Здавалка
Главная | Обратная связь

Мотивы чёрной злобы и страшного мира в изображении героев поэмы.



Мотивы буйной воли перерастают в чувство вселенской тоски, скуки, готовящейся вылиться в месть всему ненавистному миру.

12 красногвардейцев, единых теперь, продолжают шествие в революции. 544/1, но одновременно в их душах растут тревога и беспокойство.

43-й слайд, в конце щелчок.

 

Ветер перерастает во вьюгу 544/2. На пути красноармейцев возникают «543/1». Им кажется, что за сугробами скрывается незримый враг 544/3. А в ответ на выстрелы красноармейцев 544/4.

Щелчок: Так стихия, которая породила и дала силу 12, оказывается с ними в весьма сложных отношениях.

Слайд 44

- Какой цвет исчез в заключении? Чёрный. – Какой теперь господствующий? Красно-белая цветовая гамма: тревожное настроение.

Щелчок: «Это ветер с красным флагом // Разыгрался впереди»

Щелчок: «кто там машет красным флагом?»

Щелчок: «Впереди с кровавым флагом…»

45 слайд

- Откуда жестокость, в чём причина «чёрной злобы»? Блок был убеждён: в прежней дореволюционной жизни. Статья «Интеллигенция и революция» От слов: «Почему дырявят древний собор?...» до слов «… а дураку – образованностью».- 221 – зелёная хр.Истоки чёрной злобы в накипевшем прошлом.

46 слайд

Вспомним Якима Нагого из некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

У каждого крестьянина

Душа что туча чёрная –

Гневна, грозна, и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям…

Эти строки сродни блоковским: «злоба, грустная злоба / Кипит в груди…»

----------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

Учитель:

О том, что большевики сделали ставку на разжигание низменных чувств, прежде всего ненависти и жестокости, постоянно говорит Горький в «Несвоевременных мыслях».

47-й слайд

Почему, кстати, с такой неприязнью отнёсся И. А Бунин к «Двенадцати», который потом напишет, что Блок «впал в некий род помешательства на большевизме»? Наверное, если бы Бунин увидел в поэме Блока изображение «окаянных дней», он не отнёсся бы к ней враждебно. Тут всё сложнее у Блока и гораздо трагичнее.

48-й слайд

 

Сатиры на революциюв поэме нет. И чёрная злоба для поэта – выражение святой злобы. «Интеллигенция и революция» - с. 221 – последний абзац.

49-й слайд

Вот такое отношение Блока к революции. Ровно через год, в январе 1919 г. записывает: 2: «У кого-то (у предков) был досуг, деньги и независимость, рождались гордые и независимые дети, дети воспитывались, их научили тому, как создавать бесценное из ничего… потом писать книги и… жить этими книгами в ту пору, когда не научившиеся их писать умирают с голоду». Ощущение собственной вины не даёт право судить и осуждать чёрную злобу, которая воспринимается как справедливое возмездие, как святая злоба, и есть… другое определение в поэме: грустная злоба.

 

Итак, Блок принимает революцию.

50-й слайд

Старый мир – «шелудивый пёс» - ненавистен Блоку, его буржуазно-мещанское начало ненавистно.

 

Революция для поэта – очистительная стихия, «мировой пожар». «Революция есть музыка, которую имеющий уши должен слышать» («Интеллигенция и революция»). В революции заключено для Блока Возмездие старому миру.

Катастрофичность всего мироощущения, острое сознание социальной несправедливости – вот что бросило Блока в объятия революции…

 

 

51-й слайд

 

Жизненная правда нередко оказывалась сильнее личных убеждений великих писателей и вынуждала их рисовать картины и создавать образы, не соответствовавшие их замыслам. С Блоком произошло нечто подобное. Весьма любопытное свидетельство К. Чуковского: «Написав «Двенадцать», он все эти 3 с половиной года старался уяснить себе, что же у него написалось.

