Здавалка
Главная | Обратная связь

Отличительные признаки республиканской формы правления



1. Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей);

2. Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;

3. Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем:

· они избираются на определенный срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;

· возможно досрочное прекращение полномочий.

Парламентарная республика характеризуется верховенством парламента и ответственностью перед ним правительства. Правительство формируется лидером партии, победившей на парламентских выборах и находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или отдельным его членам. Тогда они уходят в отставку (Италия).

 

Президентская республика характеризуется тем, что президент является могущественной фигурой во властных структурах государства. Он - глава исполнительной власти, по своему усмотрению формирует правительство, которое ответственно перед ним за свою деятельность. Президент избирается не парламентом, а в результате всенародного голосования. Ему принадлежит право вето на законы, принимаемые парламентом. Президент — глава государства и главнокомандующий вооруженными силами государства (Россия, США, Мексика, Португалия)

Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны (Франция, Греция).

В тесной взаимосвязи с формой государственного правления находится избирательная система -это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов проведения голосования, определения его результатов и распределения депутатских мандатов.

Избирательные системы оцениваются по трем критериям: 1) репрезентативность, т. е. способность представить в парламенте существующую партийную систему; 2) простота механизма выборов; 3) корректируемость результатов выборов в случае разочарования избирателей в депутатах.

Мажоритарная система – большинство голосов.

Абсолютное – 50% + 1 голос;

Относительное – второй тур, два кандидата, набравшие большее количество голосов.

Мажоритарная система распространена в Великобритании, США, Канаде. Она позволяет создавать устойчивые правительства, опирающиеся на прочное большинство в парламенте, за счет вытеснения из органов власти мелких и средних по своему влиянию партий, а также непосредственной связи между кандидатом (впоследствии депутатом) и избирателями.

Пропорциональная система. Депутатские мандаты распределяются между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют за партийные списки и определенную программу.

В некоторых политических системах при применении пропорциональной системы осуществляют ограничения: мандаты распределяются только между партиями, получившими определенное количество голосов, обычно 3-5%.
Например, такой барьер установлен законами Германии, Испании, Швеции.
Пропорциональная система функционирует в Австрии, Бельгии, Италии, Норвегии, Финляндии и др.

Особенность связи формы государственного правления с определенным типом избирательной системы заключается в том, что последний может ослаблять, или, наоборот, усиливать недостатки, потенциально присущие той или иной форме правления. Считается, что президентской форме правления лучше соответствует мажоритарная избирательная система, а парламентарній - пропорциональная. В президентской республике мажоритарная избирательная система делает главу государства и правительство относительно независимыми от политических партий и парламента, дает президенту возможность проводить в значительной степени независимую политику. Пропорциональная избирательная система по президентской формы правления, наоборот, ставит главу государства и правительство в зависимость от политических партий, способствует противостояние президента и парламента.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.