Здавалка
Главная | Обратная связь

А ПРИ РОЖДЕНИИ ДОЧЕРИ?



Новорожденному мальчику дают имя при обрезании, а девочке — когда ее отца в первый раз после ее рождения вызывают к Торе.

После рождения мальчика отца тоже вызывают к Торе — в ближайший понедельник, четверг или в субботу, — и тогда за здравие роженицы и новорожденного прочитывают особую молитву, «Ми шеберах». Имя новорожденного мальчика, которому еще не сделали обрезание, не называют, а вот девочке дают имя именно тогда — когда отец ее вызван к Торе.

Роженица обязана поблагодарить Всевышнего за благополучные роды и произнести благословение «Гагомель». И неважно, кто родился, девочка или мальчик. Роженица произносит благословение в присутствии десяти мужчин, как сказано в книге Теѓиллим, гл. 107: «И превознесут Его при сборе народа и пред советом мудрецов прославят Его». «При сборе народа» значит в «миньяне», «пред советом мудрецов» означает «в присутствии мудрецов Торы». Поэтому желательно, чтобы среди тех, в чьем присутствии произносит роженица благословение «Гагомель», находились по крайней мере два мудреца Торы.

Во время церемонии обрезания роженица произносит: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, воздающий грешникам добро, — за то, что воздал мне добром!» А присутствующие отвечают: «Амен! Тот, Кто воздал тебе всяческим добром, да воздаст тебе всяческим добром вечно!»

Если же родилась девочка, принято собирать «миньян» дома, чтобы роженица могла произнести благословение «Гагомель». Другой вариант: она приходит в синагогу в тот день, когда ее мужа вызывают к Торе и читают «Ми шеберах» после чтения Торы, и произносит благословение «Гагомель». Окружающие ее женщины отвечают: «Тот, Кто воздал тебе всяческим добром…» и т. д. Желательно, чтобы женщина, родившая мальчика, произнесла благословение «Гагомель» не позже чем через 40 дней после родов, а родившая девочку — не позже чем через 80 дней.

«ШАЛОМ ЗАХАР»

В субботу между днем рождения мальчика и днем обрезания принято собираться в доме его родителей на особую трапезу, называющуюся «Шалом захар» («благополучие мальчика»). Смысл этого названия состоит в том, что трапезой как бы поздравляют новорожденного. Есть в этом названии также символическое значение: поскольку трапеза происходит вечером в субботу, слово захар («мальчик») можно прочитать и как зехер («память») — память о Творении мира и об исходе из Египта, символом чего является суббота.

Талмуд говорит, что когда ребенок рождается, прилетает ангел и легонько ударяет его по губам. В этот момент младенец забывает всю Тору, которую он выучил до своего рождения, — и теперь он должен приобретать эти знания собственными силами, а не пользоваться готовым. В знак печали о том, что младенец забыл всю Тору, которую знал в совершенстве, мы едим во время трапезы «Шалом захар» чечевицу и горох (на идише арбес) — пищу скорбящих. В отношении чечевицы этот обычай объясняется так: как у чечевицы нет рта, так и у новорожденного как бы нет рта, чтобы пожаловаться на потерю. Гиматрия слова пэ («рот») — 85, и гиматрия слова мила («обрезание») тоже 85 — ведь младенец еще не обрезан!..

Бытует обычай собирать у кроватки еще не обрезанного младенца детей, которые хором читают «Шма, Исраэль» — чтобы уже с этого возраста приучить его к бремени заповедей.

В ночь перед обрезанием принято не спать, до утра занимаясь Торой.

«ПИДЬОН ГАБЕН»

Если новорожденный — первенец.своей матери, то по истечении 30 дней после рождения следует совершить обряд выкупания его у коѓена — «Пидьон габен». Заметьте: даже если ребенок не первенец своего отца, но первенец только у матери, он подлежит выкупу. Значит, возможно, что одному и тому же мужчине придется выкупать двух сыновей: если он овдовел или развелся с первой женой, которая родила ему сына, а потом снова женился, и теперь у него снова родился мальчик…

Если хотя бы один из родителей коѓен или левит, то первенца матери выкупать не нужно. Если первенец родился у матери, которой при родах делали «кесарево сечение», он не подлежит выкупу — потому что выкупать надо лишь первенца, которого Тора называет петер рехем (буквально «открывающий утробу»), а при «кесаревом сечении» ребенок не «открывает утробу».

Если у матери раньше был выкидыш, то возникает нелегкая проблема: можно ли считать первенцем второго ребенка? Ответить на этот вопрос может только авторитетный раввин, и может статься, что этот ребенок не будет считаться первенцем, что первенцем был ребенок, так и не увидевший свет.

Если ребенок не был обрезан вовремя из-за малого веса, желтухи или по какой-либо иной причине, то все равно через 30 дней после рождения отец обязан его выкупить — даже если его к этому времени не обрезали.

«Пидьон габен» — вторая (после обрезания) обязанность отца в отношении новорожденного. Если по какой-либо причине отец так и не выкупил сына, тот сам, когда вырастет, должен выкупить себя (точно так же, как тот, кого отец не обрезал, обязан, когда вырастет, сам организовать себе обрезание).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.