Здавалка
Главная | Обратная связь

Итак, публицистический факт существует лишь в публицистическом тексте, являясь авторским толкованием фактов социальной действительности.



Факт как первоэлемент публицистики.

Факт, мысль, слово - вот три оставляющие журналистского творчества. Факт – основа журналистского творчества, мысль – ее мотор, слово – строительный материал. Факт – это документальная основа любого журналистского материала. Говоря конкретнее, то факт – это настоящее явление или событие, то что имело место быть.

 

Различаются два ряда факторов:

 

 

ряд объективных фактов — не зависящих от нашего сознания, составляющих объекты человеческой деятельности и познания; к ним относятся факт действительности, социальный факт (как разновидность первого)

 

 

ряд гносеологических фактов — представляющих собой отражение в человеческом сознании объективных фактов, в этом ряду можно выделить — факты знания, научные факты, факты исскуства, публицистические факты и т.д.

 

Итак, публицистический факт существует лишь в публицистическом тексте, являясь авторским толкованием фактов социальной действительности.

 

Факт- предстает в 3-х вариантах: 1) Факт как элемент действительности 2) Факт как элемент сознания;3) Факт как элемент текста. Факт сам по себе (как элемент действительности), т.е. как явление, о котором ведет речь журналист, и описание этого явления (факта, как элемент текста) — разные вещи. Считать описание явления равнозначным самому явлению — значит совершать грубую ошибку. Описание есть лишь некая модель описываемого предмета, т.е. оригинала. И эта модель всегда есть «квазифакт», хотя в журналистском обиходе он существует именно под именем «факт». Журналисту важно отделять существенное от несущественного, главное от второстепенного, необходимое от случайного.

 

Журналист сравнивает и сопоставляет факты методом аналогии или контраста. Если необходимо только сообщить факты, то используются информационные жанры (заметка, репортаж).Построение материала отражает логику самого факта или события. Эти приемы чаще всего встречаются в репортажах, зарисовках, расширенных заметках

 

Если нужно поставить проблему, используются аналитические жанры (статья, корреспонденция) Построение материала подчинено логике познания. Композиционные приемы этой группы отчетливо выражают влияние творческого метода, помогают создать цельную картину там, гдесвязь между фактами не видна сразу

 

Если факт интересен в плане трактовки, используется художественно-публицистические жанры - (очерк, фельетон) Опора на факты - один из важнейших законов журналистики. Однако одни и те же факты разные журналисты представляют по-разному, не говоря уже об их оценке и производимых на их основе выводах. Это происходит потому, что представление дескриптивных (описательных) сведений, фактов, а тем более их осмысление протекает в свете того социального идеала, которого придерживается журналист.

 

Важным в работе журналиста является не только сбор фактического материала, но и его обработка. Собрать факты – лишь половина дела. Крайне важно умело подать факты. Отобр фактов начинается с их осмысления. Предпочтения отадется социально значимым фактам. Но и этого недостаточно, если факт не расширяет знаний и пресдтавлений аудитории. Новости в СМИ долна выглядеть следующим образом – социально значимый факт + новизна информации. Факт должен соответствовать нескольким требованиям:

 

 

вызвать общественный интерес

 

 

иметь информационную ценность (быть новостью)

 

 

быть достоверным, оперотивным и полным.

 

12. Факт как основа деятельности журналиста. Событие и новость.

 

Слово factum в латинском языке означает «сделанное, совершившееся». От него и происходит первоначальное значение понятия «факт», зафиксированное в словарях русского языка: «действительное, вполне реальное событие, явление».

 

Основой всех журналистских произведений является факт. Факт - это свершившееся событие. Факты являются основой информации. Факт обладает следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, он не должен быть банальным.

 

Это понятие используется в двух значениях.

 

1. фактом называют любой состоявшийся, происшедший момент действительности.

 

2. под фактом подразумевают знание обладающее достоверностью.

 

В первом случае подразумевают непосредственно фрагмент объективной реальности. Во втором говорят об отражении этого фрагмента.

 

Журналистский текст состоит из высказываний, констатирующих какие-то признаки реальности, которые можно проверить и доказать. Большое значение в тексте имеют мнения, объяснения ( обозначение с помощью причинно-следственных связей), гипотезы (предположение, версия).

 

Работая над текстом, журналист систематизирует, группирует факты по отражаемым явлениям, способам фиксирования, типам описания. В аналитическом тексте он дает собственную оценку событиям и интерпретирует факты.

 

Факт в журналистике – достоверное отражение фрагмента действительности.

