Социологические методы на службе журналистики. Использование социологической информации в редакционной деятельности и в журналистском тексте.
Журналисты используют в своей практической деятельности разные методы. Метод играет роль своеобразного компаса, ориентирующего всю деятельность в нужном направлении. Само это понятие происходит от греческого слова methodos и означает «способ познания, путь к чему-либо».
Методический арсенал журналистики постоянно пополняется за счет смежных областей деятельности. В последнее десятилетие журналисты стали особенно охотно использовать социологические методы сбора информации, ориентированные на выявление глубинных характеристик изучаемого объекта, выяснение закономерностей изменений, происходящих в социальной действительности, наконец, на воссоздание тех процессов, которые невозможно объяснить анализом статистических данных. Так появляется возможность детально изучить социальное явление в его целостности и взаимосвязи с другими явлениями.
В этом смысле социологические методы наиболее органичны для журналистики. Сбор информации, работа с ее источниками представляют собой традиционно сложный для журналистов этап деятельности. Среди сложностей отмечаются следующие обстоятельства: закрытость многих, как государственных, так и частных, источников информации; усложнение работы корреспондентов в связи с изменением характера прессы, которая чаще стала ориентироваться на расследования, обнародование сенсационных, разоблачительных или даже скандальных фактов, изменилось само отношение журналистов, в особенности молодых, к задаче точного и объективного сбора фактов.
Актуальным остается и вопрос о границах применимости социологических методов в работе журналиста. В прессе они используются в тех случаях, когда в силу каких-то обстоятельств другими путями нельзя получить нужные сведения. Именно в таких ситуациях корреспондент для достижения цели «меняет профессию», участвует в социальных экспериментах, проводит фокусированное интервью и экспертные опросы, пытается прогнозировать те или иные явления действительности. В прикладной социологии различают количественные (традиционные) и качественные методы. Традиционные журналистские методы сбора и анализа эмпирических данных (как, например, наблюдение, беседа, изучение документов) дополнились конкретными методиками из социологии и психологии.
Качественные методы можно условно разделить на два класса: сбор эмпирических данных (такие как наблюдение, эксперимент, прогнозирование, интервью и пр.), другие – при анализе полученных сведений (здесь можно назвать классификацию, группировку, типологизацию и т.п.).
Журналист, приступая к заданию, решает, какой метод сбора первичной информации наиболее предпочтителен, какая техника эффективнее, наконец, в какой последовательности изучать объект.
В социологии используют 4 основных метода: Опрос (анкетирование и интервьюирование); Анализ документов (качественный и количественный (контент-анализ)); Наблюдение (невключенное и включенное); ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|