Здавалка
Главная | Обратная связь

Эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).



 

Опрос – опрашивается много людей, затем полученная информация обобщается, и делаются выводы. Когда, например, журналист опрашивает одного человека, то он получает личное мнение опрашиваемого. Социологов интересует общественное мнение. В результате социологи получают усреднённую картину реальности. В социологической анкете не требуют указывать свою Ф.И.О. и адрес. Информация анонимна. Цель опроса для журналиста – это выяснить, что отличает одного человека от другого.

 

Анкетирование – респонденту предлагается ответить на определенное количество специально составленных вопросов. Вопросы журналистов не считаются анкетой. Анкетой называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Вопросы бывают: открытые (например, каков доход на одного человека в семье?), закрытые (каков доход на одного человека в вашей семье? От 1000 до 10 000 и тд.)..

 

Интервью – термин «интервью» происходит от английского interview, т.е. беседа. При всей, казалось бы, привычности данного метода необходимо соблюдать определенные технологические приемы, чтобы оптимально построить межличностное общение. Опыт социологии в этом отношении будет полезен работникам прессы, в том числе для классификации интервью по целям и, соответственно, видам. Журналист заранее строит план интервью. По содержанию интервью делятся на так называемые документальные, направленные на изучение событий прошлого, уточнение фактов, и интервью мнений, цель которых – выявление оценок, взглядов, суждений и т.п. Есть различия в технике проведения беседы. Под формализованным интервью понимают стандартизированное и структуризованное общение. В нем, как и в социологических анкетах, есть открытые, закрытые и полузакрытые вопросы. Интервью имеет четкую структуру, при которой каждый вопрос логически вытекает из другого, а все они вместе подчинены общему замыслу. В неформализованном интервью вопросы располагаются по иному принципу. В силу того, что оно ориентировано на глубинное познание объекта, его структура задается не так строго. Вопросы определяются темой разговора, обстановкой беседы, кругом обсуждаемых проблем и т.д.

 

Наблюдение – журналистское наблюдение всегда имеет целенаправленный и четко заданный характер; это целенаправленное непосредственное восприятие определенной ситуации, и регистрация результатов этого восприятия в соответствующих документах. Метод наблюдения активно используется в репортерской практике. Во-первых, журналист, включаясь в некое событие, имеет возможность проследить его динамику. Материал с места события отличается не только высокой степенью оперативности, но и тем, что в нем создается атмосфера сопричастности тому, что происходит на глазах репортера (особенно это свойственно телевидению и радио). Во-вторых, непосредственное наблюдение за поведением людей позволяет увидеть неприметные, на первый взгляд, детали, характерные личностные черты. Информация, почерпнутая из такого рода наблюдений, всегда отличается живостью и достоверностью. В-третьих, журналист, будучи очевидцем происходящего, сам фиксирует наиболее значимые моменты и в своих оценках независим от чьего-либо мнения. Уже на стадии отбора фактов, выделяя среди них главные и второстепенные, изучая причинно-следственные связи между различными элементами события, корреспондент закладывает предпосылки для более объективного изучения и освещения фактов в своем будущем произведении. При невключенном наблюдении она заключается в следующем: корреспондент, как правило, находится за пределами ситуации и не входит в контакты с участниками события. Он вполне осознанно занимает нейтральную позицию, стараясь не вмешиваться в происходящее. Данный вид наблюдения чаще всего используется для описания социальной атмосферы (вокруг выборов, общественных акций, социально-экономических реформ и т.д.). Включенное наблюдение предполагает участие журналиста в самой ситуации. Он идет на это сознательно, меняя, например, профессию или внедряясь в некую социальную группу, чтобы «изнутри» распознать объект. «Смена профессии» возможна лишь в случаях, когда репортер уверен, что своими непрофессиональными или неквалифицированными действиями не нанесет людям ни физического, ни морального ущерба. Поэтому сотрудникам СМИ противопоказано представляться врачами, юристами, судьями, работниками государственных служб и т.п. Такого рода запреты предусмотрены как соответствующими нормами журналистской этики, так и определенными статьями законодательства. Включенное наблюдение в журналистике зачастую отождествляют с методом эксперимента. Во-первых, как и во включенном наблюдении, журналист-экспериментатор поддерживает непосредственную взаимосвязь с объектом изучения. Во-вторых, эксперимент, как и наблюдение, может проводиться скрытно. В-третьих, он относится к визуальным средствам изучения социальной действительности. Журналист может провести эксперимент на себе, внедрившись в нужную ему социальную группу, стать «подставной фигурой» и т.п. При этом он не только воздействует на ситуацию, но и стремится привлечь к эксперименту всех интересующих его лиц.

 

Анализ документов (качественный и количественный (контент-анализ)). В повседневной жизни «документ» – это какая-то официальная бумага. В социологии «документ» - любой носитель информации о социальных явлениях и процессах. Любой документ – это всегда кодированная информация.

 

Документы бывают:

 

- официальные (законы, постановления, протоколы собраний, статистика, архивы и пр.) и - неофициальные (личные письма, дневники, любительские видеофильмы и пр.).

 

Виды материальных носителей документов:

 

- письменные (все виды печатной и рукописной продукции);

 

- иконографические (видео-, кино-, фотодокументы, картины, гравюры и т.д.);

 

- фонетические (радио- и магнитофонные записи, грампластинки и т.д.).

 

С помощью метода анализа документов можно получить информацию о прошлом, настоящем и будущем: реконструировать давно ушедшие, но значимые для живущих сегодня людей социальные явления и процессы; описать образы будущего страны, поколения, отдельной социальной группы.

 

Виды анализа документов:

 

- неформализованный (традиционный)

 

- формализованный (контент-анализ; анализ статистической информации; информативно-целевой анализ текстовой информации).

 

Контент-анализ или анализ содержания (от англ. сontent - содержание) зародился в сфере американской журналистики в конце 19 в. В этот период резко возрастает количество печатных изданий, объёмы содержащийся в них информации и читательская аудитория стремительно увеличиваются. Начинается борьба за читателя, что в свою очередь ведет к экономическому выживанию газет и журналов. Хозяева газет обращались к аналитикам, которым надо было справиться с большими объемами информации и описать ситуацию максимально достоверно. Так рождается потребность в количественном анализе текстовой информации. В социологии он широко используется для работы с документами, в которых с различной степенью полноты не только отражаются духовные, материальные характеристики жизни людей, но и фиксируются значимые факты, события, явления. Различные виды документов могут содержать также сведения как статистического, так и фактологического плана; в них находит отражение человеческая деятельность, что может соответствующим образом охарактеризовать участников события. С помощью анализа документов можно не только выявлять мнения, оценки людей по интересующему исследователя вопросу, но и реконструировать сами события.

