Принципы профилактики и лечения опухолей
158. Наиболее эффективен на ранних стадиях опухолевого роста:1) хирургический метод; 2) физиотерапевтические методы; 3) лучевая терапия; 4) лекарственная терапия; 5) иммунотерапия. 159. Метод хирургического лечения тем эффективнее, чем:1) выше дифференцировка опухолевых клеток; 2) больше размеры опухоли; 3) сильнее угнетена иммунная система; 4) больше нарушена система репарации ДНК; 5) больше подавлены механизмы апоптоза клеток. 160. Опухолевая клетка наиболее чувствительна к облучению:1) при маскировании антигенов опухоли; 2) в состоянии митоза; 3) при антигенном упрощении опухоли; 4) при угнетении иммунной системы организма; 5) при подавлении иммунных механизмов антибластомной резистентности. 161. Цитостатическое действие противоопухолевых препаратов связано с:1) торможением митоза; 2) торможением апоптоза; 3) повреждением клеток; 4) гибелью клеток; 5) формированием адаптивного иммунитета. 162. Цитотоксическое действие противоопухолевых препаратов связано с:1) торможением митоза; 2) торможением апоптоза; 3) повреждением клеток; 4) стимуляцией дифференцировки клеток; 5) активацией клеточных антионкогенов. 163. Резистентность опухолей к химиопрепаратам связана с активацией системы:1) репарации ДНК; 2) про- и антиоксидантов; 3) множественной лекарственной устойчивости; 4) апоптоза; 5) комплемента. 164. При опухолях феномен множественной лекарственной устойчивости:1) не изменяется; 2) подавляется; 3) усиливается; 4) зависит от содержания факторов некроза опухолей; 5) зависит от количества рецепторов на поверхности клеток. 165. Гигиеническая профилактика заключается в:1) уменьшении контакта организма с канцерогенами; 2) применении ингибиторов канцерогенеза; 3) лечении предраковых болезней; 4) активации механизмов антибластомной резистентности организма; 5) использовании интерферонов. 166. Биохимическая профилактика опухолей заключается в:1) предотвращении контакта канцерогенов с организмом; 2) применении факторов антиканцерогенеза; 3) ликвидации предраковых болезней; 4) удалении опухоли в пределах здоровых тканей; 5) использовании цитостатиков. 167. Клиническая профилактика опухолей заключается в:1) предотвращении контакта канцерогенов с организмом человека; 2) назначении ингибиторов канцерогенеза; 3) ликвидации предраковых изменений; 4) улучшении экологической обстановки; 5) соблюдении правильного образа жизни. 168. Росту опухолевых клеток способствует: 1) молодой возраст; 2) слабовыраженные антигенные свойства опухолевых клеток; 3) усиление процессов дифференцировки клеток; 4) активация NK-клеток; 5) выработка иммуноглобулинов. 169. Состояния повышенного онкологического риска: а) острые воспалительные процессы; б) хронические воспалительные процессы; в) облучение организма; г) иммунодефицитные состояния; д) гиперпластические процессы: 1) а. б, в; 2) а, г, д; 3) б, в, г, д; 4) б, д; 5) в, г. 170. Опухоли с высокой степенью наследственного предрасположения: 1) миома; 2) рак; 3) саркома; 4) пигментная ксеродерма; 5) кистозно-фиброзная мастопатия.
