Здавалка
Главная | Обратная связь

ЖАНРОВЫЕ ПРИЗНАКИ В ЖУРНАЛИСТКОМ ТЕКСТЕ



Признаки: 1.композиция, 2.аналитичность текста, 3.лексика текста, 4.стилистика текста, 5.экспрессивность (интонация), 6.размер текста.

 

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЖАНРОВ

 

Цели жанра: познавательные, оценочные, образные.

 

Функциональные возможности жанра – способность жанра с учетом присущих ему изобразительных особенностей выполнять информационные, аналитические, художественные задачи.

 

ЖАНРОВАЯ ДИФФУЗИЯ. БАЗОВЫЙ ЖАНР. АРХЕТИП ЖАНРА

 

Диффузия/взаимопроникновение – это когда к текстообразующему жанру добавляются изобразительные элементы другого жанра; не смешивание жанров, а обогащение.

 

Диффузия жанра – использование в дополнение к основному текстообразующему жанру изобразительных приемов из других жанров, которые играют в тексте вспомогательную роль.

 

Базовый жанр – такой жанр, основной признак которого - архетип.

 

Репортаж всегда имеет «эффект присутствия» – это и есть архетип (главный отличительный образ). Архетип - от греч . arche - начало и typos - образ.

 

Три фактора: предмет отражения (новость, личность), цель отражения, метод отражения (изложение, рассуждение).

 

Информационные жанры отличаются особыми методами и приемами передачи информации, состоящей в повествовании, в так называемом, "телеграфном стиле" реальных фактов в контексте реального времени. К информационным жанрам относятся: хроникальная информация, расширенная информация, заметка, реплика, отчет, эпистолярные жанры, интервью и репортаж.

 

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ - это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. К аналитическим жанрам относятся: корреспонденция, статья, обзорная рецензия.

 

Художественно-публицистические жанры отличаются од других тем, что в них присутствуют художественность и публицистичность. Очерк, портрет, политический портрет, эссе.

 

16 Информационные Жанры– исторически сложившийся, устойчивый набор изобразительных приемов тексто образования, подчиненных наиболее полному раскрытию авторского замысла. Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов. Основой всех журналистских произведений является факт. Факт - это свершившееся событие. Факты являются основой информации. Факт обладает следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, он не должен быть банальным.

 

Тексты инфо. жанров – основная часть массовых информационных потоков. Это носители оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять постоянный мониторинг наиболее значимых событий. Всесторонности, полноте этого мониторинга способствует жанровое разнообразие информационных сообщений.

 

Требования, предъявляемые к информационному сообщению: оперативность, релевантность (соотвествие интересам аудитории), фактическая точность, декодируемость (понятность), «очищенность» от дополнительных деталей, отвлекающих от смысла основной темы, краткость

 

Информационные жанры отличаются особыми методами и приемами передачи информации, состоящей в повествовании, в так называемом, "телеграфном стиле" реальных фактов в контексте реального времени. К информационным жанрам относятся: хроникальная информация, расширенная информация, заметка, реплика, отчет, эпистолярные жанры, интервью и репортаж.

 

Хроникальная информация - отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? и имеет объем в 2 - 15 строк. Печатается на первых - вторых полосах официальных и неофициальных газет. Язык хроникальной информации - книжный, стиль - сухой, отстраненный, официальный. ХРОНИКА - факт без подробностей. Небольшие (порой из одной – двух фраз) сообщения, не имеющие заголовка. Чаще публикуются подборками.

 

Расширенная информация предполагает более широкое и подробное изложение событий. Возможны: историческая справка, сравнение, характеристика героев и т.д. Включает в себя вступление и концовку. Содержит 40-150 строк, заголовок.

 

В отличие от хроникальной информации в нем может присутствовать комментарий. Комментарий - это широкое разъяснение факта, толкование его непонятных или не конкретизированных сторон. Виды комментария:

 

1. Расширенный комментарий - пространное разъяснение факта.

 

2. Комментарий специалиста - факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком.

