Здавалка
Главная | Обратная связь

ЧАСТЬ 2. ДРЕВЕСНЫЙ АЛФАВИТ (I)



Впервые я открыл для себя алфавит Бет-Луис-Нион в книге Родерика О'Флаерти "Огигия". Этот алфавит, как и алфавит Бойбел-Лот, представлен у него как подлинная реликвия друидов, которую передавали из уст в уста на протяжении многих веков. Говорят, что в более поздние времена его использовали только для ворожбы, и состоит он из пяти гласных и тринадцати согласных. Каждая буква - это название дерева или кустарника, которое с нее начинается:

 

Beth B Береза
Luis L Рябина
Nion N Ясень
Fearn F Ольха
Saille S Ива
Uath H Боярышник
Duir D Дуб
Tinne T Остролист
Coll C Лещина
Muin M Виноград
Gort G Плющ
Peith P Карликовая бузина
Ruis R Бузина

 

Ailm A Пихта
Onn O Дрок
Ura U Вереск
Eadha E Тополь
Idho I Тис

В современном ирландском алфавите названия букв также суть названия деревьев, большинство из которых соответствует списку О'Флаерти, только Т стала дроком, О - ракитником, а А - вязом.

Почти сразу я обратил внимание, что согласные в этом алфавите образуют календарь древесной магии и что все деревья широко представлены в европейском фольклоре.


BETH - B

Первое дерево в алфавите - самосеющаяся береза. По всей Европе березовыми ветками отбивают межи, порют правонарушителей (в прежние времена - умалишенных) и изгоняют из них злых духов. Гвион пишет в "Cad Goddeu", что береза "с оружием поздна", имея в виду, что побеги березы твердеют лишь к концу года. (То же он отмечает об иве и рябине, ветви которых тоже использовались в обрядах.) Березовые прутья присутствуют и в деревенском обряде изгнания духа Старого года. В Риме в это время года березовые прутья несли ликторы при вступлении консулов в должность; двенадцать ликторов на каждого консула, а вместе с ним - тринадцать. Береза - дерево начала. В лесу она распускается первой, если не считать таинственной бузины (1 апреля в Англии - начало финансового года). В Скандинавии появление листьев на березе знаменует начало сельскохозяйственных работ, для фермеров это знак к севу яровой пшеницы. Первый месяц начинается сразу после зимнего солнцеворота, когда световой день, сократившись до предела, начинает возрастать.

Согласных в этом календаре тринадцать, что позволяет считать древесный месяц равным принятому в Британии "лунному" месяцу из двадцати восьми дней (по Блэкстоуну). В солнечном году тринадцать таких месяцев плюс один дополнительный день. Согласно Цезарю и Плинию, год друидов состоит из лунных месяцев, но ни тот, ни другой не указал его продолжительность. У нас нет никаких доказательств, что это была "лунация" продолжительностью в двадцать девять с половиной дней; в году их двенадцать плюс еще десять и три четверти дня. "Календарь Колиньи", датируемый I веком до Р.Х. и состоящий из "лунаций", календарем друидов больше не считается. Он выгравирован латинскими буквами на медной пластине и является одной из предпринятых в первые годы империи попыток романизировать местные верования. Более того, двадцать восемь дней - это реальная продолжительность лунного месяца не только с астрономической точки зрения (обращение Луны по отношению к Солнцу), но и с мистической, ибо у Луны, которая является Женщиной, - нормальный Женский менструальный цикл (слово "менструация" [menstruation] связано со словом "Луна, месяц" [mensis]) [1] из двадцати восьми дней. В Британию "Календарь Колиньи" принесли, вероятно, римляне во время завоеваний Клавдия; память об этих дополнительных днях, как отмечает профессор Т. Глинн Джонс, до сих пор сохранилась в валлийском фольклоре. Однако в древнейших ирландских и валлийских мифах постоянно встречается выражение "год и день", из чего естественно заключить, что календарь Бет-Луис-Нион состоит из 364 дней плюс один. Таким образом, можно считать, что месяц Березы продолжался с 24 декабря по 20 января.


LUIS - L

Второе дерево - рябина ("древо жизни"). Круглые плетенки из рябиновых ветвей с натянутыми на них только что содранными бычьими шкурами (wattles) друиды использовали как крайнее средство заставить демонов дать ответ на трудные вопросы - отсюда ирландское присловье "to go on the wattles of knowledge", что значит "стараться получить сведения во что бы то ни стало". На Британских островах рябина - наиболее распространенное средство отвести удар молнии и колдовские чары: так, с лошадьми, на которых навели порчу, можно совладать лишь кнутом с кнутовищем из рябины. В древней Ирландии друиды противостоявших армий разводили костры из рябиновых ветвей и произносили над ними заклинания, чтобы духи приняли участие в сражении. В ирландском "Сказании о Фраоте" ягоды волшебной рябины, которую стережет дракон, могли заменить девять трапез; кроме того, они исцеляли раны и добавляли человеку год жизни. В "Сказании о Диармайде и Грайне" ягоды рябины наряду с яблоками и красными орехами названы пищей богов. По выражению "пища богов" можно предположить, что запрет на пищу красного цвета проистекал из заперта простолюдинам есть ярко-красные мухоморы, которые, согласно упомянутой Нероном греческой поговорке, являлись "пищей богов". В Древней Греции пища красного цвета (лангусты, бекон, красная кефаль, креветки, красные ягоды и фрукты) разрешалась только на поминальных праздниках. (В эпоху бронзы в Греции и Британии красный считался цветом смерти: красную охру обнаружили в мегалитических захоронениях в горах Пресцелли и на равнине Солсбери.) Рябина - дерево животворящее. Ботаническое название рябины - Fraxinus (или Pyrus) Aucuparia - свидетельствует о том, что ее использовали для ворожбы. Рябину называли "Колдуньей"; веточки, с помощью которых искали месторождения металлов, были рябиновыми. Как дерево животворящее, ее могли использовать и для обратного. В данаанской Ирландии рябиновый кол вбивали в труп, чтобы тот не ожил. В "Сказании о Кухулине" три Ведьмы проткнули рябиновыми прутьями собаку, священное животное Кухулина, чтобы убить ее наверняка.

Рябину использовали оракулы, что объясняет неожиданное наличие обширных зарослей рябины на Рюгене и других янтарных островах Балтийского моря, некогда служивших святилищами для оракулов, и ее нередкое присутствие близ древних каменных кругов, отмеченное Джоном Лайтфутом в "Flora Scotica" (1777).

Второй месяц продолжается с 21 января по 17 февраля. На его середину (2 февраля) приходится важный кельтский праздник, ныне Сретение. Он знаменовал возвращение года к жизни и был первым из четырех "кардинальных дней", в которые британские Ведьмы справляют шабаши. Остальные дни приходились на канун Майского дня, праздник Урожая (2 августа) и День Всех Святых, когда год умирал. Эти дни соответствуют четырем большим ирландским праздникам костров, о которых упоминает Кормак, архиепископ Кашельский (X век). В Ирландии и Шотландии 2 февраля очень удачно приходится на день Св. Бригиты, бывшей Белой Богини, животворящей Тройственной Музы. Связь рябины с праздником костров на Сретение показана в "Книге Баллимота" в огаме Моранна Макмейна: он поэтически называет рябину "упоение очей, а именно, Luisiu - пламя".


