Аспекты изучения звуков
Фонетика и фонология.
Биологический, акустический и функциональный аспект
В изучении звуков речи
Фонетика и фонология. Биологический, акустический и функциональный аспект в изучении звуков речи. Фонема. Варианты фонем, дистрибуция фонем и их вариантов. Оппозиционный подход к исследованию фонем. Звуковые законы. Слог, различные теории слога. Просодические исследования: ударение и интонация.
Аспекты изучения звуков
Акустический
| Биологический
| Функциональный
|
Звуки речи рассматриваются как физические явления.
Результатом периодических колебаний является тон, непериодических – шум.
Гласные – тоны,
согласные – шумы.
У сонантов тон превалирует над шумом.
У звонких согласных шум превалирует над тоном.
Тембр звука создается резонансными характеристиками: на основной тон/шум накладываются дополнительные тоны.
Резонаторы – полость рта, носа, глотка.
Спектрограф – аппарат для изучения акустических свойств звука. Он отражает спектр звука с помощью полос разной частоты (формантов).
| Звуки языка и речи изучаются с т.з. их произведения и восприятия организмом человека.
Произносительный аспект: импульс из центра речи – его передача по нервам к органам речи (дыхательному аппарату и произносительным органам), результат – артикуляция звука.
Активные органы произношения: голосовые связки, язык, губы, небная занавеска, язычок, задняя стенка глотки (в некоторых языках).
Пассивные органы произношения: ротовая полость, твердое небо, зубы.
Принципы классификации гласных:
1. По работе языка:
а) по ряду: передние, задние, смешанные;
б) по степени подъема: открытые, или широкие, закрытые, или узкие.
2. По работе губ: огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабиализованные).
3. По работе небной занавески: неносовые, носовые.
4. По времени звучания: долгие, краткие.
Принципы классификации согласных:
1. По соотношению шума и голоса: сонанты, шумные;
2. По характеру преграды: щелевые, дрожащие, смычные (которые могут быть взрывными и аффрикатами).
3.По активному органу: губные, переднеязычные, среднеязычные, увулярные, фарингальные, гортанные.
К биологическому аспекту относятся комбинаторные изменения звуков речи: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, редукция, оглушение звонких согласных на конце слов.
Перцептивный аспект:
механизм восприятия речи.
Анатомо-физиологическая или артикуляционная
| Фонемы – мельчайшие звуковые единицы, из которых строятся экспоненты значащих единиц языка (слов и морфем, в первую очередь). Это основная единица фонетического уровня, она различает слова и формы слов. Среднее количество фонем в языке 36 – 40.
Функции фонемы:
конститутивная, дистинктивная.
Фонема в потоке речи – фон. Ее варианты – аллофоны. Фонемы можно разложить на дифференциальные и интегральные признаки.
Выделимость фонемы связана:
- с возможностью передачи смысла с участием данной фонемы;
- с ее использованием на границе значащих единиц (у-ход, сох-ну, х- на границе морфемы или слова);
- с повторяемостью фонемы.
Фонемы любого языка образуют сложную систему противопоставлений или оппозиций.
|
Изменение звуков в речевом потоке
Комбинаторные
|
Собственно-позиционные
|
Ассимиляция – уподобление звуков одного рода
| Диссимиляция-
расподобление звуков одного рода
| Аккомодация-
приспособление звуков разного рода
|
| Редукция
|
Предвосхищающая
контактная
ассимиляция смежных звуков
(книжка, сжечь, бантик, чистить, лодка)
Инерционная контактная ассимиляция смежных звуков
(Ванькя –диал.)
Дистантная
ассимиляция звуков, разделенных др.звуками – гармония гласных в тюрк. и фино-угор. языках в том числе в тур. (adamlar – люди)
| Контактная
(скучно, трамвай-транвай)
Дистантная
(коридор-колидор)
| (таз-туз,
вол – в’ол)
Во втором слове гласный становится более передним и узким, т. е. закрытым.
| Качественная
Редукция
Нейтрализация гласных в безударных слогах
(вода – вΛda)
| Количественная редукция:
синкопа
(Иванович-Иваныч);
апокопа
(Петя-Петь); гаплология / диэреза – выпадение слога или звука
(минерало+ логия =минералогия, сердце – серце, бывает – быват, сколько - скока)
|
| | | | |
Дифференциальные признаки фонемы и
противопоставления фонем (оппозиции фонем)
Фонема может быть разложена на отдельные признаки, она отличается от каждой другой фонемы каким-то признаком (признаками). Признаки, обеспечивающие различие фонем, - дифференциальные или дистинктивные признаки (ДП).