 

3. Полярный комментарий - толкование, разъяснение факта различными специалистами, компетентными в этой области.

 

4. Синхронный комментарий - разъяснение текста журналистом по ходу высказывания.

 

5. Подробный комментарий - разъяснение фактов до мельчайших деталей.

 

Также в расширенной информации могут присутствовать дополнительные детали, герои и т.д.

 

Заметка - отличается авторской подписью, так как основой ее является письмо читателя. Если в информации важен фактор времени, то в заметке сам факт в различных временных измерениях. Содержит сам факт и некоторые подробности. Состоит из десяти–тридцати строк, имеет собственный заголовок. Чаще публикуется в подборке.

 

Реплика - это краткий эмоциональный отклик на какое-либо выступление. Основной чертой реплики является настроение.

 

Эпистолярные жанры - это письма читателей, основа основ журналистики. Письма во все времена и эпохи, с первых дней возникновения журналистики как составляли основу всех материалов. Виды эпистолярных жанров: письмо-предложение, письмо-отклик, письмо - жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ.

 

Отчет - концентрированная подача какого-либо прошедшего события, мероприятия. Отчет отличается от других жанров сухостью и последовательностью изложения. Виды отчетов: прямой отчет - непосредственная передача с места события без излишних комментариев; отчет - коммюнике - рассказ о прошедшей политической встрече; отчет-размышление, с элементами комментирования; пространный отчет - передача события, сопровождающаяся расширенными комментариями. Язык и стиль отчета - официально-деловой. Общий отчет содержит изложение фактов в хронологическом порядке, тематический – освещает 1-2 наиболее важных вопроса, отчет с комментариями – изложение основных событий и высказывание совей точки зрения.

 

Интервью - некоторые специалисты причисляют этот жанр к самостоятельному, но большинство специалистов считают, что он имеет черты информационного жанра. ИНТЕРВЬЮ - изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией. Необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по факсу и т.д.).

 

Виды интервью: интервью-монолог, интервью-диалог (классическое интервью), эксклюзивное интервью, интервью-сообщение, интервью-зарисовка и др.; также малые формы интервью - интервью- экспресс, блиц-интервью.

 

Также бывают виды массового интервью: пресс-конференции, брифинги. К жанру интервью относятся: анкеты, беседы за "круглым столом" и др.

 

Репортаж - жанр, оперативно и ярко "передающий" с места событий. Самая основная и специфическая черта жанра - "эффект присутствия" - это когда читатель, слушатель, зритель видит и слышит случившееся событие глазами репортера. Автор сам непосредственный участник события, приобщает к нему всех читателей, слушателей и зрителей.

 

Виды репортажа: событийный - событие передается хронологически ( также различают до событийный и после событийные репортажи), тематический - событие может передаваться, начиная с любого места, тут позволительны расширенные и подробные комментарии и постановочный - ситуационный, когда репортаж передается с не запланированного события.

 

В языке и стиле репортажа могут быть два языковых начала: документальность и художественность, они должны быть в идеальном балансе, если будет преобладать художественность, то репортаж получится беллетристикой, а если документальность - то сухим и неинтересным. Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками.

 

ЗАРИСОВКА - обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.

 

ОБОЗРЕНИЕ - важнейшие события жизни города, завода, школы и т.п. за определенный период (сводки, итоги).

 

Опрос - симбиоз журналистики и социологии. Представление коллективного мнения по одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам.

 

Некролог - не путать с извещением о кончине. Некролог - это рассказ о этапах жизни умершего со словами прощания и скорби.

 

17 Жанр – исторически сложившийся, устойчивый набор изобразительных приемов текстообразования, подчиненных наиболее полному раскрытию авторского замысла. Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов. Основой всех журналистских произведений является факт. Факт - это свершившееся событие. Факты являются основой информации. Факт обладает следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, он не должен быть банальным.

 

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ - это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. К аналитическим жанрам относятся: корреспонденция, статья, обзорная рецензия.

