Здавалка
Главная | Обратная связь

Аспекты изучения звуков

Фонетика и фонология.

Биологический, акустический и функциональный аспект

В изучении звуков речи

Фонетика и фонология. Биологический, акустический и функциональный аспект в изучении звуков речи. Фонема. Варианты фонем, дистрибуция фонем и их вариантов. Оппозиционный подход к исследованию фонем. Звуковые законы. Слог, различные теории слога. Просодические исследования: ударение и интонация.

 

Аспекты изучения звуков

 

Акустический Биологический Функциональный
Звуки речи рассматриваются как физические явления. Результатом периодических колебаний является тон, непериодических – шум. Гласные – тоны, согласные – шумы. У сонантов тон превалирует над шумом. У звонких согласных шум превалирует над тоном. Тембр звука создается резонансными характеристиками: на основной тон/шум накладываются дополнительные тоны. Резонаторы – полость рта, носа, глотка. Спектрограф – аппарат для изучения акустических свойств звука. Он отражает спектр звука с помощью полос разной частоты (формантов). Звуки языка и речи изучаются с т.з. их произведения и восприятия организмом человека. Произносительный аспект: импульс из центра речи – его передача по нервам к органам речи (дыхательному аппарату и произносительным органам), результат – артикуляция звука. Активные органы произношения: голосовые связки, язык, губы, небная занавеска, язычок, задняя стенка глотки (в некоторых языках). Пассивные органы произношения: ротовая полость, твердое небо, зубы.   Принципы классификации гласных: 1. По работе языка: а) по ряду: передние, задние, смешанные; б) по степени подъема: открытые, или широкие, закрытые, или узкие. 2. По работе губ: огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабиализованные). 3. По работе небной занавески: неносовые, носовые. 4. По времени звучания: долгие, краткие.   Принципы классификации согласных: 1. По соотношению шума и голоса: сонанты, шумные; 2. По характеру преграды: щелевые, дрожащие, смычные (которые могут быть взрывными и аффрикатами). 3.По активному органу: губные, переднеязычные, среднеязычные, увулярные, фарингальные, гортанные.   К биологическому аспекту относятся комбинаторные изменения звуков речи: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, редукция, оглушение звонких согласных на конце слов.   Перцептивный аспект: механизм восприятия речи. Анатомо-физиологическая или артикуляционная   Фонемы – мельчайшие звуковые единицы, из которых строятся экспоненты значащих единиц языка (слов и морфем, в первую очередь). Это основная единица фонетического уровня, она различает слова и формы слов. Среднее количество фонем в языке 36 – 40. Функции фонемы: конститутивная, дистинктивная. Фонема в потоке речи – фон. Ее варианты – аллофоны. Фонемы можно разложить на дифференциальные и интегральные признаки. Выделимость фонемы связана: - с возможностью передачи смысла с участием данной фонемы; - с ее использованием на границе значащих единиц (у-ход, сох-ну, х- на границе морфемы или слова); - с повторяемостью фонемы. Фонемы любого языка образуют сложную систему противопоставлений или оппозиций.

 

Изменение звуков в речевом потоке

 

  Комбинаторные   Собственно-позиционные
Ассимиляция – уподобление звуков одного рода Диссимиляция- расподобление звуков одного рода Аккомодация- приспособление звуков разного рода

 

Редукция
Предвосхищающая контактная ассимиляция смежных звуков (книжка, сжечь, бантик, чистить, лодка) Инерционная контактная ассимиляция смежных звуков (Ванькя –диал.) Дистантная ассимиляция звуков, разделенных др.звуками – гармония гласных в тюрк. и фино-угор. языках в том числе в тур. (adamlar – люди)   Контактная (скучно, трамвай-транвай)       Дистантная (коридор-колидор)   (таз-туз, вол – в’ол) Во втором слове гласный становится более передним и узким, т. е. закрытым. Качественная Редукция Нейтрализация гласных в безударных слогах (вода – вΛda) Количественная редукция: синкопа (Иванович-Иваныч); апокопа (Петя-Петь); гаплология / диэреза – выпадение слога или звука (минерало+ логия =минералогия, сердце – серце, бывает – быват, сколько - скока)
         

 

 

Дифференциальные признаки фонемы и

противопоставления фонем (оппозиции фонем)

 

Фонема может быть разложена на отдельные признаки, она отличается от каждой другой фонемы каким-то признаком (признаками). Признаки, обеспечивающие различие фонем, - дифференциальные или дистинктивные признаки (ДП).

