Здавалка
Главная | Обратная связь

С КАКОГО ВОЗРАСТА ЧЕЛОВЕК ОБЯЗАН СОБЛЮДАТЬ ВСЕ ЗАПОВЕДИ?



Мишна в трактате Авот, гл. 1, постановляет: «С пяти лет — изучают Письменную Тору, с десяти — Мишну, с тринадцати лет — исполняют все заповеди». Но почему именно тринадцать лет Мишна называет тем возрастом, с которого начинают исполнять все заповеди? Ведь в Письменной Торе об этом ничего не сказано. Как известно, «все нормы даны Моше на Синае устно». Это относится и к системе мер, весов и размеров. Но это также относится и к возрасту, начиная с которого еврей полностью принимает на себя все «бремя заповедей». Есть, правда, намек на этот возраст и в Письменной Торе. Когда сыновья Яакова, Шим'он и Леви, ворвались в город Шхем, чтобы отомстить за поруганную честь их сестры Дины, каждый из них называется Торой словом иш — «муж», то есть взрослый мужчина: «И взяли… каждый мужчина свой меч». Леви в тот момент было ровно 13 лет, и отсюда следует, что самый младший возраст, начиная с которого еврей называется мужчиной, — 13 лет (Шим'он был старше). С другой стороны, когда Тора говорит о заповедях, равно относящихся и к мужчине, и к женщине, она употребляет выражение иш о иша («мужчина или женщина») — значит, исполнение заповедей Торы возложено только на тех, кто уже называется иш или иша, Кстати: Бецалелю3, строителю Мишкана, было 13 лет, когда он удостоился того, что Всевышний осенил его Своим духом, и он справился со своей столь возвышенной и трудной задачей.

И еще один намек нашли наши мудрецы в Письменной Торе. В книге Йешаягу сказано: «Этот народ [ам зу] создал Я Себе — о Моей славе поведают». Гима-трия слова зу — 13. То есть только достигнув тринадцатилетнего возраста, сыны этого народа обязаны возвещать о славе Всевышнего.

Как уже было сказано, закон о возрасте «бар-мицвы» Моше получил на Синае устно. Девочки духовно и физически развиваются быстрее, чем мальчики. Сказано в Торе: «И создал [ваивен] Г-сподь Б-г… женщину». Об этом слове — ваивен (буквально «построил») — наши мудрецы говорят, что оно происходит от слова бина («понимание»), и выводят отсюда, что «женщине дана большая способность понимать, нежели мужчине».

Вступление в возраст исполнения заповедей требует, чтобы 13 лет у мальчика или 12 лет у девочки были полными — день в день, или, другими словами, «тринадцать лет и один день» или «двенадцать лет и один день». Значит, если мальчик родился в месяце адар в обычном году, а тринадцать лет ему исполняется в году високосном, в котором есть два адара, то он становится «бар-мицвой» во втором адаре.

Практически первая заповедь Торы, которую должен исполнить мальчик, достигший 13 лет, это чтение «Шма» в «Маариве» — ведь еврейские сутки начинаются с заходом солнца. Значит, тринадцатилетним в полном смысле слова он становится с заходом солнца. Кстати сказать, возможно, что в этом и заключается причина, по которой раби Йегуда Ганаси, составитель и редактор Мишны, в трактате Брахот поставил обсуждение вопроса о том, когда читают «Шма» вечером, раньше вопроса о том, когда читают «Шма» утром. Ведь чтение «Шма» именно вечером — первая заповедь в своей жизни, которую еврей исполняет, становясь «бар-мицвой».

Однако внешним символом «бар-мицвы» являются две другие заповеди, которые он начинает исполнять в день совершеннолетия: возлагать «тфиллин» и подниматься к чтению Торы.