 

Аналитические жанры журналистики основаны на методе индукции и дедукции, анализе и синтезе. Индукция, или анализ это когда какая-то проблема рассматривается путем разложения на части, от общего - к частному. Дедукция, или синтез - это когда сначала рассматриваются части проблемы по отдельности, а затем в общем плане.

 

По сравнению с информационными жанрами , аналитические шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений.

 

К аналитическим жанрам относятся: статья, корреспонденция, обзор, рецензия.

 

Статья - это локальное отображение жизненно-важных явлений, проблемы или актуальной ситуации. Масштабные выводы предваряются характеристикой фактических данных и ситуаций, рассмотренных в совокупности. Факты в статье играют иллюстративную роль, в статье важны проблема и явление. В статье в полной мере используются аргументация, мотивация действий, используются все виды текстов: повествование, описание и размышление.

 

Функция статьи - объяснить читателям как общественную, так и личную значимость актуальных процессов их причинно-следственные связи. Предмет - противоречия и проблемы, которые содержатся в актуальных ситуациях и процессах Устойчивые формы проявления жанра статьи: Общеисследовательская статья. Здесь анализируются общезначимые, широкие вопросы. Отличается высоким уровнем обобщения, глобальностью мышления авторов. Цель - изучение различных закономерностей, тенденций, перспектив развития современного общества. Тактико-аналитическая статья. Обращена к актуальным практическим проблемам промышленности, сельского хозяйства, предпринимательства, и т.д. В этих статьях анализируются конкретные проблемы, события, действия, ситуации, связанные с практическими задачами, решаемыми в той или иной сфере деятельности, отрасли производства и пр. Полемическая статья. Публикуются, когда в обществе возникают споры по каким-либо значительным проблемам. Поводом публикации обычно является выступление политических оппонентов. Цель для автора двояка: автор должен обосновать свою собственную позицию, но ему представляется необходимым опровергнуть позицию своего оппонента.

 

Виды статей:

 

1. Передовая - в ней основа директивность;

 

2. Пропагандистская - важным методом в ней является пропаганда;

 

3. Научная и научно-популярная статья;

 

4. Проблемная, требующая от автора всестороннего, глубокого изучения вопроса, компетентности, инициативы, смелости.

 

По данным Ворошилова В. В., "К особому подвиду статьи можно отнести публицистический комментарий, позволяющий оперативно откликнуться на различные события, прокомментировать и оценить их".

 

Комментарий - призван не столько разобрать по полочкам сложную фактуру, но и в полной мере публично выразить свое мнение по отношению к событию, факту, явлению.

 

Виды комментария:

 

1. Расширенный комментарий - пространное разъяснение факта.

 

2. Комментарий специалиста - факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком.

 

3. Полярный комментарий - толкование, разъяснение факта различными специалистами, компетентными в этой области.

 

4. Синхронный комментарий - разъяснение текста журналистом по ходу высказывания.

 

5. Подробный комментарий - разъяснение фактов до мельчайших деталей.

 

Корреспонденция - отображение "кусочка жизни", жанр, построенный на конкретном материале, в котором в аналитическом плане разрабатывается актуальная тема, решается определенная проблема. В корреспонденции в отличие от статьи применяется метод дедукции - синтеза, то есть проблема решается от частного к общему.

 

Виды корреспонденции:

 

1. Информационная. Она отличается широтой охвата материала, обстоятельным развитием темы.

 

2. Аналитическая корреспонденция вскрывает причины описываемого явления. Она критического плана.

 

3. Постановочная корреспонденция - такой вид отражает злободневную , актуальную ситуацию на основе анализа и синтеза фатов.

 

4. Корреспонденция - раздумье. Журналист совместно с читателем анализирует, сопоставляет, сравнивает , оценивает целый ряд фактов. Если в статье структура произвольная, то в корреспонденции - специфичная. Она имеет: рубрику, заголовок, головные строки, зачин, основную часть и концовку. По рубрике можно определить характер корреспонденции. Зачины разных видов этого жанра бывают разными: сюжетный, информационный, проблемный. Концовки тоже отличаются характерными чертами.