ДП выявляются в оппозициях фонем:

|b| : |b’| - непалатализованный/палатализованный

|b| : |p| - звонкий/глухой

|b| : |m| - неносовой/носовой

|b| : |v| - смычный/щелевой

Таким образом, ДП фонемы |b| - согласный, губной, звонкий, неносовой, смычный, шумный, непалатализованный.

 

Виды оппозиций

 

По количеству членов По наличию пропорциональности По характеру отношений между членами оппозиций
бинарные (|b| : |p| - звонкий/глухой (по участию голоса) тернарные |b| : |d| : |g| - губной/ переднеязычный/ заднеязычный (по активному органу) групповые оппозиции гласные/согласные     пропорциональные отношение между членами повторяется в других оппозициях; |b| : |p|, |s| : |z| изолированные отношение между членами не повторяется в других оппозициях нем. |l| : |r| - боковой/дрожащий. по количеству противопоставляемых признаков: чистые (простые) – различие по одному признаку |f| : |v| - по участию голоса; смешанные (сложные) – различие по нескольким признакам рус.|b| : |s’| - по активному органу (губной/переднеязычный); по характеру преграды (смычный/щелевой); по работе голосовых связок (звонкий/глухой); по отсутствию/наличию палатализации (твердый/мягкий).   привативные один из членов оппозиции маркирован, он является сильным членом оппозиции, второй - не маркирован, это слабый член оппозиции |b| : |p|, |s| : |z| - привативные оппозиции, различительный признак – участие голоса; градуальные члены оппозиции отличаются др.от др. разным объемом одного и того же признака: |a| : |o| : |у| - отличаются по степени открытости эквиполентные - каждый член оппозиции обладает собственным набором различительных признаков |b| : |h|  

 

Варианты фонемы

 
 

  Обязательные (выбираются носителем языка автоматически)     Факультативные

|t|

 
 

 


основной вариант t |t| в словах та, так (в наименее зависимой позиции) специфические (позиционные в широком смысле)
   
комбинаторные (испытывающие воздействие соседних звуков) t• – ток, стул позиционные (в узком смысле) бал – |a| аршин – |Λ| карусель - |ъ|

 

 

Фонема – общее;

Варианты фонемы – аллофонемы – аллофоны - особое;

Экземпляры фонемы – фоны – отдельное, единичное, в котором воплощается общее и особое.

 

Дистрибуция фонем и их вариантов

 

Дистрибуция элементов языка – это их распределение относительно друг друга, т.е. совокупность всевозможных позиций.

 

Типы дистрибуций

 

Свободное варьирование Непересекающаяся (дополнительная)
Зоны возможного употребления единиц, вариантов фонемы совпадают. Это типично для факультативных вариантов, поэтому они не могут быть противопоставлены друг другу, т.е. не образуют оппозиций, ср.нем. |r| - переднеязычная и язычковая. Область употребления каждого варианта или единицы не пересекается с зоной других вариантов. Это типично для обязательных вариантов фонемы, они могут быть противопоставлены друг другу, ср. |t| в словах таз и туз.

 

Нейтрализация фонемных противопоставлений

 

Нейтрализация фонемных противопоставлений – неиспользование того или иного противопоставления в определенных условиях (Н.С. Трубецкой). Сильные позиции фонем (согласных) – не на конце слов перед гласными, перед сонантами и перед |v| |v’|. Слабые позиции – на конце слов, перед следующим шумным.

В слабых позициях происходит нейтрализация оппозиций и, по мнению Н.С. Трубецкого, вместо |s| : |z| в слове мороз на конце появляется не фонема, а некая «архифонема», объединяющая две фонемы в одну, обладающую набором ДП, общих для обеих нейтрализовавшихся фонем. Она безразлична к признаку звонкости/незвонкости, хотя реализуется в каждом конкретном случае либо глухим, либо звонким свистящим согласным.

