой. Это лучше, чем ничего не делать, но это не целостный путь. Уверенность в себе необходима, чтобы уметь сказать: «Я действительно смогу сделать это, и я доведу это дело до конца».

Недоверие поднимается в людях, неспособных любить. Быть предан­ным одному идеалу, быть преданным одному пути, быть преданным своему духовному направлению, значит отдавать себя полностью. Если мы не можем полностью любить, мы не можем полностью отдавать се­бе. Что касается нашего духовного пути, мы должны понимать его и любить его. Только тогда мы можем отдаться ему всем сердцем. Если мы не отдаём всех себя своему пути, то это всё равно, что жениться, но всё время думать о том, что можно было бы найти лучшего супруга или супругу. В этом случае у нас не получится счастливого брака. Мы должны отдавать себя полностью. Так же как если мы, женившись, не будем понимать своего партнёра, хотя и будем любить его, у нас не возникнет тесных дружеских отношений. Если же мы понимаем другого человека, но не любим его, тогда замужество становится несчастьем.

Духовный путь - это самая высокая степень преданности. Не может быть ничего более близкого чем это, он требует полной отдачи без каких-либо замещений. Мы должны полностью понимать свой путь из самой глубины сердца. Когда это так, для недоверия не остаётся места. Не нужно задавать вопрос: «Действительно ли Будда был просветлён­ным?» Тогда этот вопрос неуместен. Если мы следуем пути, мы сами находим ответы.

Полная преданность означает, что мы можем отдать всё наше суще­ство. Если мы способны на это, значит, мы можем любить. Люди с большим недоверием всегда скачут с одного на другое. На Западе мы называем их «прыгающими от гуру к гуру». Это любимое времяпрепро­вождение для так называемых духовных искателей, тех, кто не умеет отдавать себя. Но может быть и лучше. Часто используется такое срав­нение: вы ищите воду на своём участке и думаете, что она на юго-восточной стороне. Вы копаете на глубину десяти футов, но воды нет. Тогда вы думаете: «О, должно быть это не то место, я пойду на северо­западную сторону». И вы идёте на северо-запад и начинаете копать. И снова после десяти футов вы сдаётесь и думаете: «Должно быть не то место». Вы повторяете всё это десять раз и не находите воды. Но если бы вы остались на одном месте и выкопали бы десять раз по десять фу­тов, вы наверняка нашли бы воду. Просто продолжайте копать на одном месте. Отдайте себя этому полностью.

Быть полностью преданным пути Будды - это занятие на всю жизнь. Это не значит, что мы не можем содержать дом или делать многие дру­гие вещи, но всё это надо делать с мыслями о Дхамме. Тогда всё, что мы делаем, будет для нас учением.

Противоядия, о которых говорил Будда по отношению к недоверию, те же самые, что и для беспокойства и тревоги: изучать Дхамму и об­щаться с мудрыми и зрелыми людьми.

Будда говорил, что тот, кто преодолеет эти пять препятствий, тот за­кончит свою работу, ему нечего будет делать. Пять препятствий - это наш пропуск в сансару (колесо перерождения). Они - наша виза на по­стоянное место жительства в ней. Необходимо что-то делать с ними, если мы хотим выбраться. Даже небольшое улучшение облегчает жизнь.

А это то, чего желают все, не правда ли? Легкости. Но этого невозможно достичь через физический комфорт. Желаемую легкость можно обрести только через благоприятное состояние, а знакомые нам пять врагов представляют собой неблагоприятное состояние ума.

 

Глава 7. Камма и перерождение

Камма и перерождение - два удивительных явления, которые часто понимают неправильно. Для нас очень важно глубоко осознавать и то, и другое. Сначала рассмотрим камму.

Камма

«Я владелец своей каммы, я унаследовал свою камму. Меня поддер­живает моя камма. Какую бы камму я ни создавал, хорошую или плохую, я унаследую её». Будда говорил о том, что нам нужно помнить об этом каждый день. Почему так важно помнить об этом каждый день?

Слово камма в литературном переводе означает «действие». В этом значении оно использовалось во времена Будды: «Камма йога» означает йога действия. Но Будда сказал: «О монахи, я провозглашаю, что камма - это намерение». Это не только любое действие, но и намерение, лежа­щее перед ним. Намерение содержится не только в том, что мы делаем, но и в том, о чём мы говорим, и о чём думаем. То, как мы использу­ем слово «камма», технически не совсем правильно, потому что мы имеем в виду наши поступки, а также их результаты. Однако, поскольку слово «камма» широко применяется сейчас, мы будем придерживаться даго значения.

Есть большая разница в том, что мы делаем намеренно, и в том, что мы делаем ненамеренно. Если мы случайно наступили на муравья и убили его, мы, возможно, не заметили этого. Это может быть недостат­ком внимательности, но не каммой убийства. Этому не предшествовало намерение. Но если на нашем участке находится муравейник, и мы хо­тим избавиться от него, мы поливаем его ядохимикатами и уничтожаем как можно больше муравьёв, - это камма убийства, потому что дейст­вию предшествовало намерение. Дух Будды раскрывает разницу между «действием» и «намерением».

Наше намерение даёт результаты, и наши действия вызываются воз­никшими до этого мыслями. Так что, то, о чём мы думаем, это одна из наших граней, которая нуждается в тщательном наблюдении. Пока мы не познаем свой мыслительный процесс, мы не создадим хорошую камму, независимо от того, что мы делаем, потому, что мы не будем знать своего намерения. Когда мы знаем свои мысли, мы можем их из­менить. Можно надеяться, что это изменение пойдёт в нужном направ­лении, в направлении создания хорошей каммы.

Некоторые люди думают: «Я хочу создать хорошую камму так, что­бы получить приятное перерождение». Это коммерческая сделка - де­лать что-то для того, чтобы получить что-то. Это лучше, чем совсем об этом не думать и беспечно идти на поводу у своих инстинктов. Но такой подход не даст желаемых результатов, поскольку он полностью эгоцен­тричен.

Правильные действия должны исходить из мудрости, знания того, что иначе мы принесём себе несчастья. Доброта необходима для того, чтобы жить в мире и гармонии с собой и другими. Принятие в расчёт результатов - это привязанность и ожидания. Все ожидания связаны с разочарованиями. Ни одно ожидание никогда не может реализоваться так, как мы надеемся. Ожидания скорее уводят нас в будущее, а не дер­жат в настоящем. Следующая жизнь, жизнь после следующей, после следующей, которая из них? А как насчёт последующих пяти минут? Правильные действия в соответствии с нашими идеалами становятся неотъемлемой частью нас самих так, что другие действия просто невоз­можны. Пока что-то другое ещё возможно, мудрость должна указывать правильное направление.

Когда два человека делают одно и то же дело, не может быть одина­кового результата. Будда сравнивал создание плохой каммы с тем, как если мы кладём чайную ложку соли в стакан или кладём ложку соли в реку Ганг. Пить воду из стакана, в который положили ложку соли, будет невозможно. Но полная ложка соли, опущенная в Ганг, ничего не изме­нит. Если у кого-то есть только стакан хорошей каммы, одно неловкое действие ранит всю жизнь. Поскольку у нас нет чёткого представления о том, что находится позади нас, лучше придерживаться того, что у нас есть только стакан. Иногда мы удивляемся, почему некоторые люди совершают столько вредных поступков, но по-прежнему кажется, что они очень счастливы. Семья, счёт в банке, здоровье - всё прекрасно. Почему такой человек не получает своего наказания? Он не получает его, потому что пока его не заслужил. Мы получаем точно то, что за­служиваем. Это не случайно, и не беспорядочно. Нет смысла думать, что во вселенной преобладает хаос. Луна, звёзды, солнце - всё действу­ет согласно правилам, даже этот маленький земной шар, на котором мы живём. То же самое относится к нашей камме.

