Здавалка
Главная | Обратная связь

КАК ВЫКУПАЮТ ПЕРВЕНЦА?



Отец подносит младенца к коѓену и говорит:

— Это мой сын первородный, и он первенец у своей матери-еврейки [исреэлит — то есть не дочери коѓена или левита], а Всевышний приказал выкупить его, сказав: «И подлежащих выкупу выкупай, начиная с месяца, на пять шекелей — священных шекелей, в каждом из которых двадцать монет «гера». И еще сказал Он: «Посвяти Мне каждого первенца у его матери в народе Израиля — и человека, и скота — потому что принадлежат они Мне».

Коѓен спрашивает:

— Что ты предпочитаешь отдать мне — этого сына-первенца твоего или пять [монет] «села» [т.е. шекелей], которые ты обязан отдать мне в качестве выкупа за этого сына твоего, первенца?

Отец отвечает:

— Я предпочитаю выкупить моего сына, и вот тебе выкуп за него, предписанный мне Торой.

Передавая коѓену монету, отец произносит два благословения: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам выкупать первенца! Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, давший нам жизнь, и поддержавший нас, и давший нам дожить до этого времени!»

Коѓен принимает деньги, кладет руки на голову младенца и благословляет его: «Да уподобит тебя Б-г Эфраиму и Менаше! Да благословит тебя Г-сподь и охранит тебя! Да будет благосклонен к тебе Г-сподь и помилует тебя! Да будет благоволить к тебе Г-сподь и пошлет тебе мир! Г-сподь — страж твой, Г-сподь — защита твоя, Он — по правую руку твою! Г-сподь охранит тебя от всякого зла, Он — оберегает душу твою! Ибо долгие дни и годы жизни и мира прибавят тебе!»

Затем коѓен берет бокал вина и произносит благословение «…творящий плод виноградной лозы», отпивает и дает попробовать этого вина всем присутствующим, после чего приступают к трапезе.

Не обязательно совершать «Пидьон габен» в присутствии ребенка. В этом случае слегка изменяют формулу диалога отца с коѓеном: вместо слов «это мой сын первородный» говорят «есть у меня сын-первенец, и он первенец у своей матери-еврейки».

«БАР-МИЦВА»

Воспитание детей занимает особое место в жизни еврейской семьи. В рамках этой книги нет возможности входить в детали всех законов, касающихся этой темы, поэтому ограничимся лишь несколькими ссылками на Тору.

«И расскажи сыну своему», «…чтобы рассказывал ты сыну и внуку своему…», «…и повторяй их [слова Торы] сыновьям своим» — это лишь немногие примеры заботы о том, чтобы подрастающее поколение училось Торе. А в книге Мишлей сказано: «Жалеющий розгу ненавидит сына, а любящий его — наставляет».

В целом Ѓалаха указывает, что воспитание ребенка следует начинать с самого раннего возраста. Известна история о том, как раби Иегошуа бен Хананья1 стал одним из величайших танаев. В этом была заслуга его матери, которая ставила колыбельку с младенцем там, где мудрецы изучали Тору, — чтобы уши его с первых дней жизни привыкли слышать лишь священные звуки. И когда учитель раби Иегошуа бен Хананьи, рабан Йоханан бен Закай2, перечислял достоинства лучших своих учеников, он отметил именно этот факт. «Счастлива родившая его», — сказал он. То есть все способности, все достоинства раби Иегошуа бен Хананьи следует отнести за счет его матери, приучившей его еще с пеленок любить слова Торы.

Одной из наиболее важных «станций» на жизненном пути еврея является тот момент, когда он принимает на себя иго Торы и исполнения заповедей, становясь полноправным членом Дома Израиля. Момент этот наступает, когда мальчику исполняется 13 лет и он становится «бар-мицва», буквально — «сын, [исполняющий] заповеди».

Девочка становится «бат-мицва» («дочь, [исполняющая] заповеди») на год раньше — в 12 лет.

Кстати, в отличие от «бар-мицвы», тот, кто нарушил закон Торы, называется «баал-авейра», буквально — «муж проступка». Почему в первом случае употребляется слово бар, то есть «сын», а во втором случае — баал, то есть «муж»?

Эти названия отражают характер связи между человеком и его поведением. Еврей связан с заповедями Торы навечно — подобно тому, как сын связан с отцом неразрывной родственной связью. А вот связь его с грехами носит лишь временный характер: человек всегда может разорвать эту связь и совершить тшуву — подобно тому, как муж может развестись с женой…







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.