Здавалка
Главная | Обратная связь

Способы координации хозяйственной деятельности: традиции, рынок, команда



 

Компаративный анализ – сравнительный анализ экономических систем, который в качестве исходного момента любой экономической системы определяет ограниченность ресурсов:

 

Проблема принятия решения
Ограниченность ресурсов

 

       
   
 
 

 

 


предприниматель государство потребитель рынок

центральный

орган команда

Механизм координации — традиции. Координационный механизм, основанный на доминировании традиций, озна­чает, что решения по использованию ресурсов принимают­ся на основе исторического опыта и устоявшихся нацио­нальных обычаев. Традиции всегда легко воспринимаются, стабилизируют экономическую сис­тему, делают прогнозируемым поведение хозяйствующего субъекта, экономят время при выработке решений. Однако исторические традиции не обеспечивают аль­тернативность экономического поведения, а также конкуренцию разных вариантов экономических решений.

Механизм координации — команда. В таких условиях все решает некий «мозговой центр». В роли такого центра могут выступить вождь страны, крупный феодал, орган государ­ственного управления (например, министерство экономики), диктатор и его окружение. Это может быть центральный орган правящей партии и т. п. В любом случае только центр принимает стратегические решения, касающиеся распреде­ления экономических ресурсов, уровня цен.

А так как одному центру (или вождю нации) физически невозможно все держать под контролем, то выстраивается система иерархии. Координационный механизм, основанный на иерархии, предполагает строгую подчиненность, идущую снизу вверх. Система строгих приказов направляется от цен­тра к исполнителю. Иерархия всегда основана на власти – экономической и политической.

Механизм координации рынок. В качестве главной черты такого координационного механизма выступает спон­танность. Это означает, что решения самостоятельно прини­мают сами хозяйствующие субъекты, среди которых домини­руют частные предприниматели. Каждый из них руководствуется собственным экономическим интересом. Тот, кто принимает решения, несет полную экономическую ответ­ственность за результаты хозяйствования.

В условиях спонтанного механизма координации инфор­мация, необходимая для принятия решений, передается, прежде всего, через цены и объемы продаж, через уровень доходности и прибыльности отдельных видов производств. При этом производство ориентируется на платежеспособный спрос. Соотношение спроса и предложения определяет пове­дение покупателя и продавца.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.