Здавалка
Главная | Обратная связь

Образование как социальный институт




Образование – сложное и многогранное общественное явление, сфера передачи, усвоения и переработки знаний и социального опыта.
Специальная социологическая наука, предметом которой выступает система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, определяет основные направления социологии образования: место образования как социального института в системе общественного воспроизводства; взаимоотношения процесса образования с другими процессами общественной жизни (экономическими, демографическими, политическими); взаимосвязь системы образования с социальной структурой общества; социальные функции образования и динамика их изменения; социальное положение и общественная роль учителей и преподавателей; динамика взаимоотношений между обучаемыми и обучающими.

Исходные, отправные позиции в социологии образования заложены еще в 18-19 в.в., в теориях французских и английских просветителей и социалистов-утопистов, особенно в учениях Р. Оуэна и Ш. Фурье, обосновавших связь обучения с производственным трудом и необходимость общественного воспитания подрастающих поколений.

Уровень образования – мерило цивилизации и культуры любого общества, важный показатель его прогрессивного развития.
Образование как социальный институт выполняет очень важные социальные функции. Во-первых, образование существенно влияет на распределение индивидов по социальным слоям, стратам в соответствии с уровнем и качеством полученного образования. Во-вторых, образование удовлетворяет запросы индивидов, возрастающие и изменяющиеся в условиях рыночных отношений. Сервисная, прагматическая функции образования способствуют адаптации индивидов, их социальной защите. В-третьих, образование влияет на жизненные стратегии индивидов, т.е. формирует определенные системы ценностей.
В процессе образования происходит приобщение личности к культурным смыслам бытия, которые преломляются через личный опыт. Каждая культура содержит правила, приемы, способы объяснения явлений, их интерпретации, установления взаимосвязей между ними. Они и усваиваются в процессе образования, благодаря чему человек оказывается способным жить, нормально функционировать в данном обществе.
Образование , следовательно, призвано обеспечить определенную интеграцию общества, единство смыслов. В противном случае, разрушается основа для адекватного взаимопонимания, общения, сохранения целостности культурного поля. Смысловое единство культуры создает условия для формирования и сохранения целостности личности.
Как известно, личность развивается, овладевая разнообразными формами деятельности, проявляя, в результате, разные стороны своей сущности. И образование , в идеале, создает возможности разностороннего проявления человека.
Роль образования в современном обществе последовательно возрастает. Достаточно сказать, что в продуктах труда высокотехнологичного производства 95% их стоимости составляет стоимость интеллекта, а в 2007 г. появляются совершенно новые профессии, связанные с применением достижений фундаментальной науки.
Современный мир усложняется и изменяется, поэтому возрастают требования к уровню и качеству образования. Более того, «Концепция модернизации российского образования» подчеркивает необходимость его опережающего развития по отношению к обществу. «Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократии и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала».
Основные направления модернизации образования в России – это фундаментализация (знание основных закономерностей изучаемых процессов), информатизация (использование компьютерных технологий в обучении), гуманизация и гуманитаризация, развивающий характер образования, переход от предметоцентризма к компетентской модели (акцент на осмысление знания), вариативность.


Религия как социальный институт

Одним из социальных институтов является религия, которая в своих первобытных формах (фетишизм, анимизм, тотемизм) появилась около 30-40 тысяч лет назад. Институты религии способствуют решению разного рода духовных проблем. Основные функции религии как социального института выделяют следующие: обсуждение загробной жизни и понятий страдания и потерь; стремление соединиться с Создателем; почтение священного писания, строгое соблюдение его заветов, поклонение Богу.

Основателями социологии религии стали М. Вебер и Э. Дюркгейм. С точки зрения М. Вебера, для социолога религия является лишь одним из многих типов мотивации социального поведения людей, способов придания им смысла. Следовательно, социология не должна выходить за пределы мотивирующего воздействия религиозных идей и представлений при объяснении того, как и почему они оказывают влияние на общественную жизнь. По мнению Вебера, религия представляет собой социокультурный институт, обладающий чертами, которые делают его промежуточным явлением между культурой и социальным институтом. Он задает сферу смыслов и ценностей, поскольку на основе религиозных установок человек осмысляет события своей жизни, находит их осмысленными или бессмысленными. Религиозное истолкование мира оказывается средством регуляции поведения, поскольку создает систему ценностей и норм, в соответствии с которыми индивид должен оценивать свои собственные действия и действия других людей. Однако в то же время он является частью общества.

Вебер показал, что тогда как одни религии стимулируют уход этого мира, созерцательно-мистическое к нему отношение (например, буддизм), другие подвигают его на завоевание и преобразование (например, христианство в его протестантской разновидности). Вебер утверждал, что религией обусловлено не только повседневное поведение верующих (т.е. поведение в соответствии с картиной мира), но и такая, казалось бы, отдаленная сфера, как экономическое поведение. Вебер обосновал влияние религии на становление и развитие индустриального общества.
Э. Дюркгейм рассматривает религию как созданный человеком социальный институт. Функция данного института состоит в том, чтобы культивировать социальное чувство, обеспечивать влияние коллектива на индивида. Таким образом, для Дюркгейма религиозными являются все коллективные представления и верования, если они носят обязательный для всех членов общества характер, и тем самым связывают индивида и общество, подчиняют его последнему. Главным признаком религии, по Дюркгейму, является различение двух различных сфер – мирской и священной. Мирская сфера – это сфера повседневной жизни. Священное – это отдельная область, которая состоит из особых предметов, верований и обрядов. Культовые действия всегда совершаются коллективно. А следовательно, священное – это почитание в качестве святого главной социальной ценности данного общества – самого этого сообщества. В религии общество обожествляет само себя.


Семья как социальный институт.


Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и их детьми и другими родственниками. В свою очередь, институт семьи включает множество более частных институтов, таких, как институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт социальной защиты детства и др. Важнейшей частью семьи как социального института является регулирующее ее законодательство. Существует семейное право, где закон определяет, что такое семья, каковы права и обязанности мужа и жены, детей и родителей. Закон определяет минимальный возраст заключения брака, правила раздела имущества после развода и т.д.
Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции: играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности [9; 235]. В этом определении сделана попытка охватить максимально возможное число характеристик и социальных функций семьи. В то же время лишь часть семей может обладать всеми этими качествами. Иначе говоря, не во всех семьях имеются супруги либо дети, не все семьи ведут совместное домохозяйство, не все обеспечивают реализацию основных социальных функций. Надо признать, что до сих пор не удалось сформулировать безупречное определение семьи.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

1. вступление в брак – образование семьи;

2. начало деторождения – рождение первого ребенка;

3. окончание деторождения – рождение последнего ребенка;

4. «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5. прекращение существования семьи – смерть одного из супругов .

На каждом этапе семья обладает специфическим и социальными и экономическими характеристиками.
В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары – мужа и жены, полигамная – или муж, или жена имеет право иметь несколько жен или мужей. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная семья, включающая в себя два или более поколений.
Семья как социальный институт возникла с формированием общества. На первых этапах развития общества между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер.
Основная, первая функция репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане. Наряду с основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:


а) воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

б) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
в) экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

г) сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
д) духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

е) социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам

семьи, воспроизводство социальной структуры;
ж) досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
з) эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее число женщин стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда и ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.