Здавалка
Главная | Обратная связь

Восприятие. Виды и свойства восприятия.



Восприятие — это психологический процесс отражения всех совокупных свойств (в отлич. от ощущений) объектов действительности,которые непосредственно воздействуют на органы чувств.Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав. Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида. Восприятие — результат деятельности системы анализаторов.

Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. Значение их может быть неравнозначным: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета. Восприятие предполагает выделение из комплекса бездействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом.

Свойства В.:целостность(отражение объекта в целом),константность(постоянство восприятия независимо от условий)-объект один ,воспринимая его в разных условиях, мы понимаем, что это одно и то же.избирательность-выделение одного предмета на фоне(1главный, ост. фон), осмысленность-в процессе отражения всей совокупности мы задаем вопрос»что это» обобщенность-выделяем 1 главный признак (преподаватель-тот ,кто читает лекцию),относительная субъективность -в восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, желания и чувства человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.

Восприятие предметов может быть ошибочным. Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей мере известны зрительные иллюзии. Иллюзии имеют самые различные причины: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия, дефекты органов чувств и пр.Время- бежит, останавливается… Пространство.

12. Память. Виды памяти. Закономерности процессов восприятия.

Образы внешнего мира, возникшие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Благодаря памяти расширяются познавательные возможности человека. Память представляет собой 4 взаимосвязанных процесса:запоминание,сохранение,воспроизведение, забывание. От организации запоминания зависит сохранение инф.,а от сохр-я, в свою очередь, воспроизведение, или его невозможность-забывание.

Виды памяти:1.генетическая -прижизненная-дыхание, рефлексы - эмоциональн, зрительн., слуховая. 2.Механическая (дословное заучивание, бездумное повторение-не приводит к его сохранению) и смысловая(запоминание материала в процессе его смысловой переработки)3.произвольная(целенаправленное заучивание при помощи волевых усилий)-непроизвольная(без спец.цели – яркое ,необычное). Весь процесс запоминания можно представить как переход от мгновенной (иконической) памяти к кратковременной (удержание объекта в течение неск. секунд ,чтобы определить, нужен он или нет) -к оперативной(запечатление объекта на определенный промежуток времени,необходимый для работы с ним).-к долговременной(хранилище ,в котором информация об объекте хранится сколько угодно долго).

Законы памяти:з-н осмысления-запоминается в процессе смысловой переработки.з-н установки-информация запоминается на столько времени ,насколько мы хотим. З-н края-лучше запоминается начало и конец инф. З-н повторения-желательно 5кратное повторение запоминаемого мат.з-н интереса- апоминается и сохраняется то, что интересно и актуально.

Память изменяется с возрастом и поддается тренировке.Процессы памяти нельзя рассматривать как протекающие независимо от особенностей и свойств личности.

Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания материала, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения.В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается:в различной скорости запоминания;в прочности сохранения;в легкости воспроизведения.

Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены и врожденными особенностями высшей нервной деятельности и воспитанием. Индивидуальные различия в памяти могут быть двух видов, с одной стороны, память разных людей отличается преобладанием той или иной модальности — зрительной, слуховой, двигательной; с другой стороны, память различных людей может отличаться и по уровню своей организации.Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и т. п.При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т. п.

При эмоциональном типе памяти прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.

Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной памятью. Феноменальная память характеризуется исключительно сильной образностью. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей.

Забывание биологически целесообразно для организма. Оно обусловлено угасанием временных нервных связей, утративших свое значение и поэтому неподкрепляемых. Забывается прежде всего то, что перестает быть для личности существенным, важным, необходимым.

Воспроизведение представляет собой актуализацию, оживление ранее образовавшихся в мозгу связей. Оно может протекать преднамеренно и непреднамеренно.

Формы воспроизведения:узнавание, которое возникает при повторном восприятии объекта;воспоминание, которое осуществляется в отсутствие восприятия объекта;припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач;реминисценцию — как бы непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.

Представление — это образ предмета, основанный на прошлом восприятии. У разных людей в зависимости от их индивидуальных особенностей представления отличаются по степени яркости, отчетливости, устойчивости, полноты и т. д.Исследования показывают, что образы представлений значительно богаче по содержанию наглядных образов восприятий, так как они:предполагают интеллектуальную переработку, выделение в предмете наиболее существенных признаков, отнесение его к определенной категории;являются следами не одного лишь восприятия, а результатом сложной практической деятельности

13.Понятие о мышлении. Мышление и речь. Виды мышления.

Мышление-это процесс опосредованного,обобщенного отражения действительности в ее существенных признаках, связях и отношениях. Опосредованность означает отсутствие непосредственной связи с объектом и наличие посредника, в роли которого выступает слово, язык,речь.(Пушкин-отражаем, хотя контакта нет и не м. быть). Благодаря опосредованности оказывается возможным познать то, что непосредственно в восприятии не дано.

Обобщенность означает отражение основных,существенных, а значит,общих для целого класса объектов свойств. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным.

В связи с этим мышление с 1й стороны, расширяет границы познания,а с др.стороны,углубляет его.