NION - N

Третье дерево - ясень. В Греции ясень был священным деревом Посейдона, второго бога из ахейской троицы; широкое распространение имел культ Нимф Мелий, духов ясеня. По Гесиоду, Мелии возникли из капель крови Урана, которого оскопил Кронос. Три из пяти магических деревьев Ирландии - дерево Торту, дерево Дати и ветвистое дерево Уснех - ясени. В 665 году их срубили, что символизировало победу христианства над язычеством. Еще в XIX веке в Киллуре рос потомок священного дерева Кривна, тоже ясень. Это дерево не позволяло утонуть, и эмигранты, отправлявшиеся в Америку после Картофельного мора, брали с собой щепочки ясеня. В британском фольклоре ясень - дерево возрождения. Джилберт Уайт рассказывает в "Истории Селборна", как когда-то лечили грыжу у детей: перед восходом Солнца их проводили нагишом через расщепленный ствол ясеня с отрубленной верхушкой. В отдаленных уголках Англии этот обычай сохранился до 30-х годов XIX века. Из ясеня был сделан жезл друида с украшением в виде спирали, найденный недавно в Англии и датируемый началом I века. В связи с "Битвой Дерев" упоминается величественный ясень Иггдрасиль, священное дерево Водена (Вотана, Одина, Гвидиона), который служил ему боевым конем. Получил он его от Тройственной Богини, Которая, как три Норны скандинавской легенды, вершила под ясенем Свой суд. Оставшись покровителем лошадей, Посейдон стал еще и богом мореплавателей, когда ахейцы начали выходить в море; то же произошло и с Воденом, когда начал выходить в море его народ. В древнем Уэльсе и Ирландии из ясеня делали весла и каркасы для лодок; ясеневыми прутьями погоняли лошадей, хотя иногда предпочитали безпощадный тис. Упоминаемая Гвионом жестокость ясеня заключается в том, что его тень вредна для трав и злаков. В тени ольхи, наоборот, злаки растут хорошо. Веточками ясеня образованы буквы в руническом алфавите Одина; корни ясеня удушают корни других лесных деревьев. Ясень - дерево могущества морской стихии или силы, заключенной в воде. Другое имя Водена - Иггр, от которого образовано слово "Иггдрасиль", - несомненно, связано со словом hygra, по-гречески "море" (дословно - "влажная стихия").

Третий месяц - месяц весеннего половодья, продолжается он с 18 февраля по 17 марта. В первые три месяца ночи длиннее, чем дни, и Солнце все еще пребывает во власти Ночи. Этруски не включали их в священный год.


FEARN - F

Четвертое дерево - ольха, дерево Брана. В "Битве Дерев" ольха сражается в первых рядах, а под этим подразумевается, что F - одна из первых пяти согласных в алфавитах Бет-Луис-Нион и Бойбел-Лот. В ирландской "Песни лесных деревьев" Оссиана [2] об ольхе говорится как о "самой воинственной Колдунье в лесу, дереве, самом пылком в бою". Подобно иве, тополю и каштану, ольха плохо горит, но углежоги считают, что из нее получается отличный древесный уголь. Ее связь с огнем показана в "Сказании о Бранвен", где племянника Брана, Гверна (ольха), сжигают на костре. В сельских районах Ирландии порубка священной ольхи считается преступлением и наказывается сожжением дома преступника. Ольха надежно противостоит разлагающей силе воды: ее клейкие листья дольше других сопротивляются зимним дождям, а древесина долго не гниет, из нее делают акведуки и сваи. На ольховых сваях стоит Риальто в Венеции и некоторые средневековые соборы. Римский архитектор Витрувий сообщает, что ольховые сваи использовали, когда гатили дорогу через болота Равенны.

В этом смысле связь Брана с ольхой четко прослеживается в "Сказании о Бранвен". Свинопасы (жрецы-оракулы) короля Ирландии Матолуха видят в море лес и не могут понять, что это такое. Бранвен говорит им, что это идет мстить за Нее флот Брана Благословенного. Корабли бросают якорь близ берега, Бран со своими людьми переходит по мелководью на берег и переносит свое добро; затем он наводит мост через реку Линон, хоть ее охраняет волшебное заклятие: он ложится поперек реки, а сверху на него накладывают мостки. Другими словами, на сваях из ольхи строят сначала пристань, а затем мост. О Бране говорили: "Ни один дом не вместит его". На загадку "Чего не вмещает ни один дом?" ответ прост: "Свай, на которых он стоит", ибо самые первые дома в Европе строили у озер на сваях из ольхи. С одной стороны, "поющая голова" Брана - это мумифицированная вещая голова священного царя, с другой - "голова" (то есть верхушка) ольхи. Из зеленых ольховых веток получаются отличные свистульки, а по словам моего приятеля Рикардо Сикре-и-Серда, мальчишки местечка Серданья в Пиренеях из поколения в поколение передают друг другу следующее присловье по-каталонски:

Бернг, Бернг, кожу сбрось,
Ты у меня нежно запоешь.

Эти слова повторяют, обстукивая кору веткой ивы, чтобы ее легче было снять. Бернг (или Вернг на близком к каталонскому языку наречии жителей Майорки) - все тот же Бран. К нему обращаются от имени Богини Ивы. То, что кору обстукивают именно ивой, а не другой веткой ольхи, позволяет предположить, что этими свистульками Колдуньи призывали разрушительные ветры, в частности северный. Точно таким же способом делали и дудочки с несколькими отверстиями, так что "поющая голова" Брана - это дудка из ольхи. В Харлехе, где "голова" Брана пела семь лет, мимо скалы Касл протекает ручей, на котором стоит водяная мельница, - место, вполне подходящее для священной ольховой рощи. Возможно, за легендой об Аполлоне, который велел содрать кожу с Марсия, игравшего на флейте, скрывается то, что при изготовлении дудочек с ольхи снимают кору.

В древней Ирландии из ольхи делали ведра для молока и другую посуду. Отсюда ее поэтическое название в "Книге Баллимота" - Comet lachta ("стерегущая молоко"). Связь Брана-Кроноса, ольхи, с Реей-Ио, белой лунной коровой, очень важна. В Ирландии Ио называли Glas Gabhnach ("пустомолочная"): она давала реки молока, но не родила ни одного теленка. Ее выкрал в Испании летающий карлик кузнец Гавида; за один день в сопровождении семи его сыновей (вероятно, это дни недели) она сделала круг по всей Ирландии. Ее именем назвали Млечный Путь - Bothar-bo-finne ("След Белой Коровы"). Как сообщается в "Трудах Великой Академии бардов", ее убил Гуайре по просьбе Жены Шонкана Торпеста, а согласно "Истории Ирландии" Китинга, она была отомщена в 528 году. За убийство другой священной коровы верховный король Ирландии Диармайд был убит своим старшим сыном.

О связи Брана с Западным океаном говорит название возвышающегося над Краем Земли самого западного холма Британии - Каер Бран.

В греческих и римских мифах ольха почти не упоминается, вероятно, потому, что ее сменило другое дерево-оракул - дельфийский лавр. Тем не менее, в "Одиссее" и "Энеиде" есть два важные упоминания об ольхе. В "Одиссее" ольха названа первым из трех деревьев воскрешения (два других - тополь и кипарис), из которых состоит роща возле пещеры Калипсо, Дочери Атласа, на Ее острове блаженных Огигии; в роще вьют гнезда крикливые морские вороны (священные птицы Брана в Британии), соколы и совы. В связи с этим становится понятно, почему, рассказывая в "Энеиде" о Сестрах солнечного героя Фаэтона, Вергилий говорит, что, оплакивая Своего брата, Они превратились не в рощу тополей, как у Еврипида и Аполлония Родосского, а в заросли ольхи на берегах реки По: по-видимому, это был еще один остров блаженных. Греческое слово "ольха" (cle/thra) происходит от cleio - "закрываю", "заключаю". Объясняется это, видимо, тем, что выросшие вдоль берега заросли ольхи заточают героя на острове оракула. Вероятно, острова оракула были сначала речными, а не морскими.

Ольха была и остается известной тем, что дает три замечательные краски: красную из коры, зеленую из цветков, коричневую из веток, что символизирует огонь, воду и землю. В "Словаре вышедших из употребления слов" Кормака (X в.) ольха названа ro-eim - "то, что делает лицо красным". Отсюда можно заключить, что "герои, раскрашенные алым" из валлийских "Триад" (они же священные цари) были связаны с культом ольхи Брана. Одна из причин почитания ольхи священным деревом заключается в том, что, когда ее срубают, она, поначалу белого цвета, становится красной, как истекающий кровью человек. В британском фольклоре зеленый цвет ассоциируется с зелеными одеждами Фей; если предположить, что Феи - уцелевшие представители древних племен, изгнанные в горы и леса, то зеленый цвет Их одежд можно объяснить как защитный - в Средние века зеленое носили лесники и преступники. Использовали зеленую краску, по-видимому, с очень древних времен. Но прежде всего ольха - это дерево огня, а сила огня позволяет избавить землю от воды. Ольховая ветвь, по которой Брана узнали в "Cad Goddeu", это знак воскресения - почки на ней расположены спиралью. А спираль - символ еще более древний: ранние шумерские святыни представляют собой "дома духов", вроде тех, что есть в Уганде, по краям этих домов стоят спиралевидные столбы.

