Здавалка
Главная | Обратная связь

ДОЖДЬ КОНФЕТ И ПРАЗДНИЧНАЯ ТРАПЕЗА



После того, как мальчик произносит заключительные благословения, принято осыпать его дождем из конфет и орехов. Обычай этот — подражание обычаю осыпать таким же дождем приглашенного к Торе жениха. Тем самым люди желают жениху и невесте счастливой жизни, полной всяческого добра. Такой же смысл этот обычай имеет и во время «Бар-мицвы» — ведь мальчик, достигший совершеннолетия, подобен жениху накануне свадьбы.

Очень важная часть празднования «Бар-мицвы» — завершающая торжество праздничная трапеза. Тут впервые в своей жизни мальчик произносит речь, в которой благодарит родителей за то воспитание, которое они дали ему, и доказывает это тем, что читает небольшую лекцию, посвященную какому-либо вопросу, связанному с пониманием Торы. В этом заключается главный момент празднества, в этом, а не в том, насколько роскошен зал или изыскано меню. Важно то, что здесь виновнику торжества предоставляется возможность показать, чему он успел до сих пор научиться.

Девочке, достигшей 12 лет, тоже принято устраивать праздник — но в узком кругу ее родных и подруг. Девочка тоже произносит слова, проникнутые любовью к родителям, мудростью и знанием Торы.


1 Раби Иегошуа бен Хананья — один из величайших танаев второго поколения, выдающийся ученик рабана Йоханана бен Закая. После смерти своего учителя стал председателем Верховного суда (главой Сангедрина был рабан Гамлиэль). Жил в городке Пекиин. Выполнял важные общественные поручения — в частности, несколько раз входил в состав еврейских делегаций, отправлявшихся в Рим.

2 Рабан Йоханан бен Закай — величайший из мудрецов Торы в первом поколении танаев. Жил в эпоху, предшествовавшую разрушению Храма, и умер через десять лет после его разрушения. Был самым младшим учеником Ѓиллеля Старшего и прославился усердным изучением Торы и исключительной эрудицией. Был одним из самых значительных членов Сангедрина. Перед лицом опасности духовного упадка вследствие разрушения Храма и потери политической свободы перенес главный акцент в служении Всевышнему с принесения жертвоприношений на изучение Торы. Для этого незадолго до разрушения Храма с помощью своих учеников перебрался из Иерусалима в город Явнэ, где основал большую йешиву, которая быстро превратилась в духовный центр всего еврейского народа. После разрушения Храма в Явнэ обосновался Сангедрин. Раби Йоханан бен Закай пользовался таким уважением своих современников, что ему было присвоено звание «рабан» — несмотря на то, что он не принадлежал к потомкам Ѓиллеля Старшего, по традиции носившим этот титул.

3 Бецалель — мастер, умевший искусно обрабатывать металл, дерево и камень. Моше назначил его руководителем мастеров, сооружавших Мишкан и готовивших одежду для священников (см. Шмот, 31:1-11).

«ХУППА» И «КИДДУШИН»

И сотворил Г-сподь человека в образе его: по Б-жественному образу сотворил Он его; мужчиной и женщиной сотворил Он людей.
(Брейшит, 1)

И сказал Г-сподь Б-г: «Нехорошо человеку быть одному; сделаю ему помощника под стать ему…» Поэтому оставит мужчина отца и мать и прилепится к жене своей, и станут они единой плотью.
(Брейшит, 2)

Этими словами Тора закладывает основу брака и семьи. «Основу» — потому что характер связи между мужчиной и женщиной выяснился только после дарования Торы. Хотя статус членов семьи и обычаи, с ним связанные, начали складываться на самой заре существования человечества, окончательный облик, обязательный для всех, семья получила только у горы Синай. О многих обычаях сватовства мы узнаем из истории о том, как раб Аврагама привез Ривку, жену для Ицхака, сына Аврагама (Брейшит, 24).

Рамбам в своей книге «Мишнэ Тора» подробно перечисляет законы, связанные с семейной жизнью. Этому он предваряет следующее замечание. До дарования Торы брак заключали очень просто: мужчина встречал на улице женщину и, если они нравились друг другу, он приводил ее в свой дом, и она становилась его женой. После дарования Торы сынам Израиля было приказано вести себя иначе. Если мужчина желал жениться на женщине, он был обязан приобрести ее в собственность на глазах у свидетелей. И Рамбам заключает: «И вот именно это приобретение жены и есть заповедь Торы».

Рамбам разъясняет также, что есть три способа приобрести жену: при помощи денег, документа и интимных отношений: «И приобретение это называется «киддушин» («посвящение») или «эрусин» («помолвка»). И после совершения «киддушин» (или «эрусин») эта женщина становится замужней женой в полном смысле этого слова и запрещенной для всех остальных мужчин в мире даже в том случае, если приобретена только деньгами или документом, а интимной близости с супругом еще не было».

Иными словами, до дарования Торы брака, по сути дела, не было — было лишь случайное сожительство мужчины и женщины, зависящее единственно от их доброй воли. Появилась Тора и очертила четкие рамки семейной жизни, обязательные для всех евреев.

