Двенадцать» в оценке современников»Стр 1 из 4Следующая ⇒
А. Блок «Двенадцать» Цели урока: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности. Оборудование: презентация; иллюстрации к поэме, различные издания «Двенадцати», презентация с иллюстрациями Ю. Анненкова. Методические приёмы: аналитическое чтение поэмы. Ход урока 1.1 – 4 слайды. Слово учителя.Написав поэму «Двенадцать», Блок воскликнул: «Сегодня я – гений!», «Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью», - утверждал поэт. Однако первое прочтение вызывает даже недоумение, вызывает много вопросов. 2.5-й слайд.Почему поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия? 1)Содержит 12 глав. 2)Героями поэмы являются 12 красноармейцев. 3)Образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с 12 апостолами. Возникает следующий вопрос. Почему Христос? Что значит этот образ в поэме? На эти вопросы ответим в конце урока. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- 6-й слайд 3. Время создания поэмы.«В январе 1918 г. по горячим следам событий, которые потрясли мир. (Через 2 месяца после Октябрьской революции) Начал 8.01., перерыв, дописал 27 и 28 01. Сделал волнующую запись (обычно беспощадно строг к себе): «Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг… Сегодня я – гений». Осознать значение современнику очень сложно – «большое видится на расстоянье». Слайд 7 Двенадцать» в оценке современников» 1)Ярко выделяется Блок на идейно-литературном фоне. Велик список литераторов, которые оказались в рядах его врагов: Щелчок: Бунин, Куприн, Бальмонт, Л. Андреев, Северянин. Они изображали Октябрьскую революцию как восстание сатанинских сил, обрекающее страну на позор и гибель. 2)Щелчок: Вчерашние друзья, поклонники не подавали ему руки, отказывались выступать с ним на вечерах, публично кричали: «изменник», писали о нём в газетах всевозможные гнусности, смысл которых сводился к одному: «Блок продался большевикам». 3)Но если поэма о революции, почему в поэме не изображены революционные действия, вожди революции? Почему в центре эпического повествования – погоня за «изменницей» Катькой (проституткой вообще-то) и её убийство? 4)Щелчок: Другие толковали«Двенадцать» как сатиру на революцию. 5)Щелчок: Газета «Правда» - «величайшее достижение» поэзии Блока – и вместе с тем всей русской поэзии «после Пушкина, Некрасова, Тютчева». 8-й слайд 5. «Интеллигенция и революция». Своё безоговорочное приятие революции он открыто и бескомпромиссно выразил в статье «Интеллигенция и революция». Её художественными эквивалентом стали знаменитая поэма «12» и «Скифы». Что же за концепция изложена в статье «Интеллигенция и революция»? Слайд 9 1) Что такое для Блока революция?Музыка. Музыкальность становится для Блока высшим критерием ценности в жизни, в творчестве: 218 – зел хр. («Мы должны слушать и любить звуки теперь, когда они вылетают из мирового оркестра; и, слушая, понимать, что это – о том же, всё о том же».) Я читать: Чуковский: «Блок ждал революции, как не ждал никто. В его представлении она должна была очистить жизнь, вычистить эту скверну, грязь, бездуховность. Она должна была сделать человеческое стадо народом». 10-й слайд: 2) Что значит «дело художника»?Должны слушать музыку «мирового оркестра» и слушая, любить – 219/2. 11 слайд: 3) Но есть ещё и «не дело художника» с. 219/3. Концепция настаивает, чтобы художник видел вокруг именно «то, что задумано», а не то, что есть на самом деле. 4)Я: Вывод.Художник слушает музыку, а исполняют музыку революции стихийные варварские массы. «В январе 1918 –го, свидетельствует поэт, - я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 или марте 1914. Во время и после окончания «12» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг – шум слитный (вероятно, от крушения старого мира)». Я:И ещё:«…Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства». Я:Вот эта буря«во всех морях» и нашла своё сгущённое выражение в поэме.