Четвертый месяц продолжается с 18 марта, когда начинает цвести ольха, по 14 апреля, когда под весенним солнцем высыхают воды паводка. На этот период приходится день весеннего равноденствия: день становится длиннее ночи и солнце входит в пору зрелости. Если, выражаясь языком поэзии, ясень - это весла и каркас лодки, на которой Дух года добирается через разливы до сухой земли, то ольха - сваи, на которых среди зимних половодий возвышается его дом. В греческой мифологии Ферн (Fearn, Bran) фигурирует как царь Фороней (Phoroneus), правитель Пелопоннеса. В Аргосе, основателем которого он якобы являлся, его почитали героем. У Гелланика Лесбосского, просвещенного современника Геродота, Фороней - отец Пеласга, Иаса и Агенора, после его смерти поделивших между собой его царство: другими словами, Форонея на Аргосе почитали с незапамятных времен. Посетивший Аргос Павсаний пишет, что Фороней был мужем Сердо (Белая Богиня в образе Музы), его отцом был речной бог Инах, а Матерью - Нимфа Мелия (ясень). В древесном календаре ольха следует за ясенем и растет возле рек, так что эту родословную можно считать вполне уместной. Павсаний, который отождествляет Форонея и Ферна (Fearn), не принимая в расчет легенду о Прометее, превращает Форонея в изобретателя огня. Гигин называет его Матерью Аргейю (ослепительно белая), а это вновь Белая Богиня. Таким образом, Фороней, подобно Брану и прочим священным царям, был рожден Белой Богиней, женат на Ней и Ею погребен. Погребала его Богиня смерти Гера Аргейя, Которой он якобы первой принес жертвы. В данном случае Фороней - это Феариней (Fearineus), бог весны; ему ежегодно приносили жертвы в день весеннего равноденствия на горе Крона в Олимпии. [3] Когда речь заходит о его поющей голове, сразу же вспоминается Орфей (Orpheus), чье имя, возможно, происходит от Orphruoeis ("растущий на берегу реки"), т.е. "ольха".

Кое-где в Средиземноморье ольху, судя по всему, заменял кизил. Его латинское название cornus происходит от cornix ("ворона"). Ворона - священная птица Сатурна или Брана, она поедает красные "вишенки" кизила, как у Гомера их поедали свиньи Кирки. Овидий усматривает связь кизила с дубом, питавшим людей в век Сатурна. Как и из ольхи, из кизила получают красную краску. Это дерево почитали в Риме священным: место для постройки Рима было выбрано там, где упало кизиловое копье Ромула. Соответствие кизила месяцу марту подтверждается тем, что в середине марта он покрывается белыми цветами.


SAILLE - S

Пятое дерево - ива. В Греции это священное дерево Гекаты, Кирки, Геры и Персефоны (все воплощения Тройственной Лунной Богини как Смерти), иве особо поклонялись колдуньи. Кулпепер в "Полном травнике" говорит о ней кратко: "Принадлежит Луне". На севере Европы ее связь с колдуньями настолько тесна, что слова Witch ("Колдунья") и wicked ("злой, нечестивый") происходят от одного и того же древнего названия ивы (отсюда и wicker - "ивовые прутья"). В сельской Англии для изготовления "помела Ведьмы" (Witch's besom) по-прежнему берут ясеневый кол, березовые ветки и вязанки ивовых прутьев. Береза изгоняет злых духов, застревающих на помеле; ясень - чтобы не утонуть (Колдуньи совершенно беззащитны, если отобрать у Них помело и бросить в воду); ива - в честь Гекаты. В ивовых корзинах друиды приносили человеческие жертвы в полнолуние, ритуальный кремневый нож имел форму листа ивы. Ива (helice по-гречески, salix по-латыни) дала имя Геликону, обители девяти Муз, оргиастических Жриц Лунной Богини. Возможно, до Аполлона предводителем этих Муз, равно как и хранителем Дельфийского оракула, был Посейдон, ибо роща на Геликоне даже в классический период была посвящена ему. Согласно Плинию, ива росла возле пещеры на Крите, где родился Зевс, а А. Б. Кук, рассказывая в книге "Зевс" о нескольких монетах из Гортины на Крите, делает предположение, что Европа (на монетах Она сидит в ветвях ивы с ивовой корзинкой в руке, Ее заключает в любовные объятия Орел) - это не только Eur-ope, "Широколицая", т.е. Полная Луна, но и Eu-rope - "Та, что в цветущих ветвях ивы", иначе говоря - Гелика, Сестра Амалфеи. Веточка ивы, которую носят на шляпе в знак неразделенной любви, первоначально служила амулетом, оберегавшим от ревности Лунной Богини. Ива выбрана Ее священным деревом по многим причинам. Ива больше других деревьев любит воду, а именно Лунная Богиня - Подательница росы и влаги вообще; листья и кора ивы, из которых получают салициловую кислоту, - прекрасное средство от приступов ревматизма, которые, как раньше считалось, вызывает колдовство. Главная оргиастическая птица Богини - вертишейка [4] (птица-змея, или кукушкина подружка), она прилетает весной, шипит, как змея, может распластаться на ветке, в гневе поднимает хохолок, вертит шеей, откладывает белые яйца, поедает муравьев и имеет на перьях V-образные отметины, напоминающие отметины на чешуе священных змей в Древней Греции. Она вьет гнезда только на ивах. Из ивы делали ликносы, решетчатые корзины, через которые в древности веяли зерно. Именно в этих корзинах, "грохотах", Колдуньи из Северного Бервика, как Они признались королю Иакову I, отправлялись в море на шабаш. На знаменитой картине Полигнота в Дельфах изображен Орфей, когда он, прикоснувшись к иве в роще Персефоны, получает дар мистического красноречия - сравните наставление в "Песни лесных деревьев":

"Дерево иву не жги, свято оно для поэтов".

Ива - колдовское дерево, пятое по счету в году, а пятерка (V) - священное число Минервы, Лунной Богини римлян. Этот месяц продолжается с 15 апреля по 12 мая, на его середину приходится Майский день с его бурными оргиями и чудодейственными росами. Возможно, шествие с ветками вербы и Вербное воскресенье (переходящий праздник, обычно выпадающий на начало апреля) - обычай, которым когда-то отмечали начало месяца ивы.


UATH - H

Шестое дерево - боярышник, или мэй - по названию месяца мая (may). Вообще-то это дерево несчастливое. Имя, под которым оно встречается в ирландских Брихонских установлениях - sceith, очевидно, связано с индоевропейским корнем sceath или sciath, "вред". Отсюда английское scathe ("ущерб", "вред") и греческое a-scethes ("невредимый"). В этом месяце в Древней Греции, как и в Британии, люди одевались в старую одежду - обычай, упомянутый в поговорке "Ne'er cast a clout ere May be out" - "Обносок не снимай, покуда месяц май". Имеется в виду вовсе не переменчивая английская погода; такая же поговорка известна в северо-восточной Испании, где к Пасхе устанавливается жара. В мае воздерживались от половой жизни, что объясняет, почему май считался несчастливым месяцем для свадеб. В Греции и Риме в мае убирали в храмах и мыли статуи богов: это был месяц подготовки к празднику летнего солнцеворота. Имя греческой Богини Майи, хотя в английской поэзии Она предстает "вечно прекрасной и юной", происходит от слова Maia - "Бабушка": Она была злой Колдуньей, а Ее сын, Гермес, сопровождал души умерших в ад. На самом деле это Белая Богиня, Которая под именем Кардеи околдовывала боярышником. У греков, если свадьбу играли раньше этого несчастливого месяца (считалось, что брак противен Богине), Ее старались умилостивить пятью факелами из боярышника и его цветками.