 

Фонологические чередования:

погода […dъ] – погоду […d•u]

погода […dъ] – погодка […tkъ]

погоды […dы] – погожий […žыj] = […žыi]

 

Чередование d - d• в первой паре обусловлено фонетическим положением звука d. Чередующиеся звуки – альтернанты – не замещают друг друга, это обязательные варианты одной фонемы – аллофонемы. Это фонетически обусловленное аллофонемное чередование [d] – [d•]

Во второй паре погода – погодка во втором слове происходит нейтрализация оппозиции по участию голоса, т.е. оглушение. Л.В. Щерба называет его живым чередованием фонем [d] – [t].

Чередование в третьей паре погоды – погожий объясняется исторически сложившейся традицией – историческое чередование [d] : [ž].

Разные типы чередований могут переплетаться и наслаиваться друг на друга.

 

Слог

 

Слог – минимальная произносительная единица речи. Это один или несколько звуков, представляющих неделимое целое (с точки зрения произношения).

Структура слога: ядро (вершина) – гласный звук, но возможны и сонанты, периферия – согласные – Brno vlk (чешск.), Maus (нем.) – два слогообразующих, ngoai (вьетн.) – снаружи – три слогообразующих.

Шкала звучности (или сонорности): широкие гласные – средние гласные – узкие гласные – сонанты – звонкие щелевые согласные – звонкие смычные согласные – глухие щелевые согласные – глухие смычные согласные. Шкала показывает путь от ядра к периферии слога.

 

Теории слога

 

  Сонорная   Теория мускульного напряжения
  Ядро слога – звук большей сонорности, периферия – звук меньшей сонорности.     Л.В. Щерба: слог – отрезок звучания, произносимый одним импульсом мускульного напряжения произносительного аппарата. Слоговая структура – пульсация мускульного напряжения, способ организации звуковой материи.  

 

В каждом языке своя модель слога. Слоговые границы не связаны с морфемной структурой слова, они подвижны, например, рус. дом – до-ма, а во франц. они не связаны даже с границами слов: norte aventure / no-tra-va: ty: r/ – наше приключение.

Существуют слоговые языки: китайский, вьетнамский и др., в которых минимальная фонологическая единица – силлабема (слог), слог – экспонент морфемы (в бирманском языке |lin| - муж, |lin-a| - мужу. Структура слога: инициаль (консонантное начало + вершина + финаль (консонантный конец).

 

Типы слогов

 

Открытый Закрытый Прикрытый Неприкрытый Долгий Краткий
  ма-ма vr-ba в конце слога слогообраз. гласный или сонант   мать, дай в конце слога неслогообраз. звук     по-ни-мать слог с начальным согласным   об-ла-ка слог, не имеющий начального согласного   team [i:] слог с долгим или кратким гласным и группой из 2-х и более согласных   слог с кратким гласным не перед группой согласных. Долгий и краткий слоги в др.греч., араб., в латыни и др.языках.

 

Дифтонги и трифтонги

 

Восходящие Нисходящие Восходяще-нисходящие Равновесные (редкие)
tierra (исп.) земля   Maus (нем.) мышь noise, our, дай ngoai (вьетн.) снаружи tauta (лат.) народ

 

Дифтонг и трифтонг произносятся как один слог, один из гласных – вершина слога.

 

 

Фонологическая трактовка полифтонгов

 

полифонематическая монофонематическая
  полифтонг – сочетание фонем русс. знай, май   полифтонг – целостная фонема англ. fire [aiə]

 

Звуковые изменения внутри слога

 

Появление паразитических согласных или гласных

а) внутри слова – эпинтеза

лат. Victoria, русс. Виктория

греч. Ioannes, русс. Иван

просторечн. какаво, шпиëн

ветер старорусс. ветр –

рубль просторечн. рубель, рупь

б) в начале слова – протеза

русс. он, она - белорус. ен, яна - укр. вин, вона

отец – вотчина

острый – востроглазый

Стяжение: бывает - диал. быват

Элизия: фр. la (артикль) + usage (сущ.) = l’usage

Просодические явления

 

Фонемы, слоги – линейные, или сегментные, единицы, сегменты речевой цепи.