Камма беспристрастна, и об этом часто забывают. У неё нет пред­почтений. Это причина и следствие. Она не принимает в расчёт индиви­дуальности. Что бы ни находилось в потоке происходящего, находится в ней и очевидно приносит результат.

Мы привнесли определённые тенденции из прошлых жизней, но большинство того, что с нами происходит сейчас - это результат наших действий в этой жизни. Не надо думать: «А, всё потому, что три жизни назад я сделал это или это», или «Если я сделаю это сейчас, то в сле­дующей жизни у меня всё будет хорошо». Так мы находим для себя лёгкий путь и не берём ответственность. Если взять полную ответствен­ность за себя - за каждую мысль, разумному человеку необходимо сде­лать это, - тогда мы можем вспомнить, что мы сделали или не сделали в этой жизни, и результаты этого прямо сейчас и здесь.

Связь можно легко найти. Те правильные полезные действия, кото­рые мы завершили в этой жизни, проявляются в результатах. Они про­являются в наших способностях, нашей силе, нашем здоровье, нашем характере. Мы сами делаем свою судьбу. Никто другой не сможет дей­ствительно сделать что-то за нас. Если мы будем верить в то, что кто-то может действовать за нас, значит, мы не поняли, что означают слова: «Я владелец своей каммы». Это единственное, чем мы обладаем. Всё ос­тальное мы взяли взаймы. Мы не можем взять с собой ничего кроме этого. Всё остальное отойдёт к нашим наследникам, тем, кто придёт вслед за нами. Камма - только наша.

Мы несём с собой тенденции, которые создают возможности У нас есть выбор, но он не безграничен. У вас у всех был выбор, прийти на этот ритрит или нет. Вы создали хорошую камму, выбрав то, что вы пришли. Поскольку вы здесь, у вас есть постоянный выбор. Слушая дхамму, вы можете быть внимательным лишь наполовину и многого не понять, или же вы можете быть полностью внимательным. Если вы слушаете всё полностью, у вас опять есть выбор. Вы можете сразу же забыть это, а можете попытаться запомнить. Если вы сделаете выбор запомнить, тогда у вас возникнет выбор между тем, чтобы действитель­но стараться жить этим или запомнить это как что-то интересное. Если вы сделали выбор жить этим, вы можете сделать выбор жить этим всё время или только в особых случаях.

Выбор за нами, постоянно, каждый момент. Каждый миг, за исклю­чением времени, когда мы спим, это миг создания каммы. Вот почему так важно совершенствовать умение жить в каждом мгновении. Если мы не будем следить за каждым мигом творения каммы, он не будет занесён на кредитовую сторону. Существует так много возможных не­гативных моментов. Надо следить за каждым мигом ума, потому что каждый из них - это миг выбора, и эти моменты выбора создают камму. Чем более полезный и хороший выбор мы делаем, тем больше у нас возможностей. Это всё равно, что жить в доме со многими окнами и дверями и выбирать, через какое окно или дверь выходить. Если доста­точно часто мы делаем неправильный выбор, наши возможности уменьшаются до той степени, что мы обнаруживаем себя в тюремной камере, где возможностей совсем нет, пока мы не окажемся на свободе. Если мы когда-нибудь удивляемся, почему у некоторых людей так мно­го возможностей заниматься различными интересными делами, а у нас их нет, это исключительно из-за каммы, которую мы создали. Будда сказал, что некоторые люди родились в свете и идут в свет. Некоторые люди родились в свете и идут во тьму, некоторые люди родились во тьме и идут свету. Некоторые люди родились во тьме и идут во тьму. Это означает, что неважно, где мы родились. У нас большой выбор и много возможностей.

Была женщина по имени Хелен Келлер, от рождения глухая, немая и слепая. Она смогла получить университетское образование, написать книги и оказать большую помощь инвалидам в улучшении их жизни. Очевидно то, что она родилась во тьме, но шла к свету.

У всех нас в каждый миг есть возможности. Если не использовать их, они могут никогда не появиться снова. Мы теряем одну возмож­ность, и мы теряем одно из окон или одну из дверей в комнате, где мы живем. Необходимо полное внимание к каждому мигу.

Будда также сравнивал камму с паутиной, сплетённой так замысло­вато, что невозможно найти начало и конец нити. Мы не можем знать, больны ли мы сегодня из-за того, что сделали что-то неправильное пятнадцать лет назад, или из-за того, что не посмотрели, что съели вчера. Причина и следствие действий и результаты переплетены так сложно, что невозможно увидеть, как всё случается. Однако мы можем видеть главные события нашей жизни. Легко вспомнить неправильно сделан­ный из-за нашего самооправдания выбор и возникшие из-за этого по­следствия.

В действительности камма не так важна, поскольку она приходит к нам из прошлого или достанется нам в будущем, поскольку прошлое похоже на сон, а будущее «ещё не пришло». Единственный интерес для любого человека - это сейчас. Всё остальное похоже на жизнь в мире сновидений, где никогда не бывает полной пробуждения, и никогда нет достаточного знания о том, что происходит. Там нет настоящей радости. Это покрыто завесой нереальности. Каждый непросветлённый живёт в некотором тумане, но можно постараться пробудиться ото сна. Дейст­вительно, нет другого момента, кроме настоящего. Вероятно, мы не мо­жем пережить заново вчерашний день или получить сейчас опыт завтрашнего дня. Есть только одно, что мы можем делать, и это - жить сейчас. Но необходимо полностью пробудиться и стать осознанным, чтобы сделать это. Быть бдительным и осознанным по отношению к своим намерениям.

Разум - это хозяин. То, что не создано мыслями, не существует. Оно может быть создано чьей-то другой мыслью, но тогда оно не будет су­ществовать для нас. Мысль - это основная причина для всей нашей каммы. У нас есть три двери: мысль, речь и действия. Эти три основы создают камму, и через них мы контактируем с миром.

Хотя мысль - это основополагающая причина, она всё же создаёт самую слабую камму, если не воплощается в речь или действие. Ска­жем, мы ненавидим кого-то, и мысль блуждает в нашем уме: «Если этот парень снова пройдёт мимо меня, я убью его», но мы никогда не скажем или не сделаем ничего подобного. Хотя этим и создаётся очень плохая камма, ведь мысль неправильная, но ничего больше не происходит, и на камму это влияет незначительно. Если часто думать об этом, то в уме начнёт протаптываться тропинка, которая очевидно перейдёт к речи. Если этот парень всё же пройдёт мимо нас, мы можем сказать: «Если ты ещё раз пройдёшь недалеко от меня, я тебя убью». Камма этого действия гораздо сильнее. Прежде всего, мы создали врага и закрепили мысль речью. Если говорить об этом достаточно часто, мы действительно мо­жем подойти к поступку. Очевидно, что это самая тяжёлая камма с са­мыми сильными последствиями. За мыслями необходимо наблюдать и при необходимости менять их. Если возникает неправильная мысль, надо очень осторожно удержать её от того, чтобы она превратилась в речь или действие.

 

Перерождение

Перерождение - это одна из тех тем, которые часто воспринимаются с удивлением, надеждой, полными желаний мыслями или же полным отвержением. Одно из классических сравнений перерождения связано со свечой. Свеча сгорела полностью, до последней капли воска. Новая свеча зажигается от старого пламени, старая свеча исчезает, новая - начинает гореть. Очевидно, что тело из воска новое, но пламя - то же самое или другое? Если провести голосование, половина ответов будет за то, что это то же самое пламя, половина - за то, что это другое пламя. Истина не в том и не в другом. Перед нами передача энергии. Было передано тепло. Тепло - это энергия, то, что мы получаем при перерождении - передача жара нашей страсти к жизни. Наше страстное желание к выживанию, которое не уменьшится, пока не наступит просветление.