В "Римских вопросах" Плутарх спрашивает: "Почему римляне не сочетаются браком в мае?" и дает верный ответ: "Не потому ли, что в этом месяце они проводят великий обряд очищения?" Он поясняет, что в этом месяце в реку бросали кукол argeioi ("белые люди") как приношение Сатурну. Овидий в "Фастах" рассказывает о вещем предсказании Жрицы Юпитера по поводу замужества его Дочери: "До июньских ид (середина месяца) не будет счастья ни Невестам, ни женихам. До тех пор, пока желтые воды Тибра не унесут в море мусор из храма Весты, я не буду ни расчесывать волосы, которые обрезала в знак траура, ни стричь ногти, ни спать с Моим мужем, хотя он и жрец Юпитера. Не спеши. Твоя Дочь будет счастлива в браке, когда в очищенном жертвеннике возгорится огонь Весты". Завершались плохие дни 15 июня; в Греции несчастливый месяц начинался и заканчивался чуть раньше. По сведениям церковного историка Созомена из Газы (V век), в это же время проходила Терпентинская ярмарка в Хевроне, предполагавшая запреты на новую одежду и половую жизнь с той же целью - очищение священных изображений.

В валлийской мифологии боярышник - это злой вождь великанов Аспадатен Пенкаур, отец Олвен ("Той, что оставляет Белый След") - еще одно имя Белой Богини. В "Сказании о Килхухе и Олвен" (Килхух назван так потому, что его нашли в свином хлеву) Великан Боярышник делает все возможное, чтобы помешать женитьбе Килхуха на Олвен и требует приданого из тринадцати сокровищ, которые, конечно же, раздобыть невозможно. Жил этот великан в замке, его охраняли девять привратников и девять сторожевых псов, что подтверждает, насколько строгим был запрет на женитьбу в месяц боярышника.

Погубившего старое дерево боярышника в Ирландии ожидало великое несчастье. Два случая из XIX века приводит И. М. Халл в книге "Фольклор Британских островов". У нарушившего запрет могла пасть скотина, он мог потерять детей и все состояние.

В исследовании "Боярышник в истории Британских островов" Воэн Корниш приводит немало документальных свидетельств и описывает священные деревья в гэльских провинциях, которые растут у источников. Например, "боярышник святого Патрика" в городке Тинахели в графстве Уиклоу: "Верующие присутствовали 4 мая, должным образом обошли источник и, оторвав по лоскуту от одежд своих, повесили на боярышник". Корниш добавляет: "Это день св. Моники, но действия их мне непонятны". День св. Моники соответствует 15 мая по старому стилю, следовательно, это была церемония в честь только что начавшегося месяца боярышника. Верующие отрывали лоскуты от одежд, дабы выказать свою скорбь и умилостивить божество.

Таким образом, боярышник - дерево строгого целомудрия. Месяц начинается 13 мая, когда зацветает боярышник, и заканчивается 9 июня. Следует, однако, отличать применение боярышника в аскетических целях в честь Богини Кардеи от того, как впоследствии его использовали на оргиях в честь Богини Флоры, чем объясняется средневековый английский обычай выезжать утром в Майский день за цветами боярышника и танцевать вокруг Майского дерева. Аромат цветущего боярышника напоминает запах Женщины; в Турции цветущая ветка боярышника считается эротическим символом. Корниш приводит доказательства того, что культ Флоры появился на Британских островах в конце I века до Р.Х. во время второго нашествия белгов, и добавляет, что Гластонберийский терн, который расцветал на старое Рождество (5 января по новому стилю) и был срублен пуританами во время революции, представлял собой разновидность боярышника. Это дерево навсегда осталось в истории благодаря гластонберийским монахам. Они освятили его, введя новые подробности истории о посохе Иосифа Аримафейского и терновом венце, чтобы цветы боярышника, обычно появляющиеся не раньше Майского дня, не использовали на оргиях.

Возможно, оргиастическим боярышником был и Старый куст, выросший возле собора св. Давида: этим можно объяснить легенду о таинственном рождении Давида.


DUIR - D

Седьмое дерево - дуб, дерево Зевса, Юпитера, Геракла, Дагды (предводителя древних ирландских богов), Тора и других божеств грома, Яхве в его ипостаси Эль (El) и Аллаха. Нет нужды распространяться о царственном достоинстве дуба: многим известны рассуждения сэра Джеймса Фрэзера в "Золотой ветви" о принесении в жертву немийского царя-дуба в день летнего солнцеворота. Костры в честь этого праздника разводили непременно из дубовых поленьев, ими же поддерживали огонь Весты в Риме, да и обычный костер зажигали от дубового полена. Когда Гвион пишет в "Cad Goddeu": "Его "дверей страж крепкий" зовет и друг, и враг", он имеет в виду, что двери чаще всего делали из дуба - самого прочного и не знающего износа дерева, и что слово duir (название дуба в алфавите Бет-Луис-Нион) во многих европейских языках означает "дверь": древне-кельтское dorus, латинское forus, греческое thura и немецкое Tur произошли от санскритского dwar, да и еврейская буква Daleth означает "дверь" (вместо l в этом слове когда-то стояла буква r).

Середина лета - время цветения дуба, дерева стойкости и победы, о котором, как и о ясене, говорят, что он "притягивает к себе молнию". Считается, что корни дуба уходят в землю на глубину, равную высоте его кроны (об этом пишет Вергилий), почему он и символизирует бога, законы которого правят и небесами, и преисподней. Некогда молниями были вооружены и бог ясеня Посейдон, и бог дуба Зевс, но после того, как ахейцы покорили эолийцев, молния Посейдона превратилась в трезубец, и право метать молнии осталось за Зевсом. Возможно, дубовые оракулы были введены в Греции ахейцами: сначала они, подобно франкам, обращались за советом к буку, но, поскольку буков в Греции нет, использовали его ближайшее подобие - дуб с его съедобными желудями, дав ему имя phegos, то есть fagus - "бук" по-латыни. Как бы то ни было, додонский дуб-оракул назывался phegos, а не drus; как утверждает Аполлоний Родосский, оракульный корабль "Арго" был в основном построен из этого дерева. Но более вероятно то, что оракул в Додоне существовал за много веков до появления ахейцев и что прав был Геродот, утверждавший вслед за египетскими жрецами, что культ черной голубки и дуба Зевса в Аммоне в ливийской пустыне и культ дуба-оракула Зевса в Додоне относятся к одному и тому же времени. Профессор Флиндерс Петри утверждает, что религиозный союз между Ливией и материковой Грецией имел место еще в третьем тысячелетии до Р.Х. Дуб в Аммоне принадлежал племени гарамантов, греки считали их прародителя Гараманта "первым из людей". Зевс из Аммона был чем-то вроде Геракла с головой барана и напоминал бараноголового Осириса и Аммона-Ра - бога Солнца с бараньей головой из египетских Фив, откуда, по Геродоту, черные голубки летали в Аммон и Додону.

Этот месяц, который ведет свое название от бога-дуба Юпитера, начинается 10 июня и заканчивается 7 июля. На его середину приходится Иванов день, 24 июня, когда царя-дуба приносили в жертву, сжигая его заживо. Кельтский год делился на две части; вторая половина начиналась в июле, по-видимому, после семидневного поминания или погребального пира в честь царя-дуба.

Подобно Гвиону, сэр Джеймс Фрэзер отмечает близость слова "дверь" в индоевропейских языках и указывает, что "дверей страж крепкий" - это Янус, два лица которого обращены в разные стороны. Как обычно, он не доводит свои рассуждения до конца. Лицо Дуира, бога месяца дуба, обращено в две стороны потому, что он находится на поворотном пункте года, а это уравнивает его с богом-дубом Гераклом, который после смерти стал привратником богов. Его, наверное, можно отождествить с британским богом Хлиром (Хлутом, Нутом), богом моря, то есть богом мореплавателей бронзового века, который был "отцом" Крайтилад (Корделии), одной из ипостасей Белой Богини; согласно Гальфриду Монмутскому, могила Хлира в Лейстере расположена в склепе, сооруженном в честь Януса. Гальфрид пишет:

"А Кордейла, Дочь Леира, взяв в Свои руки бразды правления, погребла отца в подземелье, которое приказала соорудить под рекой Сорой в городе Легецестрии. Это подземелье было посвящено двуликому Янусу. Все городские ремесленники приступили к работам над этим сооружением и завершили его лишь по прошествии года, накануне торжеств в честь упомянутого божества".

