Здавалка
Главная | Обратная связь

Художественно-публицистические жанры периодической печати и их виды.



 

Жанр – исторически сложившийся, устойчивый набор изобразительных приемов текстообразования, подчиненных наиболее полному раскрытию авторского замысла. Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов. Основой всех журналистских произведений является факт. Факт - это свершившееся событие. Факты являются основой информации. Факт обладает следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, он не должен быть банальным.

 

Художественно-публицистические жанры отличаются од других тем, что в них присутствуют художественность и публицистичность. Художественность - это образное отображение действительности, моделирование ситуации или действительно происшедших или придуманных событий. Публицистичность же выражается прежде всего в присутствии документальности, в пафосе и тенденциозности повествования, в допустимости только домысла, но не вымысла.

 

Конкретный, документальный факт в этих жанрах как бы отходит на задний план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли. К художественно-публицистическим жанрам относятся: очерк, зарисовка, эссе, политический портрет. В рамках это жанра можно рассматривать и документальный рассказ.

 

Здесь конкретный документальный факт отходит на второй план. Главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль. Сам факт типизируется. Дается его образная трактовка.

 

В очерке факты преломляются в свете личности автора. Важен не факт сам по себе, а его восприятие и трактовка героем или автором. Факт переосмыслен в образ, близок к малым формам художественной литературы, конкретен, построен на фактическом материале. Цель очерка – дать образное представление о людях, показать их в действии, раскрыть существо явления. Очерк бывает сюжетным (портрет, проблема) и описательным (событийный, путевой). Описательные очерки отличаются в основном одно линейностью повествования, подчиненностью хронологии события, а сюжетные - постановкой проблемы, требующих решения, сложностью отображения жизненных коллизий.

Повествование в очерке может вестись от первого, третьего или множественного лица. Автор очерка может быть сам непосредственным участником события, героем; он может "за кадром", его повествование может быть просто "фоном", на котором развиваются события; автор может быть наблюдателем - главным "оценщиком".

В очерке используются два вида прозы: коммуникативно-классическая и эстетическая. Логичность изложения, соблюдение классических языковых норм - присущи коммуникативно-классической прозе. Эстетическая проза отличается высокой эмоциональностью изложения, присутствием в тексте ярких описаний. В очерке используются также три вида сюжетов:

1. Простой сюжет - соответствующий естественному ходу события.

2. Пространственно-временной сюжет - это когда события могут происходить в одном и в том же пространстве, но в разных временных измерениях.

3. Ассоциативный - когда сюжет произвольно меняется соответственно ассоциативным настроениям героев или автора. В очерке также важны такие элементы, как пейзаж, портрет и другие детали. Фельетон – это литературный материал, проникнутый духом острой злободневной критики, с особыми приемами изложения. Для фельетона обязательны: живость, легкость, образность, юмор, ирония, насмешка.

 

Памфлет— разновидность литературного или публицистического произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей.

 

Задача памфлета состоит в том, чтобы осмеять, предать позору данное явление, данное лицо. Памфлет, создавая образ разоблачаемого деятеля, стремится представить его как определенную индивидуальность — бичует его в его политической жизни, быту, индивидуальных особенностях, для того чтобы сделать ещё сильнее удар по политической линии, им представляемой.

 

Политический портрет - жанр, в котором в основном отображается психологический портрет, действия и имидж реальных личностей. Политический портрет отличается от других жанров тем, что в нем в равных количествах должны быть представлены публицистичность и художественность. Задача журналиста в написании этого жанра - угадать за имиджем реальную личность и дать его истинную психологическую характеристику, прогнозировать возможные действия этой личности в будущем, предсказать общественную значимость и роль этой личности в общественном развитии.

 

Эссе - жанр, который пишется на одном дыхании, в нем присутствует высокий эмоциональный накал, наряду с философскими размышлениями.

Виды эссе по тематике: 1. Политические, 2. Экономические, 3. Литературные, 4. Публицистические. и др.

