Здавалка
Главная | Обратная связь

Личность как предмет психологического исследования



Категория сознания в психологии

Развитие психики животных обусловлено чисто психологическими законами:интеллектуальные действия крайне элементарны и не выходят за пределы круга задач,возникающих в естественных условиях. не способны понимать причинно-следственной связи,обобщать.Решают конкретные задачи, связанные с непосредственно воздействующим раздражителем. Сознание-высшая форма развития психики, присущее только человеку,возникшая в человеческом обществе в результате совместной трудовой деятельности (направленной на общую цель) , развития языка и речи.

Есть такие свойства и состояния ,которые сознание постичь не может,но они оказывают существенное влияние на поведение человека. Бессознательное – может быть мотивация действий и поступков, совершаемых человеком. Присутствует во многих процессах, состояниях и свойствах (дежавю). Разные трактовки: Фрейд – б.-продукт вытеснения запретных переживаний,которые сохранили свой потенциал и проявляются в разных сферах жизни. Юнг- личное б.-личностные конфликты и ситуации. Которые ранее осознавались, а теперь забыты. Коллективное б.-хранилище следов памяти предыдущих поколений.Чувства, общие для всех людей-благодаря наследственности.В психологии изучение б. связано с такими понятиями, как мотивация, аффекты, направленность личности.

 

Личность как предмет психологического исследования

человек, индивид, личность, индивидуальность- близкие, но не тождественные понятия.

Человек-это биосоциальное существо, (биологические характеристики-принадлежность к классу млекопитающих: прямохождение, приспособленность рук к трудовой деятельности, высокоразвитый мозг.Как общественное существо, человек наделен сознанием, благодаря которому способен не только сознательно отражать мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами. «индивид»-единичный представитель (homo sapiens) рода человеческого.Появляясь на свет как индивид,человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов,активно взаимодействие с окр.средой,приспосабливаясь и меняя ее-становится личностью.Личность-это социальная сущность,соц.характеристики, которые формируются в процессе жизни в обществе. Личность-это уровень,которого достигает не каждый индивид. О человеке как о личности можно говорить лишь с некоторого этапа его жизнедеятельности.Индивидуальность-неповторимое своеобразие индивидных (анатомоморфологич.,физиологич.темперамент,задатки,половозрастн.особенности)и личностных (характер,способности,воля,чувства,направленность,познавательная сфера (развитие мышления,речи и связ. с ними произвольное внимание, смысл.память и др),зну- структура личности.Характеристики личности:-активность(сознательные,избирательные действия), -направленность (мировоззрение,идеалы,убеждения,влечения,желания,интересы,склонности)-сложное личностное образование, определяющее все поведение личности, отношение к себе и окружающим. -саморегуляция. Процесс формирования личности-социализация(нач.с 3х лет и продолжается всю жизнь). Осн. этапы формирования личности:адаптация-приспособление к новым условиям;индивидуализация-с подросткового возраст.интеграция-осознание себя частью общества,поиск своего места;трудовой. послетрудовой. Процесс формирования личности сложный,на него оказывают воздействие множество факторов,среди которых биологич. и соц.В связи с этим сущ.несколько теорий личности,котор.объедин.в неск.разл.направл.:биогенетич.-ведущая роль принадлежит биологические процессы определяют психические свойства. (Холл: «закон рекапитуляции»- индивидуальное развитие повторяет стадии развития человеческого общества, охота и т.д. Кречмер :между типом телосложения и особенностями его развития есть тесная связь. Фрейд- все поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями или инстинктами, и в первую очередь сексуальными. Социогенетические-главная роль у социальных условий,соц.среды.Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.теория научения. Личность формируется в результате подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.).теория ролей-общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом.Они накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми.Психогенетический- не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов.-особ.внимание внутр.миру самого человека. (психодинамический- поведение объясняется главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики,(Э. Эриксон и др.). когнитивистскими-развитие познавательных сторон интеллекта (Ж. Пиаже). персонологическими -в центре внимания которых стоит развитие личности в целом, называются (А. Маслоу).Современная психология считает, что личность бисоциальна. Вся психическая деятельность личности определяется единством общих факторов, взаимодополняющих и определяющих друг друга.Биологические предпосылки (тип нервной системы, половые особенности и т. п.) безусловно определяют некоторую предрасположенность к чему-либо.Огромное влияние на личность оказывает социальная среда. Важное значение имеет передача от поколения к поколению опыта. Поэтому биологическое в структуре личности необходимо рассматривать как социально обусловленное.Личность изучают различные науки: философия, социология, педагогика, психология, медицина и др., но каждая в определенном аспекте. социология изучает личность как члена социальных и демографических групп населения. Этика — как носителя моральных убеждений. Педагогика — как объект обучения и воспитания. Психология изучает закономерности развития и формирования.