 

Цели аналитической корреспонденции иные - выяснение причин события, явления, определение его значимости, ценности, прогнозирование его развития и т.д. Двусоставность современной аналитической корреспонденции (сообщение о явлении плюс его истолкование) сближает ее с комментарием.

 

Рецензия - жанр, в котором критикуется, дается оценка художественного или научного произведения, общественно-политической или технической литературы, театральных постановок, кинофильмов, телевизионных передач, художественных выставок, музыкальных концертов и даже бытовых ситуаций. Рецензию также определяют как критику "отраженной действительности".

 

Рецензент обычно оперирует вторичными фактами. Также в рецензии присутствует фактоидный материал и тезисы. Адресатами, к которым обращается рецензент являются реципиент, то есть читатель, слушатель и зритель, а также автор оцениваемого или критикуемого произведения. Из этого вытекают непосредственные задачи рецензии - это воспитательная и эстетическая. Характерная черта рецензии - позиция рецензента - современность. При рецензии могут поэтому решаться и ретроспективные задачи.

 

Виды рецензии: 1. Литературная. 2. Научная. 3. Театральная. 4. Кино рецензия и т. д.

 

Обозрение или обзор - жанр, знакомящий аудиторию с определенными событиями с использованием аналитического комментария. Иначе обозрение можно назвать "панорамой событий".

 

Виды обозрений:

 

1. Внутренние - о событиях жизни внутри страны.

 

2. Международные - о международной жизни; различают по времени: ежедневные, еженедельные, месячные, годичные, также бывают: информационные, проблемные.

 

По тематике: 1. Политические, 2. Экономические, 3. Спортивные, 4. Сельскохозяйственные, 5. Культурные и т. д.

 

Особым подвидом обозрения являются обзор печати и обзор писем.

 

Журналисткое расследование - рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй, когда журналист собирает и анализирует факты автономно от соответстсвующих служб и органов или вкупе с другими специалистами.

 

Версия - моделирование собственного суждения по поводу уже имеющегося хода событий или явления, предположение, основывающееся на их детальном изучении (подкрепленное порой неординарными аргументами).

 

Аналитические жанры за последнее десятилетие, наряду с информационными жанрами, стали занимать основную нишу журналистских выступлений в информационно пространстве.

 

Аналитическое интервью. Жанр и. - результат «закрепленности» в журналистском тексте формы получения определенных сведений с помощью метода интервью. Метод интервью относится к эмпирическим методам. Поэтому жанр интервью относят к информационным жанрам. Но интервью применяется для получения сведений для подготовки и аналитических материалов. Метод не порождает жанр. Лишь в случае яркой проявленности в тексте «хода» применения метода он может определять форму как диалогическую, вопросно-ответную. Аналитическое интервью, кроме того, содержит и анализ факта, отвечая при этом на вопросы: почему? Каким образом? Что это значит? и т.д. Роль автора аналитического интервью - он своими вопросами задает направление анализа. Портретное или проблемное интервью.

 

Аналитический репортаж – это многокомпонентный жанр, используемый для исследования сложной проблемы путем изложения, написания, отображения, изображения различных его сторон. Отличается от статьи тем, что ведущая мысль автора не заявляется вначале; мысль формируется в процессе исследования проблемы. От очерка отличается тем, что в нем существуют образное отображение действий. Автор аналитического репортажа заявляет о себе как о зрелом профессионале.

 

Важнейший признак: это открытое, публичное исследование проблемы, которое сопровождается переживаниями, впечатлениями, личным участием автора, а также созданием у читателя эффекта присутствия. ПРЯМОЙ РЕПОРТАЖ – последовательное, полное «фотографическое» воспроизведение ситуации с «эффектом присутствия» у читателя. Особое внимание – к атмосфере окружающего, символическим деталям. Также существуют аналитический / исследовательский, информационный репортажи.

 

Еще проблемный репортаж есть.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.