Однажды странник Вачаготта спросил Будду: «Господин, что происходит с Просветленным после смерти? Куда он уходит?» Будда сказал: «Странник, разожги огонь из лежащих вокруг веток». Он сделал это и разжёг огонь. Тогда Будда сказал: «Теперь брось туда ещё немного веток». Он сделал это, и Будда спросил: «Что произошло?» Вачаготта ответил: «О, костёр разгорается». Будда сказал: «Теперь перестань подбрасывать в него ветки». И через некоторое время огонь угас. Будда произнёс: «Что произошло с огнём?» «Огонь исчез, Господин». Будда сказал: «Хорошо, а куда он исчез? Он ушёл вперёд или назад? Направо? Налево? Вверх или вниз?» Странник ответил: «Нет, он просто ис­чез». Будда сказал: «Правильно. Именно это происходит с Просветлённым после Его смерти».

Больше нет веток, которые можно бросать в огонь страстного жела­ния быть, и огонь уходит. Просветлённые не создают камму, так что нет ничего, для того, чтобы переродиться. Для нас - в ком живёт страсть к выживанию - это наш паспорт к перерождению. Жар страсти - это пе­редача энергии. Иногда поднимается обратная сторона той же самой страсти. Кто-то не хочет жить из-за того, что жизнь так неприятна. «Я хочу жить» или «Я не хочу жить» - одно и то же заблуждение, идущее от эго. Желание выжить - самое сильное в нас. Оно настолько сильно, что даже на смертном одре очень редко у человека бывает мягкая отда­ча и принятие.

Говорят, что момент смерти может быть самым благоприятным для просветления, потому что человек вынужден отдать свою собственность, тело. Но большинство людей не хотят этого. Поскольку тело отдаётся в любом случае, человек вынужден это сделать, в большинстве случаев протестуя. Однако, если человек отдаётся добровольно, это может стать мигом просветления. Пока жизнь течёт своим чередом, и всё кажется вполне нормальным - пища хорошая, система пищеварения работает, не так жарко и не так холодно, комары не кусаются, никто не говорит не­приятных слов - в такие времена нет срочной необходимости отпустить себя. Тогда не кажется, что освобождение - это, то чем надо заниматься в первую очередь. Но во время смерти, вероятно, единственное, что человек может продолжать делать, - это отпускать.

То, что заложено в сознании через привычные мысли, речь и дейст­вия создаёт каммическое целое. Возрождаются генетическая программа и каммическая программа, полностью нераздельные. Будда говорил, что тот, кто создаёт камму и тот, кто пожинает обстоятельства – один и тот же человек, также как тот, кто создаёт камму и тот, кто пожинает об­стоятельства - не один и тот же человек. Ответ лежит посередине. Есть непрерывность, но нет реальности. Нет человека, который делает это и получает результат, но есть непрерывность. То, что заново рожда­ется не один и тот же человек, вполне очевидно, потому что тело, мысли и чувства изменяются. Меняется всё от мгновения, когда создаётся камма до мгновения, когда она пожинается. Но есть непрерывность ме­жду тем, кто создаёт камму и тем, кто пожинает камму, это тоже ясно. Камма проходит через наши жизни. В ней заключены наши прошлые действия, но это не значит, что мы можем сказать «Ну, это просто моя камма», и оставить её на этом.

Во времена Будды были учителя, которые учили, что всё есть камма, что полностью освобождало человека от его собственного выбора. Будда опроверг это учение. Были и такие учителя во времена Будды, кото­рые говорили, что камма - ничто. Неважно, что вы делаете, не будет никакого результата. Будда также опроверг это учение. Есть камма, и есть результаты, но есть также и личный выбор.

Говоря о перерождении, Будда сравнивал последний миг мысли во время умирания со стадом коров на скотном дворе. Если дверь коров­ника открыта, первыми выходят самые сильные. Если нет самой силь­ной коровы, первым выходит та, которая привыкла быть вожаком. Если такой коровы нет, первыми будут выходить те, кто ближе всего к две­рям. Иначе они все попытаются выйти одновременно.

Это означает то, что последние мысли создают импульс для сле­дующего перерождения. Это не значит, что стирается прошлая камма, а только то, что это влияет на новую ситуацию рождения. Самый тяжё­лый и сильный поступок, который мы совершили, придёт на ум и даст нам новое направление. Если такого поступка нет, тогда придут привычные наши мысли. Если обычно мы были озабоченны любовью и страстью, они также будут в наших последних мыслях. Если у нас нет особых мыслительных привычек, тогда в сознании появится то, что ближе всего к воротам смерти. Из всех чувств последним уходит слух. Если мы хотим помочь кому-то в момент смерти, мы могли бы говорить им об их хороших поступках. То, что они услышат последним, может благоприятно отразиться на их перерождении. Без какой-либо из этих возможностей мысли блуждают вокруг и может произойти всё, что угодно. Человек, как говорится, берёт то, что подвернётся.

Поскольку все мы будем переживать мгновение смерти, мы должны быть хорошо подготовлены к нему. Нам надо быть готовыми к этому важному мигу. Подготовка к смерти означает обретение привычки ду­мать в нужном ключе. Тогда у нас без сомнения будет хорошее переро­ждение. Также говорится, что для того, чтобы переродиться человеком, нам надо, по крайней мере, придерживаться пяти заповедей и не нару­шать их по привычке. У большинства людей бывают моменты небреж­ности, когда какое-то правило может не соблюдаться, но постоянное несоблюдение одной из пяти заповедей очень осложняет человеческое перерождение.

Есть история о том, как однажды Будда шёл со своими учениками по берегу моря и говорил им: «Монахи, если бы через океаны мира плыли слепая черепаха, а также деревянный хомут, и эта слепая черепаха вы­плывала бы на поверхность один раз в каждые сто лет, как вы думаете, монахи, эта слепая черепаха могла бы просунуть свою голову в этот деревянный хомут?» Монахи отвечали: «Нет, Господин, это невозмож­но. Они не могли бы оказаться в одном месте в одно время, если бы они плавали по всем океанам мира». Будда сказал: «Нет, это не невозможно. Это маловероятно, но не невозможно». И добавил: «Такая же малая вероятность относится и к перерождению в человеческом теле». Это должно заставить нас делать что-то полезное в том счастливом переро­ждении, которого мы достигли. Если оно настолько маловероятно, мы можем не совершить его снова. Мы не только рождены людьми - что само по себе великое благо - у нас есть также целые и невредимые органы и чувства. У нас нормальная пища, и мы достаточно здоровы, чтобы сидеть в медитации. Мы также очень счастливы, что Дхамма доступна нам. Можно сказать, что мы в чрезвычайно благоприятном положении, и если мы не видим это как обязательство, то мы не поняли, что значит быть владельцем своей соб­ственной каммы. Это не только возможность и преимущество, но также и обязательство. Мы должны использовать это рождение во всей его полноте.

Есть ещё один аспект перерождения, который необходимо учиты­вать: мы перерождаемся в каждый миг. Очень немногие люди обладают разумностью и внимательностью быть осознанными в этом. Но мы можем стать осознанными в том, что перерождаемся каждый миг. Это не так трудно. День закончился, пришла ночь. Тело и ум смертельно уста­ли, и мы заваливаемся спать. Утром происходит новое пробуждение, как новое рождение. Снова становится светло. Тело и ум снова свежи и молоды, и в нашем распоряжении целый день, чтобы мы потратили его наилучшим из всех возможных способом, так как будто это целая новая жизнь. Смотрите на каждое утро как на возрождение, и мы можем по­нять, что существует только этот один день. Мы также можем решить использовать каждый день до конца. Это означает рост - духовный, ум­ственный, эмоциональный рост. Это не означает спешки и попытки сде­лать как можно больше разных дел.