 

4.Активность личности. Потребности и мотивы.

Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.Именно активность обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, приспособление к окружающей среде и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни и деятельности. Источником активности личности являются потребности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.

По своему происхождению потребности делятся на естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.Маслоу полагал, что потребности человеку «заданы» и иерархически организованы по уровням. По мере их удовлетворения они уступают первенство другим потребностям.Он разделяет потребности на биологические, социальные и духовные:.. биологические(физиологические)-голод, жажда, пол.влечение…потребн.в безопасности-Социальные:потребн. в принадлежности и любви-потребность в уважении-Духовные:познавательные потребности-эстетические-потр. В самоактуализации.

Потребности выражаются в мотивах, т. е. в непосредственных побуждениях к деятельности. Так, потребность в пище может привести к внешне совершенно разным деятельностям по ее удовлетворению. Этим разным деятельностям и соответствуют разные мотивы.Мотив определяет тип поведения личности, придавая ему определенную направленность. не все мотивы,равнозначны. Как правило, один из них главный, другие вторичные. (Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания. Например: жажда — это потребность, желание утолить жажду — это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель.)

Все мотивы можно разбить на две болыпие группы: осознаваемые и неосознаваемые.Осознаваемые мотивы характеризуются тем, что человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Они определяют жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительного периода его жизни. К осознанным мотивам относятся интересы, которые направляют деятельность человека в течение длительного периода его жизни. К осознанным мотивам относятся интересы, убеждения, мировоззрения личности. К неосознанным побудителям относятся влечения, конформизм, установки.

Влечения выражаются в том, что человек стремится удовлетворить недостаточно осознаваемую потребность.

именно влечения часто являются «утренним стимулом к совершению оПределенного действия.

Конформизм — это подчинение личности давлению группы. Как черта личности конформизм проявляется в том, что человек действует неосознанно, выбирая точку зрения других, независимо от того, соответствует или не соответствует она собственной внутренней позиции.

Неосознанным побудителем деятельности является установка. Под установкой понимается неосознаваемое состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающиму его людям или объектам. («Теория установкиа» была основана грузинским психологом Д. Узнадзе.)

5.Индивидуальные свойства личности. Темперамент, характер, способности.

Различаются между собой по природе:Т.- природно обусловлен.,динамические свойства личности.Х.-приобретенные/формир.в процессе жизни.Способности- формир.в процессе жизни на базе прир.задатков.

Т.обусловлен свойствами нервн. системы человека: сила-способность выдерживать сильное напряжение,воздействие, уравновешенность-баланс между возбуждением и торможением, подвижность-скорость смены процессов возбуждения и торможения(Павлов). Темперамент накладывает отпечаток на все действия и поступки человека. Различают 4 типа темперамента, которые определяются свойствами нервной системы человека и соответствуют типам высш.нервн.деят.: флегматический -сильный, уравновешенный и инертный (спокойный, ровный, настойчивый; чаще упорный труженик; чувства,формы поведения возникают медленно, но являются стойкими; склонен к пребыванию вне коллектива. сангвинический -сильный, уравновешенность и подвижность ВНД(активный, продуктивный при наличии интереса; быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника вырабатываются поверхностность и непостоянство).холерический -силы, неуравновешенность ВНД(Он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. зависит от направленности :от инициативности, энергии, принципиальности до раздражительности, аффективности). Меланхолический-Слабость ВНД (реакция не всегда соответствует характеру раздражителей, быстро наступает запредельное торможение; трудно долго на чем-то сосредоточиться. чувства глубокие; отношения в коллективе налаживаются с трудом, хотя может быть стремление к общению. В нормальных условиях жизни— человек глубокий, содержательный. При неблагоприятных- замкнутый,, боязлиый, тревожный). В чистом виде, как правило, типы темперамента в жизни не встречаются, и можно говорить только о преобладании тех или других его черт.