 

Для журналистов важно:

 

- из каких источников они получены

 

- какие цели преследовали люди, сообщив о них

 

- четко различать факты науки и обыденные факты.

 

Факты могут быть, как: 1.событие, 2.сведение, 3.явление.

 

Событие – факт, характеризующийся местом и временем и который характеризует начало определенного действия в узком и хронологическом пространственном диапазоне. Есть начало и конец действия.

 

Сведение – журналист обобщает событие множеством сведений.

 

Явление – сумма событий и сведений. «В армии России падает дисциплина», - это явление.

 

Главная заповедь журналиста: с фактом необходимо обращаться внимательно, уважительно и честно.

 

Три нельзя в обращении с фактом:

 

1) нельзя игнорировать, замалчивать общественно-важный факт;

 

2) нельзя искажать содержание факта, неверно излагать его структуру;

 

3) нельзя заниматься «кастрацией» факта (Юрков).

 

Надо заниматься интерпретацией факта, комментировать его, строить версии о последствиях данного факта.

 

Причины фактической недостоверности: спешка журналиста и неумение/нежелание проверять факты.

 

Дедуктивный (посредством логической цепочки к выводу) и индуктивный (по частям, по фактам к главной теме, высказыванию) методы.

 

Как позиционируются факты в репортаже? Предметом репортажного отображения является не какое-то законченное событие, а некий процесс или действие. Поэтому журналисту важно не просто описать те или иные факты, а показать динамику развития события, выразив к нему свое отношение. «Наглядность» в репортаже достигается благодаря использованию различных деталей, штрихов и подробностей, а также через авторское сопереживание разворачива­ющимся на его глазах действиям.

 

В ткань репортажного описания могут быть включены факты, зафиксированные журналистом ранее.

 

В хроникальной информации нужно и следует обходиться без оценочных суждений, то в аналитических и художественно-публицистических произведениях факты выступают или в качестве иллюстративного материала, или в виде опорных аргументов, подтверждающих тот или иной тезис. При этом журналист не только подвергает факты всестороннему анализу, но и дает им собственную трактовку и оценку.

 

Для полного и адекватного отражения различных событий, явлений и процессов в информационных, аналитических и художественно-публицистических материалах используются самые разнородные факты: социальные, исторические, литературные, юридические, культурологические и др. Факт представляет собой форму человеческого знания, обладающего достоверностью. Отношение к фактам как к единицам знания и вызывает к ним заведомое доверие у людей. Чтобы быть уверенными в репрезентативности фактов, журналистам нужно знать, во-первых, из каких источников они получены; во-вторых, какие цели преследовали респонденты, сообщившие о тех или иных фактах; в-третьих, четко отличать факты науки от обыденных фактов.

 

Научные факты всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах. Они всегда являются «итогом обобщений, выверенным абстрактным знанием. При этом чем выше требования к точности и объективности, тем больше число эмпирических наблюдений и измерений и тем необходимее применение статистических методов их обработки». В аналитических и публицистических произведениях журналисты охотно обращаются к фактам науки. Особенно часто используются материалы социологических исследований, экспертные заключения, статистические выкладки, результаты экспериментов и др. Подобного рода фактические данные применяются в виде иллюстративного материала или в качестве основных или дополнительных аргументов, придавая авторским рассуждениям особую убедительность.

 

Использование научных фактов в журналистских материалах носит самый разнородный характер: от простой констатации до развернутых положений. Точность и достоверность — основные признаки всех научных фактов. Именно поэтому журналисты так охотно обращаются в своих публикациях к подобного рода сведениям.

 

Наряду с научными фактами журналисты охотно используют в своих материалах так называемые обыденные факты, Подобного рода факты используют тогда, когда необходимо рассказать о непосредственном опыте людей, об их эмоциональных реакциях на те или иные события и т.п. В основе обыденного факта лежат не только некие моменты действительности, но и реальные поступки людей, которые могут стать предметом журналистского отображения. Главная особенность обыденных фактов — в их жизнеподобии. В отличие от фактов науки они носят синкретичный характер и в силу этого не способны раскрыть суть того или иного явления. Обращение журналистов к подобного рода фактам может быть обусловлено следующими причинами: во-первых, с их помощью можно воссоздать привычный и узнаваемый читателями фон того или иного фрагмента действительности; во-вторых, выявить мотивы поведения людей; в-третьих, подчеркнуть те или иные стороны события.

 

Назначение фактов в журналистском произведении многофункционально: они могут стать основой информационного сообщения; могут выступать в качестве аргументов и научно обоснованных доказательств.