Я:

Многие помнят, как пытливо он вслушивался в то, что говорили о «Двенадцати» кругом, словно ждал, что найдётся такой человек, который. Наконец, объяснит ему значение поэмы, не совсем понятой ему самому…»

Учитель:

Однажды Горький сказал ему, что считает его поэму сатирой. – Это самая злая сатира на всё, что происходило в те дни. – Сатира? – спросил Блок и задумался. – Неужели сатира? Едва ли. Я думаю, что нет. Я не знаю». (К. Чуковский «Ал-р Блок как человек и поэт», 1924.)

52-й слайд

Но тем не менее контрапункт всей поэмы – двойственное отношение поэта к революции, в которой переплетается «низкое» с «высоким», а романтический идеал окружён мрачными реалиями быта.

Щелчок: Блок в поэме ведёт диалог с самим собой.

Я:

«Впереди – Исус Христос?»

Ночь, метель и пурга, в которой теряются встречные фигуры, невольно напоминающие «Зимнюю ночь» Пастернака:

И всё терялось в снежной мгле

Седой и белой

Свеча горела на столе.

Свеча горела.

В поэме Блока тоже горит своя свеча. Это – образ Христа.

53-й слайд

Христос Блока остаётся одной из загадок мировой литературы.

1. Прежде всего, бросается в глаза то, что он не исчезает во мгле, подобно другим фигурам.

2. Другая странность: Христос ведёт один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией.

54-й слайд

Может быть, это не Христос, а Антихрист? Сам Блок писал в своём дневнике: «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «не достойны Иисуса, который идёт с ними сейчас; а в том. что именно Он идёт с ними, а надо, чтобы Другой» («Дневник» А. Блока, с. 267, 20.02.1918).

55-й слайд

С одной стороны, в руках у этого непонятного существа кровавый флаг, что даёт основание считать его Антихристом.

 

56-й слайд

57-й слайд

3. И всё же самому Блоку, может быть, действительно, и красногвардейцы казались апостолами, и вёл их, в его глазах, действительно подлинный И. Христос. И цель их видел поэт в том, чтобы уничтожить зло старого мира, чтобы создать новый мир, может быть, вообще свободный от зла. Блок увидел в большевизме как бы новое христианство, способное сделать то, что так и не сделало старое, - очистить мир от векового зла.

 

Но большевизмнемог даже близко подойти к этой великой миссии. Ибо был основан на насилии. Апостолов нельзя заменить уголовниками. Революция сожгла не зло, а, наоборот, то доброе, что было в старом мире, и без чего Блок не мог существовать.

 

Он не пережил своей ошибки. Жизнь автора «Двенадцать» кончилась в тоске и горе: «Слопала-таки… матушка Россия, как чушка, своего поросёнка».

3.Сомнения в том, кто же всё-таки идёт во главе красногвардейцев, отразилась и в самом облике этого персонажа.

58-й слайд

Но на голове «белый венчик из роз». Белый цвет всегда считается цветоммира. Цветаева:

Белизна – угроза черноте.

Белый храм грозит гробам и грому.

Бледный праведник грозит Содому

Не мечом – а лилией в щите.

Тема белизны подчёркивается и другими чертами блоковского Христа: он идёт «нежной поступью надвьюжной, // Снежной россыпью жемчужной». Белизна пронизывает весь облик Христа.

 

59 – 60 е слайды

Нофлаг всё-таки кровавый. Этот контраст в конце поэмы как бы перекликается с её самыми первыми строками, подчёркивающими двойственность всего происходящего:

Чёрный вечер.

Белый снег.

Судя по дневниковым записям, эта концовка беспокоила автора, не только литературоведов. Блок ни разу не объяснил публично смыслапоследнихстрок поэмы.

Да и Христос ли изображён? Может, лже-Христос? Озлобленные бандиты - апостолы Дьявола, не иначе.

60 - 61-е слайды

Но истинно блоковская лирическая нежность, с которой написаны выбивающиеся из общего стиля поэмы последние строки, убеждает:

Щелчок: речь идёт именно о Христе.

62-й слайд

Обратимся к личности Иисуса, каким он представлен в канонических Евангелиях (на них ссылается Блок, говоря в «Дневнике» о «Двенадцати»).