Это гораздо более важный аспект перерождения, чем когда мы дума­ем о нашей следующей жизни. То, что произойдёт в следующий раз, полностью зависит от того, что мы делаем сейчас, поскольку важно только «сейчас». «Сейчас» - это причина, следующая жизнь - результат. Это также гораздо более важно, чем думать о том, что произошло в прошлом рождении. Всё это прошло. То, что большинство из нас не могут вспомнить свои прошлые жизни, имеет хорошее обоснование. Мы испытываем достаточно неудовлетворённости в этой жизни и без воскрешения страданий прошлых жизней. Ум, по-прежнему борющийся с существующими загрязнениями, не способен иметь дело с таким уд­военным страданием.

Наше перерождение в это самое утро может принести нам чувство безотлагательности, важной составляющей духовной жизни. Безотлага­тельность возникает, когда нам знакомо настоящее страдание, безотла­гательность в том, чтобы делать это сейчас и не ждать.

 

Глава 8. Беседа о любящей доброте

Что нужно сделать тому, кто преуспел в добродетельности

Обрести состояние покоя в следующем:

Надо быть способным, справедливым, искренним и не гордым

Умеющим легко говорить, мягким и довольным,

Удовлетворённым и неподдающимся

Суматохе, бережливым на своём пути,

С успокоенными чувствами, умным, не дерзким,

Не жадным с другими людьми,

Воздерживающимся от путей, которые отрицают мудрые,

Вот мысль, которая быть всегда должна быть в вас:

«Пусть все существа будут счастливы и в безопасности

и пусть их сердца радуются внутри их самих.

Пусть они будут с дыханием мира,

Будут ли они хрупкими или сильными,

Без исключения, будут ли они высокими или низкими

Или средними, или будут они большими или маленькими,

Или полными, видимыми или невидимыми,

Обитают ли они далеко или близко,

Те, кто здесь, те, кто ищет существования -

Путь все существа радуются внутри себя.

Пусть никто не приносит других разрушений

И отчаяния никак и нигде,

Пусть они не желают друг другу никакого зла

От подстрекательства или от враждебности».

Просто как мать, рискуя жизнью,

Любит и защищает своё дитя, своё единственное дитя,

Так и каждый должен воспитывать это чувство безграничной любви

Ко всем живущим в этой вселенной

Простирающейся от простого осознания

Вверх и вниз и по всему миру

Не обеспокоенный, свободный от ненависти и враждебности,

Пока он стоит и пока он идёт и сидит

Или лежит, свободный от дремоты

Он должен быть нацелен на эту разумность -

Это святой обет, говорят здесь.

Но когда кто-то живёт, не придерживаясь никаких взглядов,

Добродетельный, с совершенным озарением

Без жадности к чувственным удовольствиям,

Он никак не окажется больше в новой утробе.

Слова Будды

Сутта Нипата

Если стоять к зеркалу слишком близко, нельзя ничего увидеть. Если встать слишком далеко, то опять нельзя будет ничего увидеть. Нам надо выбрать нужное расстояние так, чтобы мы могли различать то, что ви­дим.

Беседа о любящей доброте близка многим из нас. Мы знаем, что значит любить каждого. Это именно так. Особенно тех людей, кто при­носит нам беспокойство, и тех, кто не отвечает нашим желаниям и ожи­даниям. Давайте поближе посмотрим на беседу о любящей доброте, если мы стоим от неё слишком далеко, или отступим в сторону от того, чтобы просто узнавать слова, чтобы узнать, о чём на самом деле гово­рится там, и что это значит.

Она начинается следующими словами: «Что нужно сделать тому, кто преуспел в добродетельности...» это интересное утверждение, по­скольку оно объясняет добродетельность как умение, а умению можно научиться. Мы все учимся каким-то умениям. Говорить - это умение. Даже ходить - это умение. Нам надо было учиться им, когда мы были совсем маленькие, и сейчас мы делаем всё это довольно хорошо после стольких лет. Медитация - это умение, которому можно научиться и которому обучаются. Вождение автомобиля, стирка одежды - это уме­ния. Мы учимся некоторым умениям почти автоматически через еже­дневную практику у себя дома.

Добродетельности учатся через образование и окружение, но она никогда не будет совершенной, если не делать намеренных попыток к совершенствованию. Она не приходит к нам просто естественным обра­зом. У всех нас есть немного её, мы бы не были здесь, если бы это было не так. Камма добродетельности привела нас сюда, но у нас также есть противоположная камма. Будда даёт точные указания в беседе о любя­щей доброте, о том, как совершенствовать добродетельность. Эта ко­роткая беседа начинается с наиболее земных мирских указаний и далее полностью проходит путь к Просветлению. Это называется последова­тельной беседой. Беседы Будды часто похожи на эту; каждый слушаю­щий, будь он начинающим или давно практикующим, может получить от них пользу. Тот, кто способен впитать то, что слышит, мог бы ис­пользовать всю беседу и идти от мирских условий к сверх мирским.

Будда говорил, что его учение как океан. Когда мы достигаем его с берега, сначала он мелкий. Мы можем просто намочить подошвы. Идя глубже и глубже, мы действительно входим в поток, и океан полностью нас поглощает. Также и учение. Мы начинаем с того, что смачиваем большой палец ноги, чтобы посмотреть, какова температура. Может быть, попытка медитировать полдня, затем два дня, пока наконец-то мы не обретём смелость пройти десятидневный курс медитации и выдер­жать его полностью. Мы входим в учение постепенно, пока оно ни на­чинает влиять на всю нашу жизнь.

В следующем предложении говорится обрести состояние покоя в следующем... Здесь ясно говорится о том, что умиротворённость не да­ётся нам изначально. Мы должны приобрести её. Мы не обладаем ей просто из-за того, что она нам нравится или мы хотим её, или потому что она так желанна. Нам надо обретать её через усилия. Достижений не будет, пока не сделаны усилия.

Будда говорил о том, какие условия необходимы для того, чтобы уметь быть добродетельным и достичь состояния умиротворения. Эти два являются основой для самого важного, о чём говорится в беседе, а именно, как относиться к другим людям. Первое - это то, что человек должен что-то делать с самим собой. Нет пользы в том, чтобы думать или говорить «любовь, любовь», и не делать ничего для собственного очищения.

Затем следуют пятнадцать условий, установленных Буддой, которые необходимо совершенствовать в себе для того, чтобы любить людей вокруг себя и весь мир в целом. Они начинаются с: надо быть способ­ным... Надо иметь собственные способности и не зависеть от других, полагаться на себя. Чувство, что мы можем положиться на себя, прино­сит самоосознание, и самоосознание приносит чувство безопасности. Только когда мы чувствуем себя безопасно, мы можем любить. Пока же мы зависим от других, от их помощи, их содействия и доброжелатель­ности для того, чтобы оставаться в живых и выполнять самые необхо­димые ежедневные задачи, мы полны страха, что те, другие, могут нас оставить. Страх по всей вероятности не может способствовать умиротворённости. Все мы взаимозависимы, но страх быть оставленным или неспособным ухаживать за собой - это совсем другая ситуация. Нам может быть так страшно, что мы миримся с довольно беспокойными условиями просто для того, чтобы сохранить порядок вещей таким, как он есть, потому что мы так боимся оказаться в опасности. Это не ведёт к умиротворённости. Надо быть справедливым... Справедливый человек не только говорит правду, а это основа, но также не манипулирует людьми или ситуациями для своего личного блага. Справедливость оз­начает полную честность, что значит, выражать себя согласно нашему внутреннему пониманию и не угождать другим. Справедливость озна­чает то, что мы заботимся о правдивости. Учение Будды сконцентриро­вано в «четырёх благородных истинах». Если мы знаем, что мы справедливы, мы уверены в том, что не сойдём с пути, который мы чувству­ем и понимаем. Мы знаем, что мы честны перед самими собой. Без это­го не может быть покоя.

