Здавалка
Главная | Обратная связь

Общие принципы выживания.



ЛЕКЦИЯ № 6

«ПРОБЛЕМЫ ВЫЖИВАНИЯ ЛЮДЕЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (ГСЧС)»

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Общие положения по обеспечению безопасности населения. Общие принципы выживания.

2. Обучение населения действиям в ЧС. Способы выживания человека в ЧС, как эколого-биологический системы.

3. Действия населения по выживанию в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, биолого-социального и в условиях экологического неблагополучия. Организация и оказание медицинской помощи в ЧС.

4. Государственная, национальная и общественная безопасность. Назначение, задачи и структура государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС).

5. Основные органы управления силы и средства системы ГСЧС.

6. Система гражданской обороны (ГО), ее структура, задачи. Организация ГО на объектах.

ВОПРОСЫ УСР:

1.Мотивационная характеристика темы.

2.Предупреждение террористических актов.

3.особенности поведения и выживания населения в ЧС военного времени.

Общие положения по защите населения в чрезвычайных ситуациях

Защита населения - комплекс взаимоувязанных по месту, времени проведения, цели, ресурсам мероприятий ГСЧС, направленных на устранение или снижение на по­страдавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов стихийных бедствий, техногенных ава­рий и катастроф, опасных инфекционных болезней, эко­логического неблагополучия и чрезвычайных социальных событий.

Мероприятия по защите людей от источников ЧС пла­нируются государственными структурами в объемах, га­рантирующих непревышение нормативного воздействия на них возможных поражающих факторов для расчетной ЧС. Если в силу складывающихся обстоятельств установлен­ные нормативы допустимых опасных воздействий могут быть превышены, мероприятия по защите людей проводят по направлениям и в масштабах, позволяющих макси­мально ослабить это воздействие.

Защите подлежит все население, но при планировании вариантов защиты учитываются основные группы и кате­гории населения, в частности, демографическая ситуация на данной территории, состояние здоровья населения, его способность выживать в условиях ЧС, виды опасностей, особенности производственной и социальной инфраструк­туры, наличие и размещение потенциально опасных объек­тов, характеристики зданий и сооружений, особенности расселения жителей, климатические и другие условия.

Система защиты населения формируется на основе разбивки подконтрольной территории на зоны вероятных ЧС по результатам:

- анализа вероятности возникновения ЧС на данной территории;

- прогнозирования характера, масштабов и времени существования вероятных ЧС;

- оценки возможных факторов риска, интенсивности формирования, проявления поражающих факторов и воздействий источников ЧС;

- оценки особенностей техносферы и населения под­контрольной территории по ряду показателей и ха­рактеристик (численность населения, особенности расселения, наличие потенциально опасных объек­тов и др.).

Для выделенных зон опасности и согласно совокупным характеристикам относящихся к ним территорий, объек­тов техносферы и населения разрабатывают типовые ва­рианты защиты населения и проводят мероприятия по заблаговременной подготовке к действиям в экстремаль­ной обстановке. Типовые варианты защиты служат осно­вой для выбора рабочего плана действий на данной территории в конкретной ЧС. Решающую роль в системе выживания населения играют обучение человека способам выживания и способность государственных структур защитить население в ЧС.

Чтобы избежать попадания в чрезвычайные ситуации и успешно выжить в них, необходимо:

- изучать источники опасности для здоровья человека по месту работы, проживания и в других местах пребывания;

- уметь прогнозировать чрезвычайные ситуации и оце­нивать их возможные последствия;

- знать способы предупреждения чрезвычайных ситуа­ций и уметь применять их на практике;

- готовить себя психологически и физически к дей­ствиям в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;

- учитывать воздействие на здоровье естественных экологических факторов (состояние погоды, фазы Луны, вспышки на Солнце и др.);

- соблюдать правила безопасности жизнедеятельности в условиях экологического неблагополучия;

- знать и выполнять правила самосохранения при взаимодействии с социальной, техногенной, природ­ной и биологической средой;

- овладеть специальными знаниями и умениями, при­менять их в чрезвычайных ситуациях;

- учитывать природные способности выживания чело­века, как эколого-биологической системы;

- уметь оказывать первую медицинскую помощь себе и другим людям;

- вести здоровый образ жизни с учетом научных реко­мендаций;

- при необходимости привлекать для своей защиты государственные структуры по защите населения.

Источниками опасности для человека являются: электри­чество, шум, вибрации, ультразвук, инфразвук, радиация, элек­тромагнитные излучения, электрические и магнитные поля, химические опасные вещества, болезни, взрывы, пожары, воен­ные действия, террористические акты, сложная криминогенная обстановка, некоторые животные и растения, гололед, низкие температуры, сильный ветер (буря, ураган, смерч), бедность, сильная жара, наводнения, семейные конфликты, голод, неудов­летворительное качество питьевой воды, нерациональное питание, экономические кризисы и др.

Попав в чрезвычайную ситуацию, необходимо постараться быстрее выйти, хотя бы частично, из состояния стресса и начать действовать. Для этого у человека должна быть цель и план по ее достижению. Иногда кажется, что профессиональные спасатели, летчики, военнослужащие в сложных ситуациях действуют не вариантов. Они их полу­чили во время профессиональной подготовки.

Общие принципы выживания.

Случается, что волей обстоятельств человек оказывается в критическом положении, один на один с природой. Нередко до прихода помощи терпящим бедствие приходится существовать автономно. Основа успеха в борьбе с силами природы — умение человека выжить. Под выживанием понимают активные целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования. Эти действия заключаются в преодолении психических стрессов, проявлении изобретательности и находчивости, в эффективном использовании аварийного снаряжения и подручных средств, в обеспечении потребностей организма в пище и воде.