На самом деле «бар-мицва» возлагает в этот день «тфиллин» не впервые. Уже некоторое время до совершеннолетия он начинает исполнять эту заповедь, учась правильно возлагать «тфиллин» на руку и голову и правильно завязывать ремни. С какого именно времени он начинает учиться — на этот счет есть разные мнения. Как правило, мальчик начинает возлагать «тфиллин» примерно за месяц до церемонии «Бар-мицвы». Если его отца нет в живых, то обычай предписывает ему начинать исполнение заповеди «тфиллин» ровно за год до «Бар-мицвы» — тем самым мальчик удостаивает душу покойного отца еще одной заслуги.

С давних времен кодификаторы Ѓалахи обсуждают вопрос: должен ли мальчик, достигший тринадцати лет, произносить благословение «Шегехеяну», в первый раз возлагая «тфиллин» уже не в качестве «тренировки», но как исполнение заповеди Торы. Есть мнение, что для того, чтобы избавиться от сомнений, мальчику желательно сшить новый костюм, и когда он наденет его в первый раз в день своей «Бар-мицвы», он произнесет «Ше~гехеяну», имея в виду и этот костюм, и все заповеди, которые он с этого момента начинает исполнять.

Во многих общинах (главным образом — сефардских, но также и в общинах выходцев из Германии) принято, чтобы мальчик облачался в «талит» уже во время молитвы «Шахарит» дня своей «Бар-мицвы». В других общинах в «талит» облачаются только женатые люди.

Сразу после того, как мальчику исполняется 13 лет, его должны вызвать к Торе — уже как взрослого человека. Эта возможность предоставляется ему в первый же день, когда читают Тору: то есть в понедельник, четверг или субботу. С этого времени его присоединяют к «миньяну». Есть и такой обычай: мальчика вызывают к Торе в ближайший будний день после его «Бар-мицвы», а затем — в ближайшую субботу, когда ему поручают читать «гафтару».

В принципе, чтение «гафтары» можно поручить и мальчику, еще не достигшему 13 лет: ведь мафтир не входит в число тех семи человек, которых обязательно вызывают в субботу к Торе (они-то непременно должны быть старше 13 лет!). Поэтому, если «Бар-мицву» празднуют в субботу, предшествующую дню рождения, мальчика могут вызвать в качестве мафтира только в те субботы, когда для мафтира зачитывают из Торы строки, которые чтец Торы уже прочитал один раз для седьмого вызванного. Однако в те субботы, когда для мафтира читают что-то другое — например, в субботы новомесячий и праздников, а также в особые субботы (Шаббат шкалим, Шаббат пара, Шаббат хазон и др.) — мальчику младше 13 лет читать «гафтару» поручать нельзя.

Если «Бар-мицву» отмечают в ближайшую субботу после дня рождения, то мальчика могут вызвать к Торе в качестве одного из семи вызываемых или в качестве мафтира. Однако это не касается тех суббот, когда чтение «гафтары» — это заповедь Торы, например в Шаббат захор и в Шаббат пара. Обычно в эти субботы не вызывают мальчика в качестве мафтира, а оказывают эту честь раввину или какому-либо другому уважаемому члену общины.

«БЛАГОСЛОВЕН ОСВОБОДИВШИЙ МЕНЯ»

После чтения того отрывка из Торы, к которому был вызван герой торжества, отец его, стоящий рядом, произносит благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освободивший меня от ответственности за него!»

Первое значение этого благословения — это благодарность Всевышнему за то, что Он дал отцу этого сына, которого тот вырастил, воспитал и который стоит теперь около Торы, отныне сам отвечая за свои поступки. Во-вторых, все время, пока сын был младше 13 лет, на него оказывали влияние поступки отца, и каждый грех, совершенный отцом, отзывался на нем. И если с ребенком что-либо случалось, отец мог предъявлять претензии лишь самому себе: ведь это он своим поведением привел к тому, что случилось с сыном. Но начиная с сегодняшнего дня сын больше не имеет никакого отношения к поступкам отца и не может стать поводом для наказания отца из-за своего собственного поведения. Вот поэтому-то отец и произносит такое благословение.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.