Тема № 11: Аллергия Цель занятия:сформировать представления о закономерностях возникновения и течения аллергических реакций немедленного и замедленного типов, их значении для организма. Задачи обучения: 1. Уметь объяснять взаимосвязь иммунитета и аллергии как двух сторон одного процесса, основанного на иммунологической реактивности. 2. Знать классификацию, причины, стадии аллергических реакций и механизмы их развития. 3. Знать основные причины, механизмы развития и основные формы аутоаллергии. 4. Иметь представления о патофизиологических основах диагностики, профилактики и терапии аллергии немедленного и замедленного типов Основные вопросы темы: 1. Взаимоотношения аллергии и иммунитета, аллергии и воспаления. Значение наследственной предрасположенности к аллергии. 2. Этиология аллергических реакций. Аллергены; их виды, пути проникновения в организм, природа сенсибилизирующего и разрешающего аллергенов. Источники аллергизации детей. 3. Виды аллергических реакций (по Р.Куку, П. Джеллу и Р.Кумбсу). Характеристика гиперчувствительности немедленного и замедленного типов. 4. Медиаторы аллергии; их происхождение и биологические эффекты. 5. Стадии аллергических реакций и их патогенез. Особенности стадии иммунных реакций, патохимических изменений и стадии клинических проявлений при I (реагиновый тип), II (цитотоксический, цитолитический тип), III (иммунокомплексный тип), IV (клеточно-опосредованный, замедленный тип) типах аллергических реакций. 6. Патогенез наиболее распространенных аллергических заболеваний человека (анафилактический шок, бронхиальная астма, лекарственная аллергия и др.). 7. Аутоиммунные заболевания. Аутоаллергены и механизмы аутоиммуннизации. Патогенез наиболее распространенных аутоиммунных заболеваний (аутоиммунный гломерулонефрит, аутоиммунный тиреоидит Хашимото и др.). 8. Иммунный конфликт матери и плода, его основные формы и последствия. 9. Патогенетические принципы профилактики и терапии аллергических реакций. Виды и механизмы специфической и неспецифической гипосенсибилизации Методы обучения и преподавания: 5. Обсуждение темы занятия. 6. Тестирование 7. Работа в малых группах (простой кластер клинического случая). 8. Составление схем патогенеза аллергических реакций. Литература На русском языке Основная: 1. Патологическая физиология. Учебник //Под ред. Адо А.Д., Новицкого В.В. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. -С. 114 - 135. 2. Патологическая физиология. Учебник. //Под ред. Зайко Н.Н., Элиста, 1994.-С. 100-121. Дополнительная: 1. Клиническая иммунология и аллергология /Под ред. Лолора Г. -мл., Фишера Т., Адельмана Д. – М.: Практика, 2000. – 806 с. 2. Паттерсон Р., Грэмер Л., Гринберг П. Аллергические болезни – М.: ГЭОТАР Медицина, 2000. – 734 с. 3. Патологическая физиология. Учебник. // Под ред. Адо А.Д.- М: Триада- Х, 2000 - С. 125 -160. 5. Патологическая физиология. Учебник //Под ред. Зайко Н.Н., Быця Ю.В. – 3- изд. – М.:МЕДпресс-информ, 2002 - С. 113 - 137. 7. Литвицкий П.Ф. Патофизиология. Учебник в 2 томах. Том 1. – М,:ГЭОТАР-МЕД, 2006 – С. 557-585. 8. Патофизиология //Под ред.Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006 - С.164-181. Контроль: вопросы, тестовые задания, простой кластер клинического случая Глоссарий Аллергия(allos- иной + ergon – действие) – это специфически повышенная чувствительность организма патогенного характера к веществам, обладающим антигенными свойствами, и проявляющуюся общими и местными реакциями. Аллергены(allos- иной + gen – порождающий) – вещества, вызывающие развитие аллергических реакций. Антигены(anty- против + gen – порождающий) – чуждые для организма высокомолекулярные вещества, вызывающие выработку антител иммунных лимфоцитов. Антитела– иммуноглобулины образующиеся в организме в ответ на антигенное раздражение и реагирующие с антигенами. Аутоантиген– собственные нормативные антигены некоторых тканей организма, а также антигены, возникающие вторично под действием различных биологических физико-химических факторов. Сенсибилизация (sensibilis – чувствительный) – повышение чувствительности организма или его отдельных структур, приобретение способности реагировать на повторное введение антигена. Реагины– иммуноглобулины класса Е, обладающие высокой клеточной аффиностью. Анафилаксия(ana- противоположное phylaxis – защита) – аллергическая реакция немедленного типа, возникающая при парентеральном введении аллергена. Идиосинкразия(iduos - свой synkrasis - смешания) – наследственная обусловленная патологически повышенная чувствительность к некоторым пищевым продуктам и лекарствам. Парааллергия–группа