Хлир - бог доримского времени, и это позволяет нам утверждать, что он, подобно Янусу, был двуликим и покровительствовал Новому году, только год у кельтов начинался не зимой, а летом. Гальфрид не указывает дату поминального пира, скорее всего, его проводили в конце июля.

Старинные ярмарки батраков в английских деревнях проходили обычно между мартом и октябрем в день местного святого. ("На престольный праздник Банбери поспевают рожь и клевер. На Рэнбери созревают ранние яблоки". См. "Словарь диалектов английского языка"). Однако, поначалу они, должно быть, приходились на праздник Урожая между сенокосом и уборкой хлеба. К тому, что эти праздники были поминками по мертвому царю, я еще вернусь. Англосаксонской разновидностью Лугомасса (пира в честь бога Луга или Хлеу) был "хлаф-масс" - "хлебная месса", связанная с уборкой хлеба и убийством царя-Зерна.

Упоминание о Хлире как о Янусе имеется, как я полагаю, в конце пророчества Мерлина королю-язычнику Вортигерну и его друидам, о котором пишет Гальфрид Монмутский:

"Не будет больше священнослужителей у Януса. Закроется его дверь и останется закрытой в Ариадниных щелях".

Иными словами, древняя религия друидов, основанная на культе дуба, будет сметена христианством, а дверь - бог Хлир - будет томиться в забвении в замке Арианрод, Corona Borealis.

Это позволяет лучше понять связь римского Януса и Белой Богини Кардеи как Богини Дверных Петель, пришедшей в Рим из Альба Лонга. Она была той самой петлей, на которой поворачивался год (римский, а не этрусский), и Ее особое значение запечатлено в латинском прилагательном cardinalis (как мы выражаемся, "кардинальное значение"), которое применялось, в частности, к четырем главным ветрам; вплоть до классических времен считалось, что ветры подчиняются только Великой Богине. В образе Кардеи Она повелевала Небесной петлей за спиной Северного ветра, вокруг которой, как объясняет Варрон в труде "О сельском хозяйстве", вращается мельничный жернов Вселенной. Нагляднее всего эта концепция высказана в скандинавской "Эдде", где две Великанши, Фенья и Менья, Которые холодной полярной ночью вращают гигантский жернов Гротти, воплощают Собой то созидающую, то разрушающую Белую Богиню. Еще в одном эпизоде из скандинавской мифологии Богиня представлена в девяти ипостасях: девять Великанш, Которые вместе являются Матерями героя Рига, то есть Хеймдалля, основателя общественного строя скандинавов, и точно так же вращают вселенскую мельницу. Возможно, когда-то Янус не был двуликим: эту особенность он мог заимствовать у Самой Богини, Которую в дни Карменталий (праздник в честь Карменты), отмечаемых в начале января, называют Постворта и Антеворта - "Та, что смотрит назад и вперед". Тем не менее, крылатый и длинноволосый Янус появляется на очень древнем статире Маллоса, критской колонии в Киликии. Он отождествлен с солярным героем Талусом, на той же монете присутствует голова быка. На похожих монетах конца V века до Р.Х. в руке у него диск с восемью лучами, а из его двойной головы поднимается спираль безсмертия.

Теперь, наконец, я могу завершить свои рассуждения о замке Арианрод и "неподвижном обращении между тремя стихиями". Священного царя-дуба убивали в день летнего солнцеворота и отправляли в Corona Borealis, которой правила Белая Богиня и которая как раз в это время появлялась над горизонтом на севере. Однако из песни, приписываемой Аполлонием Родосским Орфею, известно, что Царица обращающейся Вселенной Евринома, или Кардея, - это Та же Рея с Крита; получается, что Рея обитает и у оси жернова, пребывая в неподвижном обращении, и на Млечном Пути. Можно предположить, что в более поздней мифологической традиции священный царь отправлялся служить Ей не в замок, а к жернову: так Самсон после того, как его ослепили и лишили силы, вращал жернов в темнице Далилы.

Еще одно имя Богини Жернова - Артемида Каллисто ("Прекраснейшая"), Ее священным животным в Аркадии была медведица в Афинах на празднике Артемиды Брауронии роль священных медведиц исполняли две Девочки десяти и пяти лет, одетые в честь Луны в шафранно-желтые одежды. Два созвездия, которые вращают жернов, по-прежнему называются Большой и Малой Медведицами. По-гречески Большую Медведицу Каллисто именуют также Helice, что значит и "Та, что вращает", и "ивовая ветка" - напоминание о том, что ива была священным деревом этой Богини.

Ранее, когда речь шла о Гвине, мы приводили свидетельство того, что культ дуба пришел в Британию с Балтики между 1600 и 1400 годами до Р.Х. Это позволяет считать, что алфавит Бет-Луис-Нион, в котором дуб - главное дерево, был составлен не ранее 1600 года до Р.Х., хотя рябину, иву, бузину и ольху, вероятно, использовали в сакральных целях уже раньше. Гвин ("Белый"), сын Хлира и Хлута, был похоронен в дубовом гробу-лодке в честь своего отца: он был подобием Осириса (а его соперник "Виктор, сын Иссушающего" - неким подобием Сета), впоследствии его отождествляли с королем Артуром. Префикс Win в названиях многих старинных городов Британии, происходит от его имени.


TINNE - T

Восьмое дерево - остролист (падуб), он цветет в июле. Остролист фигурирует в "Сказании о Гавейне и Зеленом Рыцаре", изначально ирландском. Зеленый Рыцарь - безсмертный великан, вместо дубинки у него куст остролиста. Он и сэр Гавейн (в ирландском варианте Кухулин), типичный Геракл, договариваются снести друг другу головы в противостоящие праздники Нового года (середина лета и середина зимы), но Рыцарь Остролист дарует Рыцарю Дубу жизнь. В балладе Робина Гуда "Женитьба сэра Гавейна" король Артур, обосновавшийся в Карлайле, говорит:

"...пришел на пустошь, вижу,
Что Дама там сидит
Меж падубом и дубом,
Вся в пурпурном Она".

Этой не названной по имени Дамой была, вероятно, Богиня Крайтилад, из-за Которой, в валлийском мифе, Рыцарь Дуб и Рыцарь Остролист будут сражаться в каждый первый день мая до Судного дня. В Средние века считалось, что св. Иоанн Креститель, лишившийся головы в Иванов день, унаследовал все титулы и особенности царя-дуба, поэтому естественно предположить, что Иисус Христос, как милосердный продолжатель его дела, наследовал царю-остролисту. По этой причине остролист прославлен больше, чем дуб. Например, слова из рождественской песенки "Остролист":

"Из всех дерев, что есть в лесу,
С венцом лишь Остролист" -

восходят к "Песни лесных деревьев": "Сомненья нет, что остролист всех лучше из дерев". В этой рождественской песенке с подобающим припевом о "восходящем Солнце и бегущем олене" в каждой строфе то или иное свойство остролиста (белизна цветков, алый цвет ягод, острота шипов, горечь коры) соотносится с рождением или страстями Христа. Holly ("остролист") значит holy ("святой"). И все же коренной обитатель Британских островов, остролист, вряд ли изначально входил в число деревьев алфавита Бет-Луис-Нион: вероятно, он заменил вечнозеленый красный дуб, с которым у него много общего, включая ботаническое название ilex, и который появился на Британских островах лишь в XVI веке. Красный (кермесоносный, каменный) дуб - вечнозеленый близнец обычного дуба; его древнегреческие названия (prinos и hysge) используются в новогреческом применительно к остролисту. Колючими листьями этого дуба питается кермесовый червец - насекомое алого цвета, напоминающее ягоды остролиста (одно время его и принимали за ягоды). В древности из кермесового червеца делали царский пурпур и любовное снадобье. В английском переводе Библии слово "дуб" иногда переводится "терпентинное дерево", а иногда как "красный дуб"; эти два дерева образуют в религиозных верованиях Палестины священную пару. Как царь Иудейский, Христос был облачен в багряницу (Мф.27:28).