Главный постулат выживания: человек может и должен сохранять здоровье и жизнь в самых суровых климатических условиях, если он сумеет использовать в своих интересах все, что дает окружающая среда. Но для этого необходимы определенные знания и опыт. Когда человек оказывается наедине с природой, всегда есть опасность появления чрезвычайной ситуации: потеря ориентировки, потеря коллектива, авария транспортного средства.

Перед людьми, оказавшимися в условиях автономного существования, с первых же минут возникает ряд неотложных задач, самые важные среди которых:

• преодоление стрессового состояния, вызванного аварийной ситуацией;

• оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

• защита от неблагоприятного воздействия факторов окружающей природной среды;

• обеспечение водой и пищей;

• определение собственного местоположения;

• установление связи и подготовка средств сигнализации.

Продолжительность этого периода зависит от ряда объективных и субъективных причин, которые могут способствовать или препятствовать деятельности человека.

Все факторы, влияющие на способность к выживанию, можно разделить на 4 группы:

антропологические;

• природно-средовые;

• материально-технические;

• экологические.

Антропологические факторыхарактеризуют состояние здоровья человека, постоянство его внутренней среды, резервные возможности организма. Сюда же относится психологическая подготовленность, морально-волевые качества, активно-преобразовательная деятельность, от которой будет зависеть преобладание положительных или отрицательных эмоций, а также обученность действиям в условиях автономного существования.

Неподготовленному человеку окружающая среда кажется источником всевозможных опасностей, он находится в постоянном тревожном напряжении. Это состояние продолжается от нескольких минут до нескольких суток. Таким образом, важная задача обучения – психологически подготовить человека к преодолению возможной чрезвычайной ситуации, повысить его эмоционально-волевую устойчивость, научить правильно понимать и оценивать сложившуюся ситуацию и действовать в соответствии с ней.

Природно-средовые факторы – это температура и влажность воздуха, солнечная радиация, осадки, уровень давления атмосферы, ветер и др.

Люди способны переносить даже самые суровые природные условия в течение длительного времени. Однако, попадая в них впервые в результате сложившихся обстоятельств, они оказываются малоприспособленными к жизни в незнакомой среде. Поэтому чем жестче условия внешней среды, тем короче оказывается время автономного существования, тем большего напряжения сил требует борьба за выживание, тем строже должны выполняться правила поведения, тем дороже цена, которой оплачивается каждая ошибка.

Материально-технические факторыобеспечивают защитные материалы в условиях автономного существования: одежда, аварийное снаряжение, запас пищи и воды, подручные средства, используемые для различных целей и др.

Экологические факторывозникают в результате взаимодействия человека с окружающей средой. Это могут быть всевозможные несчастные случаи, травмы и т. д.

Физиологические факторы(боль, холод, жажда, голод, страх, переутомление и пр.) при определенных обстоятельствах приобретают особое значение.

Какую же тактику следует избрать, оказавшись в экстремальной ситуации? Отправиться немедленно в путь навстречу помощи – или ожидать ее пассивно? Если обстановка не требует немедленного ухода с места происшествия, лучше остаться, организовать лагерь, построить надежное укрытие. Это поможет защититься от непогоды и в течение длительного времени сохранить силы, что особенно важно при наличии в группе раненых. Кроме того, в условиях лагерной стоянки значительно легче организовать охоту, рыбную ловлю, сбор ягод, грибов и других дикорастущих съедобных растений. В ряде случаев такая тактика облегчит действия поисково-спасательной службы, получившей информацию об аварии в конкретном районе. Приняв решение остаться на месте, нужно составить подробный план дальнейших действий. При разработке плана следует предусмотреть:

• организацию временного лагеря;

• распределение обязанностей между членами группы;

• проведение разведки на местности и определение местоположения группы;

• обеспечение сигнализации и связи.

В условиях автономного существования, когда возможны самые разнообразные ранения — переломы, ушибы, ожоги и т. д. – знание приемов само- и взаимопомощи особенно необходимо, ибо приходится рассчитывать только на свои силы. Люди, оказавшиеся в чрезвычайных ситуациях, своими действиями могут ухудшить состояние пострадавшего. Поэтому необходимо знать, чего делать нельзя:

трогать и перетаскивать пострадавшего на другое место, если ему ничего не угрожает;

• вправлять выпавшие органы;

• давать воду находящемуся без сознания;

• прикасаться к ране руками;

• удалять видимые инородные тела из брюшной, грудной или черепной полости;

• оставлять пострадавшего лежать на спине без сознания, особенно при тошноте и рвоте;

• снимать с пострадавшего одежду и обувь (ее следует разрезать или разорвать);

• позволять пострадавшему смотреть на свою рану.

При оказании помощи необходимо соблюдать строгую очередность действий. В первую очередь должны быть устранены причины, непосредственно угрожающие жизни людей или способствующие дальнейшему ухудшению состояния их здоровья. Пострадавших надо вынести из зоны поражения и немедленно приступить к оказанию первой медицинской помощи по жизненным показаниям: остановить кровотечение, провести искусственное дыхание, закрытый массаж сердца. После того, как эти неотложные меры увенчались успехом, можно переходить к следующим действиям: очистить рану, наложить повязку, провести иммобилизацию сломанной конечности, ввести обезболивающие средства, удобно разместить и успокоить пострадавшего. Уметь оказать первую медицинскую помощь — значит, спасти жизнь и здоровье людей!







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.