 

Методом контент-анализа получают количественные и качественные характеристики анализируемого текста. Результат достигается за счет строгого подсчета частоты и объема упоминаний тех или иных содержательных единиц исследуемого документа. Возможности использования этого метода чрезвычайно широки. Социолог работает фактически с любыми документами, пригодными для статистической обработки: с официальной перепиской, газетными подшивками, фотографиями, видеосюжетами, архивными делами и др. А полученные данные надежнее и точнее по сравнению с иными подходами к изучаемому материалу. Контент-анализ незаменим и в тех случаях, когда приходится иметь дело с большим массивом источников для подготовки различных обзорных материалов.

 

Метод публицистического прогнозирования. Он способствует «созданию целостного представления о времени, где присутствует прошлое, настоящее и будущее». Журналист, обращаясь к данному методу, прежде всего, стремится предвидеть динамику развития тех или иных событий, поэтому имеет дело с опережающей информацией. Прогнозирование рассчитано на вероятностное описание возможного и желательного.

 

Прогнозы делятся на два основных типа:

 

- поисковые (исследовательские, здесь прогнозируется развитие явлений путем условного продолжения в будущем его тенденций в прошлом и настоящем; такие прогнозы отвечают на вопросы: в каком направлении идет развитие; что вероятнее всего произойдет при сохранении существующих тенденций?)

 

- нормативные (предвидение того, как достичь желаемого на основе заранее определенных норм, идеалов, целей).

 

Экспресс-опрос (например, телевизионный) – это метод сбора не столько социологической, сколько политологической информации, используемый ведущими политических телевизионных программ. Подобная техника предполагает:

 

 

постановка одного наиболее актуального вопроса;

 

 

мотивирование телезрителей на высказывание своего ответа на поставленный вопрос либо «да» либо «нет»;

 

 

просьба к телезрителям немедленно позвонить по указанному телефону и высказать своё собственное мнение в прямом эфире передачи;

 

 

оперативный подсчет кода опроса с демонстрацией этого подсчета на электронном табло и комментариями телеведущего полученных результатов.

 

Экспертный опрос – с помощью экспертов можно выявить глубинные тенденции в развитии того или иного события. Экспертом считают лицо, обладающее специальными знаниями в определенной области человеческой деятельности. Как правило, это опытные и квалифицированные специалисты, способные оценить и спрогнозировать динамику событий. Основное требование к их отбору состоит в том, что они, помимо перечисленного, не должны состоять в каких-либо управленческих структурах и участвовать в принятии решений. Только в этом случае можно гарантировать объективность их оценок. Для оптимизации работы экспертов журналисты могут проводить «круглые столы», дискуссии по заданной теме и т.п. А в системе обработки результатов опроса пользоваться такими общенаучными процедурами, как систематизация, типологизация, классификация, группировка, оценивание, измерение, предпочтение и др. Экспертные опросы - специфический вид опросов, не имеющих массового характера, но играющих важную роль в эмпирической социологии и все чаще используемый ею. Поэтому он нуждается в подробной характеристике, чему будет посвящен следующий параграф и один из параграфов пятой главы.

 

Рейтинг (ratings) - процент аудитории целевой группы, охваченной каким-либо интернет-ресурсом (аналогично и телепрограммой, печатным изданием, радиостанцией) в данный момент времени. Один пункт рейтинга соответствует одному проценту. Рейтинг - это количество людей из целевой аудитории, смотревших данную передачу (данный телеканал в определенном временном промежутке). Обычно рейтинг представляют в процентах от целевой группы. Часто значок процента опускают, тогда говорят, что это рейтинг в пойнтах - это удобно, когда на одном листе бумаги, например в таблице, нужно представить много величин рейтинга и значки процента мешают восприятию.

 

Биографический метод - обращение к биографиям как методу сбора социально значимой информации является отражением определенных исторических изменений в социальной жизни. В центре биографического исследования – изучение течения всей жизни человека, ее внутренней динамики, ее “встроенности” в социум, субъективного управления и приобретенного опыта. Впервые биографический метод стал применяться американскими учеными в 1920-е годы. Именно тогда в США было положено начало большим исследованиям жизни польских крестьян в Европе и Америке, выполненным чикагским социологом В.И. Томасом и его польским коллегой Ф. Знанецки. «История жизни» даже одной личности может представить для исследователя большую ценность, если учесть, что благодаря индивидуальным историям можно «реконструировать» внутреннюю динамику развития тех или иных процессов. Б.м. – это сбор более обширной, панорамной информации. Во-первых, «история жизни» одного человека сопоставляется с историей общества, в котором индивид живет. Во-вторых, обращаясь к биографии конкретной личности, журналисты пытаются исследовать ее в целом, т.е. стремятся показать определенную динамику как внешней, так и внутренней жизни человека. В-третьих, они пытаются осмыслить его поведение в тех или иных ситуациях, вскрывая мотивацию, анализируя мировоззренческие позиции личности и т.д. В журналистике биографический метод применяется в адаптированном к профессиональным потребностям виде. С его помощью собираются различные жизненно-исторические свидетельства, наблюдения и воспоминания очевидцев тех или иных событий, семейно-исторические документы (письма, дневники, семейные записи-описания и т.п.). Журналисты, обращающиеся к биографическому методу, чаще всего используют биографическое интервью. В доверительной беседе можно выявить поворотные эпизоды его жизни, впечатления, воспоминания, эмоциональные переживания человека и т.д.

 

Подготовка собственной информации на основе социологических данных.

 

Журналисты в том или ином виде распространяют по каналам массовой коммуникации новые социологические данные – так происходит социологическое информирование журналистской аудитории. В журналистских выступлениях в качестве аргументации используются, зримо или незримо, определенные результаты исследований социологов – тем самым осуществляется социологическое обеспечение доказательной базы журналистского текста. Наконец, в определенной ситуации социологическое мышление журналиста способствует зарождению социологической публицистики – журналистского произведения особого качества, в котором осуществляется органичная «стыковка», синтез журналистики и социологии – родственных методов познания действительности.

 

23. Психология медиавосприятия.

 

Процесс восприятия, кодирования, хранения и воспроизведения информации.

 

Чтобы сохранить в памяти какую-то информацию, мы должны уже обладать какими-то знаниями об окружающем мире. Этому соответствуют способы кодирования материала: а) зрительное, б) акустическое, в) семантическое. Зрительное кодирование опережает акустическое или слуховое. Семантическое кодирование — это такое кодирование, когда информации придается смысл. Для кодирования в этом случае необходима связь с уже сохраненными понятиями.

 

Лучшим способом запоминания во все времена был способ повторения. Как выяснилось повторение — это произнесение. Да, очевидно, и любой из вас может поймать себя на том, что проговаривает мысленно или вслух то, что нужно запомнить. Часто этот процесс может быть неосознанным. Повторение способствует удержанию информации в промежуточном хранилище, но, к сожалению, а может и к счастью, не может увеличить объем этого хранилища.