Следующее условие - быть искренним..., что означает быть направ­ленным вперёд, не ходить вокруг да около, не сглаживать острые углы и не льстить. Для этого нужен честный ум. У человека, ум которого не может мыслить честно, наступят тяжёлые времена становления искрен­ности. Это умение, и его надо воспитывать через разумность путём воз­действия на свой ум. Знакомство с честным человеком облегчит задачу, если вы будете соотносить себя с этим человеком. Мы знаем, что они говорят. Нам не надо удивляться: «Они действительно имеют это в ви­ду? Что они могли бы подразумевать под этим?» Мы можем доверять такому человеку. Быть человеком, заслуживающим доверия - значит способствовать мирным взаимоотношениям. Если бы люди больше до­веряли друг другу и ценили бы это доверие, было бы настолько меньше путаницы в человеческих отношениях.

И не гордым... «Гордыня до добра не доведёт» - это известная пого­ворка. Гордиться чем-то - эгоцентричная бессмыслица, будь то семей­ное положение, или собственность, достижения, свершения или внешний вид. Всё это утверждения своего эго. Но гордыня идёт ещё дальше, гордыня создаёт чувство превосходства и также сжимает ум.

Есть история о Брамине, который жил во времена Будды, которого прозвали Гордец, потому что он ни перед кем не кланялся. Ни перед своими собственными богами, ни перед своими учителями. Он также никогда не приходил слушать Будду. Но однажды, ко всеобщему удив­лению, он пришёл. Он слушал речь Будды, и когда Будда закончил, по­дошёл к нему и поклонился. Все присутствующие громко вздохнули: «А-а-ах». Затем он заключил с Буддой соглашение. Он сказал, что после того, как услышал его речь, захотел стать его учеником, но ему надо поддерживать свою репутацию. А в будущем, встреть его Будда на улице, согласился бы Будда на то, что он только приподнимает свою шляпу, а не кланяется ему как подобает? Будда согласился на это. Он сохранил прозвище Гордец до самого конца его жизни.

Мы называем это Зажатый гордыней. Зажатость проявляется в не­способности принимать новые идеи и взгляды. Гордыня - это точка зрения, и всё новое означает опасность для того, на чём покоится эта гордыня. Для гордого человека очень трудно учиться чему-то новому. Такой человек обычно говорит: «Я знаю» без всякого знания.

Умеющим легко говорить... Человек, который легко говорит, - это человек, который не прибегает к злости, ярости и гневу при малейшей провокации, тот, кто заинтересован в том, что говорят другие, кто умеет слушать. Слушание - это искусство, которое большинство людей не развили. Умение легко говорить рождает хорошие отношения с другими людьми. Другие могут быть уверены в том, что такой человек сопере­живает, он будет слушать, не будет обвинять и попытается помочь.

Легко говорить - не означает пустую болтовню, разговор ради разго­вора. Это значит быть человеком, заслуживающим того, чтобы с ним поговорили, человеком, развивающим сострадание в собственном серд­це. Без сострадания невозможно легко разговаривать, потому что чело­век постоянно думает о самом себе, а не о другом.

Все эти умения необходимы прежде даже упоминания о любви к ка­ждому. Эта беседа не приводит к всемирной любви, пока для этого ни создаются все необходимые условия.

Будда использовал сравнение, указывающее на различные типы лю­дей. Он сравнивал тех, кто слушает его, с четырьмя разновидностями глиняных горшков. У первой разновидности дырки в самом дне. В них вливают воду, и она сразу вытекает. Что услышано, тут же забыто. У второй разновидности есть трещины. После того, как вода залита, она начинает просачиваться наружу. К тому времени, когда человек такого типа встаёт со своего места и выходит за дверь, всё забывается. Третья разновидность заполнена до краёв. Это те люди, которые говорят: «Я знаю». Они или не слушают вовсе или то, что они слышат, не оказывает на них никакого влияния. В них невозможно ничего влить, они полны своим знанием и суждениями. Затем, есть горшки без дыр и без трещин, абсолютно пустые. В них можно наливать чистую новую воду, и она останется и будет освежающей и бодрящей для всех, кто станет пить её.

Следующее условие быть мягким... Мягкость - противоположна аг­рессивности. Мягкий человек воспитывает своё сердце до такого уров­ня, когда он винит себя, а не других. Винить себя полезно, потому что с этим можно работать. Видеть вину в других бесполезно. Обычно чело­веку просто перестаёт нравиться другой человек. Неприязнь, становя­щаяся недружелюбием, споры, или попытки убедить кого-то в чём-то - всё это бесполезно. Мягкий человек - это человек, смотрящий вовнутрь, он сверяет себя с разумностью.

Быть довольным... Довольный человек - это лёгкий человек. Нам надо быть довольными своей ситуацией, нашими партнёрами, нашими доходами, нашими взглядами и нашим знанием. Это не значит, что надо становиться самодовольным. Удовлетворение и самодовольство - это не одно и то же.

Самодовольство говорит: «У меня всё хорошо. Я в порядке. Я сделал всё, что мог». Удовлетворение говорит: «То, как всё происходит, обес­печивает условия для моего роста». Удовлетворение необходимо для покоя. Неудовлетворённость создаёт всё беспокойство в сердце и в ми­ре. Неудовлетворённость заставляет нас делать самые абсурдные вещи с целью изменить то, что мы считаем причиной. Мы спорим, пытаясь изменить людей, с которыми мы живём, страну, в которой мы живём, пи­щу или идеологию, а может быть даже и религию. Из-за чего всё это? Из-за того, что мы не довольны. Такие действия никогда не принесут удовлетворения. Единственный способ, который приносит удовлетво­рение, - когда мы меняем самих себя. Это нельзя делать с неудовлетво­рённостью. Это можно делать только через терпение и постоянные уси­лия, когда есть хотя бы небольшое понимание происходящего. Без по­нимания ничто действительно не может произойти.

Легко удовлетворяемым... Быть человеком, которого легко удовле­творить, означает, что у нас нет большого количества личных требова­ний; не потому что мы подавляем их, а потому что мы видим, что они не делают нас счастливыми. Мы не гоняемся за разными новыми одеж­дами, мебелью, едой или другими материальными объектами. Это соз­даёт удовлетворение, поскольку мы довольны тем, что у нас есть. Мы понимаем, что не имеет значения, что мы купим или приобретём, всё это постареет и износится и, в конце концов, нам надо будет это выбро­сить. Здесь нет ничего общего с довольством в разуме. Есть основные требования, чтобы жить без большой нужды, но нам не нужно такое большое количество различных форм, цветов и размеров для того, что­бы жить в довольстве.

Желание болезненно, поскольку оно указывает на недостаток. Если мы довольствуемся малым, мы уходим от желания, потому что мы хо­тим уйти от страдания, от дуккхи. Если мы получаем то, что хотим, мы получаем моментальное удовольствие, если мы не можем получить это­го, мы расстраиваемся, и желание воскрешается позже. Это - никогда не кончающийся порочный круг, не ведущий нас к умиротворённости. Прежде, чем может возникнуть идея об истинной любви, нам надо уйти от некоторых желаний, так, чтобы эго не всегда находилось в центре всего нашего мышления.

Не поддающимся суматохе... Если у нас нет времени для внутренне­го анализа, для исследования себя, мы вряд ли сможем что-либо изме­нить. Если мы посещаем собрания и навещаем соседей и родственников, если мы создаем суету вокруг себя, изо дня в день не имея времени для медитации и созерцания, мы не можем обрести покой. Нам нужно время, чтобы создать спокойную обстановку вокруг и внутри себя.

Бережливым на своём пути... Бережливость - это добродетель. Она подразумевает уважение к работе, сделанной другими и уважение к их стараниям; мы не отбрасываем созданное ими при первом же признаке износа. Это также означает довольствоваться малым и не пытаться все­гда иметь самое лучшее. Всегда доступно что-то лучшее. Всегда есть больший телевизор, больший холодильник, машина поновее и больший дом, не говоря уже обо всех других возможностях. Им нет конца. Ис­пользовать жизнь для того, чтобы достичь их, - пустая трата времени, трата ценной человеческой жизни.