Супрасегментные (или суперсегментные) единицы как бы наслаиваются на линейную цепочку сегментных единиц. Их еще называют просодическими явлениями, они наблюдаются в слоге, в слове, в связной речи.

 

Супрасегментные единицы:

- мелодика (движение высоты основного тона)

- интенсивность (сила звучания)

- темп (скорость произношения)

- тембр (характерная окраска звука)

 

Словесное ударение

 

Словесное ударение – подчеркивание с помощью звуковых средств одного из слогов в слове.

 

Виды словесного ударения

 

Динамическое Квантитативное Музыкальное Качественное
  (силовое) большая интенсивность ударного слога     (количественное) удлинение гласного в слоге   повышение или понижение тона   особое качество звуков в ударном слоге

 

 

В одном языке могут сочетаться различные виды ударения. В русском языке ударный слог не только громче безударного, но и продолжительнее в 2-3 раза, т.о., русское ударение – количественное в большей степени, чем динамическое, но при этом важную роль играет и качественный компонент – тембровая окраска ударного слога.

 

Функции словесного ударения

 

Главная функция – словоформирующая, ее частный случай – вершинообразующая. Ударение – это признак слова, показатель его отдельности и самостоятельности.

Ударение образует акцентное слово, в нем невозможна внутренняя пауза. Акцентное слово может совпадать с орфографическим и словарным, даже если это служебное слово (Будешь писать? – будешь – служебное слово).

Служебные слова, как правило, не способны иметь собственного ударения – это клитики, к ним относятся предлоги, союзы, частицы, артикли и под.

 

 

Клитики

 
 

 


проклитики предлоги и частицы: (Да ты же зналоб этом- два акцентных слова) энклитики частицы ли, бы (Знал бы…- акцентное слово)

 

Типы словесного ударения

 

Свободное Связанное
Нефиксированное ударение Ударение в русском, украинском, немецком и др.языках. Дистинктивная функция нефиксированного ударения, ср.: мукá, мýка стадá, стáда éxport, to export Фиксированное ударение Начальное ударение в финно-угорских языках, в латинском, чешском: Прáга, чáрдаш, Рúга; конечное ударение в армянском, таджикском: Душанбė, Еревáн, Мартирóс Сарьян; на предпоследнем слоге в польском языке: Варшáва, Áдам Мицкėвич. При склонении оно может терять фиксированность: Адáма Мицкėвича.
Неподвижное Подвижное
горóх-горóха-горóховый бородá-бóроды-борóдка

 

 
Место ударения не зависит от морфемного состава словоформы.  

 

 

Интонация

 

Существуют языки с интонацией слога (со слоговым тоном): китайский, вьетнамский, бирманский и др. В литературном китайском языке в знаменательных словах различают 4 слоговых тона:

1. Ровный – ma – мать

2. Восходящий - ma – конопля

3. Нисходяще-восходящий - ma – лошадь

4. Нисходящий - ma – ругать

Во вьетнамском языке 6 тонов.

Такие языки называют тональными (или политоническими) языками в противовес монотоническим.

 

Компоненты интонации

 

Мелодика Интенсивность, фразовое синтагматическое и логическое ударение Темп речи, паузирование, тембровые характеристики - эмоциональная окраска речи
  Движение основного тона голоса, создающее тональный контур     Интенсивность – способ подчеркивания частей высказывания; это выразительное средство речи. Синтагматическое ударение – нейтральная разновидность фразового ударения, средство фонетической организации синтагм. Логическое ударение – особое выделение частей высказывания в соответствии со смыслом   Темп – замедление речи или ускорение и паузирование. Особый тембр голоса. Тембровые наслоения придают речи эмоциональную окраску, делая ее игривой, грустной и т. д.

 

Синтагма – кратчайший отрезок речи, соответствующий единому понятию. Структура синтагмы:

- безударная предтональная часть;

- тональная часть с ядерным или основным тоном;

- затональная часть, ударная или безударная;

Тональная часть обязательна, все другие компоненты факультативны.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.