 

Повторение дает возможность:

 

 

Перевести информацию из персептивной в кратковременную память

 

 

Понизить нагрузку на кратковременную память

 

 

Перевести информацию в долговременную память

 

 

Группировать материал для последующего воспроизведения

 

Очевидно, для того чтобы происходило кодирование запоминаемого материала, должна быть связь с сохраненными понятиями, и все хранилища памяти взаимосвязаны между собой. Лучше всего запоминается то, что составляет цель нашего действия, большинство систематических знаний появляется в результате специальной деятельности, цель которой — запоминание и сохранение в памяти запомненного материала. Осмысленное запоминание гораздо продуктивнее механического, требующего многих повторений и времени.

 

Запоминание. Для лучшего запоминания информация должна быть специальным образом сгруппирована, соотнесена, что послужит для закрепления связей.

 

Вначале эта информация распознается, а затем получает пространственно-временные координаты, для того, чтобы запомнить эту информацию как событие, ставится как бы памятка, для дальнейшего нахождения этой информации.

 

Для увеличения продуктивности запоминания и сохранения информации в памяти существуют разные способы — это перекодирование и укрупнение информации, образное кодирование, перевод слов и цифр в зрительные образы, заучивание слов-ориентиров, чтобы не заблудиться в потоке поступающей информации (вспомните, как в турпоходе идущие впереди оставляют стрелки-ориентиры для идущих за ними).

 

Память человека хранит запомненное более или менее длительное время. Динамическое сохранение характерно для оперативной памяти, статическое — для долговременной памяти. В долговременную память информация поступает непрерывно, преобразуясь и реконструируясь. В чем это заключается? Некоторые детали информации заменяются другими, информация меняется и обобщается. Как это можно определить? Об этом можно судить в процессе извлечения информации (узнавания и воспроизведения).

 

Извлечение информации. Казалось бы, из промежуточного хранилища легче извлечь информацию, т.к. она "свежая", доступная и пока не утеряна. Это хранилище — наше настоящее, можно даже сказать сиюминутное. Несмотря на это информация в нем уже закодирована и систематизирована, поэтому не каждая информация может быть легко извлечена и зависит от скорости доступа к ней. Чем раньше нам понадобится сохраненная информация, тем скорее мы сможем ее извлечь. Та информация, которую надо запомнить надолго, уже прошла кодировку слуховую, визуальную или семантическую, что делает возможным ее извлечение. В промежуточном хранилище происходит огромная работа, там информация обрабатывается, кодируется, передается на долговременное хранение, но возможно и извлечение ее на любом этапе.

 

Существует разделение долговременной памяти на эпизодическую и семантическую. Эпизодическая память включает в себя личный опыт человека, субъективно осознанный, поэтому он может быть активно воспроизведен. А семантическая память — это знания о мире, общих закономерностях, знание речевых категорий. Именно при наличии следа в семантической памяти появляется чувство "знакомости" при повторной встрече с каким-либо явлением, что облегчает извлечение необходимой информации. Извлечение информации из долговременной памяти — это, прежде всего, ее узнавание, воспроизведение, вспоминание. Узнавание происходит в момент восприятия, при этом происходит сравнение с ранее сформированным впечатлением на основе либо личных впечатлений (представление памяти), либо на основе словесных описаний (представление воображения). Если мы узнали объект, то сразу относим его к определенной категории. Например, на пустынной дороги появился силуэт, мы еще не знаем, кто это мужчина или женщина, но уже можем отнести его к определенной категории — человек. Узнавание может быть различным по степени точности. Иногда, увидев в фильме знакомого артиста, мы тут же моментально узнаем его, говорим его имя и фамилию, когда и в каких фильмах он играл и какие роли. А иной раз мы видим вроде знакомого артиста, но не припоминаем, кто он, где играл, но что-то знакомое в нем есть. При этом ощущение неопределенности способствует более внимательному поиску в памяти. Скорее всего, узнавание происходит в зависимости от знакомства с объектом и затем поиска соответствия в долговременной памяти. Таким образом, узнавание — это сравнение входящей информации с уже закодированным и сохраненным в памяти материалом. Беглость узнавания определяет, насколько мы знакомы с объектом. Например, если мы можем с первых слов чтеца определить произведение, или с первых услышанных нот идентифицировать музыкальное произведение — это говорит о действительно беглом восприятии, а также о хорошей кодировке информации в нашей памяти. Дж. Брансфордом была выдвинута идея соответствия стимула передаче — сигнал должен соответствовать контексту закодированной информации.

 

Воспроизведение информации. Воспроизведение информации — это активный когнитивный процесс, состоящий из нескольких этапов. Вначале ведется поиск нужного следа. При появлении новой информации, близкой по своим характеристикам уже имеющейся, делает отыскание нужного материала гораздо сложнее. Когда все же след найден его нужно раскодировать (декодировать), и сверить полученную информацию с требованиями задания. Воспроизведение информации может быть активным либо иметь вид узнавания предъявляемого стимула, и тогда не происходит активного поиска следа и декодирования информации.

 

Вспоминание. Вспоминание может происходить и в случае, если мы не смогли узнать объект. Оно обусловлено порождением сигналов, которых нет в окружающем мире, но это необходимо для извлечения информации из долговременной памяти и помещения ее в оперативную память. Так, например, в телевизионных играх-шоу иногда пользуются наводящими вопросами и вдруг игрока, как бы осеняет, вроде информационная молния проносится, и он вспоминает нужный ответ. А не вспоминается ли вам поиск необходимой информации в компьютере или Интернете, иногда приходится задать несколько дополнительных условий, и вот нужная вам информация оказывается перед вами. Можно выделить два вида вспоминания — это когда нам хорошо известна информация (дата своего рождения) и когда нами производится выбор из нескольких вариантов (дата рождения знакомого). Свободное вспоминание происходит при извлечении легкодоступной информации, а подготовленное вспоминание (его еще называют припоминанием) происходит в случае, если подготавливающий стимул совпадает с хранящейся информацией. На вспоминание сильно влияет эмоциональное состояние в момент сохранения информации, если был эмоциональный всплеск в этот момент, то вспоминание происходит в мельчайших подробностях. Вспоминание более сложно, чем узнавание, т.к. для него необходимо волевое участие, нужно провести определенную работу, перебирая факты. Но все же человеку в этом смысле легче, т.к. ему на помощь приходят ассоциации и интуиция, а "бедный" компьютер, он вынужден перебирать всю информацию, пока не "набредет" на необходимый факт.

 

Сортировка информации по категориям. Чем выше организация памяти, тем легче извлекается информация. Экспериментальным путем было установлено, что информация извлекается в основном по категориям. Существует модель кластеризации, согласно которой информация в постоянном хранилище содержится в кластерах. Те, люди, которые используют при сохранении информации больше категорий, рассортировывая слова (понятия) по большему числу категорий, больше и лучше их вспоминают.