Буквы D и T можно считать близнецами: они "белоснежные, как лилии, мальчики, одетые в зеленое" из средневековой песенки "Зеленый тростник". D - это дуб, царствующий, когда год возрастает, священный дуб друидов, дуб из "Золотой ветви". T - вечнозеленый дуб, царствующий, когда год убывает, дуб кровавый: роща вечнозеленых дубов близ Асопа Коринфского была посвящена Фуриям. Словом Dann, или Tann (эквивалент Tinne), кельты обозначали любое священное дерево. В Галлии и Британии оно значило "дуб", в кельтской Германии - "ель"; в Корнуолле glas-tann ("священное зеленое дерево") обозначало вечнозеленый каменный дуб, а английский глагол to tan ("дубить") возник с началом использования его коры при дублении. Однако в древней Италии во время зимних сатурналий землепашцы использовали не вечнозеленый дуб, а остролист. Галльского бога грома звали Таннус, а бога грома, вооруженного молнией-трезубцем, - Тина; его культ этруски заимствовали у гэльских племен, среди которых поселились.

К сожалению, отождествление миролюбивого Христа с остролистом или каменным дубом - явный поэтический просчет, разве только иметь в виду его слова, что не мир он принес, но меч. Палачом своего брата-близнеца обычно был танист: на Т-образном кресте распинали царя-дуба, а не царя-остролиста. Лукиан в "Слушании гласных в суде" (ок.160 г.) предельно ясен:

"Мужи возопили, оплакивая свою участь, и проклинают Кадма, который ввел тау в семейство букв; говорят, будто тело этой буквы взяли за образец тираны, ее облику они подражали, когда ставили столбы, чтобы распинать людей. Stauros зовется это мерзкое сооружение, и от буквы тау ведет оно мерзкое имя свое. И что же, после всех этих преступных деяний, разве не заслуживает тау смерти, нет, множества смертей? Лично я не знаю ничего хуже ее очертания - она передала его распятию, прозванному по ее имени Stauros".

В гностическом Евангелии от Фомы, сочиненном примерно в это же время, в споре Иисуса с его школьным учителем возникает тема буквы Т. Учитель, ударив Иисуса по голове, предрекает ему распятие. Во времена Иисуса еврейская буква тав, последняя буква алфавита, по виду напоминала греческую тау.

Остролист правит восьмым месяцем, а восемь, как число возрастания, прекрасно подходит месяцу жатвы ячменя, который продолжается с 8 июля по 4 августа.


COLL C

Девятое дерево - орешник во время сбора орехов. В кельтских легендах орех символизирует средоточие мудрости: нечто вкусное, емкое, питательное, заключенное в твердую скорлупу, как мы говорим: This is the matter in a nut-shell - "Вот вкратце и все" (досл. "Вот суть дела в ореховой скорлупе"). В "Dinnshenchas" Реннеса, одном из самых важных и древних трудов по топографии Ирландии, описывается прекрасный источник Коннла близ Типперери. Над ним росли девять орешников поэзии, дающих одновременно цветы и плоды (то есть красоту и мудрость). Орехи падали в источник, и их поедали там лососи, причем, сколько орехов они проглатывали, столько ярких пятен появлялось у рыб на чешуе. Как уже говорилось, в "Сказании о Фионне", чье имя принял Гвион, всякое познание в науках и искусствах связано с поеданием этих орехов. В Англии вплоть до XVII века с помощью вилкообразной ореховой ветки искали не только клады и труднодоступные источники, как сейчас, но и виновных в убийстве и воровстве. В "Книге св. Альбана" (издание 1496 года) дается рецепт, как стать невидимым. Для этого вовсе не обязательно есть семена папоротника, достаточно взять в руки ореховую палку в полтора фасома [5] длиной с воткнутой в нее зеленой веточкой орешника.

Буква Coll обозначает у бардов цифру 9: это священное число Муз, к тому же орешник начинает плодоносить через девять лет. Орешник почитали как Bile Ratha, "досточтимое дерево крепости" - той самой крепости, в которой обитает Aes Sidhe поэзии. От него происходит и имя бога Маккола ("сын орешника"), одного из трех древних царей Ирландии, о чем рассказывает "История Ирландии" Китинга. Его братьев звали Маккихт ("сын плуга") и Макгрейн ("сын Солнца"). Братья сыграли тройную свадьбу с Тройственной Богиней Ирландии - Эйре, Фодлой и Банбой. Поначалу кажется, что это предание о том, как патриархальные пришельцы сокрушили систему Матриархата. Но поскольку Грейне (Солнце) была не богом, а Богиней, а земледелием и мудростью ведала Тройственная Богиня, становится очевидным, что пришельцы поклонялись Тройственной Богине и перенесли свою сыновнюю привязанность к Ней на Тройственную Богиню новой земли.

Из легенды фениев о Старой истекающей лещине оказывается, что это дерево мудрости можно использовать для разрушения. Орешник сочился ядовитым молоком, на нем не было листвы, в его ветвях обитали грифы и вороны, птицы ворожбы. Он был расщеплен надвое после того, как в развилку дерева поместили голову мертвого бога Балора, а когда Фионн сделал из орешника щит, от его вредоносных испарений враги падали замертво тысячами. Ореховый щит Фионна - символ стихотворения, несущего проклятие. Выражение Гвиона из "Cad Goddeu" "...орешник судиею" связано с представлением о нем как о дереве герольдов-друидов: в древности ирландские герольды носили белый ореховый жезл. Орешник - дерево мудрости; его месяц продолжается с 5 августа по 1 сентября.


MUIN - M

Десятое дерево - виноградная лоза в пору сбора урожая. Лоза - не коренной обитатель Британии, но немаловажный motif [6] в ее искусстве бронзового века. Возможно, и сам виноград, и его символику принесли не север данаанцы. Кое-где на укрытых от ветра южных склонах виноград давал неплохой урожай. Но его нельзя было считать дикорастущим деревом, пришлось, видимо, для замены, обратиться к ежевике: она плодоносит в то же время, у нее такого же цвета ягоды и такой же формы листья, да и вино из нее получается крепкое. Во всех кельтских странах запрещалось есть ежевику. В Бретани говорят, что это a cause des fues ("из-за Фей"). На Майорке другое объяснение: из ежевики был сплетен терновый венец, а ее ягоды - кровь Христа. В Северном Уэльсе мне в детстве говорили, что ягоды ежевики ядовитые. В Девоншире ежевику не едят после сентября, когда "в нее вселяется дьявол". Это подтверждает мою мысль о том, что замена винограда на ежевику была обычным для западной Британии явлением. Виноград посвящен фракийскому Дионису и Осирису, а золотая виноградная лоза - один из главных мотивов в орнаментах иерусалимского Храма. Это дерево радости, опьянения и ярости.

Месяц продолжается со 2 по 29 сентября и включает в себя день осеннего равноденствия.