 

- ИмяИисус что означает? Спаситель, Сын Божий, посланный на Землю, чтобы своими страданиями искупить грехи людей, спасти человечество.

 

- Он что делает?Воскрешает мёртвых, исцеляет больных, насыщает хлебом голодных, учитлюбить ближних и прощать врагов своих, отдаёт моральное предпочтение бедным и униженным и сулит горькую судьбу богатым, знатным, власть имущим, призывает народ кпокаянию. В случае раскаяния самые страшные грешники могут рассчитывать на Божие милосердие (см. Нагорную проповедь Иисуса, Евангелие от Матфея, гл. 5-7).

 

- Противоречит ли всему этому явление Христа в конце поэмы Блока? Нет. Иисус и выступает здесь как Спаситель грешных душ, заблудших в политическом мраке людей. Он надеется на раскаяние тех, которые «не ведают, что творят».

 

Остановить дикий разгул, образумить и вернуть душегубов в лоно Божие – это дело Христа, а не возглавить и не благословить их на дальнейшие злодеяния.

Вот что означает явление Христа в конце поэмы.

63-й слайд

В письме Б. Ю. Анненкову, иллюстратору «Двенадцати», есть любопытная мысль: «Если бы из верхнего левого угла «убийства Катьки» дохнуло густым снегом и сквозь него – Христом – это была бы исчерпывающая обложка». Почему Христос должен появиться в момент убийства Катьки? Ведь не для того же, чтобы освятить эту бессмысленную расправу. Блудница Катька и её убийца нуждаются в искуплении грехов, в прошении.

 

В поэме у него красный флаг.Это объяснить сложнее. По мнению М. Волошина, «кровавый красный флаг – это новый крест Христа, символ его теперешних распятий».

 

В письме к Юрию Анненкову Блок выразился неопределённо: «Христос с красным флагом – это ведь – «и так и не так». Сути дела это не меняет. Бандиты в поэме остаются бандитами, а Сын Божий – Сыном Божьим.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

64-й слайд

Чтение: Заключительная строфа многозначительная. Это конец поэмы. И это начало чего-то нового, важного, ибо появление Христа должно повлечь за собой какие-то действия, быть может, преобразования. Какие? В чём? В ком? Поэт сказал всё, что мог. Нам же остаётся ещё долго размышлять и предполагать – занятие увлекательное и небесполезное.

 

А шли красногвардейцы за ним или стреляли в него? Блок так и не сумел до конца жизни ответить на эти вопросы. Но в самом последнем стихотворении поэт обратился к самому главному для русского интеллигента образу и к самой святой идее – идее свободы: 493/1. Этим криком боли и – несмотря ни на что – надежды и закончился творческий и жизненный путь одного из самых трагических «детей страшных лет России».

65-й слайд

Через 2 года после «12» и статьи «Интеллигенция и революция» Блок пишет: «Недавно я говорил одному из вчерашних врагов, едва ли теперь простившему мою деятельность того времени, что я, хоть и не мог написать теперь того, что писал тогда, не отрекаюсь ни в чём от писаний того года».

66-й слайд

А через 3 года в январе 1921: «493/2». 3 года назад поэт приветствовал «грозовой вихрь», «революционный циклон»: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию». И вот теперь: 493/1.

67-й слайд

Блок к концу жизни ушёл от «Двенадцати». Георгий Иванов пишет, что умирающий Блок «непрерывно бредил. Бредил об одном и том же: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены». Но Георгий Иванов рассказывает о смерти Блока с чужих слов. Но то, что Блок пережил крушение мифа, очевидно.

68-й слайд

И всё же «Двенадцать» остаётся художественным и историческим свидетелем о необыкновенных надеждах и их гибели и вместе с тем – необычайных прозрений в суть происходящего.

ошениепоэта к революциипункт всей поэмы - е дни. му сатирой. и о "написалось.

лей и вынуждала их рисовать картины и создаватьр.21 - зелёна древний собор?ореволюционной жизни..казывается с ними в весьма сложных отношениях.ть всему ненавистному миру.

ят

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.