 

Процесс воспроизведения. Воспроизведение, наверно, более подходящее понятие для извлечения информации, чем просто вспоминание. Ведь нечаянно или специально вспомнив, можно опять "загнать" информацию в дальний угол долговременного хранилища. А воспроизведение как бы подразумевает извлечение необходимой информации из долговременной памяти, помещение ее в оперативную память и работу с ней. Если проанализировать процесс воспроизведения, то можно увидеть, что при воспроизведении происходит обобщение, либо конкретизация и детализация материала, иногда подмена содержания равнозначным по смыслу, в некоторых случаях происходит сокращение, либо объединение разных частей. Бывают случаи, когда информация дополняется другой информацией, поступившей ранее. Случаются, конечно, и искажения смысловой информации, да, видимо и не только смысловой. В системе человек-компьютер тоже возможны сбои. О чем свидетельствуют все эти факты? Да, о том, что, скорее всего в мозгу человека, в его памяти идет постоянная работа, сохраненная информация перерабатывается и перераспределяется по нужным кластерам, либо полочкам, все равно, как это назвать. Информация каким-то образом дополняется, и все это сохраняется для того, чтобы появится при воспроизведении в необходимом виде. В зависимости от свойств памяти конкретного человека готовность к воспроизведению может быть разной. Воспроизведение информации может быть точным, либо неполным, либо переработанным, но равнозначным по смыслу первоначальной информации.

 

 

Процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение

 

Памятью называется запоминание, сохранение и воспроизведение того, что человек воспринимал, думал, переживал или делал когда-то, т. е. отражение прошлого опыта, обстоятельств жизни и деятельности личности.

 

Память служит основой непрерывности психической деятельности, связывая прошлое, настоящее и будущее.

 

Основные процессы памяти — запоминание, сохранение, воспроизведение.

 

Запоминание — процесс запечатления в сознании поступающей информации в виде образов, мыслей (понятий), переживаний и действий. Различают непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное (преднамеренное) запоминание.

 

Непроизвольное запоминание осуществляется как бы само собой, без преднамеренного желания что-то запомнить. Оно определяется не установками или целями, а особенностями объектов и отношением человека к ним. Так обычно запоминается то, что произвело яркое впечатление, вызвало сильные и глубокие переживания.

 

Непроизвольное запоминание может быть эффективным, если оно включено в активную умственную деятельность. Например, артист в ряде случаев не заучивает специально текст роли, а запоминает его в ходе репетиций, главная цель которых заключается не в том, чтобы усвоить слова, а в том, чтобы вжиться в образ. Ведущим для человека является произвольное запоминание. Оно возникает и развивается в процессе общения людей и трудовой деятельности.

 

Произвольное запоминание — запоминание целенаправленное (что запомнить, зачем, на какой срок, как использовать и пр.), что придает ему планомерность и организованность.

 

Особая форма произвольного запоминания — заучивание. Оно используется тогда, когда необходимо что-то запечатлеть в памяти очень точно и очень прочно.

 

Сохранение — удержание в памяти в течение более или менее длительного времени и переработка того, что было запечатлено, что запомнилось. Сохраняется в памяти материал значимый, многократно повторяемый, постоянно использующийся в деятельности, хорошо понятный или запечатлевшийся с установкой «запомнить надолго».

 

Главным условием сохранения является использование запомнившегося на практике, в деятельности. Это относится не только к знаниям, но и к навыкам и умениям.

 

Забывание — не всегда желательный, но неизбежный процесс, противоположный сохранению. Он протекает почти всегда непроизвольно. Благодаря забыванию в памяти не остается мелких, ненужных, незначимых деталей, запоминание обобщается. Частично забытое бывает трудно воспроизвести, но легко узнать. Быстро забывается то, что редко включается в деятельность человека, что становится незначимым для него, систематически не подкрепляется восприятием и повторением. В этом положительная сторона забывания. Забывание особенно интенсивно в первые 48 часов после заучивания или восприятия и зависит от содержания материала, его осознанности и объема.

 

Воспроизведение — избирательное оживление хранящейся в памяти информации в связи с потребностями человека, конкретными обстоятельствами и задачами в деятельности.

 

Разновидностью воспроизведения является узнавание, проявляющееся при вторичном восприятии объекта. Обычно возникающее при этом чувство знакомости объекта сопровождается мыслью: «Да, я это видел где-то». Мысль отождествляет отражаемое в настоящий момент с тем, что воспринималось раньше.

 

Воспроизведение, подобно запоминанию, может быть произвольным и непроизвольным.

 

Непроизвольное воспроизведение происходит хотя и без всякого намерения, обычно не само собой. Толчком к непроизвольному воспроизведению обычно служат какие-то причины, вызывающие соответствующие ассоциации.

 

Произвольным называется воспроизведение, которое организуется посредством волевых усилий и сознательно поставленной целью. Главной особенностью такого воспроизведения является наличие осознаваемого мотива. Разновидностью произвольного воспроизведения является припоминание. Это сознательное, целенаправленное воспроизведение, требующее специфического напряжения для преодоления внутренних затруднений.

 

Существует несколько оснований для выделения видов памяти:

 

1) степень сознательной активности при запоминании и воспроизведении.

 

2) психологическое содержание запоминаемого;

 

3) продолжительность сохранения.

 

По степени сознательной активности различают память непроизвольную и произвольную. Произвольная, в свою очередь, может быть механической и логической. При механической памяти запоминание и воспроизведение совершаются на основе пространственной или временной близости и последовательности предметов, явлений и событий; при логической — на основе установления тех или иных смысловых связей между ними, независимо от расположения в пространстве или следования во времени.

 

По продуктивности запоминания логическая память, как правило, превосходит механическую: продолжительность сохранения материала, запечатленного логически, значительно больше. Вместе с тем для человека важен и тот и другой вид памяти. Логическая память необходима для понимания и запоминания смысла изучаемого материала и включения в его систему уже накопленных знаний, механическая — для точного, полного запечатления и сохранения запоминаемого.

 

По психологическому содержанию запоминаемого выделяется память образная, словесно-логическая, эмоциональная и двигательная. Эти четыре вида памяти присущи всем людям. Однако развиты они неравномерно: какой-то (или какие-то) являются преобладающими. Преобладание того или иного вида памяти влияет на успешность овладения теми или иными учебными предметами, равно как и различными видами деятельности.

 

В образной памяти выделяют зрительную и слуховую (а также обонятельную, вкусовую, осязательную). Если человек хорошо запоминает, узнает и воспроизводит зрительные образы, если он лучше запоминает материал при чтении «про себя», у него хорошая зрительная память; если же человек хорошо запоминает мелодии и воспроизводит их, если он лучше запоминает прочитанное ему вслух или когда ему читают или говорят, у него хорошая слуховая память. Словесно-логическая память — подлинно человеческий вид памяти. Это память на мысли, выраженные в понятиях. Именно благодаря словесно-логической памяти знания становятся достоянием человека, тем, что им не просто заучено, а глубоко продумано, принято.