GORT - G

Одиннадцатое дерево - плющ в пору цветения. Во Фракии и Фессалии октябрь - время Вакханалий, когда по горам носились опьяненные Бассариды: Они размахивали пихтовыми ветками Царицы Артемиды (или Ариадны), перевитыми плющом с ягодами желтого цвета - в честь Диониса (осеннего Диониса - не путать с Дионисом зимнего солнцеворота, который есть не кто иной, как Геракл), и у Каждой на правом плече была вытатуирована косуля. В экстазе Они раздирали на части молодых оленей, козлят, детей и даже взрослых мужчин. Плющ - священное дерево Осириса и Диониса. Виноград и плющ следуют друг за другом в конце года и означают возрождение, вероятно, потому, что это единственные в алфавите Бет-Луис-Нион растения, растущие спиралью. Виноград - символ возрождения еще и потому, что его сила сохраняется в вине. В Англии заросли плюща служили знаком винной лавки, отсюда и поговорка: "Хорошему вину не нужны заросли". А в Тринити-колледже в Оксфорде до сих пор варят эль из плюща - крепкий средневековый напиток в память в память о студенте Тринити-колледжа, убитом студентами Баллиол-колледжа. Возможно, Бассариды пили "пихтовый эль", сваренный из пихтовой живицы с добавлением плюща, или жевали листья плюща, также оказывающие опьяняющее воздействие. Однако главным наркотиком Менад был amanita muscaria, мухомор пятнистый (spotted toadstool): только он мог вызвать такой приток физической силы. Вспомним Форонея, весеннего Диониса, изобретателя огня. Он возвел город Аргос, символом которого, по Аполлодору, была жаба (toad); а Микены, главная цитадель Арголиса, были названы так, по словам Павсания, потому, что Персей, ставший поклонником Диониса, нашел на этом месте мухомор. Дионису были посвящены два праздника - весенний Антестерион, "появление цветов" и осенний Мистерион, который, вероятно, значил "появление мухоморов" (mykosterion) и был известен как амброзия ("пища богов"). Не был ли Фороней (Phoroneus) также и тем, кто открыл в мухоморе божественный огонь, став поэтому Фринеем (Phrineus - "жабье существо") и Феарином (Fearinus - "весеннее существо")? Мухомор amanita muscaria не дерево, но растет под деревьями. На севере (от Фракии и кельтских стран до Северного полярного круга) - под березами, а на юге (от Греции и Палестины до экватора) - под пихтами и соснами. На севере мухомор ярко-красного цвета, на юге по-лисьи рыжеватый. Не объясняет ли это первенство пихты (буква А) среди гласных и березы (буква В) среди согласных? Не добавляет ли что-то к пониманию выражения "Христос, сын Альфы"?

(Соперничество между остролистом и плющом, о котором упоминается в средневековых английских песенках, не является, как может показаться, соперничеством между деревом смерти и деревом возрождения, между Тифоном-Сетом и Дионисом-Осирисом, а отражает противостояние полов. Возможное объяснение таково. Кое-где в Англии последний сноп с поля обвязывали плющом Осириса и называли Урожайной Девой, Невестой урожая или Плющ-Девицей. Крестьянин, который запаздывал с уборкой урожая, получал Плющ-Девицу в знак наказания и должен был хранить ее до будущего года. В результате у плюща появилось значение "Карга", "сварливая Жена", что соответствует его способности обвивать и душить деревья. Однако и плющ, и остролист ассоциировались с сатурналиями. Остролист - это дубинка Сатурна, плющ - гнездо его птицы, королька с золотистым хохолком. В святочное утро, в последний день его веселого правления, первым порог должен был переступить представитель Сатурна, черноволосый молодой человек. Его называли Остролист-Молодец и предпринимали все меры предосторожности, чтобы ему на пути не попалась Женщина. Таким образом, Плющ-Девица и Остролист-Молодец оказались противопоставлены друг другу; позже возник святочный обычай, по которому "остролисты-молодцы" и "плющ-Девицы" играли в фанты и пели друг другу задорные песни.)

Месяц плюща продолжается с 30 сентября по 27 октября.


PEITH - P (ИЛИ NGETAL - NG)

Двенадцатое дерево в списке О'Флаерти - калина, или водяная бузина, как бы указание на бузину последнего месяца. Однако Peith не является изначальной буквой, ею бритты заменили букву Ng, которую ни они, ни гаэлы не использовали, но которая входила в исходный набор букв. Растение, соответствующее Ng - это Ngetal, камыш, или тростник, который срезают в ноябре. Камыш пушистый, словно дерево растет из толстого корня, в восточном Средиземноморье он был древним символом царского достоинства. Скипетрами из тростника пользовались фараоны (поэтому пророк Исаия язвительно предрекал Египту, что его тростник завянет); когда Христа облачили в багряницу, в правую руку ему вложили царственный тростник. Из тростника делали стрелы, и потому он принадлежал фараону как живому богу-Солнцу, в знак своей власти рассылавшему стрелы во все стороны света. Число 12 означает устойчивую власть, что подтверждается ирландским обычаем крыть крышу камышом: дом не дом, пока у него нет крыши.

Месяц продолжается с 28 октября по 24 ноября.


RUIS - R

Тринадцатое дерево - бузина, которая растет у воды и ассоциируется с Ведьмами. Ягоды на ней сохраняются в течение почти всего декабря. В Британии издавна считается, что, если ребенка положить в колыбель из бузины, то он или зачахнет, или его защиплют Феи, поэтому колыбель делают из березы - дерева начала, отгоняющего злых духов. В Ирландии Колдуньи используют для помела палку из бузины, а не из ясеня. Несмотря на то, что цветки и кора бузины славятся лечебными свойствами, считается, что запах бузины вызывает болезни и смерть. Бузина приносит столько несчастий, что в "Петре Пахаре" Лэнгленда Иуда повесился именно на бузине. Спенсер соотносит бузину с траурным кипарисом, а Т. Скот пишет в "Philomythie" (1616):

"Проклятая бузина и смертоносный тис
С колдуньей [рябиной] и пасленом росли в их сени".

Короля Вильгельма Руфуса убил лучник, стоявший под бузиной. Из бузины якобы был сделан крест Распятия, а ритуальные кремневые ножи в форме листа бузины из мегалитических захоронений - свидетельство того, что бузину издавна связывали со смертью. По английскому поверью, жечь в очаге бузину значит "приводить в дом дьявола". Красивые белые цветки, распускающиеся в середине лета, превращают бузину в еще одну ипостась Белой Богини; это же относится к рябине. Бузина - дерево погибели; отсюда дошедшее до наших дней несчастливой число 13. Месяц продолжается с 25 ноября по 22 декабря, день зимнего солнцеворота.

_______________________________


Ну а что же дополнительный день? Он выпадает из года в тринадцать месяцев, и поэтому у него нет своего дерева. По-моему, естественнее всего поместить его между буквами-месяцами R и В (бузина и береза), сразу же за днем зимнего солнцеворота, когда день начинает прибавляться: то есть перед Сочельником, кануном Рождества божественного младенца. Инициалы R.B. вызывают в памяти латинское robur ("дуб" и "сила") и кельтское robin ("малиновка"). В британском фольклоре в это время года красногрудая малиновка как дух Нового года, вооружившись березовым прутиком, отправляется убивать своего предшественника золотоголового королька, духа Старого года, который прячется от нее в зарослях плюща. Сэр Джеймс Фрэзер в "Золотой ветви" показал, что народный обычай гонять в Сочельник корольков березовыми ветками, до сих пор сохранившийся в Ирландии и на острове Мэн, одно время был известен в Риме и Древней Греции, где золотоголовый королек известен как "маленький царь". То, что королек часто встречается на Рождество в зарослях плюща, - известный орнитологический факт. Про малиновку, объясняя цвет ее красной грудки, говорят, что она "убила отца". Явная отсылка к этой истории имеется в "Angar Cyvyndawd" Гвиона: "Я скрывался в зарослях плюща, но меня отыскали". В Ирландии мальчики-корольки прячутся иногда не в плюще, а в зарослях остролиста; остролист - это дерево таниста, убившего в Иванов день царя-дуба. В остальное время года малиновке зла не причиняют, разорять ее гнезда - плохая примета. В Девоншире малиновку называют "воробьем Брана", в Ирландии связывают с вороной или вороном Брана как с вещей птицей. Р. А. Бест собрал целую коллекцию примет, связанных с малиновкой и вороном. Бран, как было показано раньше, - это Сатурн.

Наверное, самую древнюю традицию, связанную с малиновкой, приводит в "Описании Эллады" Павсаний. Он утверждает, что Триптолем (двойник египетского Осириса в Элевсине) был аргивским мистагогом по имени Троил и бежал из Аргоса, захваченного Агенором, в Аттику. Имя Троил значит "малиновка", а также "относящийся к колесу", вероятно, потому, что за малиновкой охотятся, когда колесо года совершает полный оборот. До недавних пор в Сомерсетшире малиновку соотносили с колесом. Свейнсон в книге "Птицы" (1885) пишет: "На Крещение по всей округе в ящике со стеклянными окошками носят малиновку, которую называют Королем, а над ящиком - колесо с разноцветными лентами". По более поздней версии, Триптолем является сыном Пикуса (дятла, еще одной вещей птицы), что отождествляет его с Паном или Фавном. По-видимому, история Павсания относится к изгнанию из Аргоса сирийскими завоевателями жрецов Кроноса (Брана), у которых малиновка была священной птицей.