 

Развертывание факта в жанровую структуру произведения всегда обусловлено задачами, стоящими перед журналистами. В одном случае необходимо сообщить о факте, в другом — дать подробности о событии, в третьем — разобраться в причинах возникновения той или иной проблемы, в четвертом — создать документальный образ современника и др. В зависимости от целей сообщения журналисты используют различные способы подачи, раскрытия, изображения и истолкования фактов. Кроме того, позиционирование фактов в различных жанрах журналистики (информационных, аналитических и художественно-публицистических) имеет свои особенности.

 

Событие

 

Конкретная цепь событий внутри темы - в этом весь смысл статьи. А основная ценность - редкость происходящего - существует независимо от аудитории. Редкостность - прямая и четкая оценка того, насколько необычно данное конкретное "событие". Недостаточная "редкость" события (наряду с недостаточной оперативностью) - основная причина того, что статью отвергают.

 

"Событие" включает в себя еще три элемента:

 

А. Источник. Ценность "события" отчасти зависит от источника, давшего информацию. Политик из оппозиции может сказать вам, что президент скоро уйдет в отставку, но если то же самое вам скажет сам президент или кто-то из его ближайшего окружения, то ваш материал будет гораздо ценнее

 

Б. Осведомленность. Вопрос здесь заключается в том, много ли людей осведомлено о развитии интересующих вас событий. Наивысшей ценностью обладают статьи, где впервые сообщается о событиях, известных только источнику (и, может быть, еще их коллегам и узкому кругу посвященных). Ниже всего ценность у сюжетов, уже попавших в общее поле зрения, о которых сообщали по телевизору, по радио или в другой газете.

 

В. Время. Новости, в отличие от вина, от времени не улучшаются. Однако само по себе время - не самый важный из факторов. Если вы узнали о крупном событии через три недели после того, как оно произошло, определяющим фактором будет не временной промежуток, а число людей, уже знающих об этом событии. Если событие еще не стало общим достоянием, промежуток в три недели незначительно снизит информационную ценность этой новости.

 

Новость – это сообщение, содержащее информацию, ранее неизвестную аудитории. Сущность любой новости образует факт — нечто, имевшее место во времени и пространстве. По мнению С.Холла, новостью может стать только интересное, необычное и значимое событие, происшедшее за последние двадцать четыре часа. Исследователи Эверетт Деннис и Джон Мэрилл дают такое определение: «Новость - это сообщение, в котором представлен современный взгляд на действительность в отношении конкретного вопроса, события или процесса. Фруда Моррис из Эн-Би-Си сказал: «Новости – это нечто актуальное, важное; то, что оказывает влияние на нашу жизнь».

 

 

13. Системное мышление в публицистике. Специфика публицистического анализа.

 

 

Системное мышление - взгляд на ситуацию, когда при решении учитываются все актуальные влияющие на нее факторы: прошлое и будущее, окружение, задачи близкие и дальние. Основной чертой системного мышления в публицистике является системный анализ.

 

Предметом публицистического анализа выступают актуальные общественные явления, события, процессы, ситуации и связанные с ними теоретические и практические проблемы общественного развития.

 

Технологическая схема создания аналитического материала:

 

1) Первоначальный творческий стимул (творческий замысел).

 

2) Выбор темы / Сбор фактического материала. Первоначальный анализ фактического материала.

 

3) Выявление и анализ основного конфликта.

 

4) Формулировка проблемы.

 

5) Формулировка идеи.

 

6) Создание концепции.

 

7) Создание композиции.

 

8) Выстраивание логической структуры / Выстраивание образной структуры.

 

9) Изображение конфликта. Аргументация авторской позиции.

 

10) Выводы. Выход из конфликтной ситуации.

 

Тема – круг событий, образующих жизненную основу произведения и служащих для постановки проблемы. Условия выбора темы: 1) выбор исходной ситауции («попасть в тему»); 2) соответствие кругу интересов аудитории («попасть в аудиторию»); 3) соотнесение в ходе анализа предмета своих знаний о нем с предварительной осведомленностью аудитории («попасть в контекст»).

 

При работе с фактами важны: точность наблюдения, детальность фиксации происходящего, перепроверка достоверности выясненного. 2 подхода к выстраиванию фактов – восстановление временной цепочки фактов; выявление сегодняшней взаимосвязи явления с окружающим. Одновременно с отбором фактов происходит группировка, типологизация, классификация и систематизация данных, абстрагирование и обобщение.

 

Конфликт обнаруживается в развитии событий, в столкновении характеров, в проявлении противоречий объективной реальности. Проблема – это осознание конфликта, отражение в сознании, а затем в произведении неких противоречивых моментов действительности.