 

Эмоциональная память — память на чувства. Это запоминание человеком своих переживаний и переживаний других людей. Эмоциональная память может быть основой мотивов, побуждающих человека к каким-то действиям или удерживающих его от совершения того или иного поступка. Она же является основой сопереживаний.

 

Двигательная память — память на движения. Она составляет основу овладения двигательными действиями в любом виде деятельности.

 

По продолжительности сохранения память делится на долговременную, кратковременную и оперативную. Долговременнаяпамять характеризуется значительной длительностью сохранения материала после его восприятия и закрепления. Кратковременная память — это непродолжительное сохранение информации после одно-двухкратного его восприятия. Оперативная память сохраняет информацию лишь на то время, которое необходимодля совершения действий (например, набрать только что названный номер телефона, записать пришедшую в голову или услышанную мысль, исполнить только что воспринятый приказ).

 

Существуют индивидуальные различия между людьми по объему, точности памяти, быстроте запоминания, длительности сохранения, готовности памяти.

 

Объем памяти — это количество материала, которое может быть правильно воспроизведено непосредственно после однократного его восприятия. В среднем объем памяти равен 6-8 объектам. Индивидуально он колеблется от 0 до 12.

 

Точность памяти определяется идентичностью воспроизводимого и запоминаемого. Отсутствие пропусков, искажений в воспроизведении, детальное воспроизведение — конкретные проявления точности памяти.

 

Быстрота запоминания. — это время (или число повторений), необходимое для полного и правильного запоминания материала.

 

Длительность сохранения — время удержания в памяти материала. Выражение «короткая память» относится именно к этому ее качеству.

 

Готовность памяти — это способность быстро извлекать из памяти то, что необходимо человеку в данный конкретный момент. Отсутствие этого качества приводит к тому, что даже при наличии знаний человек не может ими пользоваться. Нередко учащиеся, получив неудовлетворительную оценку на экзамене и выйдя за дверь аудитории, вдруг начинают рассказывать товарищам то, чего две минуты назад не могли рассказать преподавателю. Готовность памяти определяет прикладность знаний. В сочетании с мышлением она определяет сообразительность и находчивость.

 

Сочетание перечисленных качеств позволяет по индивидуальным различиям памяти разделить людей на четыре группы: а) быстро и прочно запоминающих, медленно забывающих; б) быстро запоминающих, но скоро забывающих; в) медленно запоминающих, но долго помнящих; г) медленно запоминающих и быстро забывающих.

 

Основные аудиальные и визуальные субмодальности. Все те отличия, которые мы находим во внешнем мире с помощью своих органов чувств, мы можем найти и во внутреннем мире. Различия во внутренних картинках, звуках и ощущениях называются субмодальностями. Это качественные характеристики нашего внутреннего мира, мельчайшие кирпичики, из которых строится наш опыт. Цвет и движение являются примерами визуальных субмодальностей — две характеристики внутренних картинок. Громкость и направление являются примерами аудиальных субмодальностей, а температура и давление — это кинестетические субмодальности.

 

Визуальные субмодальности (цвет и движение):

 

ассоциированный (вижу своими собственными глазами) или диссоциированный (вижу себя в картинке);

цветной или черно-белый;

в рамке или без границы;

глубина (плоский или объемный);

местоположение (например, справа или слева, вверху или внизу);

расстояние (далеко или близко от вас расположена картинка);

яркость;

контрастность;

резкость (размытый или сфокусированный);

подвижность (фильм или слайд);

скорость (быстрее или медленнее, чем обычно);

количество (разделенный экран или составной образ);

размер

 

Аудиальные субмодальности (громкость и направление):

 

стерео или моно;

слова или звуки;

громкость (громко или тихо;

тон (резкий или мягкий);

тембр (окраска звука);

местоположение источника звука (далекий или близкий);

расстояние до источника звука;

длительность (короткий или длительный звук);

непрерывный или прерывистый;

темп (быстрее или медленнее обычного);

отчетливость (отчетливый или приглушенный);

 

Кинестетические субмодальности (температура и давление):

 

Местоположение;

интенсивность;

давление (сильное или слабое);

размер;

текстура (гладкий или шершавый);

тяжесть (легкий или тяжелый);

температура;

продолжительность;

форма.

Субмодальности — это способ кодирования опыта. Все наши воспоминания, надежды, убеждения и опасения имеют субмодальную структуру. Если мы изменим субмодальности, мы изменим структуру своего опыта и вместе с ней его смысл. А когда изменится смысл, наши внутренние реакции тоже изменятся. Вспомните картинку приятного переживания. Обратите внимание на цвет, яркость и место в пространстве. Теперь посмотрите на картинку неприятного переживания. Многие люди видят более темные и замедленные картинки, расположенные немного в другом месте.

 

 

Категоризация и эвристика.

 

Категоризация - процесс психический отнесения единичного объекта, события, переживания к некоему классу, - как вербальные и невербальные значения, символы, сенсорные и перцептивные эталоны, социальные стереотипы, стереотипы поведения и пр. Непосредственно включен в процессы восприятия, мышления, воображения, объект коих воспринимается и мыслится не как единичность, непосредственная данность, но как представитель обобщенного класса, причем на объект переносятся особенности данного класса явлений. Содержание понятия категоризации в психологии когнитивной соответствует принятому в рамках теории деятельности положению об опосредовании процессов психических социально выработанными эталонами - обобщениями, несущими совокупный общественный опыт. Носители этого опыта - это прежде всего семантические структуры естественного языка - значения вербальные; форма фиксации опыта - символы, движения выразительные, ритуалы, а также формулы, схемы, чертежи и пр. В индивидуальном опыте категоризация выступает формой его упорядочения через присвоение и трансформирование субъектом категорий и эталонов общественного сознания; ее индивидуальные аспекты характеризуют специфику отражения мира субъектом. Будучи средством осознания мира, категориальные структуры индивидуального сознания могут и не осознаваться. Формы категоризации имеют сложную иерархическую организацию, построение и функционирование коей изучают психология генетическая и общая.