Я:6. История создания. Размышляя над судьбами революции, Блок бродит по улицам Петрограда, вслушивается в голоса и выкрики, замечает, что и как поёт народ, о чём мечтает, кому угрожает… Не в гостиных, где собиралась интеллигенция, а на улицах Петроградской стороны, где жила беднота, стремился Блок понять революцию и разгадать её будущее. Улица стала главным пространством, главной ареной борьбы в «12», а замысел, композициюи образный строй поэмы определило восприятие поэтом революции как природного стихийного явления, подобного землетрясению или извержению вулкана. Глава (чтение) Слайд 12 Как экспозиция к поэме. 1.Контраст чёрного и белого цвета. Классическая цветовая символика создаёт резкий контраст, выражающий противостояние двух миров: Чёрный вечер, Белый снег… («Белый снег» - символ чистоты и надежды) Но Под снежком – ледок. Скользко, тяжко, Всякий ходок Скользит – ах, бедняжка! Я: «Ледок» символизирует зыбкость, неустойчивость, неуверенность первых шагов в новую жизнь, неопределённость пути. Слайд 13 2. Образ ветра. Всё действие поэмы развёртывается на фоне разгулявшихся природных стихий: Крутится: Ветер, Ветер На всё божьем свете! «Ветер хлёсткий»,он «гуляет», «свищет», Крутится: «и зол и рад», Крутится: «разыгралась чтой-то вьюга», Крутится: «ох, пурга какая, спасе!» Крутится: «Вьюга долгим смехом // Заливается в снегах» и т. д. 14 – 15 слайды Образ ветра развивается в дальнейшем, обновляется, он как бы комментирует происходящее: одних сбивает с ног, другим кажется «весёлым», он «рвёт, мнёт плакат про «Учредительное собрание», когда появляются красногвардейцы, он радостно «гуляет». Ветер срастается с петроградским пейзажем и Революцией. Петроград оказывается включённым в стихию, становится её частью, проявлением. Очевидно, что образы ветра, метели имеют символический смысл. 16 – 18 слайды С первого появления 12 находятся в движении, в пути. Что это за путь? 1) Это и реальный путь красногвардейских патрулей по снежным улицам Петрограда. (Блок не возражал, когда художник Анненков на иллюстрации точно указал адрес, где проходил патруль: Рыбацкая, 12, недалеко от дома, где жил Блок.) 2) Это и место гораздо большее: движение вне реального пространства и времени, это путь через прошлое, настоящее и будущее. На этом пути их ждут испытания. 19-й слайд
1. Персонажи 1-й главы.Герои обрисованы лаконично и выразительно. Щелчок:Это образное сравнение: «старушка, как курица, / кой-как перемотнулась через сугроб». Щелчок:Хлёсткий эпитет и оксю́морон: «А вон и долгополый - / Сторонкой за сугроб… / Что нынче не весёлый, / Товарищ поп?» Учитель: Задача анализа: услышать великое в частностях, диссонансах. Итак, слушаем:
а) Один голос: «А это кто? – Длинные волосы .. 536»- речевая характеристика.
(о слоге, стиле речи, почерке) Поэт – «брюхо» б) Барыня – «в каракуле»
Учитель: Это интеллигенция, оторванная от народа, духовенство, мещанство с его скудными интересами. 21- 22-й слайд «Буржуй на перекрёстке» - готов к предательству, боязнь нового. Ненавистен. 535/1 Старый мир оказывается в водовороте стихии. Как к нему относится ветер? («крутит подолы», «прохожих косит») Эти скользящие на снегу тени пропадают во мраке чёрного вечера, чтобы появиться в финале поэмы как тревожный призрак прошлого. 544/5 23-й слайд г) Другой голос – 536/1 – Чей? Проститутки, которые обсуждают плакат. Мы должны услышать, что это великое («о великом»). Как легко всякая шваль берёт революцию. Это всё старыймир, который легко приспосабливается к новому веянию. Мгновенное умение приспособить себе канцелярский язык. щёлкнуть заголовок Слух поэта запечатлевает эти конкретные «голоса». («Голосами» в поэме представлена музыка революции) Щелчок: Можно ли эту музыку назвать «великой, музыкой будущего, звуками которой наполнен воздух»? Нет, не слышим великой музыки. «Голоса проституток переданы автором не «с пониманием», что он «всё о том же, всё о великом. Они явно переданы с иронией. Теоретическая концепция терпит крах, когда воплощается в произведении. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- Глава (Чтение) Слайды 24 - 25 1.Раздаются разные, порой исключающие друг друга реплики: 537. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|