Мышление осуществляется в процессе мыслительных операций в определенной последовательности:сравнения (выделение общего и различного),анализа(мысленное расчленение объекта на какие-либо признаки-части),синтеза (соединение объекта и частей),абстракция (отвл.от несущественных), обобщение (выделение основных,несущественных характеристик),классификация/систематизация (отнесение объекта к какому-либо классу),конкретизация-определение конкретных, частных характеристик. Все эти операции тесно связаны друг с другом,переходят одна в другую,представляют собой разные стороны операций обобщения (сам. главн.)

Мышление дает возможность установить связи и отношения между предметами, в то время как ощущения и восприятия отражают преимущественно отдельные стороны явлений.

Процесс познания является чрезвычайно сложным. Прежде всего, для него необходимо получать непосредственные впечатления от предметов внешнего мира. Эти впечатления добываются с помощью различных органов чувств. Такая форма отражения чрезвычайно важна, существенна, но недостаточна для регуляции поведения. Для того чтобы осуществить в окружающей среде разумную деятельность, необходимо отражать отношения предметов между собой, что и осуществляется в процессе мышления.

Человеческое мышление качественно отличается от мышления животных. Важнейшим отличительным моментом оказывается речь как особая форма мышления ( мы мыслим в словесной форме).

Материальной основой мышления является речь. Мысль опирается на свернутую внутреннюю речь.Различают 3 словесные формы мышления:Понятие-основные,существенные,общие свойства для целого класса, зафиксированные в словесной форме. Любое слово-это понятие (научное,абстрактное.конкретное).Суждение-установление взаимосвязи,взаимоотношения между понятиями (ручка лежать стол).Умозаключение-вывод, основанный минимум на 2х суждениях. Процесс мышления начинается с осознания проблемной ситуации(принцип проблемности обучения).После этого происходит осуществление мыслительных операций для поиска более подходящей гипотезы(предположения). Гипотеза превращается в решение в процессе ее практической проверки. Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для процесса решения задач.

I. Ориентировочные действия П. Исполнительные действия III. Нахождение ответа Ориентировочные действия начинаются с анализа условий.Исполнительные действия сводятся в основном к выбору приемов решения задачи.Нахождение ответа состоит в сверке решения с исходными условиями задачи. Если в результате сличения результат согласуется с исходными условиями, процесс прекращается. Если нет — процесс решения продолжается снова и протекает до тех пор, пока решение не будет окончательно согласовано с условиями задачи.

Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными. Суждения могут быть истинными и ложными. Умозаключения быть индуктивными(от частного к общему) и дедуктивными(от общего к частному).

Виды мышления:Наглядно (конкретно) действенное мышление (см.) есть наиболее элементарная форма мышления, возникающая в практической деятельности и являющаяся основой для формирования более сложных форм мышления. Выделяют также наглядно-образное – можно мыслить о тех предметах, которых рядом нет, но образ сущ. и абстрактно-логическое (или отвлеченное) мышление –оперирует отвлеченными понятиями.

Все виды мышления тесно взаимосвязаны. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.Для творческой работы необходимо обладать способностью самостоятельно и критично мыслить, проникать в сущность предметов и явлений, быть пытливым, что в значительной мере обеспечивает продуктивность умственной деятельности.

Язык (в психологии) — система словесных знаков, опосредующих психическую (прежде всего интеллектуальную) деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи. Речь-процесс (деятельность) по использованию языковых единиц (фонетич.,лексич.,грамматич.). Человек стал человеком только благодаря труду и речи(энгельс).

Основной единицей языка является слово.

Функции речи в мышлении: сигнализация и обобщение.Посредством сигнализации через слово обозначается предмет, действие, состояние,чувство и т.п. Со словом же связано и представление о предмете или явлении.Функция обобщения обусловлена тем, что каждое слово уже обобщает и что это позволяет реализоваться мышлению. Коммуникация (общение) состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств и тем самым воздействуя друг на друга. Номинативная (называет). Экспрессия заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена. Речь бывает письменная и устная, внешняя и внутренняя. Продуктивная (говорение),репродуктивная (слушание)+чтение,письмо. Внутр.речь принципиально отл.от внешней. Она более сжата-план без высказывания. Из основных слов (рем-актуальное членение предложение:тема и рема).Формируется к 10-11 годам на основе эгоцентрической речи ребенка (речи для себя).

 

14.Воображение.Виды и приемы воображения.

Психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением. Воображение значительно расщиряет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет его мысленно. В этом существенное отличие психической и практической активности человека от активности животных. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека.

Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти. Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными.

Воображение — важнейшая составляющая часть творческого процесса. При этом воображение, преобразуя воспринимаемое, глубже и полнее отражает действительность, чем простое восприятие.

Особое значение в создании образов воображения имеет мировоззрение личности, его идейная направленность. Процесс воображения неразрывно связан с эмоционально-волевой и познавательной сферами личности.

Воображение, как и восприятие, память, мышление,— познавательный процесс. Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта.

Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным, которое, в свою очередь, разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом).

Мечта — вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего.

Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:

агглютинация — «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;

гиперболизация характеризуется увеличением или уменьшением предмета, а также изменением отдельных частей;

схематизация — отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Образы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению образов с действительностью. Выделяют:

реалистическое воображение (отражает действительность, предвосхищает события);

фантастическое воображение («отлетает» от действительности).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.