 

Идея – это обобщающая эмоционально-образная мысль, лежащая в основе журналистского произведения. Концепция – это структура идеи.

 

Построение аналитических текстов.

 

Виды композиционного решения (композиция – единство формы и содержания текста):

 

1) Антикульминационное (наиболее сильный аргумент – в начале текста).

 

2) Кульминационное.

 

3) Пирамидальное (сильный аргумент – в середине, в начале и конце – аргументы меньшей силы).

 

4) Кольцевое (в начале и конце – сильные аргументы, в середине – слабый).

 

5) W-построение (метод драматизации, метод квантификации – текст собирается из обрезков – квантов, метод хронологически упорядоченного изложения).

 

Логические приемы в аналитической журналистике:

 

- индукция (вывод от частного к общему, имеет вероятностный характер);

 

- дедукция (вывод от общего к частному);

 

- аналогия (сопоставление с целью выявить сходства);

 

- сравнение (сопоставление с целью выявить различия).

 

- анализ (выявление причинно-следственных связей путем расчленения предмета на составляющие его элементы);

 

- синтез (соединение составляющих элементов в новое целое);

 

- гипотетический (прогнозирование. носит вероятностный характер);

 

- исторический (выявление главных этапов в развитии предмета).

 

Задача доказательства – подтверждение авторских суждений. Состоит из трех элементов:

1) Тезис. Основная идея, которую нужно доказать. Должен быть четким и определенным, не меняться по ходу доказательства, полностью подтверждаться аргументом.

 

2) Аргумент. То, что подтверждает истинность тезиса. Должен быть наглядным, соответствовать реальности, проверяться практикой, быть самостоятельным независимо от тезиса. Он не должен противоречить другим аргументам в рамках данного доказательства.

 

3) Демонстрация. Предъявление аргументов, установление их связи с тезисом.

 

Любой аналитический текст включает онтологическую (бытийную), гносеологическую (познавательную) и психологическую составляющую.

 

14. Образ в публицистике. Специфика публицистической образности.

 

Важнейшим элементом журналистского произведения выступает публицистический образ, в основе которого лежит художественно-эстетический характер отображения действительности. Образы публицистики обладают синтетической природой. С одной стороны, в них сильно чувственно-эмоциональное начало, а с другой - логико-понятийное. Таким образом, журналисту, чтобы создать полноценный публицистический образ, необходимо не только включиться в познавательный процесс, но и образно осмыслить окружающий мир в зависимости от стоящих перед ним творческих задач. Различные представления о реальности, впечатления, эмоции, идеи являются основными источниками возникновения разнообразных мыслительных образов. Художественные образы относятся к эстетической категории.. Эти образы выступают для субъекта не как "сама реальность", а как ее идеальная " модель", активно соотносимая с оригиналом». Творец, создавая те или иные художественные образы, стремится не к простому их соотнесению с реальными объектами, а прежде всего пытается выразить и в образе свое субъективное отношение. Если под объективным в образе понимается все то, что идет непосредственно от действительности, то «субъективное - это переживания и размышления художника, его отношение к изображаемым явлениям, оценка этих явлений, особое их видение. Всякий художественный образ представляет собой не только отражение определенных кусков жизни, но, в известном смысле, и своеобразный портрет художника. За образом всегда стоит его творец. В процессе художественного отображения реального мира важна не только эстетическая оценка значимости тех или иных объектов и явлений действительности, но и их эмоционально-образное постижение. Эмоционально окрашенные впечатления способны стимулировать работу воображения, вызвать необходимые ассоциации или реакции на предмет отображения. При эмоционально-образном постижении мира могут быть выражены эмоциональные чувства, состояния и аффекты. Таким образом, эмоционально окрашенный подход к явлениям действительности позволяет творцам выразить свое сопричастное и личностное отношение к отражаемым фактам и тем самым наделить художественные образы всей гаммой человеческих чувств. Художественный образ, во-первых, не является фотографической копией отображаемого объекта, во-вторых, в нем проявляется субъективное отношение творца к предметному миру, в-третьих, всякий художественный образ обладает эстетической ценностью для других. В процессе творчества художник стремится создать образы объектов реальности, творчески преобразуя действительность. Создавая из наличного материала некий образ, он опирается на художественные методы отображения действительности. К ним относятся методы образного воспроизведения объектов и явлений реальности и методы их изображения в конкретном художественном произведении. Если в художественном произведении творец, создавая художественный образ полагается на художественный вымысел, то публицисты такую вольность допустить не могут, так как в основе любого публицистического образа всегда лежат документальные факты. Специфика публицистического образа: с одной стороны, в нем проявляется чувственно-эмоциональное восприятие творцом действительности, а с другой - возникшие на этой основе образы «облучаются» авторскими идеями и мыслями. В творческом процессе по созданию публицистического образа выделяются две стороны познавательной деятельности: чувственное и рациональное отражение действительности. Если в первом случае журналист оперирует наглядными образами, которые возникают в результате непосредственного наблюдения, то во втором - логическими понятиями и суждениями. Обладая такой синтетической природой, образы публицистики могут активно участвовать в мысленном экспериментировании, помогая творцу не только моделировать проблемные ситуации, но и синтезировать информацию при овладении проблемой. Порождением журналистского образа, по мнению Е.И. Пронина относят факт, образ, постулат.