Бережливость означает, что мы можем быть довольны настолько ма­лым, насколько возможно, не пытаясь иметь так много, как возможно. Есть предел того, как мало мы можем взять, но нет предела тому, как много мы можем желать. Наши желания увели нас даже на луну. Что ещё можно здесь сказать? Кому нужна луна? Мы можем исследовать это и попытаться сделать бережливым наш жизненный стиль, потому что опять же в этом путь к умиротворению.

С успокоенными чувствами... Успокоение чувств - одно из важных свойств Будды. Наши чувства постоянно сбивают нас с пути. Мы видим что-то, что нам нравится, и мы хотим его, даже если это всего лишь цветок. Видение чего-то прекрасного ведёт людей к бестолковой актив­ности срезать, другими словами, убивать цветы, которые впоследствии не смогут радовать больше никого.

Осознавая, мы сможем научиться понимать, что слушать - это про­сто слушать, и видеть - это просто видеть. Слух - это только звук. Зре­ние - это только вид. Ум создаёт все представления вокруг наших чув­ственных ощущений, такие как: «Это прекрасно, и я это хочу. Это ужасно, и я даже не хочу это видеть и слышать снова». Наши ощущения в постоянном контакте с миром. Нам не надо быть слепыми и глухими и не иметь ощущения вкуса, прикосновения или запаха. В этом случае жизнь будет чрезвычайно сложной, но ощущения создают для нас мир иллюзий. Они волшебники, потому что во время контакта сразу же во­влекают ум в создание отражений. Смысл в том, чтобы оберегать двери ощущений так, что осознавая виды, звуки, прикосновения и запахи, не желать и не отвергать их. Это трудная, но очень важная часть освобож­дения от страданий.

Во времена Будды был религиозный учитель, учивший много лет, по имени Бахиа. Будучи многие годы благочестивым и уважаемым учите­лем, он думал о том, что он просветлённый. Долгое время у него не бы­ло сильных желаний или какого-либо гнева. Однажды ночью перед ним явился дэва (бог). Дэва сказал: «Бахиа, ты не просветлённый. Ты даже не знаешь путь к просветлению». Бахиа очень расстроился и сказал: «Что? Я не знаю путь к просветлению? Хорошо, тогда кто знает? Быст­ро скажи мне». Дэва ответил: «Будда знает путь к просветлению. Иди и увидь его».

Бахиа спросил, где находится Будда. Дэва объяснил и среди ночи Бахия встал и отправился искать Будду. Он пришёл утром, нашёл дом, где остановился Будда, но люди сказали: «Сожалеем, мы не можем по­просить Будду о чем-либо прямо сейчас. Он собирает пожертвования». Бахиа сказал: «Я пойду и найду его». Люди сказали: «Нет, нет. Не ходи. Он не отвечает на вопросы, когда собирает пожертвования». Но Бахиа нельзя было удержать. Ему очень хотелось выяснить, как стать просвет­лённым.

Он побежал вслед за Буддой и увидел, что он собирает пожертвова­ния на улице. Он поклонился перед ним и сказал: «Господин, я хочу задать тебе вопрос». Будда ответил: «Бахиа, ты пришёл не вовремя» Бахиа снова спросил и снова получил ответ: «Ты пришёл не вовремя» Тогда он спросил в третий раз, и Будда ответил: «Хорошо, Бахиа. Что ты хочешь узнать?» Бахиа сказал: «Я хочу знать, как стать просветлен­ным?» Будда ответил так: «Для тебя, Бахиа, видимое - это только то, что ты видишь глазами, слышимое - это только то, что ты слышишь ушами, осязаемое - это только то, что ты чувствуешь руками». Бахиа поблаго­дарил его и удалился.

Вечером, когда Будда шёл с монахами, он увидел Бахиа лежащим мёртвым на краю дороги. Он был убит бежавшим жеребцом. Будда ска­зал: «Бахиа стал просветлённым перед своей смертью». Бахиа практи­ковал тридцать лет, и без сомнений в других жизнях тоже, и смог сразу же понять, что имел в виду Будда. Когда мы видим что-то - это только видение. Но обычно мы придумываем историю о человеке или объекте, таким образом, возникает или желание или неприязнь. То же самое про­исходит с нашими ощущениями, включая познавание, мыслительный процесс. Все чувственные контакты каммически нейтральны, включая мыслительный процесс, пока мы не начинаем любить, желать, не лю­бить и отвергать. Бахиа понял это.

Сейчас возможно мы так же понимаем и можем практиковать. Это можно делать при любых обстоятельствах. Когда кто-то кашляет, когда хлопают дверями, лают собаки, когда происходит какое-то движение - всё это поводы для практики слышания только звука. Когда вы видите прекрасный цветок, просто смотрите, не говоря: «Я хочу посадить такой в моём саду», или «позвольте мне взять его, я поставлю его в вазу». Просто смотрите и следите за мыслительным процессом, который идёт вслед за чувственным контактом.

Про Архатов говорят, что успокоение чувств и освобождение от же­ланий придаёт им силу. Это сила преодоления себя, когда нечего при­обретать и нечего терять.

Успокоить чувства - не значит их не использовать, так же как и не значит подавлять желания. Это значит признание ощущений через внутренний взгляд - чем они являются на самом деле. Например, когда вы чувствуете боль в левой ноге, познайте это как ощущение прикосно­вения. Через контакт приходит ощущение, в данном случае неприятное. Из ощущения приходит суждение: «Это боль». Через суждение прихо­дит умственная формулировка этого: «Мне это не нравится. Мне надо уйти от этого». Точно также, как мы хотим убежать от неприятных ви­дов или звуков, здесь мы хотим убежать от неприятного ощущения. Эта практика, таким образом, означает быть осознанным и останавливать привычные реакции. По мере успокоения наших ощущений, наши желания уменьшаться, и с этим придёт некоторое умиротворение. Желания создают беспокойство и смятение в сердце. Чем сильнее желание, тем сильнее смятение, особенно, если желание не может быть удовле­творено. Не получать того, что хочется - это страдание. Успокоение ощущений ведёт к покою.

Умным... Интересно, что умственные способности должны быть одним из пятнадцати условий, потому что часто мы думаем, что люди ро­жаются или с высокими умственными способностями или без них. Очевидно, это не так. Если кто-то лежит в постели в течение трёх меся­цев, ему нужно будет снова учиться ходить. Если мы не используем свой ум, нам надо учиться думать. Интеллект необходимо и можно воспитывать через тренировку разума во время медитации. Если мы не ме­дитируем, нам очень трудно успокоить свой разум. Нетренированный разум идёт туда, куда ему хочется, от счастья к несчастью, от беспокой­ства к страху, от приподнятого настроения к депрессии, от желания к отвержению. Ум, натренированный в медитации, может применять свои врождённые способности, чтобы использовать все преимущества мышления. Необходимы умственные способности, чтобы понять учение Будды. Интеллектуальный разум - это подвижный разум, который мо­жет двигаться, но в определённом направлении. Он движется туда, куда хочет и при этом развивается. Он не направлен узко на свои старые и испытанные привычки, обычаи и традиции. У него есть возможность развиваться.

Не дерзким... Будда давал интересное сравнение мужчин и женщин. Он говорил: «Мужчины как вороны, сидящие вокруг, и высматриваю­щие чем бы им поживиться, а женщины как ползучие растения, пытаю­щиеся найти дерево для опоры». И тем и другим необходимо избавиться от этих качеств. Ворона - это пример дерзости. В нашей столовой воро­ны стащили кошачью еду. Это дерзко, не так ли? Они пробрались прямо в коридор и украли еду из-под носа кошек. Дерзость - это проявление самоуверенности. Самоуверенность может быть разной. Уверенность в себе основывается на удовлетворении, исходящем из чувства безопас­ности. Тогда нет необходимости в агрессивности. Никому не нравятся дерзкие люди, уверенные в себе настолько, что обращаются с другими как те вороны. Но уверенный в себе человек может стоять на своих соб­ственных ногах без страха, полагаясь на свои способности и возможно­сти. Нет необходимости в том, чтобы об этом знали другие. Это под­держивает не уверенность в себе, а эго.