реакции по проявлениям и способам воспроизведения сходная с аллергией, но отличающаяся отсутствием иммунологической стадии и реакции антиген-антитело. Гетероаллергия– ложные аллергические реакции, подготовленные одним веществом на провоцирующее введение другого вещества. Гипосенсибилизация– снижение чувствительности организма к аллергену. Реакция Праустниц-Кюстнера – реакция пассивной сенсибилизации кожи, служит для выявления реагинов. Для проведения пробы внутрикожно здоровому человеку вводят 0,05-0,1 мл сыворотки больного, например, бронхиальной астмой. Через 1 сутки в то же место вводят аллерген. Реакция считается положительной, если возникает гиперемия, отек, зуд. Тестовые задания 1. Аллергия - это:1) повышенная чувствительность организма защитного характера к чужеродным веществам; 2) специфически повышенная чувствительность организма патогенного характера преимущественно к веществам с антигенными свойствами; 3) не специфически повышенная чувствительность организма патогенного характера преимущественно к веществам с антигенными свойствами; 4) общая чувствительность организма к действию любых факторов внешней среды; 5) общая устойчивость организма к действию веществ с антигенными свойствами. 2. Аллергия в отличие от иммунитета:1) не сопровождается повреждением собственных тканей при включении иммунных механизмов; 2) сопровождается повреждением собственных тканей, вызываемым иммунными механизмами; 3) сопровождается повреждением тканей при воздействии на организм любых патогенных факторов внешней среды; 4) приводит к снижению иммунологической реактивности организма; 5) вызывает повышение реактивности организма к действию веществ неантигенной природы. Этиология аллергии 3. Причиной аллергии являются:1) антитела; 2) аллергены; 3) биологически активные вещества; 4) патогенные агенты внешней среды; 5) социальные факторы. 4. Аллерген - вещество, вызывающее:1) развитие аллергических реакций; 2) развитие иммунных реакций; 3) развитие иммунодефицитных состояний; 4) повреждение клеток организма; 5) повышение реактивности организма. 5. Экзогенные аллергены: а) пыльца растений; б) антибиотики; в) нервная ткань; г) моющие средства; д) измененные белки клеток организма; е) шоколад:1) а, б, в, е; 2) а, б, г, д; 3) а, б, г, е; 4) б, в, д; 5) в, г, е. 6. Бытовые экзоаллергены:1) цитрусовые; 2) витамины; 3) яды насекомых; 4) домашняя пыль; 5) красители. 7. Пищевые экзоаллергены: 1) антибактериальные препараты; 2) шерсть животных; 3) мед; 4) хром; 5) деготь. 8. Промышленные аллергены:1) домашняя пыль; 2) никель; 3) постельные клещи; 4) эпидермальные клетки; 5) ягоды. 9. Парентеральные аллергены попадают в организм:1) через дыхательные пути; 2) через желудочно-кишечный тракт; 3) при инъекциях; 4) при прямом контакте с кожей; 5) при контакте со слизистыми оболочками. 10. Контактные аллергены попадают в организм:1) через кожные покровы и слизистые оболочки; 2) через дыхательные пути; 3) через желудочно-кишечный тракт; 4) при инъекциях; 5) при проведении инфузионной терапии. 11. Аутоаллергены - это:1) экзоаллергены; 2) эндоаллергены; 3) контактные аллергены; 4) пыльца растений; 5) аллергены трансплантата. 12. Естественные (первичные) эндоаллергены: а) коллоид щитовидной железы; б) комплекс «ткань+токсин»; в) бактерии; г) пыльца растений; д) хрусталик глаза; е) тестикулярная ткань; ж) нервная ткань:1) а, б, г, ж; 2) а, б, д, е; 3) а, д, е, ж; 4) б, в, г; 5) в, г, ж, е. 13. Приобретенные (вторичные) эндоаллергены:1) комплекс «ткань + микроб»; 2) коллоид щитовидной железы; 3) головной мозг; 4) семенники; 5) серое вещество спинного мозга. 14. Социальные условия, способствующие развитию аллергии,:1) наследственная предрасположенность; 2) широкая вакцинация населения; 3) повышенная проницаемость биологических барьеров; 4) нарушение систем дезактивации медиаторов аллергии; 5) изменение структур белков под действием микроорганизмов. 15. Социальные условия, способствующие развитию аллергии,:1) наследственная предрасположенность; 2) бесконтрольное применение лекарств; 3) повышенная проницаемость биологических барьеров; 4) нарушение систем дезактивации медиаторов аллергии; 5) изменение структур белков под действием микроорганизмов. 16. Особенности организма, способствующие развитию аллергии,: а) наследственная предрасположенность; б) применение химических веществ в быту; в) повышенная проницаемость биобарьеров; г) нарушение дезактивации медиаторов аллергии; д) загрязнение окружающей среды:1) а, б, г, д; 2) а, б, в; 3) б, в, д; 4) а, в, г; 5) б, д. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|