В эссе как правило отсутствует сюжет. Это своеобразный свободный "поток информации". Темы эссе отличаются злободневностью и актуальностью. Эссе как жанр появился еще в средневековье.

 

19. Законодательство РФ о журналистике. Федеральный закон «О средствах массовой информации».

 

Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституция РФ возглавляет всю систему российских источников права. На основе одной или нескольких её статей складывается целая отрасль законодательства или права. Так, для законодательства о СМИ основополагающее значение имеет статья 29. Она состоит из пяти частей.

 

Первая часть статьи 29 самая лаконичная: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Что включает в себя эта формулировка? Все права, которые записаны в Конституции, можно разделить на права, предоставляемые каждому, и права, предоставляемые только гражданам Российской Федерации. Этим положением подчёркивается тот факт, что свобода мысли и слова составляют право, которое мы имеем с рождения. Государство не смеет вмешиваться в эту сферу без особой на то причины, не оно дало нам это право, и оно не может у нас его забрать. Свобода мысли и слова – это естественное, неотъемлемое право человека. Под свободой мысли понимается гарантия невмешательства в процесс формирования собственных мнений и убеждений человека. Этот процесс может быть скрытым от других, но может стать и открытым, когда возникает потребность передать свои мысли другим людям. Для осуществления этой потребности человек обладает свободой слова, устного или печатного. Свобода слова – признак демократического режима, который заинтересован в равном участии всех граждан в обсуждении и решении насущных проблем общества и государства.

 

Вторая часть статьи 29 во многом повторяет Международный пакт о гражданских и политических правах и другие международные договоры. В ней говорится: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». Этот запрет подкреплён конкретными видами ответственности за его нарушение, установленными, в частности, Уголовным кодексом РФ (ст. 136, 280, 282, 354). Ответственность эта вполне реальна.

 

Третья часть статьи 29 гласит: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них». Эта норма означает, что, даже если вы заблуждаетесь, никто не может принуждать вас к изменению своих мнений и убеждений.

 

Четвертая часть статьи 29 раскрывает суть свободы информации: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Перечень сведений, составляющих государственную тайну определяется федеральным законом.

 

Наконец, в пятой части статьи 29 читаем: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Свобода массовой информации гарантируется далеко не во всех конституциях стран мира. В этом отношении Конституция РФ является, скорее, исключением, чем правилом. Конституция говорит о свободе массовой информации, а не о свободе средств массовой информации. Речь идет о свободе распространять любые сведения через СМИ, а не о праве средств массовой информации заниматься чем угодно. Гарантии свободы массовой информации состоят в плюрализме собственности на СМИ, недопустимости их монополизации в руках государства или нескольких частных владельцев, в идеологическом и политическом многообразии распространяемой массовой информации.

 

Конституция РФ запрещает цензуру. В соответствии со статьей 3 Закона о СМИ под цензурой понимается требование со стороны государственных органов власти либо их должностных лиц предварительного согласования предназначенных для распространения сообщений и материалов.

 

В ныне действующей Конституции РФ имеются определённые упущения. Одно из них затрагивает распределение полномочий между федеральным и региональными правительствами в отношении СМИ.

 

В статьях 71, 72 и 73 Конституции РФ перечислены вопросы, которые находятся в ведении федеральных властей, региональных властей, а также в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. Ни в одной из этих трёх статей средства массовой информации не упоминаются. Это дает региональным и федеральным законодательным учреждениям определённую свободу манёвра при толковании возможностей регулирования и создания собственных региональных кодексов и законов «О СМИ».

 

В основе массово-информационного права нашей страны лежит Закон «О средствах массовой информации». Он был принят Верховным Советом России 27 декабря 1991 года, в тот же день подписан Президентом РСФСР Б.Н. Ельциным, а в силу вступил с момента опубликования, т.е. с 14 февраля 1992 года. Этот закон во многом повторяет концепцию и основные положения закона, который существовал до него (правда, недолго – всего год с небольшим) и назывался Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации».