 

Эвристика как наука определяется как "наука о том, как делать открытия". Это определение принадлежит выдающемуся математику и педагогу Джорджу Пойа, автору известной книги "Математическое открытие". Зарождение Э., видимо, имело место, когда в древне-греч. философии возник вопрос: "Каким образом мы можем искать то, чего не знаем, а если мы знаем, что ищем, то зачем нам это искать?" Термин "Э." обязан своим происхождением легендарному возгласу "эврика!" (от греч. eurhka - нашел, открыл), с которым ликующий Архимед выпрыгнул из ванны, когда его внезапно осенило решение задачи, заказанной ему властителем Сиракуз Гиероном. (Считается, что это была задача о точном определении объема короны или, в общем случае, тела неправильной формы.). В современном понимании Э. представляет собой науку о продуктивном мышлении или, др. словами, науку о закономерностях организации процессов творческого мышления (см. Мышление продуктивное). Из сказанного следует наличие непосредственной связи эвристических и творческих решений. Если центральным элементом творчества является озарение (инсайт), что связано с нахождением нового, оригинального решения проблемы, то Э. - это наука о том, как должна быть организована творческая деятельность, какие методы, приемы, правила лежат в основе творческого процесса. Эвристика как метод. Если представить все этапы решения некоторой задачи в виде пути на графе потенциально возможных решений, то получим большое количество вариантов. Как простейший пример, можно привести поиск шифра замка сейфа. При отсутствии информации хотя бы об общих принципах организации этого шифра, надежд на решение задачи нет. Количество комбинаций растет лавинообразно при добавлении каждого барабана кодовых цифр. На рис. 10 подобная ситуация изображена в виде лабиринта (графа), имеющего вход в точке А и выход в точке Б. Ясно, что поиск выхода из такого лабиринта сопряжен с огромным перебором возможных вариантов. Ясно также, что перебор вариантов и время решения м. б. резко сокращены при наличии дополнительной информации и компетенции, напр., умений составлять карту и работать с компасом, или знаний, что в данном лабиринте на развилке нужно всегда поворачивать вправо. Такого типа проблемы стоят практически при решении любой интеллектуальной задачи, начиная от игры в шахматы, решения головоломок и кончая планированием и решением творческих задач. Перебор всех вариантов построения решения без наличия к.-л. направляющей, принципиально важной идеи или информации очень быстро кончается тем, что в науке получило название эффекта "переборного взрыва". На основании анализа многих примеров определение "Э." (эвристического решения задачи) м. б. сформулировано как решение, связанное с резким уменьшением перебора вариантов путей решения. Примерами м. б. варианты конкретных эвристических рекомендаций в шахматной игре. В набор самых элементарных входят след. рекомендации: контролировать 4 центральных поля, обеспечивать безопасность короля, не вскрывать свои вертикали, защищать фигуры и т. д. Важно отметить, что эти рекомендации не представляют собой точных алгоритмов, они "всего лишь" направляют действия шахматиста в некотором, вообще говоря, правильном направлении и тем самым существенно уменьшают поле потенциально возможных действий. Рассматривая более тонкие шахматные Э., мы также приходим к выводу о том, что они не представляют собой точных рецептов действий, приводящих к цели. Эвристические правила характеризуются многозначностью промежуточных результатов и не допускают категоричной точности рекомендаций. Т. о., эвристичностью обладают правдоподобные рассуждения, повышающие вероятность приближения к правильному решению. Рассуждения такого типа не точны, но их стратегия заключается в сужении всей области перебора вариантов действий до некоторой зоны и направлении мышления на работу с относительно узким классом понятий и фактов этой зоны. Э. в этом смысле представляют собой скорее принципы, чем правила с четко определенными условиями применения. М. б., еще точнее проводить аналогию с понятием установки, имеющей вид общего предписания к действию и считать Э. мыслительными установками. Хороший пример эвристических правил - афоризмы, пословицы и поговорки живого языка. Действительно, такие выражения, как "Лучше синица в руке, чем журавль в небе", "Сто раз проверь, один раз отрежь" и т. п., явно указывают направление, в котором человеку следует действовать, хотя и не дают точных предписаний для конкретных ситуаций. Особый интерес представляет рассмотрение правил поведения человека в обществе: на производстве, в семье, в коллективе единомышленников. Анализ с очевидностью показывает, что практически все "правила Карнеги" представляют собой эвристические рекомендации, которые образуют свод наставлений о том, какими правилами нужно руководствоваться для достижения кратчайшего пути к завоеванию положения в обществе, к вершине карьеры, к деньгам и всеобщей любви окружающих. (В. М. Кроль.)

 

24. Психология медиавоздействия.

 

Медиавоздействие – воздействие медиатекстов на аудиторию (в сфере воспитания и образования, развития сознания, формирования поведения, взглядов, реакций, откликов, распространения информации).

 

Основные теории медиавоздействия:

 

1) Социально-когнитивная теория Альберта Бандуры — один из аспектов более широкой теории социального научения, которая объясняет поведение, изучая процесс тройного взаимодействия: когнитивные факторы + поведенческие факторы + факторы внешней среды. Ключевые элементы социально-когнитивной теории – научение путем наблюдения и моделирование. Наблюдая действия других индивидов и их последствия, индивид может обучаться увиденным моделям поведения. Моделирование — это воспроизведение усвоенных моделей поведения. Мотивация (влияние, побуждающее к моделированию нового поведения или принятию новых идей) является динамичной и представляет собой комбинацию внешних факторов, а также когнитивных способностей и индивидуальных характеристик человека.

 

2) Эффект прайминга имеет место, когда массовая информация стимулирует понятия, мысли или знания, приобретенные аудиторией в прошлом и имеющие отношение к содержанию новой информации. Эффект прайминга может обуславливать поведение человека. Под воздействием прайминга индивид может реагировать или действовать определенным образом, причем последствия этих действий могут быть нежелательными. Случаи преступлений-копий — патологические проявления эффекта прайминга. У большинства же телезрителей прайминг вызывает умеренную реакцию, которая ослабевает с течением времени или может вообще не проявляться.

 

3) Гипотеза культивации Джорджа Гербнера предполагает, что у зрителей, которые много смотрят телевизор, со временем восприятие мира приближается к тому образу реальности, который они видят на экране. Исследования показали, что среди прочих категорий телезрителей люди, потребляющие большие объемы телевизионной информации, склонны культивировать такую же искаженную картину действительности, как и на телеэкране.

 

4) Диффузия инноваций: инновация диффундирует, т.е. распространяется в обществе по определенной предсказуемой модели, графически представленной в виде колоколообразной кривой. В зависимости от особенностей принятия инноваций различают пять категорий людей, каждая из которых занимает определенную позицию на кривой: новаторы (люди, принимающие нововведения первыми), ранние последователи, раннее большинство, позднее большинство и отстающие. Ключевые этапы процесса ДИ: знание или осведомленность об инновации, убеждение посредством оценки достоинств инновации, решение о принятии или непринятии нововведения и подтверждение правильности принятого решения.

 

5) Теория использования и удовлетворения: различия между членами аудитории обуславливают индивидуальное использование медиаинформации и индивидуальную реакцию на нее. Социальное окружение и психологические характеристики индивида обуславливают воздействие СМИ в такой же мере, как и собственно медиаинформация.

 

Уровни мотивации, на которых осуществляется медиавоздействие

 

* Когнитивный:

 

-внимание

 

-ощущения

 

-восприятие

 

-ассоциации

 

-память

 

* Мотивационно-потребительский:

 

-престиж

 

-эстетика

 

-следование моде

 

-сравнение

 

-подражание

 

-традиции

 

* Эмоциональный (+/-, оценки, юмор, эпатаж)

 

* Психо-аналитический:

 

- ид-эго-суперэго (Фрейд)

 

- архетипы (Юнг)

 

- трансактный анализ (Бери)

 

25 Психология жупнаситского творчества.

