Методика развития ловкости.
Ловкость– способность человека быстро, оперативно, рационально осваивать новые д.д., успешно решать двигательные задачи в меняющихся условиях. Двигательно- координационные способности – способности быстро, точно, экономично и находчиво решать двигат задачи, особенно возникающие неожиданно.
Классификация видов координационных способностей:
Факторы, от которых зависит проявление ловкости: 1.способность человека к точному анализу движений; 2.уровень деятельности ведущих анализаторов; 3.сложность д.д.; 4.уровень развития физ. качеств; 5.смелость и решительность влияет на проявление корд. способностей; 6.первоначальный запас движений.
Задачи развития координационных способностей: 1.Разностороннее развитие всех групп корд. способностей в рамках многолетнего физ. воспитания; 2.Задачи по развитию корд. способностей в процессе спорт. тренировки или в профессионально – прикладной физ. подготовки.
Средства развития координационных способностей: 1.Ф.у. повышенной корд. сложности и содержащие элементы новизны. Корд. сложность увеличивают след. приемами: ▪ изменение пространственных, временных, динамических параметров при выполнении ▪ изменяют внешние усилия выполнения упр-я, последовательность снарядов, порядок расположения снарядов, вес, высота ▪ комбинированные навыки (сочетание ходьбы с прыжками). 2. Общеподготовительные гимнастические упр-я динамического хар-ра, воздействующие на основные группы мышц; 3. Специальные упр-я, развивающие корд. способности с учетом специфики избранного вида спорта или профессии. Спец. упр-я делятся на: подводящие (осваивают технику), развивающие (связаны с технико – тактич. д-ми в усложненных условиях). Методические подходы при развитии коорд. Способностей: 1. Необходимо развивать способность, образовывать новые формы корд. движений, кот. возникают за счет расширения объема д.у. и д.н. 2. Надо учить способности перестраивать двиг. д-ть в условиях внезапно меняющейся обстановки 3. Повысить пространственную, временную, силовую точность движений на основе улучшения двиг. ощущений и восприятий 4. Необходимо преодолевать рационального мышечного напряжения, существует 2 вида: ▪ тоническая напряженность (мышца напряжена в состоянии покоя, причина: переутомление) ▪ коорд-я напряженность, кот. возникает в результате невозможности расслабиться. Мышцы в фазе отдыха при выполнении мышечной работы; существуют 2 способа: 1 способ: надо сформулировать и систематически мысленно давать себе задание или … на расслабление мышцы в нужный момент. 2 способ: использование специальных упр-й на расслабление.
Для развития корд. способностей в физ. культуре используют след. методы: 1.Стандартно – повторного упр-я. Исп-ся при разучивании слож. д.д., когда упр-е повторяется большое кол-во раз в стандартных условиях. 2. Метод вариативного упр-я. ▪ движение со строгой регламентацией при выполнении прыжков в длину ▪ движение с нестрогой регламентацией. 3. Игровой метод. Упр-я разучиваются в основной части урока. 4. Соревновательный метод. Для достаточно физически и координационно подготовленных занимающихся.
К основным методическим приемам коорд. способностей можно отнести следующие их разновидности: 1. «зеркальное» вып-е упр-й; 2. изменение способов вып-я д-й (бег спиной вперед); 3. изменение исходных и конечных положений при вып-ии упр-я4 4. вып-е освоенных д.д. после воздействия на вестибулярный аппарат; 5. вып-е упр-ий с исключением зрительного контроля. Методика развития пространственной, временной, силовой точности движений: Методика совершенствования точности движений включает средства и методы, направленные на развитие способностей к воспроизведению, оценке, а также к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движений. Способность к точному выполнению движений развивают прежде всего посредством применения общеподготовительных упражнений при систематическом повышении их корд. сложности. Их примером м.б. задания на точность воспроизведения одновременных или последовательных движений и положений рук, ног, туловища при выполнении ОРУ. Совершенствование пространственной точности движений, выполняемых в относительно стандартных усл-х, осуществляется главным образом пот таким методическим направлениям: ▪ совершенствование точности воспроизведения заданных параметров движений, соответствующих требованиям рациональной техники спортивно – технического мастерства. Ставится задача по достижению стабильности эталонных параметров движений; ▪ совершенствование точности выполняемых движений в соответствии с заданными изменения параметров. Например, увеличить амплитуду маха на определенное число градусов при размахиваниях на брусьях или высоту взлета перед исполнением сальто. Совершенствование силовой точности движений предполагает развитие способностей оценивать и дифференцировать степень мышечных напряжений различными группами
мышц и в различных движениях. В качестве средств используются упр-я с различными отягощениями, упр-я на снарядах. Для совершенствования способности управлять мышечными усилиями применяют задания по неоднократному воспроизведению определенной величины мышечного усилия или ее изменения с установкой минимально увеличивать или уменьшать усилие в повторных попытках. Совершенствование временной точности движения зависит от развития «чувства времени». Чувствовать время – это значит быть способным тонко воспринимать временные параметры, что создает возможность распределять свои д-я в строго заданное время. Для совершенствования временной точности движений применяют задания по оценке макроинтервалов времени – 5, 10, 20 сек и микроинтервалов времени – 1; 0,5; 0,3; 0,2; 0,1 сек и др. Способность воспринимать микроинтервалы времени возможно развить в процессе спец. тренировки до очень высокой степени – до 1 мсек.
Контрольные тесты для определения уровня развития коорд. способностей: 1. Время, затрачиваемое на освоение нового движения или какой – то комбинации. Чем оно короче, тем выше коорд. Способности; 2. Время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих усл-х умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двиг. задачи считается хорошим показателем коорд. возможностей; 3. Точность выполнения двиг. действий по основным характеристикам техники; 4. Сохранение устойчивости при нарушении равновесия.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|