Отличительные признаки республиканской формы правления
1. Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей); 2. Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа; 3. Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем: · они избираются на определенный срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться; · возможно досрочное прекращение полномочий. Парламентарная республика характеризуется верховенством парламента и ответственностью перед ним правительства. Правительство формируется лидером партии, победившей на парламентских выборах и находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или отдельным его членам. Тогда они уходят в отставку (Италия).
Президентская республика характеризуется тем, что президент является могущественной фигурой во властных структурах государства. Он - глава исполнительной власти, по своему усмотрению формирует правительство, которое ответственно перед ним за свою деятельность. Президент избирается не парламентом, а в результате всенародного голосования. Ему принадлежит право вето на законы, принимаемые парламентом. Президент — глава государства и главнокомандующий вооруженными силами государства (Россия, США, Мексика, Португалия) Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны (Франция, Греция). В тесной взаимосвязи с формой государственного правления находится избирательная система -это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов проведения голосования, определения его результатов и распределения депутатских мандатов. Избирательные системы оцениваются по трем критериям: 1) репрезентативность, т. е. способность представить в парламенте существующую партийную систему; 2) простота механизма выборов; 3) корректируемость результатов выборов в случае разочарования избирателей в депутатах. Мажоритарная система – большинство голосов. Абсолютное – 50% + 1 голос; Относительное – второй тур, два кандидата, набравшие большее количество голосов. Мажоритарная система распространена в Великобритании, США, Канаде. Она позволяет создавать устойчивые правительства, опирающиеся на прочное большинство в парламенте, за счет вытеснения из органов власти мелких и средних по своему влиянию партий, а также непосредственной связи между кандидатом (впоследствии депутатом) и избирателями. Пропорциональная система. Депутатские мандаты распределяются между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют за партийные списки и определенную программу. В некоторых политических системах при применении пропорциональной системы осуществляют ограничения: мандаты распределяются только между партиями, получившими определенное количество голосов, обычно 3-5%. Особенность связи формы государственного правления с определенным типом избирательной системы заключается в том, что последний может ослаблять, или, наоборот, усиливать недостатки, потенциально присущие той или иной форме правления. Считается, что президентской форме правления лучше соответствует мажоритарная избирательная система, а парламентарній - пропорциональная. В президентской республике мажоритарная избирательная система делает главу государства и правительство относительно независимыми от политических партий и парламента, дает президенту возможность проводить в значительной степени независимую политику. Пропорциональная избирательная система по президентской формы правления, наоборот, ставит главу государства и правительство в зависимость от политических партий, способствует противостояние президента и парламента.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|