 

«АГА-переживание» - (догма, прозрение) бессознательное переходит в сознательное. В различных видах массовой коммуникации, например как фольклор или поп-шоу. Но при этом у человека есть собственный опыт и точные знания по какому-то аопросу и человек не всегда может поддаться этому переживанию. Ага-переживание строится на системе образов. Чтобы избежать негативной символики в журналистики выделяют основной положительный эффект в обществе:

 

 

ценность семьи

 

 

община, нация

 

 

труд и творчесвто

 

 

экологическая задача

 

 

стимулирование социального

 

Но сейчас многие из этих показателей меняются, или трасформируются. Например, ценность семьи уже не такая важная, люди в основном живут в одиночестве, или семью заменяют другие социальные институты, допустим рабочий коллектив. Тоже самое происходит и с нацией, из-за глобалистических поцизий.

 

И сам журналист подвержен тому полю, в котором работает. Если тема задается элитой, то яркость раскрытия темы — это самовыражения журналиста. Журналист сам претерпевает стрессы и страхи эпохи. Психика человека — это единственный постоянный компонент любой социальной ситуации. Эта она гибко адаптируется к жизненным обстоятельствам. Психика — это творчество.

 

Ученые фиксируют поступательное развитие психики человека: магия(мифическое мышление, коллективное и бессознательное — человек ничто, важен социум), религия, наука.

 

Магическое мышление. Мифологический текст.

 

Магическое мышление — пралогично (инстинкты).

 

Рациональное мышление - убеждающий текст.

 

Две идеи:

 

 

опорная, которая излагает единсвенно верную установку

 

 

рабочая — рекомендует практический способ действия

 

Элементы рационального текста:

 

 

личностное обращение

 

 

заострение проблемы

 

 

непрерикаемая аргументация

 

 

индивидуализация - рекомендация

 

 

духовные гарантии

 

Функции:

 

 

конкеретизация

 

 

формирование убеждений

 

 

развитие индивидуального сознания

 

Процесс:

 

 

понимание приченно-следственных связей

 

 

переосмысление

 

 

наслождение игрой разума

 

Средства, используемые для достижения рационального текста:

 

 

тон

 

 

риторические фигуры

 

 

эрудиция

 

 

умозаключение

 

Позитивиское мышление и прагмотический текст.

 

Термин позитивизм принадлежит Агюсту Конту. Предмет психологии это не сознание, а поведение человека. Характеристика текста:

 

 

конкретность

 

 

описательность

 

 

фактологичность

 

 

полезность здесь и сейчас

 

 

прагностичность

 

В отличии от рационального в этом тесте автор не дает морально-нравственную оценку, а задает алгоритм поведения для человека.

 

Постороение тескта: цель-средства-гарантии! Этот тип текстов характерен для американской журналистики, а конкретно в жанрах репортаж и история, которые способны четко ответить на вопросы — что? Где? Когда? Что сделал? Почему так?.

 

Драйв мышление и гедонистический текст.

 

Этот тип текстов развился совсем недавно, в конце 20 века. А в России его можно проследить в текстах 90-х годов: скандал, глум и ужас — основа шоу-журнализма.

 

Основа драйв мышления в концепции Фрейда, где в качестве двигателя поведения рассматривается стремление к удовольствию и удовлетворения биологической потребности. Социум давит на личность.

 

Драйв мышление — непреодолимое влечение, спонтанное двжиение. Ученые считают, что обычный драйв это потребность живого организма в пищи, свете, движении, самозащиты и т.д. А сегодня драйв-мышление приобретает еще одну характеристику — осознонное следование принципу удовольствие, как единому ориентиру в следствии отрицании социального запрета. Поевилось понятие гедонистического риска, которое лежит в современной культуре: несмотря на страх смерти человек идет на осознанных риск (экстрим). В отличии от человека других эпох человек выбирает не способ выживания, а стиль жизни. Преобладают в СМИ развлекательные тесты и десокрализация в текстах ( примеры заголовков, когда сокральное превращается в бытовое: осмеяние смерти, показ Бога — негром и т.д.).

 

Гуманистическое мышление и смыслоявляющий текст.

 

Текст основан на идеалах и ценностях, которые заложены в каждом человеке, стремление к смыслу. Ярковыраженный тип теста: глобальные проблемы, военные тексты, которые поднимают военных дух в солдатах и людях или религиозные, проповеднические тексты.

 

Нет-мышление и сетевой текст.

 

Феномен отличающийся глобальность, самопроизвольностью и стихийностью. Отсутствует управляющая рука. Он расширяет пространство восприятия, приближает скорость поиска и обработки информации, открывает доступ к базам данным. Обеспечивает личность непосредственым участием в коммуникации и пораждает чуввство внутренней свободы раскрепощенности.

 

Интернет провоцирует самовыражение, появляется понятие виртуальной личности — маска в виде чужой фотографии, анонисмность высказывания, когда составляет себе желаемый образ. Исследователи замечают, что основная аудитория интернета — это люди в возрасте от 14 до 25 лет. Получается, что интернет становится полем формирования личности. И для них это уже не виртуальная реальность, а реальная жизнь.

 

Нелокальность психики и системность журналистского текста.

 

С одной стороны существует реальность, с другой ее психологическая модель (восприятие реальности). Выделяют следующие типы реальности:

 

 

реальная реальность (природа)

 

 

реальная виртуальность (наши убеждения и обстрактые понятия)

 

 

виртуальная риальность (игры, компьютеры и т.д.)

 

 

виртуальная виртуальность ( сказки, мечты, иллюзии)

 

26 Маркетинг в сфере СМИ.

 

Маркетинг – социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности посредством создания товаров и потребительских ценностей и взаимообмена ими.

 

Суть маркетинга состоит в том, чтобы предложить потребителю (выбросить на рынок) “нужный” товар. Не просто товар, который многим хотелось бы приобрести, а товар, открывающий новые возможности.

 

Основные понятия маркетинга:

 

Нужды, потребности и запросы → товары → ценность, удовлетворенность и качество → обмен, сделки и взаимоотношения → рынок.

