Способы координации хозяйственной деятельности: традиции, рынок, команда
Компаративный анализ – сравнительный анализ экономических систем, который в качестве исходного момента любой экономической системы определяет ограниченность ресурсов:
предприниматель государство потребитель рынок центральный орган команда Механизм координации — традиции. Координационный механизм, основанный на доминировании традиций, означает, что решения по использованию ресурсов принимаются на основе исторического опыта и устоявшихся национальных обычаев. Традиции всегда легко воспринимаются, стабилизируют экономическую систему, делают прогнозируемым поведение хозяйствующего субъекта, экономят время при выработке решений. Однако исторические традиции не обеспечивают альтернативность экономического поведения, а также конкуренцию разных вариантов экономических решений. Механизм координации — команда. В таких условиях все решает некий «мозговой центр». В роли такого центра могут выступить вождь страны, крупный феодал, орган государственного управления (например, министерство экономики), диктатор и его окружение. Это может быть центральный орган правящей партии и т. п. В любом случае только центр принимает стратегические решения, касающиеся распределения экономических ресурсов, уровня цен. А так как одному центру (или вождю нации) физически невозможно все держать под контролем, то выстраивается система иерархии. Координационный механизм, основанный на иерархии, предполагает строгую подчиненность, идущую снизу вверх. Система строгих приказов направляется от центра к исполнителю. Иерархия всегда основана на власти – экономической и политической. Механизм координации – рынок. В качестве главной черты такого координационного механизма выступает спонтанность. Это означает, что решения самостоятельно принимают сами хозяйствующие субъекты, среди которых доминируют частные предприниматели. Каждый из них руководствуется собственным экономическим интересом. Тот, кто принимает решения, несет полную экономическую ответственность за результаты хозяйствования. В условиях спонтанного механизма координации информация, необходимая для принятия решений, передается, прежде всего, через цены и объемы продаж, через уровень доходности и прибыльности отдельных видов производств. При этом производство ориентируется на платежеспособный спрос. Соотношение спроса и предложения определяет поведение покупателя и продавца.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|