Согласно Торе, связь между мужем и женой — священна. Связь эта возникает, когда жена приобретена мужем по крайней мере одним из трех способов: или муж «покупает» жену, или пишется брачный контракт, или мужчина и женщина добровольно вступают в супружеские отношения, причем совершенно обязательно, чтобы были минимум два свидетеля, которые могут это подтвердить.

Начнем с последнего варианта.

1) Источником закона о том, что жена может быть приобретена при помощи интимных отношений, служат слова Торы: «Если возьмет муж жену…» Однако позже мудрецы Торы запретили такой вид заключения брака, чтобы не приучать народ к распущенности и избежать нарушения нравственности. Они нашли нужным создать такое препятствие, видя, что слишком многие злоупотребляют этим способом заключить «брак» лишь для удовлетворения своих сиюминутных влечений.

2) Источник закона о заключении брака посредством написания брачного контракта тоже заключен в Торе. Сказано: «И уйдет женщина из его дома [говорится о разводе] и станет женой другого». Поскольку там говорится о том, что развод вступает в силу, если написан специальный документ, Устная Тора проводит аналогию: как уход женщины от мужа должен быть закреплен документально, так ее вход, то есть брак, тоже должен быть закреплен документально — написанием брачного контракта.

3) Возможность «покупки» жены тоже вытекает из слов Торы: «Если возьмет муж жену». Слово «взять» употребляется также, когда речь идет о купле-продаже. Например, когда Аврагам покупал в Хевроне участок земли с пещерой Меарат-гамахпела, он сказал хозяину этой земли: «Я даю тебе деньги за это поле — возьми их у меня».

КОЛЬЦО

Из всех этих способов приобрести жену решением мудрецов в силе остался лишь один — покупка за деньги. Это и есть обряд «киддушин», который совершают в наше время. Тора не говорит даже намеком, сколько денег следует дать за жену. По этому вопросу школы Шамая и Ѓиллеля разошлись во мнениях, но в конце концов закон был установлен в соответствии с мнением последней: минимум платы — прута (или вещь, ценность которой не меньше пруты). Во времена Мишны прута равнялась цене кусочка чистого серебра, равного по объему половине зернышка ячменя. Чтобы не сеять раздоры между бедными и богатыми, не подчеркивать разницу между отдельными слоями общества, мудрецы установили раз и навсегда: киддушин следует проводить при помощи золотого кольца, на котором нет никаких украшений.

Выражение кедат Моше веИсраэль («по закону Моше и Израиля») звучит только во время «киддушин». Зачем упоминаются и Моше и Израиль? Моше упоминается здесь потому, что он принес Тору, из которой мы узнаем о том, что средством совершения «киддушин» являются деньги. А обычай совершать «киддушин» именно при помощи кольца — обычай Израиля.

В центре церемонии «киддушин» стоит передача невесте обручального кольца. Кольцо — не символ совершения брака, но оно-то и заключает брак. Поэтому кольцо это обязательно должно быть собственностью жениха, и купить его он должен на собственные деньги. В противном случае «киддушин» не имеет силы.

Единственное, что должен сказать жених при совершении «киддушин», это: «Вот, ты посвящаешься мне этим кольцом по закону Моше и Израиля». Слово кадош («святой») означает также «отделенный», «изолированный». И невеста, принявшая кольцо от жениха, называется мекудешет — то есть «посвященная» только своему жениху. Это означает, что с момента совершения «киддушин» невеста становится запрещенной для всех мужчин в мире — словно вещь, которая посвящена Храму и которой нельзя пользоваться никому в мире.

«ЭРУСИН»

В эпоху Талмуда было различие между «эрусин» (или «киддушин») и «ниссуин» — «свадьбой», то есть вступлением невесты в дом жениха. Со временем это различие исчезло: «киддушин» и «ниссуин» осуществляются в рамках единой свадебной церемонии. Сегодня «эрусин» — это взаимное обязательство жениха и невесты вступить в брак.

В наше время принято писать «тнаим», «условия». Так называется документ, в котором родители жениха и невесты назначают день свадьбы и принимают на себя материальные обязательства за ее проведение и за обеспечение того, в чем нуждаются молодожены. Все эти обязательства закрепляются совершением «киньяна», церемонии, подтверждающей соглашение, и подписями свидетелей — согласно тому, что говорит пророк Цфанья: «Остаток не совершит неправды и не вымолвит лжи».

В «тнаим», в частности, есть такая фраза: «…спросив жениха и невесту, которые ответили положительно». Фраза эта введена для того, чтобы все знали: «киддушин» не имеет силы, если нет на то полного согласия жениха и невесты. Жених и невеста должны быть знакомы: «Запрещено кому бы то ни было брать в жены женщину, которую он раньше не видел, — вдруг она станет противна ему». Так сказано в Талмуде, и Письменная Тора категорически требует: «Люби ближнего своего как самого себя».

После написания «тнаим» принято разбивать тарелку — подобно тому, как жених под «хуппой» разбивает стакан.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.