 

Нужды, потребности и запросы

 

Самое ванное из понятий маркетинга – нужды человека. Нужда – это испытываемый человеком недостаток в чём-то необходимом. У людей множество самых разнообразных нужд: физические - нужда в пище, одежде, тепле и безопасности; социальные – в общении и привязанностях; индивидуальные – потребности в знаниях и самовыражении. Эти нужды обусловлены человеческой природой. Когда нужда не удовлетворена, человек делает одно из двух: 1) либо ищет средство, с помощью которого нужду можно удовлетворить; 2) либо старается снизить потребность в её удовлетворении. В промышленно развитых странах люди стараются найти или создать предметы, которые помогли бы им удовлетворить возникшие потребности. В менее развитом обществе люди стараются умерить свои желания или удовлетворяют их с помощью того, что имеется в их распоряжении. Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека. Например, голодный украинец будет мечтать об украинском борще с галушками и чесноком и сале, а проголодавшийся житель Бахрейна будет мечтать съесть овощное карри (т.е. блюда национальной кухни). Человеческие потребности растут по мере развития общества. Вместе с ними возрастает и количество объектов, вызывающих у людей интерес и желание обладать ими. Производители же, с одной стороны, стараются расширять ассортимент товаров и услуг, способных удовлетворить эти потребности, а с другой - стимулируют появление новых потребностей. А потребности людей практически не ограничены, чего не скажешь о ресурсах для их удовлетворения. Поэтому каждый человек предпочитает выбирать товары, которые имеют высшую потребительскую ценность и способы обеспечить максимальное удовлетворение с учётом своих финансовых возможностей. Если человек имеет возможность заплатит за реализацию своих потребностей, последние переходят в категорию запросов (т.е. потребностей человека, подкреплённых его покупательной способностью). Потребитель рассматривает товар как совокупность определённых качеств и выбирает тот продукт, который обеспечивает оптимальное сочетание этих качеств, доступных за ту сумму денег, которой располагает данный индивид. Например, автомобиль Honda Civic – это скорость, низкая цена и экономия горючего, а Mercedes – это комфорт, роскошь, показатель высокого общественного положения. Сопоставляя свои потребности с имеющимися в распоряжении ресурсами, потребитель предъявляет спрос не те товары, которые обеспечивают максимальное удовлетворение его потребностей.

 

Товары и услуги

 

Люди удовлетворяют свои нужды и потребности разного рода товарами. Товаром мы называем всё, что может быть предложено на рынке для удовлетворения нужд или потребностей. Товар – это всё, что может быть предложено на рынке для привлечения внимания, ознакомления, использования или употребления и что может удовлетворить нужду или потребность. Товарами могут быть физические объекты, услуги, места, организации и идеи. Понятие товара не ограничивается лишь физическими объектами (например, автомобиль, телевизор или кусок мыла); всё, что способно удовлетворить некую нужду, можно назвать товаром. Кроме осязаемых предметов, к товарам относят и услуги, т.е. какие-либо блага или действия, которые также предлагаются на рынке, но которые не имеют вещественного выражения и не приводят к обладанию чем-либо. К сфере услуг относятся банковские учреждения, авиалинии, гостиницы, ремонтные мастерские пр. Смысл товара как физического продукта состоит не столько в самом обладании им, сколько в пользе, которую он способен принести. Ведь мы покупаем пищу не для того, чтобы смотреть на неё, а для удовлетворения чувства голода. Производитель буровых установок уверен, что клиенту нужен бур, тогда как на самом деле клиенту требуется скважина. Такие производители забывают, что физический товар – это только инструмент для решения проблем потребителя.

 

Потребительская ценность, удовлетворённость и качество

 

Потребительская ценность – оценочное суждение потребителя о способности товара удовлетворить его потребности; результат сопоставления выгод, которые потребитель получает в результате приобретения и использования товара, и затрат на приобретение этого товара. Удовлетворение потребителя зависит от его представления о том, насколько свойства (характеристики) товара способны обеспечить потребительскую ценность. Если достоинства товара ниже связанных с ним ожиданий – потребитель остаётся неудовлетворенным. Если достоинства совпадают с ожидаемыми - потребитель удовлетворён. Если достоинства товара превосходят ожидаемые – потребитель в восторге. Удовлетворённый клиент возвращается снова и снова, делает покупки и делится своим восторгом со знакомыми. Главное здесь – во что бы то ни стало не допустить разочарования потребителя. Лучшие компании ставят своей целью всегда давать больше, чем клиент ожидает – они обещаю только то, что могут выполнить, но выполняют немного больше обещанного. Удовлетворённость потребителя напрямую зависит от качества товара. В последние годы многие компании стали работать по программам TOM (total quality management, комплексное управление качеством), цель которых – непрерывное улучшение качества товаров, обслуживания и маркетинговой деятельности. Качество напрямую связано с характеристиками товара, влияет на степень удовлетворённости потребителя. В самом узком значении этого слова качество – это “отсутствие дефектов”. Но компании, ориентированные на потребителя, выходят за рамки такого определения: “Всё, что не нравится потребителю - это не качественный товар”. Качество начинается с выявления нужд потребителя и заканчивается их удовлетворением.

 

Обмен, сделки и отношения

 

Обмен – акт получения желаемого объекта взамен другого объекта. Например, человек может предложить в обмен на деньги пищу, другой товар или услугу. Для совершения обмена требуется участие как минимум двух сторон, каждая из которых обладает товаром, представляющим ценность для другой стороны. Сделка – это обмен ценностями между двумя сторонами. Одна сторона даёт товар Х другой сторон, которая в ответ даёт первой стороне товар Y. В бартерной сделке могут участвовать не только товары, но и услуги. Например, юрист может составить завещание для врача в обмен на медицинское обследование. Маркетинг отношений – это совокупность действий, предпринимаемых для получения от целевой аудитории желаемой реакции на товар, услугу, идею. Цель маркетинга – создание максимально взаимовыгодных отношений с потребителями. Каждое предприятие стремиться создать особый актив под названием маркетинговая сеть. Маркетинговая сеть состоит из самой компании и окружающих её участников рынка: потребители, персонал, поставщики, дистрибьюторы, розничные торговцы, рекламные агентства. Компания строит с ними взаимовыгодные деловые отношения (активно развивая свою сеть), тем самым, становясь победителем в конкурентной борьбе.

 

Рынок (market) – совокупность имеющихся и потенциальных покупателей товара и услуг.

 

коммуникации

 

товары (услуги)

 

Производство → → → → → Рынок

 

(совокупность (совокупность

 

продавцов) ← ← ← ← ← покупателей)

 

деньги

 

информация

 

Концепция маркетинга по Филипу Котлеру – философия управления маркетингом, которая предполагает, что достижение компанией своих целей является результатом определения нужд и запросов целевых рынков и более эффективного по сравнению с компаниями-конкурентами удовлетворения потребителя. Или Marketing (по Фиипу Котлеру) – это деятельность по обеспечению наличия нужных товаров и услуг для нужной аудитории в нужное время в нужном случае по подходящей цене при осуществлении необходимых коммуникаций и мер по стимулированию сбыта.

 

Концепция маркетинга отталкивается от чёткого определения рынков сбыта, ориентируется на нужды потребителя, координирует все виды маркетинговой деятельности, направленной на удовлетворение потребителя, и извлекает прибыль из создания долговременных отношений с потребителем. Многие процветающие и широко известные компании работают на основ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.