Не поддающимся эмоциям толпы... Если кто-то разозлился, мы не злимся вместе с ним. Если кто-то опечалился, мы не печалимся вместе с ним. Если кто-то плохо относится к другому человеку, мы не соглаша­емся с этим, потому что об этом интересно поговорить. Наши эмоции находятся под контролем.

Когда мы не контролируем чувство страха, мы можем пережить па­нику. Когда мы не контролируем чувство ненависти, мы возмущаемся. Когда мы не контролируем свои собственные эмоции, нас поглощают другие - сплетни, клевета, паника, мятеж, война. Чтобы не поддаваться эмоциям толпы, нам надо взаимодействовать со своими собственными чувствами и доверять им. Мы знаем, когда они полезные, а когда не полезные.

Воздерживающимся от путей, которые отрицают мудрые... Это пятнадцатое условие, которое значит не нарушать пять заповедей:

1. Я принимаю обет воздержания от убийства живых существ.

2. Я принимаю обет воздержания от того, чтобы брать то, что не дают.

3. Я принимаю обет воздержания от неправильного поведения в сексе.

4. Я принимаю обет воздержания от ложных речей.

5. Я принимаю обет воздержания от алкоголя и одурманивающих веществ.

Каждый разумный человек посчитает нарушение какого-либо из этих обетов достойным порицания. Злость и гнев также достойны осуж­дения, и интересно заметить, как много людей хотят от этого избавить­ся. Не только потому, что это ошибка, но и потому что это даёт ужасные ощущения. Жадность и желание вряд ли осуждаются, тогда как оба одинаково разрушительны для духовного роста. Оба упомянуты здесь как часть подготовительной работы к тому, чтобы почувствовать на­стоящую любящую доброту к другим людям.

Нам не надо никуда ходить, чтобы спросить мнение другого челове­ка. У всех у нас есть сознание, которое совершенно ясно говорит нам о том, что заслуживает обвинения. Но мы всё объясняем: «Да, но я выну­жден делать так, потому что...» и далее следует список «потому что»: «потому что она так ужасна, потому что он не разрешает мне, потому что они всегда говорят». Нам надо остановиться, зная: «Это достойно обвинения». Знать, что мысль, речь или действие вредны, - этого доста­точно. Просто знать, поскольку это удержит нас от повторения того же действия снова и снова. Нам не надо расстраиваться из-за себя, говоря: «Я ужасен, что за ужасные вещи я думаю, говорю или делаю?» Это не любящая доброта. Мы сами являемся частью любящей доброты.

Нет объяснения, нет оправдания. Наши поведенческие привычки ещё не совершенны, и это даёт нам поле деятельности: воспитание та­ких умений. Вот эти пятнадцать условий, которые являются начальны­ми факторами воспитания чувств к другим. Только в следующих стихах Будда говорит о любви к другим.

Беседа продолжается словами: Вот мысль, которая всегда должна быть в вас:

«Пусть все существа будут счастливы и в безопасности, и пусть их сердца радуются внутри их самих...» Если бы эта мысль была с нами всегда, у нас никогда и ни к кому не было бы негативных мыслей.

Затем в беседе перечисляются различные качества существ:

 

Будут ли они хрупкими или сильными,

Без исключения, будут ли они высокими или низкими

Или средними, или будут они большими или маленькими,

Или полными, видимыми или невидимыми,

Обитают ли они далеко или близко,

Те, кто здесь, те, кто ищет существования...

 

Наши любящие мысли должны идти ко всем существам, живым или ищущим воплощения, людям или животным, какого бы то ни было раз­мера или формы, видимым или невидимым, в любом мире, всех без ис­ключения. Мы можем видеть только животных и людей, но это не зна­чит, что есть только эти существа. То, что наше зрение не позволяет нам видеть ничего другого, не означает, что больше ничего не существует. К примеру, пчёлы могут видеть ультрафиолетовые лучи, а мы не можем. Собаки могут слышать звуки такой высокой частоты, что мы не можем их различить. То, что невидимо или неслышимо для нас, всё же сущест­вует.

Пусть все существа радуются... Мы думаем, что все существа должны жить в гармонии и счастье. Мы учимся не причинять никому вреда, что значит, у нас есть уважение ко всем. Непричинение вреда лежит в наших намерениях. Пусть все существа будут счастливы и в безопасности, и пусть их сердца радуются внутри их самих. Если мы будем думать таким образом, внутри нас самих, и тех, кого мы встреча­ем, будут покой и безопасность.

Следующие строки говорят: Пусть никто не приносит другим раз­рушений и отчаяния никак и нигде... Пусть никто не причиняет другому боль. Даже, если совершено подлое действие, это не значит то, что мы презираем человека. Действие может не быть полезным, но мы прини­маем в расчёт неведение другого человека. Если мы презираем челове­ка, мы создаём плохую камму. Достаточно того, что другой человек уже делает это.

Просто как мать, рискуя жизнью, любит и защищает своё дитя, своё единственное дитя, так и каждый должен воспитывать это чув­ство безграничной любви ко всем живущим в этой вселенной... Если бы мы только могли представить себя матерью каждого - а это вполне воз­можно уже было в других жизнях - тогда у нас мог бы быть правильный подход к тому, как относиться к другим людям, к каждому. Таковы предписания Будды, и он упоминает их как указания, как руководство. Однажды он упомянул о том, что если положить кости всех отцов и ма­терей, которые были у нас во всех наших прошлых жизнях, одно к од­ному, они опояшут земной шар бесчисленное количество раз. Если у нас столько отцов и матерей, у нас должно быть столько же детей. Если мы можем думать в масштабах всей вселенной, а не только о своих соб­ственных двух детях дома, тогда мы можем расшириться до такой сте­пени, когда наша любовь простирается на многих людей. Если всё чело­вечество - наши дети, мы, конечно же, не будем ждать, что они все со­ответствовали нашим представлениям о том, какими они должны быть или, как они должны себя вести. Все они не «моё». Когда мы думаем об этом таким образом, мы немного меньше цепляемся за то, что называем «нашим». Мать рискует жизнью, защищая своего ребёнка, говорил Буд­да. Это то, как мы должны чувствовать себя по отношению к каждому.

Выполнять это кажется невозможным, но это действительно то руководство, которое показывает, чего нам не хватает в нашей любви к другим. Это становится очень очевидным, когда мы сравниваем чувства к своим детям и чувства к соседским детям. Что же говорить о всех существах во всей вселенной? Нет ничего нереального в том, чтобы пред­ставить возможность развития внимания, любви, заботы ко всем суще­ствам, особенно, если мы видим, что они страдают.

Будда сидел каждое утро в медитации и затем, говорят, раскидывал сеть своего сострадания. Своим божественным оком (ясновидением) он находил того, кто мог бы получить пользу от его учения. Затем он шёл к этому человеку и учил его Дхамме. Он делал это сорок пять лет, прохо­дя большие расстояния к этим людям. Такое сострадание - это состра­дание Просветлённого. Мы можем развивать чувство материнства по отношению к другим, когда мы видим их трудности, так как видел их Будда, бросая сеть своего сострадания.