ДП выявляются в оппозициях фонем:
|b| : |b’| - непалатализованный/палатализованный
|b| : |p| - звонкий/глухой
|b| : |m| - неносовой/носовой
|b| : |v| - смычный/щелевой
Таким образом, ДП фонемы |b| - согласный, губной, звонкий, неносовой, смычный, шумный, непалатализованный.
Виды оппозиций
По количеству членов
| По наличию пропорциональности
| По характеру отношений между членами оппозиций
|
бинарные
(|b| : |p| - звонкий/глухой (по участию голоса)
тернарные
|b| : |d| : |g| - губной/ переднеязычный/
заднеязычный (по активному органу)
групповые оппозиции
гласные/согласные
| пропорциональные
отношение между членами повторяется в других оппозициях;
|b| : |p|, |s| : |z|
изолированные
отношение между членами не повторяется в других оппозициях
нем. |l| : |r| - боковой/дрожащий.
по количеству противопоставляемых признаков:
чистые (простые) – различие по одному признаку
|f| : |v| - по участию голоса;
смешанные (сложные) – различие по нескольким признакам
рус.|b| : |s’| -
по активному органу (губной/переднеязычный);
по характеру преграды (смычный/щелевой);
по работе голосовых связок (звонкий/глухой);
по отсутствию/наличию палатализации (твердый/мягкий).
| привативные
один из членов оппозиции маркирован, он является сильным членом оппозиции, второй - не маркирован, это слабый член оппозиции
|b| : |p|, |s| : |z| - привативные оппозиции, различительный признак – участие голоса;
градуальные
члены оппозиции отличаются др.от др. разным объемом одного и того же признака:
|a| : |o| : |у| - отличаются по степени открытости
эквиполентные -
каждый член оппозиции обладает собственным набором различительных признаков
|b| : |h|
|
Варианты фонемы
Обязательные
(выбираются носителем языка автоматически)
|
Факультативные
|
|t|
основной вариант t
|t| в словах та, так
(в наименее зависимой позиции)
| специфические
(позиционные в широком смысле)
|
|
комбинаторные
(испытывающие воздействие соседних звуков)
t• – ток, стул
| позиционные
(в узком смысле)
бал – |a|
аршин – |Λ|
карусель - |ъ|
|
|
Фонема – общее;
Варианты фонемы – аллофонемы – аллофоны - особое;
Экземпляры фонемы – фоны – отдельное, единичное, в котором воплощается общее и особое.
Дистрибуция фонем и их вариантов
Дистрибуция элементов языка – это их распределение относительно друг друга, т.е. совокупность всевозможных позиций.
Типы дистрибуций
Свободное варьирование
| Непересекающаяся
(дополнительная)
|
Зоны возможного употребления единиц, вариантов фонемы совпадают. Это типично для факультативных вариантов, поэтому они не могут быть противопоставлены друг другу, т.е. не образуют оппозиций, ср.нем. |r| - переднеязычная и язычковая.
| Область употребления каждого варианта или единицы не пересекается с зоной других вариантов. Это типично для обязательных вариантов фонемы, они могут быть противопоставлены друг другу, ср. |t| в словах таз и туз.
|
Нейтрализация фонемных противопоставлений
Нейтрализация фонемных противопоставлений – неиспользование того или иного противопоставления в определенных условиях (Н.С. Трубецкой). Сильные позиции фонем (согласных) – не на конце слов перед гласными, перед сонантами и перед |v| |v’|. Слабые позиции – на конце слов, перед следующим шумным.
В слабых позициях происходит нейтрализация оппозиций и, по мнению Н.С. Трубецкого, вместо |s| : |z| в слове мороз на конце появляется не фонема, а некая «архифонема», объединяющая две фонемы в одну, обладающую набором ДП, общих для обеих нейтрализовавшихся фонем. Она безразлична к признаку звонкости/незвонкости, хотя реализуется в каждом конкретном случае либо глухим, либо звонким свистящим согласным.