 

Главное в законе – положение об отмене цензуры. Другое важное положение - о том, что всё законодательство страны о средствах массовой информации состоит из самого Закона и издаваемых в соответствии с ним общероссийских и региональных актов. Главное понятие Законе - понятие средство массовой информации– это прежде всего форма: «Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации». СМИ являются объектом, а не субъектом права. Субъектами же выступают: редакция, журналист, издатель и др. Под информацией закон понимает любые сообщения и материалы. Массовый характер информации говорит о её доступности для неограниченного круга лиц. Периодичность выхода СМИ в свет определена в той же статье 2 Закона о СМИ – «не реже одного раза в год». При этом СМИ должно оставаться узнаваемым: иметь постоянное название, нумерацию, быть однотипно оформленным, но при этом не повторяться по содержанию. Массовая информация распространяется через СМИ, что подразумевает обязательную продажу (подписку, доставку, раздачу) печатных изданий, трансляцию (вещание) теле- и радиопрограмм. Распространение массовой информации включает в себя понятие одновременности.

 

Другая важная формулировка Закона о СМИ – определение понятия журналиста. «Под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по её уполномочию». Главное здесь – связь с редакцией. Наличие или отсутствие принадлежности человека к категории журналистов чрезвычайно важно для признания за ним профессиональных прав и обязанностей, определённых в ст. 47 и 49 Закона о СМИ.

 

Закон не даёт понятия учредителя СМИ, но он определяет круг лиц, которые могут им стать. Учредителем средства массовой информации может быть как физическое лицо, так и юридическое. Но учредителем не может быть человек, не достигший 18-летнего возраста; человек, отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда; душевнобольной; организация, деятельность которой запрещена по закону; и, наконец, что очень важно, учредителем не может быть гражданин другого государства либо не проживающее постоянно в Российской Федерации лицо без гражданства, т.е. иностранцы. Но отсутствие такого права у иностранного гражданина не препятствует выступать учредителем иностранному юридическому лицу. Наконец, под издателем Закон о СМИ понимает юридическое или физическое лицо (предпринимателя), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции СМИ.

 

20 Этика - наука, изучающая и формулирующая теоретические основы и практические требования морали. Профессиональная этика - наука, изучающая профессиональную специфику морали. "Суть профессиональной этики - научное обеспечение морально безупречного выполнения профессионалами своей роли в соответствии с общепринятыми этическими принципами".-Профессиональная этика журналиста - "это юридически не фиксируемые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения моральные предписания -принципы, нормы и правила нравственного поведения журналистов".

 

Доминирующими в профессиональной морали журналистов являются отношения с адресатом информации — аудиторией СМИ. Черезвычайное практическое значение защиты аудитории определило стихийное стремление аудитории зищитить себя от черезмерного влияния прессы. Какими же именно нормами регулируются отношения «журналист-аудитория» - существуеют следующие требования-ориентиры:

 

 

всемироно защищать свободу прессы — как одно из неотъемлемых прав человечества и всеобщее благо;

 

 

увадать право людей знать правду — своевременно предостовляя им максимально объективную и правдивую информацию о действительности, четко отделяя сообщения о фактох от мнения;

 

 

уважать право людей на участие в самоопределении общественного мнения, помогая им свободно выражать свою точку зрения в печати, по радио и тв, содействуя СМИ;

 

 

уважать моральные ценности и культурные стандарты аудитории — используя их в качестве ценностной основы произведений и не допуская в тексте смакования подробностейпреступлений;

 

 

укреплять доверие людей к СМИ — содействую открытому диалогу СМИ с читателями, зрителями и слушателями, публично принимая справедливые претензии общественности к своей деятельности.

 

Первый в отечественной истории Кодекс профессиональной этики советского журналиста был принят в 1989 году. Позднее, в 1994 году группа ведущих сотрудников московских СМИ подписала Хартию московских журналистов. Ее появление подтолкнуло Союз журналистов России составить Кодекс профессиональной этики, который вступил в силу 23 июня 1994 года, кодекс профессиональной этики журналиста.