Как только начинаешь разбираться в грамматике и морфологии мифа, составишь небольшой словарик и научишься отличать мифы, связанные с временами года, от исторических и иконотропных, поражаешься, насколько близко к поверхности лежат забытые с догомеровских времен объяснения легенд, которые мы до сих пор со священным трепетом храним как часть европейского культурного наследия. Например, многочисленные предания о зимородке, который, как и малиновка, соотносится в греческом мифе с зимним солнцеворотом. В каждом году имелось четырнадцать дней зимородка, семь дней до зимнего солнцеворота и семь после: это были погожие дни, когда море становилось гладким, словно пруд, и самка зимородка строила плавучее гнездо и высиживала в нем птенцов. Согласно Плутарху и Элиану, своего мертвого супруга она несла на спине по морю и оплакивала неподражаемо жалобным криком.

Число 14 - лунное число, дни удачной первой половины месяца; поэтому не подтверждаемая зоологией легенда (зимородки гнезд не строят, а откладывают яйца в ямки на побережье) явно рассказывает о рождении во время зимнего солнцеворота нового священного царя, после того как его Мать, Лунная Богиня, перенесет мертвое тело старого царя на остров блаженных для погребения. День зимнего солнцеворота, естественно, не всегда приходится на одну и ту же фазу Луны, так что "каждый год" следует понимать как "каждый Великий год", в конце которого солнечный и лунный календари примерно совпадают и срок правления священного царя заканчивается.

Гомер связывает зимородка (halcyon) с Алкионой (Alcyone), прозвище Жены Мелеагра Клеопатры ("Илиада", IX, 562), и с более древней Алкионой, Дочерью Эгиалы ("Та, что отводит бурю") и Эола, эпонимического предка эолийских греков. Слово halcyon значит не hal-cyon - "налим" (seahound), как обычно считают, а alcy-one - "Принцесса, Которая предотвращает зло". Это толкование подтверждается излагаемой Аполлодором и Гигином и бегло упомянутой Гомером легендой о более древней Алкионе. Алкиона и Ее супруг Кеик ("чайка") посмели называть себя Герой и Зевсом и были наказаны настоящим Зевсом, который утопил Кеика, после чего Алкиона утопилась Сама. Потом Кеик был превращен в чайку или, как у Алкмана, - в гагару, а Алкиона - в зимородка. Та часть легенды, где говорится о чайке, нам мало интересна, хотя эта птица, издающая жалобные крики, посвящена Богине моря Афродите. Историческая основа легенды заключается, по-видимому, в том, что в конце второго тысячелетия до Р.Х. эолийцы, поклонявшиеся доэллинской Лунной Богине как своему Божественному предку и Покровительнице, попали в зависимость от ахейцев и были вынуждены принять олимпийскую религию.

Плиний подробно описывает гнездо зимородка, которое тот якобы строит (по всей вероятности, он имел в виду зоофит, названный Линнеем halcyoneum), и сообщает, что увидеть зимородка можно очень редко и лишь во время зимнего и летнего солнцеворота, после захода Плеяд. Это доказывает, что сначала эта птица была проявлением Лунной Богини, Которой поклонялись во время обоих солнцеворотов как Богине Жизни-в-смерти и Смерти-в-жизни и Которая в начале ноября, когда заходят Плеяды, объявляет священному царю о приходе смерти.

Еще одна Алкиона, Дочь Плейоны, "Царицы мореплавания", и героя-дуба Атласа, была мистической Предводительницей семи Плеяд. Восход Плеяд в мае был знаком начала мореплавания, а заход означал его конец, поскольку, как указывает Плиний в разделе о зимородке) в это время начинал дуть очень холодный северный ветер. Судя по обстоятельствам гибели Кеика, искусные моряки эолийцы дали Богине имя Алкиона потому, что, как морская Богиня, Она защищала от столкновения с подводными скалами и непогоды: несмотря на могущество Алкионы, Зевс метнул в корабль Кеика молнию и потопил его.

На протяжении многих веков зимородка наделяли магической способностью усмирять бури, а его высушенное тельце использовали как талисман, оберегающий от молний Зевса: скорее всего, на том основании, что молния дважды в одно и то же место не ударяет. Два раза (с перерывом в несколько лет) я видел зимородка, скользившего по поверхности одной и той же средиземноморской бухты; в обоих случаях лето приближалось к солнцевороту, и море было гладким, как зеркало. На удивление яркое голубое с белым оперение птицы оставило незабываемое впечатление символа Богини спокойных морей.

Гомер объясняет связь между зимородком и Супругой Мелеагра Алкионой следующим образом: когда Аполлон похитил Мать Алкионы Марпессу у аргонавта Идаса, Та так же горько оплакивала потерю Своего любимого супруга, как когда-то другая Алкиона убивалась по Кеику, из-за чего и прозвала Свою новорожденную Дочь Клеопатру Алкионой. Это чепуха. Жрица по имени Клеопатра, Которую взял в жены Мелеагр, вполне могла носить божественный титул Алкиона, но скорее всего Алкиону называли Дочерью Марпессы ("Похитительницы") потому, что Марпесса - это Белая Богиня в образе Старой Свиньи, повелевавшей днем зимнего солнцеворота, и потому, что как раз на это время приходятся дни зимородка. Это, кстати, объясняет, почему Плиний рекомендовал высушенные и растертые в порошок гнезда зимородка как "замечательное средство" от проказы: считалось, что проказу вызывает молоко свиньи (подробнее о связи Белой Богини с проказой см. ниже), а кроткой Дочери Марпессы Алкионе эта опасность заразиться не грозила. Похищение Аполлоном Марпессы в Мессене и Дафны ("Кровавая") в Дельфах суть события древней истории греческих племен - захват святилищ-оракулов ахейцами, которые поклонялись Аполлону.

Примечания ко 2 части:


[1] Стойкое представление о том, что между Луной и менструациями существует магическая связь, широко распространено. Вредоносная "лунная роса", которой пользовались фессалийские Колдуньи, была, по всей видимости, кровью первой Девичьей менструации, взятой в новолуние. Плиний посвящает этому предмету целую главу в "Естественной истории" и дает пространный перечень добрых и недобрых свойств Женщины во время месячных. От Ее прикосновения может завянуть виноградная лоза, плющ и рута, выцвести пурпурная ткань, почернеть белье в корыте, окислиться медь; Она способна выгнать пчел из улья и вызвать у лошади выкидыш. Но Она же может изгнать с поля вредителей, если обойдет его нагишом перед восходом Солнца, успокоить бурю на море, обнажив половые органы, вылечить нарыв, рожистое воспаление, водобоязнь и безплодие. В Талмуде сказано, что, если Женщина во время месячных пройдет между двумя мужчинами, один из них умрет.

[2] См. перевод Стэндиш О'Грейди в Книге поэзии гаэлов И. М. Халла. Прелестный, хотя и выхолощенный вариант этого стихотворения известен в Дартмуре. В нем рассказывается, какие деревья жечь, а какие нет:

От дуба будешь ты с теплом,
Коль стар и высох он;
Сосна, хоть даст приятный дух,
Да много искр при том.

Береза быстро прогорит,
Каштан - и не займется;
Боярышник - он всем хорош -
По осени руби.

Растает воском остролист:
Зеленым жги его.
Вяз только тлеет словно лен -
И не дает огня.

Бук на зиму себе бери
И тису не забудь.
Продать зеленой бузину
Не дело никому.

От груш и яблонь аромат
Тебе наполнит дом.
Пахнет ракитника цветком
От вишни в камельке.

А ясень - гладок, сероват -
Зеленый иль сухой.
Бери его и жги подряд:
Окупится стократ.

[3] Тем не менее, афинцы отмечали праздник Кроноса в начале июля в месяц Крониона или Гекатомбейона ("сотня мертвецов"







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.