Фонологические чередования:
погода […dъ] – погоду […d•u]
погода […dъ] – погодка […tkъ]
погоды […dы] – погожий […žыj] = […žыi]
Чередование d - d• в первой паре обусловлено фонетическим положением звука d. Чередующиеся звуки – альтернанты – не замещают друг друга, это обязательные варианты одной фонемы – аллофонемы. Это фонетически обусловленное аллофонемное чередование [d] – [d•]
Во второй паре погода – погодка во втором слове происходит нейтрализация оппозиции по участию голоса, т.е. оглушение. Л.В. Щерба называет его живым чередованием фонем [d] – [t].
Чередование в третьей паре погоды – погожий объясняется исторически сложившейся традицией – историческое чередование [d] : [ž].
Разные типы чередований могут переплетаться и наслаиваться друг на друга.
Слог
Слог – минимальная произносительная единица речи. Это один или несколько звуков, представляющих неделимое целое (с точки зрения произношения).
Структура слога: ядро (вершина) – гласный звук, но возможны и сонанты, периферия – согласные – Brno vlk (чешск.), Maus (нем.) – два слогообразующих, ngoai (вьетн.) – снаружи – три слогообразующих.
Шкала звучности (или сонорности): широкие гласные – средние гласные – узкие гласные – сонанты – звонкие щелевые согласные – звонкие смычные согласные – глухие щелевые согласные – глухие смычные согласные. Шкала показывает путь от ядра к периферии слога.
Теории слога
Сонорная
|
Теория мускульного напряжения
|
Ядро слога – звук большей сонорности, периферия – звук меньшей сонорности.
|
Л.В. Щерба: слог – отрезок звучания, произносимый одним импульсом мускульного напряжения произносительного аппарата. Слоговая структура – пульсация мускульного напряжения, способ организации звуковой материи.
|
В каждом языке своя модель слога. Слоговые границы не связаны с морфемной структурой слова, они подвижны, например, рус. дом – до-ма, а во франц. они не связаны даже с границами слов: norte aventure / no-tra-va: ty: r/ – наше приключение.
Существуют слоговые языки: китайский, вьетнамский и др., в которых минимальная фонологическая единица – силлабема (слог), слог – экспонент морфемы (в бирманском языке |lin| - муж, |lin-a| - мужу. Структура слога: инициаль (консонантное начало + вершина + финаль (консонантный конец).
Типы слогов
Открытый
| Закрытый
| Прикрытый
| Неприкрытый
| Долгий
| Краткий
|
ма-ма
vr-ba
в конце слога слогообраз. гласный или
сонант
|
мать, дай
в конце слога неслогообраз. звук
|
по-ни-мать
слог с начальным согласным
|
об-ла-ка
слог, не имеющий начального согласного
|
team [i:]
слог с долгим или кратким гласным и группой из 2-х и более согласных
|
слог с кратким гласным не перед группой согласных. Долгий и краткий слоги в др.греч., араб., в латыни и др.языках.
|
Дифтонги и трифтонги
Восходящие
| Нисходящие
| Восходяще-нисходящие
| Равновесные
(редкие)
|
tierra (исп.) земля
| Maus (нем.) мышь
noise, our, дай
| ngoai (вьетн.) снаружи
| tauta (лат.) народ
|
Дифтонг и трифтонг произносятся как один слог, один из гласных – вершина слога.
Фонологическая трактовка полифтонгов
полифонематическая
| монофонематическая
|
полифтонг – сочетание фонем
русс. знай, май
|
полифтонг – целостная фонема
англ. fire [aiə]
|
Звуковые изменения внутри слога
Появление паразитических согласных или гласных
а) внутри слова – эпинтеза
лат. Victoria, русс. Виктория
греч. Ioannes, русс. Иван
просторечн. какаво, шпиëн
ветер старорусс. ветр –
рубль просторечн. рубель, рупь
б) в начале слова – протеза
русс. он, она - белорус. ен, яна - укр. вин, вона
отец – вотчина
острый – востроглазый
Стяжение: бывает - диал. быват
Элизия: фр. la (артикль) + usage (сущ.) = l’usage
Просодические явления
Фонемы, слоги – линейные, или сегментные, единицы, сегменты речевой цепи.