 

Кодекс 1991 года:

 

/. Принципы профессиональной этики журналиста

 

Статья 1. Социальная ответственность журналиста Статья 2. Правдивость и объективность Статья 3. Добросовестность Статья 4. Честность

 

Статья 5. Уважение чести и достоинства Статья 6. Уважение общечеловеческих ценностей Статья 7. Профессиональная солидарность

 

II. Нарушения норм профессиональной этики

 

Статья 8. Проступки, нарушающие право граждан на получение информации татья 9. Проступки, ущемляющие право граждан на свободу выражения мнений Статья 10. Проступки против чести и достоинства личности Статья 11. Нарушения профессиональной чести журналиста Статья 12. Нарушения служебной этики и профессиональной солидарности журнал истов

 

III. Возложение ответственности Статья 13. Рассмотрение дел Статья 14. Официальное толкование

 

Кодекс принят Первым съездом Союза журналистов СССР конфедеративной основе 24 апреля 1991 года

 

Кодекс 1994 года:

 

КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ РОССИЙСКОГО ЖУРНАЛИСТ

 

1. Журналист всегда обязан действовать, исходя из принципов профессиональной этики,

 

2. Журналист соблюдает законы своей страны,

 

3. Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен

 

4. Журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источника информации,

 

5. Журналист полностью осознает опасность ограничений, преследования и насилия,

 

которые могут быть спровоцированы его деятельностью. Выполняя свои профессиональные обязанности, он противодействует экстремизму и ограничению гражданских прав по любым признакам, включая признаки пола, расы, языка, религии, политических или иных взглядов, равно как социального и национального происхождения.

 

6. Журналист полагает свой профессиональный статус несовместимым с занятием должностей в органах государственного управления, законодательной или судебной власти, а также в руководящих органах политических партий и других организаций политической направленности.

 

7. Журналист считает недостойным использовать свою репутацию, свой авторитет, а также свои профессиональные права и возможности для распространения информации рекламного или коммерческого характера, . Журналист уважает и отстаивает профессиональные права своих коллег,

 

9. Журналист отказывается от задания, если выполнение его связано с нарушением одного из упомянутых выше принципов.

 

10. Журналист пользуется и отстаивает свое право пользоваться всеми предусмотренными гражданским и уголовным законодательством гарантиями зашиты в судебном и ином порядке от насилия или угрозы насилием, оскорблений, морального ущерба, диффамации. Кодекс принят Конгрессом журналистов России 23 июня 1994г. в Москве.

 

Московская хартия 1994 года — есть в Лазутиной. Найти региональные кодексы и этику электронных сми.

 

21 При рассмотрении начального периода истории общественного мнения трудно назвать дату, которая послужила бы точкой отсчета, в частности, потому. Что самые ранние попытки в этой области предстовляли иные подходы по сравнению с теми, которых придерживаются современные исследователи. К одной из самых ранних попыток выяснить общественное мнение относят опросы населенияя США во время избирательной кампании 1824 года. Более или менее систематические опросы предпринимались американскими газетами в 1900 и 1906 годах. В 1917 г журнал «The Columbus Digest» начал ругулярно проводить исследования общественного мнения. Значительная часть первых исследований ОМ была связана с анализом спроса и предложения товаров. Эти опросы помогали производителям товара понять, почему их продукция не выдерживает конкуренции на рынке. Эта ветвь изучения ОМ получила название «исследование сбыта» и по сей день является чрезвычайно важной в общем потоке исследований ОМ.

 

В 1935 году в США две фирмы начали регулярно публиковать результаты исследования ОМ. Сначала фирма Э.Роупера, а тремя месяцами позже заявил о себе и Американский институт общественного мнения Джорджа Гэллапа. Этот институт при поддержки ряда американских газет начал свои зандажи общественного мнения США, результаты опросов этого института и по сей день печатаются в 117 крупнейших газетах. Следует учесть и тот факт, что в то время опрос являлся не только отоброжением мнения общества, но и можным оржужием — под влиянием результата опроса многие меняли свое мнение в пользу кандидата победившего в опресе. В ходе разработки технологии массовых опросов значительное внимание стало уделяться фактору времени: чем ближе ко дню выборов проводится опрос, тем точнее его результаты. Большое внимание в первые годы существования Института Гэллапа уделялось вопросникам. Именно тогда Гэллап сформулировал правила, которые до сих пор считаются каноническими. В настоящее время в 80 странах находятся филиалы Института Гэллапа. Исследования на сегодня проводятся в таком формате:

 

 

исследования по заказу отдельных клиентов

 

 

исследования по отдельной теме, спонсируемые заинтерисованными структурами

 

 

опросы-омнибусы, вклющающие вопросы, заказанные разными клиентами

 

 

аналитические тексты по потребительским ориентациям разных групп населения.

 

Надо также сказать, что Институт Гэллапа первым начал изучать ОМ США о Советском Союзе. И один из первых опросов, которые провел Гэллап, показал, что большинство американцев приветствуют установление дипломатических отношений между СССР и США.

 

Что косаемо СССР, то родоначальником практики опросов ОМ в СССР можно, по-видимому, считать Институтом ОМ, существовавший в рамках редакции «Комсомольской правды» в 1960-1966 гг под руководством Б.Грушина. За годы своей деятельности институт провел 15 опросов, большинство которых имело всесоюзный характер, а два из них международный. Откликом на настоятельную необходимость научного изучения ОМ было создание в институте конкретных социальных исследований Академии наук СССР центра по изучению ОМ.. Этот центр имел в своем портфеле заказы на проведение опросов ОМ страны почти от сотни заинтересовавшихся этим ужреждений. Интересен тот факт, что опрос ОМ в 1971 г газетой Правда касался лишь зарубежных стран, и лишь в 1986 году появились отпросы совестких граждан, косаемых положения в СССР. Созданием при ВЦСПС и Госкомтруда Всесоюзного центра ОМ (Заславская, Грушин, Левада) в 1987 году можносчитать положительным изменением в этой области. За годы работы во ВЦИОМе накоплен ункальный рхив социологических данных, в котором собраны рузультаты более чем 2000 исследований. Стандартные исследованя. ВЦИОМ занимался 2 регулярными омнибусными исследованиями: 1) эксперсс — работа производится за 10 дней; 2) мониторинг — экономичная схема проведения исследования. Также использовались качественные методы исследования ОМ, где использовались фокус-группы, глубинные интервью и т.д.

 

Модификации опроса:

 

 

анкетирование — самый распространенный метод общения социолога с людьми. Варианты анкетирования зависят лишь от того, приносит ли вам анкету почтальон или пресдтавитель фирмы.

 

 

Интервью — в стандартизированном варианте практически не отличается от анкетирования, когда интервьюир задает вопросы а ответы помечает себе на бланк. К этому же разряду относится интервью по телефону. Более весомые отличия имеют глубинные интервью — когда предметом исследования становятся лица, о которых известно, что они пережили некую конкретную ситуацию. Групповое интервью — достаточно специфический вид общения одновременно с несколькими лицами. Помимо индивидуальных высказываний здесь интервьюера интересует характер взаимодействия.

 

 

Наблюдение — какая-либо деятельность группы людей, протекающая синхронно со временем наблюдения, становится объектом социолога. Так, исследователи рекламы крайне заинтересованные в знании реакции потребителя, приглашают группу людейна демонстрацию рекламного ролика. Наблюдатели фиксируют реакцию, документируют ее.

 

Принципы работы центров ОМ:

 

 

В каждом серозном опубликованном обзоре результатов опроса ОМ должны быть оговорены:

 

- применявшийся метод и характер охваченного им населения

 

- объем выборки и территориальный охват

 

- точное время проведения полевых изысканий

 

- название организации, осуществлявшей опрос

 

 

Следует освещать такие случаии, когда при очередном опросе в ответах на вопрос о намеривании голосовать наблюдались резкие изменения в численности тех, кто говорил, что не будет голосовать.

 

И т.д. - имеет малое отнешение к программке ответа.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.