Характер — это психические свойства,к-рые формируются в процессе жизни человека в обществе и проявляются в его поведении отношении к : деятельности: инициативность, трудолюбие, работоспособность и др., к другим: искренность,тактичность, Вежливость, чуткость и др.,к самому себе: самокритичность, скромность гордость и т. д.

к вещам: аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т.д.В характере выражаются наиболее типичные, существенные особенности человека, знание которых позволяет в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях. Основу, стержень характера – составляют волевые качества личности. Сила воли обеспечивает формирование таких положительных черт характера, как целеустремленность, настойчивость и упорство, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание. Слабоволие формирует внушаемость, нерешительность, недоброжелательность, безответственность, несдержанность, упрямство, негативизм и тому подобные отрицательные качества характера.Степень развития свойств может быть различной,а в кризисные периоды могут наблюдаться чрезмерное развитие некоторых групп свойств-акцентуации (гипретимный-чрезмерно общительный. Дистимный-замкнутый). Некоторые черты характера могут быть сформированы социумом:ранее национальными свойствами характера были альтруизм,патриотизм ,коллективизм-изменлись условия жизни, сменился и характер).

Характер нельзя отождествлять с темпераментом, и в то же время они тесно взаимосвязаны. Темперамент по-своему окрашивает черты характера, придавая им своеобразие (доброта холерика и меланхолика проявляется по разному). С другой, стороны характер может глубоко воздействовать на темперамент, подчиняя эмоциональную возбудимость содержательной стороне личности, ее направленности, воле.

Способности — психологические свойства,которые формируются в деятельности на основе природных задатков (анатомо-морфологических и физиологическх особенностей), обеспечивают легкость и быстроту овладения и осуществления деятельностью и не сводятся к знаниям,навыкам,умениям. способности — прижизненные образования,их развитие идет в процессе индивидуальной жизни,среда, воспитание активно формируют их. У каждого человека,как правило, есть задатки для развития тех или иных способностей.Важно их выявить и формировать в соответствующей деятельности.Способности, которые не развиваются на практике, со временем гаснут. Различают:общие способности (такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности);

специальные способности (система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности). Специальные способности органически связаны с общими. Опросник Климова-для выявления способностей.

Одна и та же способность может быть разной по степени развития.Одаренность-общая. Талант — высокий уровень развития способности, обеспечивающий выдающихся успехов в том или ином виде деятельности. Гениальность — высший уровень развития способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей сфере деятельности.мастерство-совершенство в конкр.деят.

6.Понятие деятельности. Психологическая структура деятельности.

В общем виде под деятельностью понимается активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулируемая осознанной целью.цель- конечный результат деятельности, может представлять собой реальный предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения, навыки, творческий результат. Побудителем к деятельности выступает мотив. Именно мотив придает деятельности определенную специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. Мотивами могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния.Деятельность имеет сложную структуру. В ней обычно выделяют несколько уровней: действия, операция, психофизиологические функции.Действия — это процесс, направленный на реализацию цели. Предметные действия — это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Они складываются из определенных движений.Умственные действия — разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания.Умственная деятельность человека часто делится на:перцептивную, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений;мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала;мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач;имажитивную (от image — образ), т. е. деятельность воображения в процессе творчества.

Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компоненты.По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме.Неразрывная связь внешних и внутренних действий расширяет познавательные возможности человека, человек приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения.

Следующий уровень структуры деятельности — операции, каждое действие состоит из системы движений или операций,подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий.

На уровне психофизиологических функций обеспечивается физиологическое обеспечение процессов деятельности.