Супрасегментные (или суперсегментные) единицы как бы наслаиваются на линейную цепочку сегментных единиц. Их еще называют просодическими явлениями, они наблюдаются в слоге, в слове, в связной речи.
Супрасегментные единицы:
- мелодика (движение высоты основного тона)
- интенсивность (сила звучания)
- темп (скорость произношения)
- тембр (характерная окраска звука)
Словесное ударение
Словесное ударение – подчеркивание с помощью звуковых средств одного из слогов в слове.
Виды словесного ударения
Динамическое
| Квантитативное
| Музыкальное
| Качественное
|
(силовое)
большая интенсивность ударного слога
|
(количественное)
удлинение гласного в слоге
|
повышение или понижение тона
|
особое качество звуков в ударном слоге
|
В одном языке могут сочетаться различные виды ударения. В русском языке ударный слог не только громче безударного, но и продолжительнее в 2-3 раза, т.о., русское ударение – количественное в большей степени, чем динамическое, но при этом важную роль играет и качественный компонент – тембровая окраска ударного слога.
Функции словесного ударения
Главная функция – словоформирующая, ее частный случай – вершинообразующая. Ударение – это признак слова, показатель его отдельности и самостоятельности.
Ударение образует акцентное слово, в нем невозможна внутренняя пауза. Акцентное слово может совпадать с орфографическим и словарным, даже если это служебное слово (Будешь писать? – будешь – служебное слово).
Служебные слова, как правило, не способны иметь собственного ударения – это клитики, к ним относятся предлоги, союзы, частицы, артикли и под.
Клитики
проклитики
предлоги и частицы:
(Да ты же зналоб этом…-
два акцентных слова)
| энклитики
частицы ли, бы
(Знал бы…-
акцентное слово)
|
Типы словесного ударения
Свободное
| Связанное
|
Нефиксированное ударение
Ударение в русском, украинском, немецком и др.языках.
Дистинктивная функция нефиксированного ударения, ср.:
мукá, мýка
стадá, стáда
éxport, to export
| Фиксированное ударение
Начальное ударение в финно-угорских языках, в латинском, чешском: Прáга, чáрдаш, Рúга;
конечное ударение в армянском, таджикском: Душанбė, Еревáн, Мартирóс Сарьян;
на предпоследнем слоге в польском языке: Варшáва, Áдам Мицкėвич.
При склонении оно может терять фиксированность: Адáма Мицкėвича.
|
Неподвижное
| Подвижное
| горóх-горóха-горóховый
| бородá-бóроды-борóдка
|
|
|
Место ударения не зависит от морфемного состава словоформы.
|
|
Интонация
Существуют языки с интонацией слога (со слоговым тоном): китайский, вьетнамский, бирманский и др. В литературном китайском языке в знаменательных словах различают 4 слоговых тона:
1. Ровный – ma – мать
2. Восходящий - ma – конопля
3. Нисходяще-восходящий - ma – лошадь
4. Нисходящий - ma – ругать
Во вьетнамском языке 6 тонов.
Такие языки называют тональными (или политоническими) языками в противовес монотоническим.
Компоненты интонации
Мелодика
| Интенсивность, фразовое синтагматическое и логическое ударение
| Темп речи, паузирование, тембровые характеристики - эмоциональная окраска речи
|
Движение основного тона голоса, создающее тональный контур
|
Интенсивность – способ подчеркивания частей высказывания; это выразительное средство речи.
Синтагматическое ударение – нейтральная разновидность фразового ударения, средство фонетической организации синтагм.
Логическое ударение – особое выделение частей высказывания в соответствии со смыслом
|
Темп – замедление речи или ускорение и паузирование. Особый тембр голоса. Тембровые наслоения придают речи эмоциональную окраску, делая ее игривой, грустной и т. д.
|
Синтагма – кратчайший отрезок речи, соответствующий единому понятию. Структура синтагмы:
- безударная предтональная часть;
- тональная часть с ядерным или основным тоном;
- затональная часть, ударная или безударная;
Тональная часть обязательна, все другие компоненты факультативны.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.