 

В публицистике преволирует временный фактор. Время само по себе становится здесь предметом изображения и исследования. Публицист должен уметь видеть сегодняшний день как звено в исторической цепи. Публицистическое воспроизведение времени происходит через субъективное видение и ощущение сотен и тысяч людей – авторов публикаций, журналистов и непрофессионалов. Для публициста важны прошлое, настоящее и будущее, но эта цепь должна быть замкнутой. Основопологающим фактором здесь является настоящее, именно при помощи прошлого мы стараемся понять настоящее, а из него спрогнозировать прошлое. Временный факт в публицистике затрагивае и понятие актуальности, но не только в узком, но и в широком смысле. Актуальность понимается как соответствие запросам времени в широком смысле. Оперативность – средство воплощения актуального содержания.

 

Время и пространство в публицистике не равны самим себе, хотя мы имеем здесь дело с документальным материалом, макс приближ к естественному течению жизни. Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, мы будем называть хронотопом.

 

Образ-факт.

 

Образ-факт – это совпадение природных данных факта с замыслом художника. Довольно часто приходится сталкиваться с обратной зависимостью: живую жизнь сознательно выстраивают по художествееным канонам, реальное событие подтвергают режиссуре, за счет чего оно обретает определеннкю дозу условности. Цель сделать “некультурный факт” объектом “культурных переживаний”. Создание образа-факта доступно не только профессиональному журналисту, но и любому человеку, обладающему истетическим чутьем. Образ-факт часто обладает не только эстетической, но и логической завершенностью. Здесь важно совпадение в одной точке многих факторов. Можно выделить несколько моделей формирования подобных образов,например, замкнутого круга и принципа спирали. В узком смысле образ-факт – это эпизод, характер, деталь, в которых явление представляет в предельном своем выражении и которые несут символическое значение; в широком смыле образ-факт – любой документальный образ в публицистике, созданный методом типизации: характер, картина, природа.

 

Образ-модель.

 

Прежде всего надо сказать, что модель, а следовательно, и обра-модель являют собой систему, наделенную некой структурой элементов, зависимых друг от друга и определющих друг друга. Но это не означает, что в модели наличествуют все элементы оригинала. Рассматривая эксплуатацию модели в публицистике, необходимо учитывать, что она может выступать в разных моделях: модель может анализироваться как средство познания и как его продукт. Анализ модели в контектсте деятельности по сравнению знания будет генетическим, в деятельности по использованию или передаче знаний, где основное внимание уделяется ее структуре и функционированию, анализ будет структурно-функциональным. Условия функционирования модели в публицистике необычны: погруженная в образную стихию, она обрастает живыми подробностями. Метод моделированя зачастую используется журналистами для наиболее полного раскрытия характера и психологии героя. Образ в публицистике тяготеет к макету, схеме, к обнаружению внутреннего слоя явлений. Он стремится к лаконичности, он графичен. Образ балансирует на грани: становлясь моделью, он не перестает быть образом.

 

Образ-концентрат.

 

Под образом концентратом понимаются два понятия – это образ-понятие и образ-тезис. Эти образы – это художественные формулы, сосредоточившие смысл определенной ситуации или явления, замещающие понятия. Источники появления образов-понятий и образов тезисов разнообразны – от просторечья до фольклора, но чаще публицист сам создает ораз-тезис или образ-понятие. За образов-понятием и образом-тезисом стоит, как правило, не просто предмет или человек, а явление. Образ-понятие и образ-тезис возникает как любое художественное явление в процессе типизации. Типизпция в документальном творчестве предполагает движения в пределах, ограниченных фактом, выделение существенного за счет малозначительного. Реплика, тезис, худ понятие представляют жизненный эпизод, содержат его образный смысл в концтрированном виде.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.