Структурные элементы деятельности: умения,навыки,привычки. Умения —способность осознанно выполнить какое-либо действие(в соответствии с целями и условиями деятельности). Умения всегда опираются на знания. Навык— это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений

Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на учебные, спортивные, гигиенические и др.Существуют такие навыки и умения, которые используются в разных видах деятельности, например:двигательные навыки складываются в процессе физического труда, занятий спортом, в учебном процессе;умственные навыки складываются в процессе наблюдения, планирования, производства устных и письменных вычислений, работы с книгой и т. д.Жизненное значение навыков и умений очень велико. Они облегчают физические и умственные усилия в труде, учении, вносят в деятельность каждого человека определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос), так и отрицательным (интерференция). Сущность переноса состоит в том, что выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка.Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация, когда утрачиваются быстрота, легкость, плавность и другие качества, характерные для автоматизированных действий. И человеку вновь приходится обращать свое внимание на каждое свое движение, сознательно контролировать способ его выполнения.

К условиям, обеспечивающим успешное формирование навыков, относится число упражнений, их темп и распределение во времени. Важное значение в сознательном овладении навыками и умениями имеет знание результатов.

Привычки — это компонент действия, в основе которого лежит потребность. Они могут в известной степени сознательно контролироваться, но далеко не всегда бывают разумными и полезными (дурные привычки).

Пути формирования привычек:через подражание; в результате многократного повторения действия; через сознательные целенаправленные усилия, например путем положительного подкрепления желаемого поведения через материальный предмет, словесную оценку или эмоциональный образ.

Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам: труд, учение, игра.

 

7. Понятие об эмоциях. Функции и качества эмоций. Параметры и классификация эмоциональных состояний.

Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам и явлениям, окружающим его: к вещам, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие печалят, одни вызывают восхищение, другие возмущают и т. д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев и др. — все это различные виды субъективного отношения человека к действительности, называемые эмоциями. Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда вообще незаметны. Чувства, напротив, внешне весьма заметны. Эмоции присущи как человеку, так и животным. Это простейшие переживания, реакции, которые формирует внешний раздражитель (удовлетворен-не удовлетворен). Чувства-осознанные переживания(более глубокие, осознанные, свойственны только человеку), носят социальный характер. В их основе лежат потребности, возникающие в процессе общественного развития. Круг потребностей человека широк и разнообразен. А это, в свою очередь, вызывает многообразие его чувств.В зависимости от направленности чувства делятся на:моральные (переживания человеком его отношения к другим людям, к обществу);интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью);эстетические (чувства красоты, особенно ярко проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни);практические (чувства, связанные с деятельностью человека).

Эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент. У человека они проявляются в разнообразных эмоциональных состояниях.Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедед. тельность человека. Первые называются стеническими , вторые - астеническими..

Состояния, характеризующиеся максимальной мобилизацией всех сил напряжением, называются стрессовыми.

У человека, испытывающего то или другое эмоциональное состояние — радость, скорбь, гнев, происходят определенные изменения не только во внутренних органах, но и во внешнем облике. Меняется выражение лица,

глаз (мимика), появляются определенного характера жесты (пантомимика), возникают специфические оттенки в интонациях (голосовая мимика).

В жизни наблюдается самое разнообразное проявление эмоциональных переживаний. Среди них выделяются такие, которые отличаются особым своеобразием протекания и влияния на поведение и деятельность человека. Это настроения, аффекты, страсти, стрессы.

Настроение — устойчивое эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности человека. Через настроение человек как бы отражает свое отношение к действительности. Оно может быть веселое и бодрое или, наоборот, тоскливое. Основными источниками настроений являются удовлетворенность или неудовлетворенность тем, как складываются отношения с окружающими, как разрешаются всяческие противоречия, возникающие на жизненном пути человека. Длительное плохое настроение — показатель неблагополучия.

Аффект — эмоциональное состояние взрывного характера, бурно протекающее, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля. Часто аффекты сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Страсти — эмоциональное состояние повышенного напряжения, возникающее под влиянием различных причин.

Стресс — состояние длительного и сильного психологического напряжения, связанное с эмоциональной перегрузкой. Селье указывал, что стрессовые состояния направлены на повышение устойчивости организма к любым воздействиям и носят защитно-приспособительный характер. Фрустрация-состояние острого внутреннего конфликта между важнейшей потребностью и невозможностью ее удовлетворения.

Эмпатия- способности сочувствовать, сопереживать, разделять радость и огорчения других.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.