Простирающейся от простого осознания, Вверх и вниз и по всему миру... Любовь ко всем существам распространяется от возвышенности подсознания, от сознания, которое не пронизано человеческими про­блемами. Это сознание, возвышенное через медитацию, которое прив­носит изменения осознания. У обычного сознания всегда есть какие-то проблемы, которые без конца обдумываются, это как крыса, грызущая дерево. Когда сознание пропитывается любящей добротой и сострада­нием, у него появляются два состояния - оно сфокусировано и свобод­но от светских размышлений. Такое сознание не обеспокоено.

Не обеспокоенный, свободный от ненависти и враждебности... Это не означает, что мирские проблемы исчезнут. Они не исчезнут никогда. Если оглянуться назад на миг, сможете ли вы вспомнить любой день в последние двадцать лет, когда вам не надо было ничем заниматься? Не обеспокоенный ум может быть свободным от ненависти и враждебно­сти, потому что не обеспокоенный разум - это счастливый разум, счаст­ливый разум не может ненавидеть.

Пока он стоит и пока он идёт и сидит

Или лежит без дремоты

Он должен быть нацелен на эту разумность -

Это святой обет, говорят здесь.

В каком бы положении вы ни находились, стояли, сидели, шли или лежали, но ещё не спали, вы можете воспитывать в себе любящую доб­роту. Заботливы в любви как мать ко всем существам. Разве не обреме­нительно для сердца и разума - любить только одного, двух, трёх или даже четырёх или пятерых людей, в то время, когда на земле живёт че­тыре миллиарда людей, достойных любви.

Если вы отец или мать, вам не трудно было бы измерить свои чувст­ва по отношению к другим, потому что вы знаете, что вы чувствуете по отношению к своим собственным детям. Вы помните также, как вела себя по отношению к вам ваша собственная мать. Со своим собственным опы­том, как основой, мы можем попытаться распространить свою любовь дальше.

Это святой обет, говорят здесь... Божественная жизнь прямо здесь, на земле. Это создаёт чувство полного спокойствия, безопасности и умиротворения и все другие благостные чувства сопутствуют этому. Последнее приводит к созданию разума, который быстро концентриру­ется, что является одним из одиннадцати благ любящей доброты. Это божественный путь жизни сейчас. Нам не надо ждать, пока мы достиг­нем мира богов.

Но когда кто-то живёт, не придерживаясь никаких взглядов,

Добродетельный, с совершенным озарением

Без жадности к чувственным удовольствиям,

Он никак не окажется больше в новой утробе.

Это описание Архата. Но когда кто-то живёт, не придерживаясь никаких взглядов... Любых взглядов! Единственно правильные взгляды - это четыре Благородные Истины, которые включают в себя просвет­ление. Точки зрения - это всегда точки зрения, не основанные на досто­верном опыте.

Назарудин, великий суфийский святой, однажды сказал: «Не пытай­тесь стать просветлёнными. Просто отбросьте все свои мнения и сужде­ния». Избавление от суждений не означает, что мы теряем разборчи­вость в том, что полезно, и что вредно в наших действиях. Но множест­во точек зрения, которые люди тащат на себе, заключает их в тюрьму их собственных состояний ума. Как должны они сами и другие люди го­ворить, вести себя и смотреть, что такое они сами и весь этот мир.

...добродетельный с совершенным озарением... Совершенное пони­мание достигается совершенной добродетелью как основой.

Без жадности к чувственным удовольствиям... Все чувственные желания почти что исчезли, а когда нечего желать, нет и страдания. Это дверь в Нирвану, свободу, в которой нет желаний.

Он никак не окажется больше в новой утробе. Перерождения нет! В начале этой беседы говорится о мирских умениях, правильности, чест­ности и отсутствия гордыни, и затем в нескольких коротких строках - о просветлении. Мы сначала развиваем в сердце любящую доброту до уровня любви ко всем существам так, как будто мы их мать, это даёт нам возможность медитировать, поскольку любящая доброта - это один из трёх столпов медитации. Из-за того, что мы всё время сохраняем осознанность, что означает быть «здесь и сейчас», мы освобождаемся от мнений о себе, о других, о всём мире. Утвердившись в добродетели, мы приобретаем понимание, затем следует просветление. Честный прямой путь без отклонений, оправданий, мы просто идём по нему.

В этом смысл так хорошо знакомой беседы, известной на словах, но не так хорошо знакомой в делах. Будда дал нам чёткое руководство как очистить сердце, как устроить нашу жизнь внутри и вокруг себя. В ней есть всё, что можно взять для себя, но никто не может сделать это за другого. Вы должны сделать это сами для себя.

Однажды был человек, который пришёл к Будде и сказал, что он хо­чет задать ему вопрос. Он сказал, что несколько лет назад слушал речи Будды, и за эти годы он встретил много монахов - учеников Будды. Не­которых из них он знал достаточно близко и обнаружил, что они очень сильно изменились. Они стали любящими и добрыми, мудрыми и тер­пеливыми, но другие не изменились совсем. Были даже такие, кто стал ещё более нетерпелив, чем был раньше, стал менее любящим, а некото­рые были очень недобрыми. Он встречал всех этих монахов, слушаю­щих те же самые беседы. Он хотел бы знать, почему это возможно.

Будда сказал: «Какой твой родной город?» И мужчина ответил: «Я из Раджагаха». Будда сказал: «Ты бываешь иногда в Раджагахе?» Муж­чина ответил: «Я часто бываю там. У меня там дело и семья». Тогда Будда спросил: «Ты знаешь путь в Раджагаху?» Мужчина ответил: «Я знаю его так хорошо, что могу дойти туда даже во тьме. Мне даже не надо видеть его, я знаю его очень хорошо». Будда спросил: «А если кто-нибудь ещё захочет узнать, как попасть в Раджагаху, сможешь ли ты объяснить дорогу?» Мужчина сказал: «Если ты знаешь кого-то, кто хо­чет попасть туда, пришли их ко мне, поскольку я действительно могу дать точное объяснение, как туда попасть. Я ходил этим путём много раз». Будда сказал: «Я верю тебе. Но если тебе придётся объяснить ко­му-то, как попасть в Раджагаху, а этот человек возьмёт, и останется здесь в Бенаресе, будет ли это твоя вина?» Мужчина сказал: «Конечно, нет. Я только тот, кто показал путь». Будда ответил: «Также и я. Я лишь показал путь».

Всё, что вы слышали, записывали или уже знали, - это только, указа­тели, вешки, указывающие правильное направление. Но пока мы не начнём сами идти по этому маршруту, мы останемся путешественниками, прикованными к своему креслу. Беседу о любящей доброте нужно воплотить в реальность. В ней немного слов, каждое имеет значение и указывает на что-то.

Будда сказал также: «Если бы это не было возможно, о монахи, де­лать любое добро, я бы не говорил вам делать его. Это возможно» Он сказал, что возможно воспитывать материнскую любовь ко всем суще­ствам в своём сердце. Также возможно стать просветлённым, иначе он не призывал бы всех своих учеников к этому. И конечно, возможно, чтобы у вас были только мысли о непричинении вреда и сострадании. Мысли очень важны. О том, какие мысли должны быть, также говорит­ся в этой беседе. Мышление определяет то, создаём ли мы внутри сумя­тицу, тяжесть, раскол или же покой и счастье.

Беседа начинается с того, что нужно делать для обретения состоя­ния покоя. Это не то, что мы делаем для других. Мы делаем это только для себя, и это настоящая мотивация. Именно так, потому что мы сами можем действительно изменить себя. То, что другие получат пользу от нашей любви, - это уже следующий шаг. На первом месте наше собст­венное очищение, и это должно быть главным. В первую очередь мы должны установить в своём разуме любовь и чистоту. Эти составляю­щие идут вместе, потому что любящий разум - это разум, в котором нет суматохи. Разум, в котором нет суматохи, - это разум, который ясно думает и выражается.

Когда мы установили в себе намерение очищаться, мы можем ис­пользовать эту речь с большой пользой для себя, проверяя себя: «Что я делаю? Следую ли я этому?» Это о







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.